Рецепция римского права в законодательстве России. Что понимается под рецепцией римского права


Рецепция римского права в законодательстве России

Правовые системы во всем мире никогда не существовали и не существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом, ведут между собой нескончаемый культурный диалог. Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной «бомбардировке» со стороны попадающих в нее подобно метеоритному дождю случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. Такая «бомбардировка» позволяет государству оценить собственный опыт правовой жизни, обрести «зеркало» для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами [1].

О значении римского права для мировой цивилизации и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него - вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права нового мира» [2].

Римское право оказало огромное влияние на правовые системы не только стран Западной Европы, но и на правовую систему Российского государства.

Прежде чем вообще говорит о рецепции римского права, необходимо определить, что такое «рецепция».

Рецепция – (от лат. receptio - принятие) 1) в физиологии – осуществляемое рецепторами восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение. 2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права[3]. Рецепция – это усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде [4].

 Если обратиться к Юридическому словарю, то рецепция - это «заимствование чужеземного права» [5]. Рецепция – это заимствование или воспроизведение какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [6]. Рецепция – это заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной [7]

В Словаре международного права рецепция определяется как процесс взаимодействия, заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системы принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [8].

Итак, рецепция римского права – это процесс заимствования, восприятия правовой системы Римского государства правовыми системами других государств.

Проникновение римского права в России началась еще в Древнейшие времена, а именно, с заключения Византийских договоров 911 и 945 г.г. Огромное влияние в этом процессе оказало принятие христианства. «Но, конечно, основной причиной полномасштабной рецепции византийского (греко-римского) права являлось принятие христианства как господствующей религии. Игнорировать роль донора – Византии в этой спланированной акции для российского государства нельзя. Выиграла от христианизации Руси, прежде всего, Византия. По сути дела, принятие христианства привело к превращению русских земель в периферию Византийского мира» [9].

Ткаченко С.В. [10] выделяет пять этапов рецепции римского прав в России:

Первый этап - 1917-1922 гг. Римское право характеризуется отрицательно как рабовладельческое, классовое.

Второй этап - 1922-1937 гг. - характерен смягчением позиции по отношению к «рабовладельческому» праву в связи с рецепцией его положений (пандектное право) в Гражданский кодекс.

Третий этап - 1937-1961 гг. - неустойчивое отношение к римскому праву. Начало этапа ознаменовала позиция А.Я. Вышинского, сформулированная в докладе о положении на правовом фронте. Она выразилась в декларативном отказе от афиширования преемственности в праве. Позже постановление ЦК ВКП (Б) от 14 ноября 1938 г. смягчило данную позицию, зафиксировав факт «отставания юридических наук» и предоставив возможность пользоваться теорией римского права. Однако уже в 1939 г. сложилась тенденция рассматривания исследователей, предлагавших реципировать ценности римского права, в качестве «вредителей». Но, несмотря на такую неустойчивую позицию политиков, непосредственно отражавшуюся на юридической науке, в их выступлениях на протяжении всего этапа цитировались многие принципы и правила римского права.

Четвертый этап - 1961-1990 гг. - ознаменовался продолжением развития «усеченного» пандектного права и распространением этой модели на другие союзные республики. Растет авторитет римского права. В учебной литературе отмечается, что оно хотя и неприменимо в условиях социалистического строя, но для юриста, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, его изучение необходимо.

Пятый этап - 1990 гг. - настоящий момент. Характеризуется реципированием основных положений римского права и повышением его авторитета в идеологических целях.

Современная Россия с учетом современного опыта восстанавливает и развивает основные положения римского частного права, ибо после октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание[11].

Рассмотрим некоторые случаи рецепции римского права в российском законодательстве.

Новый Гражданский кодекс РФ от 21,10.1994 г. закрепляет основные постулаты римского частного права.

Так законодательно закреплено деление права на публичное и частное, истоком чего являются Дигесты Юстиниана. «Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц» (D I.1.1)

 Построение первой части ГК РФ совпадает с построением Институций Гая: лица – вещи – обязательства.

