Новый взгляд на людей с ограниченными возможностями. Человек с ограниченными возможностями


Что такое «человек с ограниченными возможностями»? | Проза жизни

Если же у каждого из них спросить: «А какие же у инвалидов ограничения возможностей?», то услышишь в ответ: «Как какие? Разве В Ы не видите?».

Но вряд ли кто-либо из них согласится, что у них самих «видны ограничения возможностей» потому, что: — бабушка ест только протертое; — старая дева или хронический холостяк не имеют детей; — «качёк», израсходовав силы на «качание» мышц, забыл об интеллекте; — «процветающая жизнь» загорелого менеджера почти полностью зависит от его «конторы»; — господа журналисты, привыкнув к расхожим терминам, разучились их анализировать.

Так откуда появилось это словосочетание? В конце эпохи гласности (80-е годы) выражение «человек с ограниченными возможностями» было придумано чрезмерно «гуманными» общественниками и чиновниками, курирующими инвалидные движения. В эпоху активного развития общественного самосознания (90-е годы), это выражение стало активно применяться вместо термина «инвалид» в среде родителей детей-инвалидов. Общественниками делались даже попытки ввести его в официальную документацию, но власти своевременно спохватились и, поняв, что это может серьезно нарушить права людей с инвалидностью, оставили всё на своих местах.

Но звучность словосочетания, его неопределенность, имеющая «гуманистическую изюминку», понравилась работникам СМИ и, с их легкой руки и сладких уст, выражение «люди (человек) с ограниченными возможностями» стало общерасходным. Сегодня его применяют все говорящие и пишущие про инвалидов: корреспонденты, чиновники, губернаторы, министры, руководители государства. Никого не смущает, что это словосочетание в корне не правильно и даже оскорбительно. История знает бесконечное число выдающихся инвалидов, про которых говорить что они «с ограниченными возможностями», может только человек, сам имеющий явные «ограниченные возможности».

Можно понять маму ребенка-инвалида. Ей некогда раздумывать над правильностью словосочетаний, ей больно режет слух слово — инвалид, и она готова услышать любые слова, не озвучивающие инвалидность ребенка, хотя со временем и она, как правило, прекращает обращать на это внимание. Но вот у общественников и корреспондентов, я хочу спросить: «О каких ограниченных возможностях Вы говорите, встречаясь: с Олегом Смолиным — депутатом Государственной Думы, или Павлом Солтаном — депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, или Александром Суворовым — действительным членом международной академии информатизации при ООН, доктором психологических наук, кавалером Почётной Золотой медали имени Льва Толстого и многими другими выдающимися инвалидами?»

Хочется спросить представителей СМИ: «Уважаемые господа, почему Вы — правдолюбы, не применяете при разговоре об инвалидах выражение: «человек с ограничением жизнедеятельности». Данное словосочетание основано на терминологии, принятой еще в Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о признании лица инвалидом» 13 августа 1996 г. № 965 и вновь подтверждено 20 февраля 2006 г. Постановлением Правительства № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Это словосочетание имеет существенно другой смысл. Из него видно, что перед нами человек, имеющий ограничения жизнедеятельности вследствие наличия у него функциональных нарушений, вызванных заболеванием, последствиями травм или дефектами и нуждающийся в социальной защите. Да и сами «ограничения жизнедеятельности», вынуждающие инвалида постоянно пользоваться в обыденной жизни специфическими действиями, процедурами, приемами для компенсации, имеющегося у него функционального нарушения, не то же самое, что «ограничения возможностей человека».

Скорее всего, мне ответят, что большой разницы в этих словосочетаниях нет — «оба одинаково обидны» для инвалидов. На что я хочу привести один пример: в официальном переводе на русский язык «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов» (20 декабря 1993 года, Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН) два основных термина disability (ст. 17) и invalidity (ст. 18) переведены как инвалидность и нетрудоспособность. Но, наверное, для данного документа более адекватным является вариант перевода: disability — снижение функций, а invalidity — инвалидность.

