Юридический отдел основные цели и задачи отдела. Цели и задачи юридической деятельности


Цели и задачи юриспруденции

Понятие и цели юриспруденции

Термин «юриспруденция» используется в теоретическом и практическом значении.

Определение 1

Юриспруденция – наука, изучающая закономерности развития и функционирования права и государства.

Это определение отражает теоретический аспект понятия. Синонимом термина «юриспруденция» в данном смысле является термин «правоведение».

Цель правоведения (юриспруденции) – изучение объективных свойств права в его взаимосвязи с государством.

Определение 2

Юриспруденция – профессиональная деятельность юристов и система их подготовки в образовательных учреждениях.

В этом определении нашел отражение практический аспект термина. Цель юриспруденции как профессиональной деятельности, заключается в прикладном использовании знаний.

Наличие прикладного аспекта позволяет отличить юриспруденцию от понятия «юридическая наука». Производя знания, как и юридическая наука, юриспруденция еще и предполагает их применение, то есть связана не только с правотворчеством, но и с правоприменением.

Юриспруденцию можно охарактеризовать как сферу общественной деятельности, так как с её помощью осуществляется реализация потребностей социума в установлении и сохранении преобладающих на данном историческом этапе общественных отношений.

Признаки юриспруденции:

  • включена в систему общественных наук;
  • имеет прикладной характер, удовлетворяя интересы юридической науки и практики;
  • обладает чертами наук о мышлении, исследуя то, как объективная действительность находит отражение в праве;
  • обладает признаками точных наук, включая конкретные знания, представленные в точных формулировках и конструкциях.

В качестве одной из основных целей юриспруденции можно выделить теоретическое исследование права. Представляя собой систему различных научных представлений о сущности государства и права, юриспруденция включает в себя деятельность, связанную с разработкой теоретического обоснования применения правовых норм.

В структуру юриспруденции включена совокупность изучающих право наук, которые могут быть квалифицированы следующим образом:

  • отраслевые науки, изучающие правовое регулирование отельных отраслей права;
  • общетеоретические правовые науки;
  • межотраслевые (комплексные) правовые науки;
  • сравнительное правоведение;
  • науки международного права;
  • прикладные юридические науки.

Задачи юриспруденции

Реализуя основную цель юриспруденции – установление законности и правопорядка и режима их соблюдения, - юристам необходимо решить большое число разнообразных задач:

  • задача обеспечения прав и интересов личности. Решение этой задачи позволяет говорить о приобретении государством характера правового. В правовом государстве повышается ответственность за принятие и исполнение конституционных предписаний и установлений.
  • прикладные задачи, связанные с конкретной сферой юридической деятельности, к которой могут быть отнесены деятельность по охране правопорядка, адвокатская, судебная и тому подобное.
  • развитие правовой науки, научные исследования в правовой сфере.

Замечание 1

Юриспруденция, включая как знания о праве, так и деятельность на их основе, выполняет социальные и образовательные функции, так как одной из основных задач этой науки является подготовка юристов-профессионалов.

Важной задачей юриспруденции является регулирование разнообразных отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами. Исходя из основных задач юриспруденции, выделяют следующе виды юридической деятельности:

  • нормотворческая
  • правоприменительная
  • правоохранительная
  • экспертная
  • педагогическая.  

spravochnick.ru

6.3.2. Задачи и функции юридической практической деятельности

Цель практической юридической деятельности - защита прав, свобод и законных интересов субъектов права, содействия признанию и доминированию общечеловеческих ценностей и права в обществе, обеспечение правності деяний субъектов права и охрана правопорядка. Цель практической юридической деятельности конкретизируется в ее задачах, которые нормативно определены в соответствующих законах:

• до основных задач адвокатуры принадлежит содействие защите прав, свобод, представительство законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, а также предоставление им другой юридической помощи;

• основными задачами милиции являются: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предотвращение правонарушений и их прекращения; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнения уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей;

• на Службу безопасности Украины возлагаются задачи защиты государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от розвідувально-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, а также предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины.