Статья 17. ГК РФ закрепляет также как и в римском праве, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Здесь хотелось бы еще отметить и тот факт, что римскими юристами было установлено правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

 Qui in utero est, perinde ac si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodis ipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7). - Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

Еще в Законе XII Таблиц было закреплено, что за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

Данный постулат был воплощен в части 3 ГК РФ, в частности, в статье 1116, которая определяет круг наследников: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства»

Очевидно, влияние римского права в регламентации гражданско-правовой дееспособности. Хоть римские юристы и не выработали понятия дееспособности, однако не за всеми признавалось право иметь права и нести обязанности. В соответствии с ГК РФ, несовершеннолетние по ограничению в дееспособности делятся на три возрастные категории (до 6 лет; до 14 лет; до 18 лет). Столько же групп было и в римском праве (до 7 лет; до 12 – девочки, до 14 лет мальчики; до 25 лет)

Именно в римском праве был введен институт эмансипации – статья 27 ГК РФ. Процесс установления опеки и попечительства (статьи 29, 30 ГК РФ) практически аналогичен римскому институту.

В Институциях Гая (Гай. 3. 148) определяется содержание договора товарищества. Societatem coire solemus aut totorum bonorum aut unius alicuius negotii, veluti mancipiorum emendorum aut vendendorum. - Мы имеем обыкновение вступать в товарищество или в отношении всего имущества, или для какого-нибудь одного дела, например для покупки или продажи рабов. Все это находит свое отражение в статьи 66-86 ГК РФ, посвященных институту товарищества.

Статьи 128-152.1 ГК РФ посвящены объектам гражданских правоотношений. Деление вещей производиться в соответствии с римским правом.

Римские юристы отличали владение на праве собственности и владение по другим основаниям, так как фактическое обладание вещью может быть основано не только на праве собственности. Так при договоре найма наниматель пользовался вещью (землей), переданной наймодателем, но ее собственником не считался. В соответствии с данными нормами в ГК РФ (статьи 671 – 688) разработан институт договора найма жилого помещения.

Далее рассмотрим залоговое право, которое возникло в Риме в раннереспубликанский период. Суть залога – обеспечение исполнения обязательства (Д. 13.7.4). Основные принципы залога обозначены в статьях 334 – 358 ГК РФ.

Огромно влияние римского права на обязательственное право России. В источниках римского права обязательство (obligatio) определяется следующим образом: обязательство представляет собой правовые оковы, вынуждающие нас что-то исполнить согласно законам нашего государства – obligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicujus covendae rei secundum nostrae civitatis jura (Д. 1.3.13). Понятие обязательств и основания их возникновения предусмотрены ст.157 ГК РФ

Это далеко не полный перечень всех случаев влияния римского права на законодательство России. ГК РФ закрепил в соответствии с римским правом такие институты как ипотека, сервитуты, приобретательная давность права собственности и т.д.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что значение римского права очень велико. Оно оказало влияние на становление частного права многих государств, в том числе и России. Именно в Риме были сформулированы основные понятия и категории гражданского права. Это подчеркивает необходимость изучения римского частного права, дабы быть хорошим специалистом в области гражданского права.

Ведь как говорится: «Без прошлого – нет будущего».

 

Литература:

1.      Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М., 1999. – С. 21.

2.      Иеринг Р. Дух римского права. СПб., 1875. С. 14.

3.      Большой энциклопедический словарь/гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т.2. С.263.

4.      Словарь Ушакова. М. 1959. Т.3. С.944.

5.      Юридический словарь, М., 1953, с575.

6.      Большой юридический словарь/ Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. М. 1998. С.597.

7.      Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия.- М.: 2000. С392.

8.      Словарь международного права/ Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др.- 2 –е изд. М. 1986.С.356.

9.      Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. - Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 106

10.  Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. - Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 118

11.  Ленин В.И. ППС. Т. 44. С. 238.

 

moluch.ru

Понятие и рецепции римского права — реферат

 

      Оглавление 

Введение

Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы рецепции

Глава 2 Причины и истоки рецепции

Заключение

Библиография

 

       Введение 

     Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно  пережило создавший его народ  и дважды покорило себе мир.

     Зародилось  оно в далекой глубине времени  — тогда, когда Рим представлял  еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди  многих других подобных же общин средней  Италии. Как и весь примитивный  склад жизни этой общины, римское  право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую  патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно  затеряно в архивах истории.