А теперь, прочитаем обе статьи, с включением в него обоих вариантов перевода. Мой вариант перевода термина будет идти следом за оригинальным переводом, в виде надстрочного текста:

Ст 17. Термин «инвалидность» «снижение функций» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными.

Ст 18. Термин «нетрудоспособность» «инвалидность» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношение между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими.

Уважаемые дамы и господа — не кажется ли Вам, что в официальном переводе всё поставлено с ног на голову? От себя хочу добавить, как только во всем тексте перевода сделаешь предлагаемую замену, то он сразу становится читаемым, и понятным на русском языке.

Могу предположить, что переводчик, воспитанный как истинно советский человек, считал, что понятие инвалидность включает в себя только одну категорию ограничения жизнедеятельности — способность трудиться, и не догадывался о возможности других категорий ограничения жизнедеятельности, т. е. об утрате индивидом способности или возможности осуществлять: — самообслуживание, — самостоятельное передвижение, — ориентацию в окружающем пространстве, — общение, — контроль своего поведения, — игровую (для детей) или учебную деятельность.

Советский Союз, где труд объявлялся правом и обязанность гражданина, был единственной страной мира, в которой инвалидность определялась только по потере трудоспособности — вспомним ВТЭК — Врачебно-трудовые экспертные комиссии. Сегодня решение о признание человека инвалидом делают МСЭК — Медико-социальные экспертные комиссии, которые, кроме способности трудится, устанавливают и другие категории и степени ограничения жизнедеятельности, а также составляют индивидуальные программы реабилитации — ИПР.

Уже скоро как 20 лет нет СССР, мы учимся жить по законам, декларирующим уважение к человеку, так давайте относится к россиянину, имеющему инвалидность, как к ЧЕЛОВЕКУ с ограничениями жизнедеятельности, которые не ограничивают его возможность стать великим, как стал в США Франклин Делано Рузвельт.

Скоро 3 декабря — «Международный день инвалидов», но в этот же день в России отмечают «День юриста». Рассчитываю на их помощь в решение этого вопроса, так как надеюсь, что юристы будут чувствовать себя комфортнее, если их станут чествовать не в день «людей с ограниченными возможностями».

Послесловие. Настоящая статья дважды предлагалась мною для размещения в основном выпуске. Последний раз к Международному дню инвалидов, который будет 3.12.2010., но редакция, сначала в лице Ирины Лукьянчик, а затем гл. редактора — Марианны Власовой сосчитали её абсолютно «не познавательной», а чисто «публицистической», выражающей только мою личную точку зрения (из моей переписки с гл. редактором). По сему она была признана НЕ ФОРМАТОМ для ШЖ и не достойной для помещения 3.12.2010. в основной выпуск. Уважаемый читатель — прошу Вас высказать своё согласие\несогласие с такой трактовкой статьи, путем её оценки или через комментарий. Озеров Вячеслав Дмитриевич.

shkolazhizni.ru

Люди с ограниченными возможностями

Lotte World

В последнее время в Корее принимаются различные меры, направленные на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями.

С прошлого года Министерство здравоохранения и социального обеспечения Республики Корея выдает инвалидам единую карточку социального обеспечения.

С этой карточкой люди с ограниченными возможностями могут получить скидки, в том числе при пользовании общественным транспортом.

Эта карточка имеет различные функции, и инвалидам не придется носить с собой много платежных карточек. Однако для того, чтобы улучшить условия жизни представителей данной категории населения, прежде всего необходимо решить проблему их трудоустройства, так как без работы и постоянного дохода хороших условий жизни нельзя ожидать.

Lotte World, Корея

В связи с этим Министерство труда уже давно старается расширить обязательное трудоустройство инвалидов на предприятиях.