Социальное назначение юридического практической деятельности, ее место и роль в правовой системе отражаются в ее функциях - основных направлениях влияния юридического практической деятельности на институты права и общественные отношения. Функции юридического практической деятельности разделяют на социальные и специально-правовые.

К социальных функций юридического практической деятельности принадлежат идеологическая, экономическая, политическая, управленческая, воспитательная и др.

Специально-правовые функции юридического практической деятельности - это направления ее собственное правового воздействия на общественные отношения - регулятивного и охранительного, в частности реализация регулятивной функции направлена на обеспечение составления нормальных, хороших, полезных социальных взаимодействий субъектов права, а охранная функция - на защиту позитивных социальных взаимодействий от социально вредных и опасных деяний людей, их объединений, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов права. Так, основными функциями прокуратуры являются:

• надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследуют деяния, содержащие признаки преступления, а также за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемые судом; за соблюдением законов в Вооруженных Силах, Пограничных войсках и других воинских формированиях, дислоцированных на территории Украины;

• расследование деяний, содержащих признаки преступления;

• поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

• участие в разработке органами государственной власти меры предотвращения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснения законодательства.

Следует заметить, что Конституцией Украины несколько сокращены функции прокуратуры, в частности, в пункте 9 раздела XV "Переходные положения" определено: "Прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия - до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование".

banauka.ru

Юридический отдел основные цели и задачи отдела

ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

1. Основной целью деятельности отдела является правовое обеспечение деятельности администрации района и ее структурных подразделений, защита их прав и законных интересов.

2. Основными задачами отдела являются:

3. Правовое обеспечение и разработка муниципальных правовых актов администрации района, правовая экспертиза поступающих в сектор проектов договоров, обеспечение законности принимаемых решений, постановлений и распоряжений, контроль за законностью при издании муниципальных правовых актов, защита прав и законных интересов администрации района.

4. Разъяснение действующего законодательства, порядок его принятия и применения в работе структурными подразделениями администрации района.

5. Анализ правовой базы, ведение систематизированного учета нормативных правовых актов, поддержание их в контрольном состоянии.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами, отдел осуществляет следующие основные функции:

1. Осуществление контроля и проверки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, положений, инструкций, договоров, учредительных документов муниципальных учреждений, учредителем которых выступает администрация района, и других документов, разработанных структурными подразделениями администрации района;

2. Подготовка проектов распоряжений и постановлений администрации района;

3. Участие в подготовке ответов на представления, протесты прокуроров на акты принятые главой администрации района;

4. Участие, при необходимости, в приеме граждан главой администрации для дачи заключений по заявлениям и жалобам граждан;

5. Ведение претензионно-исковой работы администрации района, подготовка исковых заявлений, отзывов, жалоб и передача их в судебные органы.

6. Организация учета и хранения поступающих в администрацию района правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Кировской области;

7 Представление в установленном порядке интересов администрации района, структурных подразделений администрации в Арбитражном суде, судах общей юрисдикции, органах прокуратуры и правоохранительных органах;

8. Организация работы по исполнению судебных актов и ведение учета исполнительных листов. Осуществление передачи исполнительных листов с судебными делами на исполнение.

9. Участие в разработке документов правового характера совместно со структурными подразделениями администрации района;

10. Оказание правовой помощи структурным подразделениям администрации района, постоянным комиссиям по вопросам, возникающим в их деятельности, консультация по правовым вопросам специалистов структурных подразделений администрации района;

11. Взаимодействие с аппаратом главы Вятскополянского района по вопросам, рассматриваемым на заседаниях районной Думы муниципального образования.

12. Разработка предложений по совершенствованию правового регулирования органов местного самоуправления, совершенствованию правовой системы органов местного самоуправления муниципального образования.