     Но  судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая  civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

     Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской  юридической литературы, формировало  юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс  юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной  работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и  в теоретических исканиях: юриспруденция  французская работала все время  рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней  на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира.

     Такова  историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем  в качестве фундамента для правового  развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается  повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась  юридическая мысль, оно изучается  и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой  основные юридические институты  и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в  прежнее время оно считалось  за самый писаный разум, за ratio scripta.

 

     Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы  рецепции 

     Генезис и развитие римского права как  целостной и единой правовой системы  распадается на две самостоятельные  эпохи (как по своим закономерностям, так и по своему значению для формирования принципов и институтов римского права)1:

     - VIII в. до н.э. – V в. н.э. – эпоха становления и развития римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой;

     - с VI в. – по настоящее время – эпоха рецепции исторической традиции римского права другими народами в рамках собственной государственности.

     Хотя  именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет  римского права, античное римское право  принято характеризовать как  классическое римское право, представляющее образец догматической конструкции  и понимания различных институтов.

     Существует  несколько периодизаций классического  римского права. В российской романистике  принято различать три периода  истории римского государства (царский, республиканский и имперский) и, соответственно, три периода развития античного римского права. О. А. Омельченко, отмечал, что различия в периодизации не имеют «принципиального развития для квалификации собственно римского права».

     Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших  исторических процессов всей эпохи  феодализма — рецепция римского права.

     Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

     Первый  этап рецепции характеризуется преимущественно  изучением римского права в отдельных  городских центрах Италии. Для  второго этапа типично распространение  рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом  рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти  имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в  выделении этапов позволяет лучше  рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и  повторяемости.

     Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с  Возрождением, Ренессансом. Передовые  люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся  остатков культуры Древней Греции и  Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать как новое только в области  искусства и архитектуры. Оно  означало коренные преобразования в  мировоззрении, в духовной жизни; это  было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась  живая неразрывная связь между  рецепцией и “возрождением Запада к новой умственной жизни”2. Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позднего времени.

     Развивающаяся промышленность и торговля требовали  развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно ими территориально и по существу. Применение косных и  дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании  силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное  право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации  частной собственности и договорных отношений, и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше “абстрактность” римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

     Римское частное право стало, таким образом, “общим правом” ряда государств и  фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного  права. Оно приобрело уже через  ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной  Европы.

     Но  следует подчеркнуть, что предметом  рецепции явилось преимущественно  римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. «И если германская империя присвоила  себе гордое название “священной римской  империи”, если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул  императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать  императором, измыслил должность первого  “консула”, то все это явилось  лишь заимствованием некогда знаменитого  титула, но отнюдь не воскрешением римских  государственных учреждений»3.

     Однако  и римское частное право как  право рабовладельческого государства  не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в  недрах которого уже начали развиваться  буржуазные отношения. Римское право  в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно  и Германии XVI -XVII вв., то “искаженное” римское право, которое получило название пандектного права или  же странное и нелогичное название “современного римского права” (heutiges rumisches Recht)4. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от “чистого” римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.

 

     «Начало рецепции римского права связано  с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это объясняется, прежде всего, социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII—XIII вв. наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения»5. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

     Если  бюргерство выступало за возможно более  широкое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция  феодальных сословий, светской и церковной  власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта  позиция сходна с их отношением к  развитию производства и торговли —  она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли  и открытую враждебность римскому праву.

     Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальном мире. Возникнув еще в недрах Римской  империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных  школах преподавание велось на латинском  языке, то уцелели и некоторые  рукописи с текстами римских законов, — та предпосылка, которая позже  сделала возможным рецепцию. Духовенство  сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и  некоторые правовые воззрения и  правовые институты. Разумеется, они  были изменены и приспособлены к  специфическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла  в Средневековье.

     По  мере укрепления своих позиций церковь  устанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь  видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.

student.zoomru.ru

понятие, источники, основы :: SYL.ru

Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция – это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.