В настоящее время все компании с числом работников больше трехсот человек обязаны нанимать не менее 2% сотрудников с физическими недостатками. При недоборе квоты на инвалидов такие компании должны выплачивать штраф.

Кроме обязывающих мер правительство Кореи предоставляет работодателям налоговые льготы и субсидии на выплату зарплаты инвалидам.

Администрация Сеула приняла решение ежегодно нанимать не менее 10 % граждан с физическими недостатками на вновь создаваемые должности государственных служащих. Это очень большая доля и хорошая привилегия.

В рамках таких усилий открываются центры реабилитации граждан с ограниченными возможностями, которые занимаются профессиональной подготовкой инвалидов и оказанием им помощи в трудоустройстве.

Например, в 2008 году в столичном муниципальном округе Сонпхагу открылся центр реабилитации граждан с ограниченными возможностями. Он оказывает помощь умственно отсталым инвалидам в трудоустройстве.

Директор центра госпожа Чон Чон Чжа говорит, что инвалидов сначала направляют в такие публичные учреждения как библиотеки, почтовые отделения, чтобы они адаптировались к общественной жизни. Потом инвалиды получают профессиональную подготовку в центре. Там они учатся приходить на работу вовремя, здороваться, аккуратно одеваться и правильно реагировать на поручения начальника.

По словам директора за прошедшие пять лет примерно триста пятьдесят сеульчан с физическими и интеллектуальными ограничениями нашли работу в частных компаниях и общественных учреждениях.

Например, в прошлом году одиннадцать инвалидов, прошедших обучение в этом центре, устроились на работу в «Lotte World», культурно-развлекательном центре в Сеуле.

В нем помимо тематического парка развлечений имеются ледовый каток, этнографический музей, живописное озеро и еще много интересного.

Эти одиннадцать инвалидов получили месячную подготовку, и стали работать в качестве кассиров и гидов. В месяц они получают примерно 550$. Это конечно небольшая сумма, но они рады, что им предоставлена возможность заработать.

К примеру, двадцати однолетний господин Ким Чу Хён с марта прошлого года работает в «Lotte World». У него умственная отсталость, 3 группа инвалидности. Он работает гидом, инструктором на одном из аттракционов по 4 часа в день.

Хотя все его служебные обязанности заключаются в том, чтобы улыбаться гостям и приветствовать их. Когда он начал работать, его семья очень переживала, удастся ли ему адаптироваться к новой среде.

К тому же 2 года назад его отец умер, и после этого у него начали появляться симптомы аутентизма. На его болезненные симптомы несколько раз жаловались посетители парка. Однако он все же преодолел заболевание бесконечными упражнениями.

Теперь он приятно улыбается всем посетителям парка, и даже несколько раз получал карточки, которые получают лучшие гиды.

Его коллега по работе госпожа Ким Со Хи, говорит, что его особенно любят дети за приятную улыбку. Его мать госпожа Пак Хё На с радостью говорит, что после того, как сын начал работать, он приобрел уверенность в себе.

Другой инвалид — двадцати двухлетний господин Лим Че Ён с детства имеет умственную отсталость второй группы инвалидности. За это в школьные годы его часто отстраняли от занятий.

Казалось, что он нигде не может работать. Однако теперь он нормально работает в «Lotte World», помогая молодым мамам возить детские коляски.

Правда поначалу ему было трудно было приветствовать гостей и помогать им, но теперь он успешно исполняет свои служебные обязанности. Эти инвалиды — сотрудники заключили годовой контракт с «Lotte World», но при желании они могут продлить его еще на один год.

mojseul.ru

Инвалиды vs люди с ограниченными возможностями здоровья — Дмитрий Волотко

Несколько лет назад в наших широтах стало принято считать, что называть инвалида инвалидом недостойно представителей гуманистического общества. И придумали сложное в произношении «люди с ограниченными возможностями». Одним из доводов выступает созвучность слова инвалид с английским invalid, которое якобы несёт в себе что-то негативное.