13. Осуществление, по поручению главы администрации района, систематического контроля за своевременным исполнением актов федеральных, областных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти Вятскополянского района, проверка, обработка и обобщение результатов контроля; подготовка информации для областной администрации, а также для главы администрации района;

14. Оказание необходимой правовой помощи муниципальным предприятиям, организациям и учреждениям района;

15. Подготовка заключений и ответов по поступающим в отдел служебным документам, обращениям граждан и юридических лиц;

16. Подготовка замечаний и предложений по законопроектам федеральных и областных органов государственной власти.

ПРАВА ОТДЕЛА

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

1. Требовать от структурных подразделений администрации района информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций.

2. Возвращать исполнителям на доработку некачественные и противоречащие законодательству Российской Федерации проекты муниципальных правовых актов и других документов администрации района, а также составлять заключения и справки по ним о необходимости устранения выявленных нарушений.

3. Привлекать, по согласованию с соответствующим руководителем структурного подразделения администрации района, работников для подготовки проектов муниципальных правовых актов и других документов.

4. Вести переписку с предприятиями, учреждениями и организациями, а также государственными органами, органами местного самоуправления, по вопросам отнесенным к компетенции администрации района;

5. Устанавливать связи, с целью обмена опытом, получения консультаций по спорным вопросам со структурными подразделениями администрации района.

6. Требовать письменного оформления содержания и объёма должностных полномочий и создания условий для их исполнения.

7. Посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий предприятия, организации и учреждения, независимо от их правовой формы собственности.

8. Использовать в работе информационный банк данных органов местного самоуправления.

9. Использовать для работы системы связи, компьютерную и множительную технику.

10. Пользоваться в установленном порядке служебным транспортом.

gigabaza.ru

Цели и задачи юридической группы

Юридическая группа

В своей деятельности юридическая группа руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными актами, приказами и инструкциями МЧС РФ, ПРЦ, приказами начальника Главного Управления, а также настоящим Положением и организует, непосредственно осуществляет правовую работу в интересах Главного Управления МЧС России по Ульяновской области и его структурных подразделений.  

Основными задачами юридической группы являются:

  • Организация разработки нормативных актов по основным направлениям деятельности Главного Управления.

  • Защита правовыми средствами законных прав и интересов Главного Управления и его подразделений.

  • Осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных актов и других правовых документов, представляемых на подпись руководителю Главного Управления.

  • Осуществление методического руководства правовой работой в системе Главного Управления, согласование правовой деятельности Областного Государственного учреждения «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области».

  • Пропаганда действующего законодательства, юридическая помощь подразделениям и личному составу Главного Управления, подготовка рекомендаций и других методических материалов по этим вопросам.

 

 Функции юридической группы

В области организации нормотворческой деятельности:

  • Подготовка и участие совместно с другими структурными подразделениями в подготовке проектов локальных нормативных актов, принимаемых в Главном Управлении.

  • Принятие мер к признанию утратившими силу или изменению локальных нормативных актов или организационно-распорядительных документов в связи с изменением действующего законодательства.

  • Анализ правоприменительной практики в системе Главного Управления, направление обобщенных материалов в установленном порядке в соответствующие службы МЧС России.

  • Осуществление авторского сопровождения в органах исполнительной власти Ульяновской области подготовленных с участием юридической группы проектов нормативных актов.

  • Подготовка справок и заключений по запросам МЧС России и в другие инстанции по правовым проблемам в сфере деятельности Главного Управления.

  • Осуществление методического обеспечения нормотворческой работы в системе Главного Управления .В области защиты законных прав и интересов Главного Управления:

  • Организация совместно с другими службами работы по оформлению хозяйственно-правовых договоров, заключаемых Главным Управлением, подчиненными подразделениями ФПС (Центр управления силами ФПС по Ульяновской области», ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Ульяновской области», ГУ «2 ОФПС по Ульяновской области», ГУ «3 ОФПС по Ульяновской области», ГУ «Отряд Технической службы ФПС по Ульяновской области» ) их юридическая экспертиза, визирование. Принятие мер к обеспечению надлежащего учета и исполнения договоров.

  • Участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной дисциплины, анализ причин неисполнения или ненадлежащего исполнения со стороны Главного Управления, подчиненных подразделений ФПС и их контрагентов договорных обязательств, представление предложений по устранению выявленных недостатков.

  • Подготовка совместно с другими подразделениями претензий и исков, отзывов на претензии и иски от имени Главного Управления, подчиненных подразделений ФПС ( где отсутствуют штатные единицы юрисконсультов) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

  • Представительство с целью защиты интересов Главного Управления, подчиненных подразделений ФПС в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

  • Обеспечение анализа предъявленных претензий и обобщение результатов рассмотрения судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности Главного Управления, подчиненных подразделений ФПС.

  • Участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.

  • Систематизированный учет и хранение претензий, исков, отзывов на претензии и иски и других документов, связанных с претензионно - исковой работой.

  • Принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного Главному Управлению, подчиненным подразделениям ФПС личным составом (в том числе в порядке регрессных исков ).

  • Участие в разработке условий и процедуре заключения коллективного договора.

  • Участие в подготовке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины в Главном Управлении.

В области контроля за законностью в нормотворческой деятельности:

  • Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение неуклонного соблюдения законов и иных актов в деятельности Главного Управления.

  • Проверка соответствия закону представляемых на подпись начальнику Главного Управления проектов приказов, инструкций и др. нормативных актов, а также договоров, соглашений, контрактов, визирование их.

В области систематизированного учета актов

  • Ознакомление сотрудников с требуемыми нормативными актами, оказание им помощи в поиске необходимых правовых документов.

В области методического руководства правовой работой

  • Ознакомление с состоянием правовой работы в системе Главного Управления.

  • Оказание практической помощи сотрудникам, на которых должностными инструкциями возложена организация правовой работы в подразделениях.

  • Осуществление контроля за состоянием правовой работы в подразделениях Главного Управления.

В области пропаганды законодательства и оказания юридической помощи

  • Повышение юридических знаний и навыков личного состава, проведение занятий и семинаров по правовым проблемам в системе служебной подготовки и государственно-правового регулирования.

  • Юридическое консультирование личного состава Главного Управления по интересующим их правовым вопросам.

 

 

 

 

 

73.mchs.gov.ru

3. Основные цели и задачи учебного курса

главная целевая функция курса: с самого начала профессиональной подготовки будущих специалистов в различных отраслях юридической деятельности постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста; последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих профессиональных обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной юридической практике. Важнейшей составной частью общего образовательного процесса являются: 1) постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии; 2) системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности; 3) ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам. Основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются: нормотворческая деятельность, связанная с участием в подготовке нормативно-правовых актов; правоприменительная деятельность, предусматривающая разработку и принятие в пределах должностных обязанностей юридических решений, обязательных к выполнению; правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности и государства, предупреждение правонарушений; экспертно-консультационная деятельность, обслуживающая различные сферы общественной жизни, обеспечивающая юридическое сопровождение решения тех или иных практических задач; педагогическая деятельность, непосредственно связанная с подготов-кой юридических кадров, совершенствованием правовой системы в целом. Основное образовательное назначение курса заключается в формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, имеющих универсальное значение для всех категорий юридических специальностей. Общекультурная компетенция предполагает: владение навыками аналитического мышления; развитие культуры профессионального поведения; способность работы с современными информационными ресурсами; выявление ориентации на конструктивное взаимодействие с коллегами, коллективные и индивидуальные формы работы; расширение границ профессионального общения за рамками полученной специализации. В результате освоения учебного курса студент должен, во-первых, знать место учебного курса в системе юридических дисциплин; иметь представление об основных сферах приложения юридического труда, в том числе юридической практике, юридическом образовании, юридической науке и содержании своей будущей профессии; знать историю ее возникновения и развития; понимать профессиональные требования, основные права и обязанности юриста; во-вторых, уметь работать с юридическими конструкциями и определениями; правильно ставить, формулировать юридические проблемы, квалифицировать юридические ситуации; анализировать юридические тексты; готовить резюме или обобщения собственного представления о предмете своей профессиональной деятельности; в-третьих, владеть практическими навыками работы с юридическими документами, их оценки и анализа; активно использовать приемы юридической техники в процессе подготовки рабочих материалов по отдельным вопросам реализации и применения права. Все это и многое другое – культура профессиональной речи, открытый стиль общения с коллегами и клиентами, умение соблюдать этикет и хранить профессиональную тайну – в конечном итоге дадут необходимый результат как в профессиональной среде, так и в общественном мнении.