Особенности термина

Римское право – это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении. Римское право также является правовой наукой, которая изучает основы правовых систем перечисленных выше государств. Данная отрасль научных знаний интересна тем, что с её помощью можно увидеть источник современного права в его первоначальной, «классической» форме. Следует также отметить тот факт, что римское право стало прообразом для многих соответствующих систем современности, которые сформировались вследствие рецепций этой правовой отрасли древнего мира. Право Древнего Рима имеет систему, а также основополагающие принципы, о чём будет рассказано далее в статье.

История римского права

Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права – Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры – 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему - развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.

Источники права Рима

Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себе нормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:

- Обычаи.

- Акты нормотворчества.

- Эдикты магистратов.

- Правовые сборники юристов-практиков.

- Кодификации.

Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право, а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.

Свод законов двенадцати таблиц

Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах. Законами регулировалась практически каждая отрасль общественной жизни. Это был первый письменный источник римского права. Однако существовали определённые трудности. Законы выполнялись буквально, а те правоотношения, которых в таблицах не было, попросту не признавались. Другими словами, они были вне закона. Этот достаточно большой промах был исправлен через значительный промежуток времени.

Кодекс Феодосия

Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.

Corpus juris civilis

В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:

  1. Император желал создать единую правовую систему для Восточной и Западной части Римской Империи.
  2. В римском праве накопилась масса норм, которые были совершенно ненужными и устарелыми.

Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:

  1. Дигесты, в которые включили римское частное право и нормы публичного права Рима.
  2. Институции – это, по сути, наставления, «учебник» для юристов последующих поколений. Они были основаны на знаменитых институциях Гая.
  3. В новеллах были собраны все конституции, выпущенные непосредственно императором Юстинианом уже после произведения кодификации.

Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.

Принципы

Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.

Основными принципа являются:

1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.

Основные виды римского права

Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право – это сфера государственного интереса, а приватное – правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли - императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право – основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского права также включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

Иные отрасли права

Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) – это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано. Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium – общества и государственной власти.

Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского права является достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

Рецепции римского права

После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.

Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:

- Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».

- Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».

- Англия: «О законах и обычаях Англии».

- Русь:«Соборное уложение».

Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

Роль римского права в современной науке

На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.

Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:

1. Грамотность юридической техники римского права.

2. Исключительный характер римского частного права.

3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.

4. Абстрактность понятий.

5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.

Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского права включает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.

www.syl.ru

Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.

  • Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского

  • частного права.

  • Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.

  • Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.

  • Обычное право и закон.

  • Деятельность юристов и эдикты магистратов.

  • Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.

  • Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.

  • Легисакционный процесс, его особенности.

  • Формулярный процесс, его особенности, составные части формулы.

  • Экстраординарный процесс, его особенности.

  • Понятие и виды исков.

  • Особые средства преторской защиты.

  • Понятие исковой давности, основания перерыва и приостановления.

  • Понятие и юридические признаки лица в римском частном праве. Полная и ограниченная правоспособность и дееспособность.

  • Опека и попечительство.

  • Правовой статус римского гражданина.

  • Правовой статус латинов и перегринов.

  • Правовое положение рабов.

  • Правовое положение колонов.

  • Правовое положение вольноотпущенников.

  • Виды юридических лиц, правовые признаки юридических лиц. Порядок образования и прекращения деятельности.

  • Родство и семья в Древнем Риме: понятие и значение. Узаконение и усыновление.

  • Римский брак и его виды. Условия вступления в брак. Способы прекращения брака.

  • Брак с мужней властью, способы его заключения, личные и имущест­венные отношения супругов.

  • Брак без мужней власти. Личные и имущественные отношения суп­ругов.

  • Отцовская власть.

  • Понятие и признаки вещного права. Виды вещных прав.

  • Понятие и признаки обязательственного права. Виды обязательственных прав.

  • Понятие и виды вещей.

  • Понятие и виды владения. Основания приобретения и прекращения владения.

  • Защита владения: понятие, особенности, способы.

  • Собственность и право собственности в Древнем Риме. Виды права собственности Понятие и содержание права частной собственности.

  • Право общей собственности, его характерные особенности.

  • Основания и способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.

  • Защита права собственности: понятие, особенности, отличие от поссесорной защиты.