В рамках этого гуманистического общества ходит мнение, что смена обозначения человека, у которого что-то не так со здоровьем – это начало для изменения отношения общества к таким людям. Складывается впечатление, что после того, как каждый человек в стране перестанет называть инвалида инвалидом – для них начнётся рай на земле. И инфраструктура сразу станет лучше, и на работу начнут приглашать чаще и пенсия будет в несколько раз больше.

Я понимаю, что прямо сейчас никто из представителей гуманной части населения наших стран ничего сделать не может. Но сидеть ровно и заниматься своими делами нельзя, товарищи не поймут – поэтому будем продвигать какие-то чуждые нам толерантные ценности и излишнюю политкорректность. Таких ценностей в последнее время стало очень много, я понимаю, глобализация и все такое. Инвалида становится неприлично называть инвалидом, старика – стариком, а слепого – слепым.

При этом инвалидам в большинстве своём всё равно, как их называют. В пенсионном написано «инвалид», а остальное красивые слова и ни грамма пользы для их пенсии или пособия. Но не все так спокойно воспринимают слово из Ожегова, которое обозначает их социальную группу. Ряды обиженных множатся каждый день.

Налицо сильнейшее влияние западной культуры и американского английского. В целом в этом нет ничего плохого, но порою нужно думать своей головой. Негативный смысл слову «инвалид» приписывают именно те, кто ратует за обращение к людям с определёнными проблемами со здоровьем длинным и витиеватым термином.

Во время Пасхи около одного из православных храмов стояла монахиня, которая собирала деньги для людей с ограниченными возможностями здоровья, из прихода в городе Н-ске. Несчастной священослужительнице даже дыхания не хватало, чтобы закончить фразу.

Русский язык очень живой и гибкий на уровне разговорной части – если говорить инвалид просто и удобно, а самое главное – емко, может быть, имеет смысл придать этому слову другой оттенок, постараться убрать негатив, связанный с ним, нежели городить огород и пользоваться излишне бюрократизированными терминами?

Довольно часто слышу несколько сокращённый вариант «люди с ограниченными возможностями». На мой взгляд, это обиднее, чем инвалид – потому что в идеальном мире у инвалида нет никаких ограничений, к этому и надо стремиться.

absolvo.ru

Что такое человек с ограниченными возможностями

21/12/2014 г.

Что такое человек с ограниченными возможностямиТак уж получается, что в силу различных обстоятельств некоторые из-за врожденных или приобретенных физических дефектов становятся людьми с ограниченными возможностями. Таким людям приходится очень тяжело в нашем суровом мире, где для них порой не существует никаких условий. Однако многих из них это только закаляет, и они обладают редким упорством, выдержкой и силой воли.

Инвалиды

В государственных органах для обозначения людей с ограниченными возможностями есть термин «инвалид». К нему относят граждан, которые вследствие перенесенных заболеваний или полученных травм и ранений крайне ограничены или вовсе не имеют возможности к трудоспособности и самообслуживанию. Причин может быть много:

  • проблемы с функционированием опорно-двигательного аппарата,
  • соматические заболевания,
  • несчастные случаи или болезни из-за которых человек теряет внутренние органы или части тела.

Помимо физических дефектов, причиной инвалидностью могут являться проблемы с психическим здоровьем человека. Иногда это может быть даже хуже, чем физическая инвалидность, ведь люди с отклонениями в психике зачастую теряют связь с окружающей действительностью.

Для категории граждан с ограниченными возможностями есть дополнительная нормативно-правовая база, предусматривающие различные льготы и выделение отдельной жилой площади со всеми условиями для жизни.

Неограниченные возможности

Что такое человек с ограниченными возможностямиКто сказал, что люди с ограниченными возможностями в чем-то ограниченны? Сами они так не считают и абсолютно в этом правы. При внимательном отношении всего общества и создании для них среды без барьеров они могут вести полноценные жизни и преуспевать в различных областях искусства, науки, музыки, образования и т. д., Например, зрелищность и накал страстей на паралимпийских соревнованиях ничуть не уступают, а иногда и превосходят состязания обычной Олимпиады.