studfiles.net

Понятие юридической деятельности.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 57Следующая ⇒

Юридическая деятельность представляет собой один из видов социальной деятельности и характеризуется всеми ее признаками.

Любая деятельность понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Субъектом деятельности могут выступать как отдельные личности, индивидуумы, так и их коллективные образования (организации, учреждения,), социально‑этнические общности (народ, нация) и государство, его органы. Объектом деятельности могут выступать явления и процессы природы или общества, в том числе человек.

Деятельность состоит из отдельных действий, т. е. деятельности, направленной на выполнение какой‑либо конкретной задачи. При этом выделяют два вида действий: 1) познавательные, направленные на познание объективной реальности или создание духовных благ;

2) социально‑коммуникативные действия, «направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними… Некоторая часть социально‑коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение»[52].

Содержание юридической деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования. При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.

Юридическая значимость деятельности может характеризоваться двумя результатами: 1) действия вносят определенные изменения, совершенствования в правовую сферу; 2) в обществе создаются порядки, правоотношения, которые хотел видеть законодатель, принимая соответствующую норму права.

Действующий в правовой сфере субъект, как правило, изменяет наличную правовую реальность, вносит в нее те или иные коррективы. Такая деятельность выражается вовне в форме отдельных действий и приводит к юридически значимым результатам, изменениям в какой‑то отдельной сфере права, правового регулирования: правотворчестве, правореализации или государственном принуждении.

Юридически значимыми признаются, прежде всего, результаты действия юридического механизма правового регулирования. Так, на стадии правотворчества наиболее значимые результаты выражаются в подготовке проекта нормативно‑правового акта, его экспертных оценках, принятии акта и его опубликовании.

Стадия реализации норм права сводится к совершению конкретных действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений и совершенствование сложившейся системы правоотношений. Деятельность характеризуется тем, что одни лица вступили в конкретное отношение, правовая связь других прекратилась, а третьи только оговаривают условия, на которых между ними может быть заключено правоотношение.

Активно действующий субъект в области государственного принуждения ведет успешную борьбу с правонарушениями путем пресечения правонарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к юридической ответственности. Результаты такой деятельности могут быть выражены в виде постановления о возбуждении уголовного дела, задержании правонарушителя, оценки доказательств, вынесения решения о наказании виновного лица.

Юридическую деятельность могут осуществлять и осуществляют ученые‑юристы, политические и общественные деятели, журналисты и иные лица, которые объективируют свои знания, идеи в виде научных, научно‑популярных и публицистических работ. К юридическим результатам деятельности могут быть отнесены и изменения, которые происходят в общественном и индивидуальном правосознании, правовой культуре общества и государства под влиянием опубликованных работ или правовоспитательной деятельности.

В правовой сфере деятельность может осуществляться и в форме пассивного поведения. В качестве особой формы деятельности бездействие имеет место там, где действующее законодательство устанавливает субъекту обязанность воздерживаться от совершения преступлений и иных правонарушений. Возможны ситуации, когда обязанность не совершать определенных действий возлагается на субъекта в силу договора. Например, нанимателю жилого помещения запрещается пользоваться балконом или подсобным помещением.

