Глава1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе . 4. Централизованные финансы отражают


Централизованные финансы

Централизованные финансы – это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и внебюджетные фонды.

централизованные финансы

Они способствуют реализации главной цели, которую государство стремится достичь, финансированию основных социально-экономических программ, обеспечению государственного аппарата управления и военного запаса страны. Финансовая система любой страны включает централизованный и децентрализованный сектор. Последний предполагает наличие финансовых отношений, складывающихся в процессе взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.

Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет денежный оборот - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный воспроизводственный процесс. Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных секторов экономики.

централизованные финансы это

Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.

Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.

Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.

централизованные и децентрализованные финансы

Централизованные финансы выполняют стимулирующую функцию. Она проявляется в перераспределении средств более нуждающимся предприятиям и организациям с целью поддержания стратегически важной для экономики отрасли хозяйствования.

Кроме того, государственные органы осуществляют контроль за деятельностью всех элементов экономической системы и определяют степень их соответствия установленным критериям, нормам и нормативам. Контролирующая функция обуславливает разработку и утверждение целого свода законодательных актов и административно-правовых норм. Главенствующее положение занимает контроль за целевым использованием полученных из бюджета средств. Таким образом, централизованные финансы подвергаются жесткому надзору.

fb.ru

Централизованные и децентрализованные финансы: просто о сложном

Многоуровневая финансовая система государства включает в себя различные формы денежных фондов, ставящих перед собой разнообразные задачи. Кроме того, состояние системы является отражением эффективности работы правительства в социальном, экономическом и политическом направлении. В пределах этой структуры различают несколько категорий финансов: централизованные и децентрализованные, с особенностями создания и распределения которых мы и разберемся в сегодня.

Виды финансов: общие понятия

В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.

Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.

Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.

К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.

В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.

Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.

Централизованные и децентрализованные финансы

Распад СССР стал причиной изменений в отечественной денежной системе. До этих исторических событий ее формировали общегосударственные, непроизводственные и производственные потоки. В состав государственного бюджета входили союзная денежная система, республиканские потоки и выплаты от социального страхования.

С 1 января 2000 года на всей территории России вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому все денежные средства, имеющиеся в распоряжении государства, должны образовать единую систему – централизованные финансы, играющие важную роль в стабильной работе экономики страны.

Однако существует еще одна важнейшая составляющая часть – децентрализованные финансы и собственный капитал предприятий. Вместе они создают базу для денежной системы, в которой производство генерирует основную часть финансовых потоков.

Публичные фонды

На сегодняшний день российский бюджет имеет трехступенчатую форму, в состав которой входят федеральный и муниципальный бюджеты, а также финансы субъектов.

Все они управляются государственными чиновниками и представителями власти на местах, и должны создавать государственную основу.

При этом все уровни абсолютно независимы и расходы каждого из бюджетов не влияют на вышестоящие. Внутри каждого отдельно взятого бюджета могут при необходимости создаваться фонды, специализирующиеся на достижении определенных целей или финансировании приоритетных направлений производства и экономики.

Планирование бюджетных расходов производится путем создания сводного плана, включающего в себя бюджеты всех уровней для данного субъекта или федерации. Последние гарантируют устойчивость экономики и работу приоритетных направлений производства, а также науки и культуры.

Формирование децентрализованных финансов

Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.

Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.

Финансовая структура включает:

  • Собственные средства. К данной категории относятся прибыли компаний и другие накопления. К ним также приравнивается минимальный долг перед контрагентом, выполняющим работы согласно договору о сотрудничестве, перед сотрудниками, а также налоговые и прочие обязательные отчисления.
  • Заемные средства. Состоят из бюджетных и банковских ссуд, непогашенных кредитов перед коммерческими финансовыми организациями.
  • Привлеченные средства, к которым относятся инвестиции и взносы.

Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.

Основы функционирования

В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.

Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.

В свою очередь ресурсы можно использовать:

  • Для выполнения обязательств перед кредитором и предусмотренных законодательством.
  • Финансирование расходов, связанных с расширением бизнеса, увеличения уставного капитала, модернизацией оборудования и прочие.