В истории есть много примеров людей с ограниченными возможностями добившихся немалых высот. Советские летчики, герои Великой Отечественной войны Маресьев и Белоусов, которые, несмотря на отсутствие ног, управляли самолетами и участвовали в боевых вылетах. З2-й президент США Франклин Делано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но это не помешало ему три раза подряд занять кресло президента в овальном кабинете и стать одним их самых великих американских президентов. Каждый день люди с ограниченными возможностями доказывают всему миру, что все ограничения — это лишь иллюзия и можно добиться всего, стоит лишь захотеть.

apifi.com

Люди с ограниченными возможностями. Великие люди.

Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.

Мигель Сервантес (1547 - 1616) - испанский писатель. Сервантес известен прежде всего как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из‑за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что "лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее".

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803‑1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803‑1805 годах - опера "Фиделио". Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно‑точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

Сара Бернар (1844‑1923) - французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в "Даме с камелиями" сидя в кресле.

Джозеф Пулитцер (1847 - 1911) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра "желтой прессы". Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

Хелен Келлер (1880‑1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых "Мир, в котором я живу", "Дневник Хелен Келлер" и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона "Сотворившая чудо" (1959), экранизированной в 1962 году.

Франклин Делано Рузвельт (1882‑1945) - 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

Лина По - псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899‑1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Михаил Суворов (1930 - 1998) - автор шестнадцати поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: "Красная гвоздика", "Поют девчонки о любви", "Не грусти" и другие. Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно‑заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации.

Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек‑легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок‑н‑ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу‑бизнесе". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" ‑ 100 величайших артистов всех времен.

Стивен Хокинг (1942) - известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит.

В настоящее время Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Несмотря на тяжелую болезнь, Хокинг ведет активную жизнь. В 2007 году он совершил полет в невесомости на специальном самолете и объявил, что намерен в 2009 году совершить суборбитальный полет на космоплане.

Валерий Фефелов (1949) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму - упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник - после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

Стиви Уандер (1950) - американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер. Потерял зрение в грудном возрасте. В кислородный бокс, куда положили ребенка, было подано слишком много кислорода. Результат - пигментная дегенерация сетчатой оболочки глаза и слепота. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: 22 раза получал премию "Грэмми"; стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили "черной" музыки - ритм‑энд‑блюз и соул середины XX века. Имя Уандера увековечено в "Зале славы рок‑н‑ролла" и "Зале славы композиторов" в США. За свою карьеру он записал более 30 альбомов.

Кристофер Рив (1952‑2004) - американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель. В 1978 году получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном американском фильме и его продолжениях. В 1995 году во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Марли Матлин (1965) - американская актриса. Потеряла слух в полтора года, и, несмотря на это, в семь лет начала играть в детском театре. В 21 год получила "Оскар" за свой дебютный фильм "Дети меньшего бога", став самой молодой в истории обладательницей "Оскара" в номинации "за лучшую женскую роль".

Эрик Вайхенмайер (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

Эстер Вергеер (1981) - голландская теннисистка. Считается одной из величайших теннисисток‑колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Эстер Вергеер - неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и в Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. С января 2003 года Вергеер не потерпела ни одного поражения, выиграв 240 сетов подряд. В 2002 и 2008 годах становилась лауреатом премии "Лучший спортсмен с ограниченными возможностями", вручаемой Мировой академией спорта "Лауреус".

dislife.ru

Что Такое Человек С Ограниченными Возможностями?

