Целевики не оправдывают средства. Целевики кто такие


Целевики должны будут отработать три года на предприятии

В Министерстве образования обсуждают новые условия целевого приёма в вузы. «ПУ»  попробовал разобраться в текущей ситуации и выяснить, чего стоит ждать абитуриентам.

Кто такие целевики?

Это студенты, которые учатся по целевому направлению. То есть по договору, который заключают между собой вуз, будущий студент и предприятие, с которым сотрудничает университет. По этому договору абитуриент участвует в отдельном конкурсе, где как правило меньше людей и ниже баллы. Предприятие оплачивает за него учебу и платит дополнительную стипендию. А после выпуска студент отправляется работать на это предприятие.

Звучит неплохо, в чем подвох?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном столичном вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в Москве, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область. Многие этого делать не хотят, но приходится. По условиям договора они обязаны либо отработать положенный срок, либо выплатить все затраты на обучение со штрафами.

Что случилось?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования предложила изменить условия обучения целевиков. Министерство может добавить дополнительные механизмы регулирования— например, ввести тесты на профпригодность, или же связывать работодателя и студента на последних курсах обучения. Также эксперты предлагают оставить целевые направления только для студентов с регионов. Последние будут поступать в вуз с обязательством вернуться. Сейчас абитуриент, работодатель и вуз заключают трехсторонний договор.

Но если они обязаны отработать – к чему эта инициатива Васильевой?

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. За нарушение договора целевики чаще всего не несут ответственности. Чтобы заставить выпускника работать или отдать деньги, нужно подать на него в суд. А для этого нужно его разыскать, доказать его вину и, конечно же, оплатить все судебные издержки. Не каждое предприятие захочет это делать. Поэтому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Что делают вузы, чтобы учиться по целевому было интересно?

Проводят профориентационную работу. Если учеба по направлению будет призванием студента, то он с удовольствием пойдет работать по специальности. Работодатели тоже идут навстречу: вводят дополнительные стипендии, повышают зарплату, проводят интересные практики на производстве, оплачивают курсы повышения квалификации.

5uglov.ru

Что такое целевое направление?

Вгорячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Кому из абитуриентов подойдёт такой вариант? Адукар вчитался в тезисы статей 83−88, 1о7 Кодекса об образовании и поможет разобраться в вопросе.

Зачем нужно целевое направление абитуриенту и государству?

Целевое направление позволяет бесплатно получить высшее, среднее специальное, профессионально-техническое и послевузовское образование. Государство оплачивает учёбу целевиков, чтобы восполнить нехватку кадров в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, сельское и лесное хозяйство, культура, искусство), а также в сфере журналистики и железнодорожного транспорта. Если же хочешь попытать счастья в другой организации (например, районный отдел потребительской кооперации), где тебе ответят взаимностью, то твоим спонсором станет данная организация. Проще говоря, организация, которая даёт целевое направление, готовит для себя будущего сотрудника. Целевик в свою очередь должен понимать, что пока он тянет лямку студенческой жизни его уже ждёт рабочее место.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Абитуриент должен проживать в населённом пункте с численностью населения не выше 20 тысяч, сельской местности или районе, потерпевшем от аварии на ЧАЭС. Последнее условие — наличие спроса на специалистов определённого профиля в регионе проживания. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Но Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от места их нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время мы наблюдаем тенденцию, когда даже в областных городах не хватает специалистов того или иного профиля.

Игорь Карпенко, министр образования Беларуси

Как получить целевое направление?

Обратиться в то учреждение своего района, откуда хочешь получить направление на учёбу. Если интересующая тебя структура будет нуждаться в специалистах и твоя кандидатура подойдёт потенциальным работодателям, получить целевое направление не составит труда. Затем нужно подписать трёхсторонний договор: абитуриент — учреждение образования — организация-заказчик.

Ежегодно Министерство образования определяет для учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки.

Гарантирует ли целевое направление 100% поступление?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет 60% от набора для сельскохозяйственных специальностей, 50% - для специальностей профиля «Здравоохранение» и 40% - для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места абитуриентам с целевым направлением, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Чем отличается студент-целевик от остальных бюджетников?

Ничем.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько придётся отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

«А я не хочу отрабатывать…»

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, хозяин — барин, только будь добр вернуть в казну копеечку, затраченную на твоё обучение. Организация-заказчик кадров может разделить с тобой это тяжкое бремя только в случае нарушения порядка договора о целевой подготовке. Также есть ряд причин, по которым договор о целевой подготовке аннулируется. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление.