  • Понятие и виды прав на чужие вещи.

  • Сервитуты их виды и краткая характеристика.

  • Эмфитевзис и суперфиций, их характеристика.

  • Залоговое право, понятие залога, формы залога.

  • Понятие и содержание обязательства.

  • Основания возникновения обязательства.

  • Понятие и виды договора. Заключение договоров.

  • Условия действительности договоров.

  • Содержание договорного обязательства. Недействительность договоров.

  • Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Долевые и солидарные обязательства.

  • Исполнение обязательства. Последствия неисполнения обязательства.

  • Ответственность должника за неисполнение обязательства. Основания освобождения должника от ответственности.

  • Прекращение обязательств.

  • Понятие и виды обеспечения обязательств и их характеристика.

  • Вербальные договоры.

  • Литеральных договоров.

  • Понятие реальных договоров. Договор займа и его правовые признаки.

  • Договор ссуды и его правовые признаки.

  • Договор хранения и его правовые признаки.

  • Характерные признаки консенсуальных договоров, их виды. Договор купли-продажи.

  • Виды договоров найма, их правовые признаки.

  • Договор поручения.

  • Правовые признаки договора товарищества.

  • Виды безымянных контрактов и пактов и их краткая характеристика.

  • Обязательства как бы из договора, их правовые признаки.

  • Обязательства из деликтов, их виды. словия наступления деликтной ответственности.

  • Понятие квази-деликта, виды квазиделиктных обязательств. Ответственность за квази-деликты.

  • Основные понятия и этапы развития римского наследственного права.

  • Наследование по завещанию.

  • Наследование по закону.

  • Открытие наследства. Условия принятия наследства и послед­ствия принятия наследства.

  • Вымороченное имущество. "Лежачее" наследство. Универсальное и сингулярное правопреемство.

  • Сингулярное преемство. Легаты и фидеикомиссы.

  • Ответственность наследника по долгам наследодателя. Иски о наследстве.

  • Понятие и развитие института представительства в римском частном праве.

  • Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.

    На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права:

    1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов;

    5) кодексы римского права.

    Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «З-ны XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («З-он Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

    Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

    Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию рп, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие рп.

    Важнейшим ист-ом права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.

    Начиная с XII в. происходит и захватывает большинство гос-в Западной Европы один из важнейших ист-их процессов всей эпохи феодализма - рецепция рп.

    Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно - теоретического содержания рп, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция рп - не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение рп, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

    Первый этап рецепции хар-ся преимущественно изучением рп в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда гос-в и практическое применение рп в деят-ти судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений рп. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление рп к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе, а его изучение — и на втором. Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.

    studfiles.net

    Рецепция римского права. Исайчева Е.А. Римское право

    Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства

    Рецепция римского права.