Что такое «человек с ограниченными возможностями»? Вячеслав Озеров С приближением декабря все чаще и чаще мы начнем слышать или читать словосочетание: «человек с ограниченными возможностями». А кто это такой? «Как кто?» – скажет мне беззубая бабушка или миловидная старая дева, или хронический холостяк, или пышущий здоровьем «качёк», или полностью загорелый менеджер, ну а работники СМИ будут удивлены больше всех… – «Это всем ясно – это же инвалид!». Если же у каждого из них спросить: «А какие же у инвалидов ограничения возможностей?», то услышишь в ответ: «Как какие? Разве ВЫ не видите?». Но вряд ли кто-либо из них согласится, что у них самих « видны ограничения возможностей» потому, что: – бабушка ест только протертое; – старая дева или хронический холостяк не имеют детей; – «качёк», израсходовав силы на «качание» мышц, забыл об интеллекте; – «процветающая жизнь» загорелого менеджера почти полностью зависит от его «конторы»; – господа журналисты, привыкнув к расхожим терминам, разучились их анализировать. Так откуда появилось это словосочетание? В конце эпохи гласности (80-е годы) выражение «человек с ограниченными возможностями»было придумано чрезмерно «гуманными» общественниками и чиновниками, курирующими инвалидные движения. В эпоху активного развития общественного самосознания (90-е годы), это выражение стало активно применяться вместо термина «инвалид» в среде родителей детей-инвалидов. Общественниками делались даже попытки ввести его в официальную документацию, но власти своевременно спохватились и, поняв, что это может серьезно нарушить права людей с инвалидностью, оставили всё на своих местах. Но звучность словосочетания, его неопределенность, имеющая «гуманистическую изюминку», понравилась работникам СМИ и, с их легкой руки и сладких уст, выражение «люди (человек) с ограниченными возможностями» стало общерасходным. Сегодня его применяют все говорящие и пишущие про инвалидов: корреспонденты, чиновники, губернаторы, министры, руководители государства. Никого не смущает, что это словосочетание в корне не правильно и даже оскорбительно. История знает бесконечное число выдающихся инвалидов, про которых говорить что они «с ограниченными возможностями», может только человек, сам имеющий явные «ограниченные возможности». Можно понять маму ребенка-инвалида. Ей некогда раздумывать над правильностью словосочетаний, ей больно режет слух слово – инвалид, и она готова услышать любые слова, не озвучивающие инвалидность ребенка, хотя со временем и она, как правило, прекращает обращать на это внимание. Но вот у общественников и корреспондентов, я хочу спросить: "О каких ограниченных возможностях Вы говорите, встречаясь: с Олегом Смолиным – депутатом Государственной Думы, или Павлом Солтаном – депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, или Александром Суворовым – действительным членом международной академии информатизации при ООН, доктором психологических наук, кавалером Почётной Золотой медали имени Льва Толстого и многими другими выдающимися инвалидами?» Хочется спросить представителей СМИ: «Уважаемые господа, почему Вы – правдолюбы, не применяете при разговоре об инвалидах выражение: «человек с ограничением жизнедеятельности». Данное словосочетание основано на терминологии, принятой еще в Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о признании лица инвалидом» 13 августа 1996 г. № 965 и вновь подтверждено 20 февраля 2006 г. Постановлением Правительства № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Это словосочетание имеет существенно другой смысл. Из него видно, что перед нами человек, имеющий ограничения жизнедеятельности вследствие наличия у него функциональных нарушений, вызванных заболеванием, последствиями травм или дефектами и нуждающийся в социальной защите. Да и сами «ограничения жизнедеятельности», вынуждающие инвалида постоянно пользоваться в обыденной жизни специфическими действиями, процедурами, приемами для компенсации, имеющегося у него функционального нарушения, не то же