Использование финансов

В условиях отечественного рынка отсутствуют акты, запрещающие руководителям предприятий использовать децентрализованные финансы по своему усмотрению.

Благодаря этому бизнес имеет право:

  • на использование прибыли в полном объеме, отталкиваясь на собственные нужны, и руководствуясь рентабельностью инвестиций;
  • создание и управление различными фондами;
  • использование доходов по собственному желанию;
  • привлечение заемных средств и инвестиций, если это необходимо для достижения поставленных целей.

Для компаний данный вид средств является залогом наличия финансирования производства. Первостепенная задача предпринимателя – извлечение прибыли, поскольку она позволяет в установленный срок совершать обязательные платежи и добровольные пожертвования, а также выплачивать заработную плату сотрудникам, что положительно сказывается на общем состоянии экономики.

Некоммерческие организации и средства населения

К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.

Вторая категория формируется благодаря собственным средствам граждан, которые занимают отдельную нишу в децентрализованных финансах.

Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.

Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.

Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.

Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.

Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.

denjist.ru

Глава1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе . 4

«Закономерности развития централизованных финансов»

Содержание

Введение 3

Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России и фрг. 17

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 34

Заключение 44

Список использованной литературы 47

Приложение 49

Введение

Централизованные финансы– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

Объектомкурсовой работы являются централизованные финансы экономики России.

Предметом исследования, закономерности развития централизованных финансов России.

Цельюкурсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

  • Определение централизованных финансов, их сущность

  • Основные функции и структура централизованных финансов

  • Принципы и роль централизованных финансов

  • Основные исторические этапы развития финансов

  • Современное состояние централизованных финансов в России

  • Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Курсовая работа состоит из трех глав:

  1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

  2. Закономерности развития централизованных финансов в России

  3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

  1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе .

    1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы(от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы– совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти ( муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы– денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы— это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступаютфинансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансывыражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Финансы, как экономическая категория зависят от преобра­зований во взаимоотношениях между звеньями финансовой сис­темы.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации ифункционирования централизованных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансыопираются наинформационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Централизованные финансыимеют четкуюцелевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решениецентрализованных задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.

studfiles.net

Финансовая система РФ: централизованные и децентрализованные финансы.

Финансовая система РФ: централизованные и децентрализованные финансы.

ДЦФ – основа финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы РФ. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны.

Централизованные финансы

ЦФ – 2я сфера финансовой системы, находится в собственности государства в соответствии с бюджетным кодексом.

ЦФ включают бюджетную систему и внебюджетные фонды. Бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Ко внебюджетным фондам относят ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ.

Финансовая политика РФ на современном этапе

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышением благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики относятся:

- совершенствование среднесрочного бюджетного планирования,

- переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими результатами их использования,

- упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета.

Успешная реализация финансовой политики непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки финансовой политики.

Принципы организации финансов эк-х субъектов в разных сферах деятельности

Принципы, на основе которых функционируют финансы экономического субъекта:

1) экономическая самостоятельность. Предприятия независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли.

2) самоокупаемость – полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией, и получение прибыли;

3) самофинансирование – необходимость возмещения за счет собственных источников предприятия не только расходов на текущую деятельность, но и расходов будущих периодов.

4) материальная заинтересованность определяется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли.

5) материальная ответственность определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми внебюджетными фондами, банками и другими экономическими субъектами.

6) обеспечения рисков за счет финансовых резервов;

7) необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

21. организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне

Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из фе-дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ.

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения.

Особенности организации муниципальных финансов.

Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения.

органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям.

Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, реализующим правомочия муниципального собственника, — один из содержательных признаков муниципальных финансов.

Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов).

неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

23. Бюджетная система гос-ва, принципы ее построения.

Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством.

бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы. Количество уровней бюджетной системы определяется типом государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 уровней: бюджета центрального органа власти и местных бюджетов; в федеративном государстве — из 3 уровней: бюджета федерального органа власти, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

единство бюджетной системы РФ;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Финансовая система РФ: централизованные и децентрализованные финансы.