    Главная >> Римское право >> Исайчева Е.А. Римское право
    • Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты
    • Роль римского права в истории права и правовых учениях
    • Периодизация римского права
    • Рецепция римского права
    • Система римского права
    • Право народов
    • Право цивильное и право преторское
    • Понятие и виды источников римского права
    • Правовой обычай как источник римского права
    • Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт
    • Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты
    • Деятельность юристов как источник римского права
    • Кодификация римского права
    • Институции, дигесты, кодекс, новеллы, их система и содержание
    • Правоспособность физических лиц. Понятие и содержание правоспособности
    • Правовое положение римских граждан
    • Правовое положение латинов
    • Правовое положение перегринов
    • Правовое положение рабов
    • Правовое положение вольноотпущенников
    • Правовое положение колонов
    • Дееспособность физических лиц. Дееспособность частично дееспособных и недееспособных
    • Право- и дееспособность юридических лиц. Их виды, способы возникновения и прекращения
    • Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
    • Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных
    • Узаконение и усыновление. Формы усыновления
    • Опека и попечительство
    • Брак. Понятие, сущность, виды
    • Условия и формы заключения брака. Брачные препятствия
    • Личные отношения супругов
    • Имущественные отношения супругов
    • Способы прекращения брака
    • Самоуправство и судебная защита субъективного права
    • Римское судоустройство
    • Легисакционный процесс
    • Формулярный процесс
    • Экстраординарный процесс
    • Процессуальное представительство в римском праве
    • Доказывание и доказательства в римском праве
    • Понятие и виды римских исков
    • Особые средства преторской защиты
    • Правовое значение времени. Законные сроки. Исковая давность. Незапамятное время. Погасительная и приобретательная давность
    • Учение о вещи (res), классификация вещей
    • Понятие, элементы и виды владения
    • Способы приобретения и прекращения владения
    • Виды владельческих интердиктов
    • Особенности защиты добросовестного владения
    • Понятие и содержание права собственности. Виды собственности
    • Институт совместной собственности
    • Способы приобретения права собственности
    • Способы прекращения права собственности
    • Защита права собственности
    • Имущественные права на чужие вещи: понятие и виды
    • Сервитуты: понятие и виды, способы установления и прекращения, защита сервитутного права
    • Эмфитевзис и суперфиций
    • Залоговое право. Формы залога. Установление, защита и прекращение залогового права
    • Понятие обязательства. Содержание и предмет обязательства. Стороны в обязательстве
    • Замена лиц в обязательстве
    • Множественность лиц в обязательствах
    • Исполнение обязательств и ответственность за их неисполнение
    • Способы обеспечения обязательств
    • Способы прекращения обязательств
    • Натуральные обязательства
    • Обязательства из договоров. Классификация договоров
    • Заключение договора. Условия действительности договора
    • Согласие воли и ее внешнего выражения. Заблуждение в мотивах, принуждение, обман. Пороки юридических сделок
    • Понятие и виды вербальных контрактов
    • Литтеральные контракты. Специфика литтеральных контрактов в римском праве
    • Консенсуальные и реальные контракты
    • Безыменные контракты
    • Договор купли-продажи
    • Договор хранения (поклажи)
    • Договор займа
    • Договор ссуды
    • Договор поручения
    • Договор найма и его виды. Договор подряда
    • Договор найма услуг
    • Договор найма вещей
    • Договор товарищества
    • Пакты (понятие, виды, способы установления исковой защиты)
    • Квазиконтракты (понятие, виды)
    • Деликты и квазиделикты
    • Условия деликтной ответственности. Понятие вины, ее формы
    • Понятие наследования. Универсальное и сингулярное наследственное правопреемство
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Открытие и принятие наследства. Лежачее наследство. Способы принятия наследства. Наследственная трансмиссия. Наследование по праву представления. Сонаследники
    • Последствия принятия наследства
    • Защита наследственных прав
    • Легаты и фидеикомиссы
    image

    xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

    Вопрос 5. Рецепция Римского права и правовые системы современности

    Количество просмотров публикации Вопрос 5. Рецепция Римского права и правовые системы современности - 563

    Рецепция римского права (лат. receptio – принятие) означает восстановление действия (отбор, заимствование, переработку и усвоение) содержания норм права римского общества, подходящего для регулирования отношений на последующих этапах общественного развития.[4] Рецепция римского права – процесс. Это одно из проявлений преемственности в праве.

    Хронологически возникновение рецепции римского права относят к XI-XII вв. В данный период наблюдался бурный экономический рост городов Северной Италии, требовавший соответствующего правового регулирования. Римское право оказалось готовым, весьма отлаженным инструментом регулирования новых экономических отношений.

    Вне исторической периодизации выделяют несколько этапов рецепции римского права. Первый характеризуется изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков типично для второго этапа. На третьем этапе осуществляется наиболее полная переработка и усвоение духа и буквы римского права. При этом следует учитывать, что указанные этапы не имеют жестких рамок и тот или иной вид деятельности по рецепции римского права может встречаться на каждом из них.

    Рецепция римского права имела идеологические и юридические предпосылки. К сфере идеологии относится убежденность, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является наследником Римской империи. Преемственность власти от римских императоров предполагала заимствование римского права. Юридическими основаниями рецепции являются, прежде всœего, высочайший уровень римского права, на века предвосхитивший правовые воззрения последующих поколений. Римское право помимо того, что содержало в готовом виде ряд институтов регулирования отношений развитого товарооборота͵ отличалось высоким уровнем юридической техники, обеспечившим четкость и ясность правовых норм. Во многом оно было свободно от национальной ограниченности, обладало чертами универсальности. Другим юридическим основанием рецепции являлась неразвитость местного права. Как правило, оно было архаично, страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Использование измененного римского права оказалось явлением закономерным, поскольку представляло собой наиболее простой и экономичный путь присвоения передовых достижений других народов.