otvet.expert

Новый взгляд на людей с ограниченными возможностями

Новый взгляд на людей с ограниченными возможностями

Узколобый взгляд на человеческие способности привел к одному крайне тяжелому последствию — распространенному представлению об «ограниченных возможностях» инвалидов. Несколько лет назад я принял участие в исследовании, финансируемым фондом Карнеги и возглавляемым кинорежиссером Ричардом Аттенборо. Мы изучали существующие методы выявления художественных способностей у людей с инвалидностью. Всем нам предстояло найти нужные доводы, чтобы, эту проблему наконец научились решать наилучшим образом. Некоторые люди с ограниченными возможностями испытывают трудности в выражении своих мыслей: кто-то не может писать или говорить, кто- то не слышит или не видит. Часто инвалидность становится клеймом на всю жизнь: инвалидов считают не только людьми с ограниченными возможностями, но и воспринимают как неполноценных. Сегодня уже не надо доказывать, что люди с физическими или другими отклонениями, с явно выраженными нарушениями функций организма могут обладать многими талантами, которые остаются невыявленными. Слишком легко проглядеть подлинные, а не «ограниченные», возможности, в которых зарыты их нераскрытые дарования и в которых таится их индивидуальность.

Особенно важно уметь выявлять скрытые таланты в ситуации, когда у людей ограничены привычные формы общения. По инициативе Сандерлендского университета начато исследование, результаты которого убедительно подтверждают правоту моего утверждения. Под руководством Фила Эллиса на основе новых технологий разработан уникальный обучающий проект «Прикосновение звука» («Touching Sound»). Он состоит из комплекта компьютерных программ по виброакустической терапии, или звукотерапии с использованием визуальной музыки. Этот новый подход к музыкальной терапии применяется для детей с диагнозом «серьезные трудности в приобретении навыков» и «глубокие и множественные трудности в обучении». В исследовании «Прикосновение звука» используют низкочастотный лазер и другие технические устройства в сочетании со звуковыми синтезаторами. Прикосновение к лазерным лучам автоматически генерирует звуки. Даже самые слабые движения способны производить довольно мощное звучание. Разработчики этого проекта превращают компьютер в передовой музыкальный инструмент, они

открывают новые пути создания и оформления звука, преодолевая барьеры традиционных методов, но при этом не обесценивая их. При технологии iMuse (Interactive Music Streaming Engine) используются очень чувствительные датчики, которые можно активировать самыми слабыми движениями, например движением век. Следовательно, даже люди с глубокими и сложными проблемами могут управлять музыкой и изображением.

Звукотерапия полагается на экспрессивный потенциал любых звуков, чтобы активизировать и развить дополнительные способы общения и самовыражения. Использование музыки в образовании может внести вклад во все виды обучения: математическое, физическое, техническое, духовное, эстетическое, творческое, социальное. Это способствует развитию разных навыков и умений, связанных с психической деятельностью ребенка: он учится фантазировать, формулировать, различать, выбирать, отклонять, оценивать, упорядочивать и структурировать.

В проекте «Прикосновение звука» принимали участие дети с самыми разными трудностями в обучении и приобретении навыков, например, дети, у которых могут двигаться лишь несколько мышц или всего лишь веки. Люди с нормальными двигательными возможностями даже не задумываются, каким образом они передвигаются в окружающем пространстве и какие приемы задействуют, чтобы выражать свои мысли и чувства. Человек с ограниченной подвижностью и мышечной атрофией, как правило, зависит от посторонней помощи, за него и для него все делают другие люди, и он имеет колоссальные трудности с самовыражением. «Прикосновение звука» дает ему возможность ощущать свое место в окружающей среде и учиться выражать себя. Чувство освобождения буквально осязаемо, и развивающий эффект может быть сенсационным. Предложенная методика, по мнению Мэри Уоттс, принимавшей участие в исследовании, «позволяет человеку самому управлять окружающей обстановкой». Уоттс объясняет это следующим образом: «Все дело в контроле и расширении возможностей. Наша технология оказала стимулирующее воздействие и на сотрудников, потому что обеспечивала мгновенную обратную связь от тех, кому они помогают». За проведение исследования доктор Эллис получил премию, что позволило ему учредить Центр звукотерапии в Сандерленде8.

potencial-school.ru