В случаях неукоснительного соблюдения запретов субъект, на первый взгляд, бездействует, не вносит каких‑либо изменений в правовую сферу, и его поведение нельзя рассматривать как правовую деятельность. Однако такая трактовка одной из важнейших форм реализации норм права была бы неверной. Законодатель запрещает совершать деяния, наносящие вред обществу, и юридически значимые результаты своего запрета он видит в том, что граждане и иные лица не будут нарушать установленные им запреты, будут действовать только правомерно. Правомерное поведение в данном случае предстает как разновидность юридической деятельности, поскольку порождает результаты, которые хотел видеть законодатель, способствует сохранению в обществе стабильного правопорядка и укреплению законности.

Субъектом юридической деятельности признается лицо, которое своими действиями порождает юридически значимые результаты. По мнению В.Н. Карташова, в этом качестве могут выступать только компетентные органы государства, наделенные государственно‑властными полномочиями. Граждане могут выступать лишь субъектами правового поведения. Свой вывод В.Н. Карташов мотивирует тем, что правовое поведение может носить не всегда осознанный и преднамеренный характер, в то время как юридическая деятельность всегда является целенаправленной. Эта целенаправленность задается тем, что государство в нормативно‑правовом порядке устанавливает компетенцию каждого органа и должностного лица, пределы усмотрения и средства и способы осуществления юридических действий. Юридическая деятельность в отличие от правового поведения имеет официальный характер и часто оформляется в актах‑документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных)[53]. По нашему мнению, позиция В.Н. Карташова относительно субъектов юридической деятельности проблематична. Конечно, не все граждане выступают субъектами правовой деятельности. Поскольку право, правовое регулирование обращены к лицам, обладающим нормальной психикой и способным верно осознавать социальное значение своих действий, то субъектом правовой деятельности не могут выступать дети и лица, признанные судом недееспособными вследствие психической болезни.

Юридическая же деятельность, как и деятельность вообще, может быть только осознанной и целенаправленной. А этот признак полностью присутствует у всех дееспособных граждан, а не только у государственных органов и должностных лиц. Вряд ли кто рискнет утверждать, что ученый‑юрист готовит свой научный труд неосознанно или бесцельно, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность нецеленаправленно и бессознательно, что работник не понимает юридического и социального значения своей трудовой деятельности.

Кроме того, сведение юридических действий граждан только к поведенческому аспекту значительно обедняет формы их воздействия на право. Поведение в социальной психологии понимается как система действий, выраженных вовне по отношению к другим лицам или объектам. При этом поведение может быть вербальным либо реальным. Вербальное (словесное) поведение реализуется в системе высказываний, суждений, тогда как результаты реального поведения влекут какие‑либо изменения во внешнем мире: создание новых предметов, вещей, их усовершенствование, потребление, перемещение объектов или субъектов в пространстве и др.

Поэтому, если формы правовых действий граждан свести только к их поведению, то можно прийти к абсурду – признанию того, что граждане не могут заниматься познанием права, ибо подобные действия могут совершаться индивидуально, без обращения к другим людям.

Представляются и малоубедительными аргументы, с помощью которых В.Н. Карташов обосновывает целенаправленность юридической деятельности государственных органов и должностных лиц.

Установленная государством компетенция, конкретные цели и задачи государственного органа не всегда удерживают должностных лиц, да и сам орган в рамках заданных целей. Значительное число нарушений законности, допускаемых государственным аппаратом Российской Федерации, убедительно свидетельствуют о том, что в процессе деятельности должностные лица могут использовать свое служебное положение в личных целях, для удовлетворения своих узкоэгоистичных интересов, в ущерб интересам и целям государства.

И если следовать логике В.Н. Карташова, то все факты правонарушений, допускаемые должностными лицами, следует признавать юридической деятельностью. Но такой вывод противоречит его исходному тезису о том, что направленность «на выполнение общественных задач и функций» является отличительным признаком юридической деятельности[54].