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края и хотят заранее обеспечить себя рабочим местом. Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой. Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Целевые детки | Статьи | Известия

Помимо льготников на пути обычных поступающих в этом году стеной встали абитуриенты-целевики, занявшие тысячи бюджетных мест. С баллами ЕГЭ у многих из этих ребят не очень, но зато, видимо, хорошо с родственниками. По просьбе читателя "Известий" из Краснодара наш обозреватель присмотрелся к такому явлению, как целевой прием-2009.

Восемь мест на семьсот душ

- По образованию я юрист, - рассказал мне многолетний читатель "Известий", - и сын хочет пойти по этой стезе. Поэтому он подал документы на юрфак Кубанского госуниверситета. В этом году там 50 бюджетных мест. По результатам ЕГЭ сын уверенно входил в эту полусотню, но в итоге не попал. А причина проста: семьсот с лишним человек, желавших поступить на специальность "юриспруденция", могли рассчитывать на 8 мест, поскольку остальные 42 места заняли один олимпиадник, 25 целевиков и 16 льготников. И наши две с половиной сотни баллов, полученные за три экзамена, оказались неконкурентоспособными.

С кем? Со 109 баллами льготников и 136 баллами целевиков. Теперь сын будет учиться далеко от дома и, к сожалению, платно.

- Причем с льготниками-то все ясно, - вздохнув, продолжил он, - все уже усвоили, что в России 153 льготные категории. Но я лично думаю, что если хорошенько проверить, едва ли не каждое второе свидетельство окажется липой. Об этом сейчас много говорят. А вот эти самые целевики сидят тихо и не отсвечивают. Раньше это были посланцы регионов и конкретных предприятий. На эти самые "забронированные" места в технические вузы направляли лучших рабочих, а на юрфаки - толковых судебных исполнителей, инспекторов и следователей. А нынешние целевики - школьники без опыта работы и в большинстве случаев с не самыми высокими баллами по ЕГЭ. И за какие же заслуги эти ребята получили такой статус? Мне шепнули, что среди них есть дети судейских и прокурорских работников. Выходит, кто-то загодя решил свои проблемы, а остальные деритесь: вот вам восемь мест на 700 человек. Обидно... Вот бы "Известия" разобрались, что там на самом деле происходит.

Фамилию звонившего мы сознательно решили не раскрывать, когда вникли в ситуацию. Заходим на сайт КубГУ, смотрим пофамильные списки с указанием баллов - все так и есть, как рассказал читатель. В перечне героически поступивших целевиков действительно фигурируют обладатели 136, 139, 148 баллов. Ясно, что в школе они не очень утруждали себя, но при этом умудрились поступить на сверхпрестижную специальность. Это ли не счастье?

А сколько вообще может быть таких целевых мест? В документе Минобрнауки "Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год" находим разъяснение: "Количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) определяется не позднее чем за месяц до начала приема документов и не должно превышать 30% общего количества бюджетных мест... При необходимости установления вузом более высокой доли поступающих по целевому приему она согласуется с учредителем". Значит, согласовали?

- Да, согласовали, - бодрым голосом сообщил мне по телефону первый проректор КубГУ Александр Иванов. - И с учредителями, и с Федеральным агентством по образованию. Есть подтверждающие письма и подпись Булаева (руководитель Рособразования. - "Известия"). Все законно.

Из инструкции всегда есть исключения

Звоню в Рособразование.

- Целевой прием был всегда, - напоминает мне замначальника управления высшего профессионального образования и федеральных университетов Евгений Егорушкин. - Каждой весной органы управления субъектов федерации исходя из потребностей региона в конкретных специальностях заключают с вузами договоры о подготовке специалистов через целевой прием. Оговаривается, сколько человек нужно для той или иной специальности. При заключении договора должны быть соблюдены конкурсные правила. Например, сейчас действует такое: 1,2 человека на место, то есть на 5 целевых мест надо направить не менее 6 соискателей (прямо скажем, гуманно. - "Известия").

- На целевой прием рекомендуется отводить не более 30% бюджетных мест, но, оказывается, есть специальности, которые имеют и 50%, - сообщаю я Евгению Александровичу.

- Да, действительно, у нас есть превышение, - отвечает он, - это специальности оборонного профиля, где широко представлен оборонный заказ. И поверьте, что это специальности высокотехнологичные. А не экономика и не юриспруденция. Рособразование рекомендовало вузам ограничить все экономические специальности и юриспруденцию 15% вместо 30%, чтобы вывести их из зоны риска, когда большое количество мест отдается под целевой прием.

Пришлось мне удивить г-на Егорушкина:

- А на юрфаке КубГУ почему-то под него отдали все 50%...

- Сомневаюсь, - ответил он. - Не делали мы никому 50%, я сам визирую эти письма, и через меня ни одно письмо свыше 30% не проходило. Когда определенные структуры обосновывают, что им нужно повысить долю целевого приема до 20, 25, 30%, мы это в индивидуальном порядке рассматриваем и даем согласие либо отказываем. Но в любом случае, даже если мы и позволяем кому-то иметь по экономике или "гуманитарке" свыше 15%, то все равно - не более 30%.