ДЦФ – основа финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы РФ. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны.

Централизованные финансы

ЦФ – 2я сфера финансовой системы, находится в собственности государства в соответствии с бюджетным кодексом.

ЦФ включают бюджетную систему и внебюджетные фонды. Бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Ко внебюджетным фондам относят ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ.



infopedia.su

Централизованные и децентрализованные финансы :: BusinessMan.ru

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

Общие сведения

Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

Состав децентрализованных финансов

Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:

  • бюджетные ссуды;
  • коммерческие кредиты;
  • банковские ссуды.

3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Принципы функционирования института

В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:

  1. Возврата заемных средств, выплаты процентной ставки.
  2. Исполнение финансовых обязательств, установленных законодательством.
  3. Покрытие расходов, касающихся расширения производства (увеличение оборотного и основного капитала, вложения, связанные с технологическим перевооружением, модернизацией, реконструкцией).

Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

Некоммерческие структуры

К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

Заключение

В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.

businessman.ru

Централизованные финансы Децентрализованные финансы — КиберПедия

- государственный бюджет - финансы коммерческих организаций

- внебюджетные фонды - финансы некоммерческих организаций

- государственный кредит - финансы общественных объединений

- страхование

(личное,социальное,имущественное,

Страхование ответственности,

Страх-е предпринимательских рисков)

 

Положительные стороны функционального подхода в трактовке фин.системы: 1)отражает ос-ти формирования использования фондов денежных средств на разных уровнях организации экономики, 2)демонстрирует отличие аккумуляции и распределения фондов между субъектами экономики, цели функционирования которых и методы распределения и использования средств различны.

 

В западной лит-ре понятие финансовой системы раскрывается через институциональный подход.

Финансовая система-совокупность финансовых рынков и финансовых посредников. Участники финансовых отношений: кредиторы и заемщики.

 

В отличие от функционального институциональный подход не отражает функциональные структуры финансовой системы, не показывает различия в целях, методах распределения и использования фин. ресурсов.

К институциональной системе относятся:

1)финансовые организации (коммерческие банки) - государственные и муниципальные финансы,

2)подсистема инструментов и информационных технологий - финансы организаций,

3)финансовые рынки - финансы домохозяйств.

 

Финансовые рынки включают:

1)валютный рынок,

2)рынок золота,

3)рынок капиталов, включающий рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг,

4)рынок денежных средств.

 

Финансовая системы может быть представлена совокупностью трех звеньев:

1)гос. Финансы,

2)местные финансы,

3)частные финансы.

 

Государственные финансы включаютфедеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды обязательного страхования.

Местные финансы включаютбюджеты муниципальных образований, финансовые фонды муниципальных образований, муниципальный кредит.

Частные финансы включаютдецентрализованные финансы - выручка, прибыль, оборотные средства.

 

5. Государственные и муниципальные финансы: состав, отличительные признаки

Основное звено государственных муниципальных финансов – это бюджетная система. Устройство бюджетной системы бюджетным кодексом РФ. В котором характеризуется структура и принципы бюджетной системы.

 

Принципы:

 

1. Единства. Обеспечивается единой правовой базой использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса единой социально-экономической и налоговой политикой на всех уровнях власти.

2. Самостоятельности бюджета. Обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определения направления и их использования.

3. Реальности. Означает правдивое отражение бюджетных показателей (общая сумма доходов и расходов, дефицит или профицит, источники покрытия бюджетного дефицита, принцип властности в соответствии с которым требуется публикация утвержденных бюджетов отчетов об их исполнениях, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территории)

4. Полноты. Означает, что в каждом бюджете доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав бюджетной системы РФ входят: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, социальный и др)

 

Внебюджетные фонды государства представляют совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления и имеющих целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом.