Действительно, любые правонарушения, кем бы они ни допускались – гражданами или должностными лицами, – к юридической деятельности относиться не могут. Они совершаются с целями, заведомо чуждыми праву, посягают на его устои и принципы, препятствуют эффективному действию норм права и приводят к социально вредным результатам. Поэтому все виды правонарушений составляют особую сферу предметно‑практической деятельности, лежащей за пределами права и квалифицируемой как преступная либо социально вредная, антиправовая деятельность.

Таким образом, юридическая деятельность понимается как правомерная деятельность граждан и иных субъектов права, направленная на сохранение либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правотворчества, правореализации и государственного принуждения.

 

Читайте также:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. I. Понятие как форма мышления
  3. II. Материалы юридической практики
  4. А теперь предлагаю вам вернуться к главе 3 – к списку других видов посреднической деятельности. Думаю, вас посетит множество новых идей.
  5. Абсолютное и относительное в истине. Истина в юридической практике.
  6. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  8. Административные запреты и ограничения в структуре правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации: понятие и содержательная характеристика.
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  11. Аминоспирты 2-аминоэтанол(коламин), холин, ацетилхолин. Аминофенолы: дофамин, норадреналин,адренлин.Аминотиолы ( 2 аминоэтантиол). Понятие о биологич-ой роли
  12. Амнистия и помилования. Понятие. Их правовое значение. (Статьи 84 —85).

lektsia.com

Понятие и структура юридической деятельности.

ТОП 10:

Юридическая деятельность представляет собой разновидность социально-исторической деятельности. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой общественной деятельности; вместе с правом и правосознанием юридическая деятельность является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без этого вида социальной деятельности немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Она играет существенную роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п.; юридическая деятельность образует существенную часть культуры общества. Дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве; общественная, коллективная природа юридической деятельности проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной деятельности. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности; в отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и понятия, юридическая деятельность направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической деятельности. Оно присутствует здесь во внешне выраженном, опредметченном виде; юридическая деятельность способствует целенаправленному изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения. в процессе юридической деятельности возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения; юридическая деятельность сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). Так, нормативно-правовыми предписаниями определяется компетенция ее субъектов, использование ими определенных средств и методов деятельности, способы оформления вынесенных решений и закрепления накопленного опыта. Тем самым обеспечивается ее стабильность, ограничивается субъективизм и волюнтаризм ее субъектов и участников.

Под структурой юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

«Юридическая деятельность — образование полиструктурное, включающее, в частности, логико-философскую, пространственную, временную, стохастическую и иные структуры.».

Рассмотрение логико-философской структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы юридической практики. Последняя, как уже отмечалось, охватывает два основных компонента: юридическую деятельность и социально-правовой опыт. Динамическая сторона выражена преимущественно в деятельности, статическая — в правовом опыте. Каждый из этих компонентов также структурирован. Структурный анализ предполагает исследовать юридическую деятельность в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть совокупность образующих такую деятельность внутренних свойств и элементов, форма — показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания. Конституирующими элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Объекты — это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов. В качестве носителей, управляющих "центров" юридической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование юридической деятельности (например, суд в судебной практике). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. Участники юридической деятельности — это отдельные лица (организации), которые, так или иначе, содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной деятельности выступают, например, свидетели и потерпевшие.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия). В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть юридической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением. В некоторых случаях определенные средства жестко "привязаны" к конкретным видам деятельности и юридическим операциям. Так, в соответствии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими средствами доказывания. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющих удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Результатом, например, может быть принятый компетентным органом интерпретационный акт, судебное решение о восстановлении нарушенного субъективного права гражданина Н., возвращение вещи ее законному владельцу. Особое место в содержании юридической деятельности занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора; селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической деятельности. Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения (прецеденты), т. е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной юридической деятельности, Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.



infopedia.su