- Значит, ситуация, о которой я вам сообщаю, уникальна. Вы проверьте.

- Хорошо, я вникну.

И вник. Вот что он позже сказал "Известиям":

- Письма с моей визой по поводу юрфака КубГУ у нас в архиве нет. У меня фиксируются все "разрешительные" письма. Но ректор университета мог напрямую получить разрешение руководства. Я допускаю, что так оно и было.

Середняк идет по договору

- Да, это я получил документ с резолюцией руководителя Рособразования Булаева, - сказал ректор КубГУ Михаил Остапов. - Я обратился к нему с просьбой разрешить, чтобы целевой набор на юрфаке был не 15%, а больше, и обосновал это наличием заявок, которые поступили в наш адрес из краевой администрации и федеральных органов власти, находящихся на территории края: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, следственного комитета. Николай Иванович рассмотрел эти заявления, и в конечном итоге было принято решение удовлетворить нашу просьбу. Я считаю это решение взвешенным потому, что, как показывает практика, все, кто поступает к нам по целевому набору, идут работать в те структуры, которые их направляли на учебу. То есть никаких несанкционированных действий с нашей стороны в этом случае не было. Мы не самовольно установили эту планку. Если это предложение было принято, значит, наши доводы оказались достаточно убедительными. Кстати, изначально количество заявок составляло 56%, но после согласования с Рособразованием они были сокращены до 50%.

- Думается, у других вузов тоже были заявки на целевой прием, но практически никому кроме вас не разрешили взять на бюджетные места юрфака половину целевиков.

- Не комментирую ситуацию по другим вузам, я отвечаю за наш университет. И могу сказать, что лично для меня куда более серьезной проблемой являются льготники. Если говорить о той же юриспруденции, то я с трудом представляю, каким образом лица с ограниченными возможностями могут реализовать себя в профессии юриста. Есть проблемы и с самими справками. В связи с этим КубГУ направил письма в соответствующие службы краевой администрации и проинформировал Рособразование о том, что нас эта проблема очень волнует. Мы считаем, что, во-первых, следует провести тщательную проверку соответствия этих документов реальности, а во-вторых, на законодательном уровне должна быть установлена определенная квота для тех, кто поступает в вузы на льготных условиях. Например, у нас по двум специальностям ("государственное и муниципальное управление" и "социально-культурный сервис и туризм") из общего конкурса вообще не поступил ни один человек. Одни льготники.

- Печально, но все-таки вернемся к целевикам. Кто их отбирает?

- Те органы, которые подали заявки.

- А как именно в целевики-юристы попадают школьники, да к тому же с невысокими баллами по ЕГЭ?

- Не могу сказать. Это задача, которую решают краевая администрация и органы исполнительной власти. Мы получаем списки на конкурсной основе. В каждом районе есть специальная комиссия, которая осуществляет предварительный отбор заявок, которые потом передаются в администрацию края. Последняя согласовывает с вузами возможность получить такое количество мест. Вероятно, своя система отбора существует и в других органах исполнительной власти.

Для нас принципиально важным является то, чтобы были обеспечены условия конкурсного отбора на целевое место. Личные дела абитуриентов нам не представляют - мы получаем дипломы, аттестаты, свидетельства о ЕГЭ и другие документы. Есть договор, по которому мы организуем обучение этих людей, а другая сторона оказывает содействие в проведении стажировки, а после окончания обеспечивает их работой. Такая практика существует не первый год, и она достаточно эффективна, особенно сегодня, потому что в настоящее время молодые юристы часто вынуждены работать не по специальности.

- Откуда они, эти счастливцы-целевики?

- Там представлен практически весь Краснодарский край.

- И все-таки, Михаил Борисович, неужели вам, как ректору, не обидно, что поступают абитуриенты со 136 баллами (среди 700 обычных претендентов ребята с такими баллами замыкают пятую сотню), а отличники с 255 баллами "пролетают" мимо факультета. Кому нужны такие целевики, объясните мне? Странно, что местные органы, включившие их в заявку, уверены, что из них получатся отличные юристы. А ведь эти средненько успевавшие в школе ученики теперь - ваши студенты. Вас, как руководителя престижного вуза, к тому же хлопотавшего за увеличение для них "квоты", это не волнует?

- Понимаете, у каждого свои права и свои обязанности. У нас есть право обучать.

- ...двоечников...

- ...тех, кто к нам поступает. Там есть и двоечники, и не только. Мы выбираем в условиях конкурса ребят, имеющих самые высокие баллы среди тех, кого к нам направили.