Финансирование из внебюджетных фондов государства отличается от финансирования из бюджета:

1. Строго-целевое направление использования средств в рамках отдельного фонда

2. Закрепление источников доходов для финансирования социальных или экономических направлений

3. относительная экономическая самостоятельность организации и управления конкретного фонда

4. возможность и необходимость участия в инвестиционном процессе

 

Государственный кредит – объединяет специфические экономические отношения, возникающие с целью мобилизации государством, дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а так же ждя поддержки предприятий регионом, других государств на условиях платности, возвратности и срочности.

В отношении государственного кредита – государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

 

Фонды обязательного страхования – образуются с целью возмещения ущерба возникающего у страхователей (юридических и физических лиц) приобретающих страховую услугу при наступлении страховых случаев.

Страховые фонды образуются за счет средств участников страхования.

Включают:

1. фонды личного страхования (жизнь и здоровье граждан)

2. имущественного (имущество юридических и физических лиц)

3. страхование предпринимательских рисков (убытки, недополученная прибыль и дополнительные расходы)

4. фонды страхования ответственности (ущерб нанесенный застрахованным лицам, третьим лицам)

cyberpedia.su

4.Централизованные финансы включают следующие звенья:

1. Государственный бюджет.

2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

3. Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, различных государств, выделяют звенья:

1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти).

2. Органы оперативного управления:

·МинФин ·ЦБ ·МНС ·Гос. таможенный комитет

3. Органы отраслевого управления:

Финансовые службы министерств и ведомств;

Финансовые службы предприятий и организаций.

5.Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

- Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

- Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

6.Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.Доходы бюджета делятся на две части:налоговые поступления в бюджет,неналоговые поступления в бюджет

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования:

-арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;

-проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации;

платы за пользование природными ресурсами:

плата за негативное воздействие на окружающую среду;

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[3]

Все расходы можно подразделить на следующие группы:[2]

военные;экономические;на социальные нужды;на внешнеполитическую деятельность;на содержание аппарата управления.

7.Местные бюджеты-бюджеты местных органов власти.К осн расх местн.бюджетов отн-ся:1.Сод-ние и развитие соц-культ. сферы местного назначения и соц.защиты населения.2.Благоустр-во насел-ых пунктов.3.Сод-ние аппарата местного упр-ния.5.Созд-е резервных и целевых фондов местного назначения.Доходы делятся на:1.Соб-ные дох(налоги и платежи,кот полностью зачисляются в местн. бюджеты и над кот. местные власти имеют контроль)2.Закрепленные дох(налог на недвиж-сть,зам. налог).3.Регулирующие дох(это процентые отчисления от респ-ких платежей).

8. Бюджетное регул-е-предостав-е средств из гос-ных дох. или дох. вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их дох. и расх.Задачами Б. р. явл-ся: обеспечение бездефицитной сбалансированности дох. и расх. нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения заданий народно-хозяйственного плана; выделение каждому бюджету таких источников, кот. позволили бы своевременно и бесперебойно финанс-ть мероприятия по развитию народного хоз-ва и соц-культ. обслуживанию населения; создание мат-ной заинтересованности респуб-кой и местных органов в вып-нии планов местных и общесоюзных гос-ных дох, а тем самым и в выполнении народно-хоз-ного плана в целом.

Методы бюджетного регулирования:1.Метод процентных отчислений от общегос-ных налогов и доходов, кот. поступают в местные бюджеты;2.Предоставление фин-вой помощи бюджетам в размере опр-ной установленной суммы.

9.Гос.кредит-система ден-ных отн-ний между гос-вом с одной стороны и юр.,физ лицами,иностр-ми гос-ми,межд-ми фин. орг-ми с др.стороны по поводу получения займов,предост-ния кредита или гарантии.Ф-ции кредита:1.Фискальная(заключ-ся в том,что посредством кредита осущ-ся форм-ние ценрт-ных ден.фондов.)2.Регулирующая(выраж-ся в возд-вии гос-ва на состояние ден-ого обращения,уровень ставок на рынке денег,произв-во и занятость).Принципы гос.кредита:1срочность.2.возвратность.3.добровольность.4.возмездность.

studfiles.net