    Римское частное право является базисом, на котором веками формировались и продолжают формироваться правовые системы различных стран мира. Справедливость данного положения лучше всœего прослеживается на базе современных разработок представителœей сравнительного правоведения, позволяющих оперировать типологическими данными, присущими целым блокам правовых образований.

    Наиболее известна и признана классификация правовых систем современности, в которой выделяются в качестве базовых романо-германская и англосаксонская правовые семьи. Романо-германская правовая система характерна для стран континœентальной Европы и потому она еще именуется континœентальной. Основными субъектами англосаксонской правовой системы (иногда именуется системой общего права) являются Англия и США.

    Обе эти системы сложились под влиянием процесса рецепции римского права, имеют много общего, но и очень существенные различия. Суть различий в следующем. В Англии преимущественное положение в развитии права занимает судья-практик, роль теории и ученых-юристов незначительна. Основным источником права является судебный прецедент, норма права имеет конкретный, казуальный характер, сфера систематизации права сужена. В процедуре судопроизводства доминирующее положение принадлежит нормам процессуального, а не материального права. В континœентальных странах, к примеру во Франции, Германии, напротив - юридическая теория, ученые-юристы приобрели первенствующее значение в развитии права, а роль судебного прецедента в качестве источника права ограничена. В правотворческой деятельности заметно большее внимание уделяется закону, осуществляется кодификация права. В правосудии нормы материального права превалируют над нормами процессуального права.

    Сравнительный анализ римского частного права с правом континœентальным и англосаксонским позволяет сделать вывод о том, что характерные черты романо-германской формы права — во многом результат действия преемственности, рецепции, широкого влияния римского права на право континœентальных государств. Ими были восприняты конечные результаты развития римского права: идейно-теоретические, юридико-технические достижения, структура и содержание многих институтов гражданского права.

    Что касается соотношения римского частного и англосаксонского права, то здесь на новой исторической базе прослеживается повторяемость. Право Англии несколько иначе подвержено влиянию римского частного права, чем право континœентальное. Преемственность здесь проявляется не в воспроизведении результатов развития римского частного права, а в повторении внутренней логики его развития. Большое сходство наблюдается у квиритского права в Риме и общего права в Англии. И та и другая формы выражали начальный, отправной пункт в развитии права. И то, и другое право не было приспособлено для регулирования отношений развитого товарооборота. Консервативность квиритского и общего права мешала их изменению, приспособлению к новым условиям итребованиям. Более легкий и простой путь регулирования новых отношений был найден не в изменении старого, а в создании нового права. Это происходит при возникновении в Риме преторского права в Англии — права справедливости. Общее нетрудно обнаружить ин составлении претором формулы иска в Риме, и в выдаче судебного приказа по общему праву в Англии — здесь решался вопрос о праве, о том, какие отношения подлежат правовой регламентации. С этим во многом связана особо важная роль процессуальной нормы и процессуального права — из наличия иска здесь делали вывод о существовании права. Как римское право на определœенной ступени развития предстает перед нами в виде системы исков, так общее право и право справедливости — в виде системы приказов.

    И в Древнем Риме и в Англии постепенно происходит сближение старых и новых правовых форм. Их влияние в Риме завершается принятием Свода законов Юстиниана; в Англии решающее значение в данном процессе имел акт 1873 ᴦ. о слиянии судов общего права и судов права справедливости.

    Совпадение внутренней логики развития права в Риме и Англии прослеживается и в щепетильном отношении юристов этих стран к старым формам своего права, а также в практическом характере юриспруденции.

    Практический характер юриспруденции в Древнем Риме и Англии имел многочисленные проявления, к примеру, в первостепенном значении для развития права деятельности практических работников, судей, юристов-практиков. На первый план в качестве источника права выдвигался прецедент, напротив - роль закона и общих абстрактных положений теории в формировании права была ограниченной.

    Лекция 2 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

    referatwork.ru