- То есть этот середняк со 136 баллами - герой: он еще кого-то победил в конкурсе, где было 6 человек на 5 мест. Ура! Молодец среди овец...

- Если он был рекомендован к зачислению и зачислен, значит, у остальных балл был еще более низким. Но хочу сказать, что и среди высокобалльников, которые проходили на восемь оставшихся мест общего набора, не все принесли подлинники заявлений, а значит - не изъявили желания поступить в наш вуз. И я не исключаю, что кроме второго у нас будет и третий этап

iz.ru

Целевики кто это - БэбиБлог

Тамара 7 сентября 2016, 20:14

Happy End или моя поездка в Красноярск

Сначала даже не думала туда ехать(смысл общаться с психом?), пока не задумалась устраиваться на работу... Но трудовая то там, а я еще целевик в добавок... Загвоздка, но родные сразу купили билеты туда и обратно, поехала без ребенка, смысл с ней сутки туда и сутки обратно... Расчитывала приехать в понедельник утром, а обратно во вторник днем. Уволюсь, возьму справки с психушки и нарко-диспансеров(прописка то Красноярского края) ну и вещички свои с Дивногорска у "любимого" заберу... Но не тут то было, на...

Читать полностью...

Метания и страдания псто

У нас тут вчера в связи со внезапной температурой больше 39 у Миши и попыткой его потерять сознание побывала очередная бригада Скорой помощи. На мой рассказ, что мы делали с Мишей, чтобы температуру сбить, я встретила очень благодарный и удивленный взгляд от фельдшера типа "наконец-то нормальные родители, не растирающие ребенка всякой фигней". Заодно, пока они заполняли бумажки успели поговорить с ними за жизнь. О том же отвратительном положении с одной детской скорой на Калугу, о зарплатах, дефиците кадров и т.п...

Читать полностью...

Не нашли что нужно?

Задайте любой вопрос и получайте ответы от активных пользователей Бэбиблога

Людмила подарки ручной работы 13 марта 2010, 00:29

Немного расстроилась...

Сначала лирическре отступление: Девочки, СПАСИБО вам огромное за поддержку! Все у нас нормально. Это было затмение, видимо)))))) Пост тот удалила. Еще раз большое спасибо! --------------------------------------------------------------------------- А расстроилась вот из-за чего. Поехала сегодня на работу, чтобы поговорить о моем выходе в сентябре на первый класс. И узнала от директора, что на это место 3(!) кандидатуры, включая меня(((( И у всех одинаковые права!    Одна учительница освобождается, т.к. два вторых класса будут соединять (в низ по 16 чел , а это запрещено...

Читать полностью...

www.babyblog.ru

"Целевики" ответят / Интересное / МайРЖД- все о железной дороге в блогах.

С начала сентября вступили в силу новые правила жизни для студентов-«целевиков». С 2004 года именно эта форма набора в высшие учебные заведения стала одним из основных способов миграции кавказской молодежи в российские города. Доля «целевых» студентов на бюджетных местах в вузах достигает 80%; коренное население вынуждено учиться за деньги. Правительство не стало, как ожидалось, принимать меры, чтобы высшая школа соблюдала ограничения в 15-20% и тем более не решилось отменить целевой набор. Вместо этого были приняты правила, которые позволят «доить Кавказ».

Теперь «целевики», которые после льготного обучения не отработали срок на предприятиях, по квоте которых они поступали, должны будут выплатить стоимость всего обучения плюс штраф в еще две стоимости их образования.

Напомним, что целевой набор в вузы, существовавший в советское время, в несколько видоизмененном виде вернулся в систему высшего образования девять лет назад. В 2004 году правительство оценило масштабы кадрового голода по ряду специальностей (это официально. как наделе – см. ниже реплику некоего Балыхина – прим. НР), и было решено не изобретать велосипед, а вернуться к старой доброй советской практике – фактически ввести аналог системы распределения. Целевая подготовка специалистов осуществляется за счет федерального бюджета, рассказывается в публикации журнала «Ъ-Деньги».

В вуз приходит список абитуриентов, имеющих направление на обучение. Формировать заказ на специалистов может только государственное учреждение: орган исполнительной власти (например, комитет по здравоохранению какого-нибудь региона), министерство (например, Минпромторг), государственная корпорация (Росатом, РЖД, Трансстрой, Московский метрополитен итп). Выпускник вуза, обучавшийся на бюджетном месте по целевому набору, обязан отработать в своем регионе несколько лет на госпредприятии. Конкурс для целевиков, согласно правилам 2004 года, существует, но очень специфический. Этот конкурс, не касающийся всего остального потока, должен составлять не менее 1,2 человека на место. Конечно, для более или менее популярных вузов обеспечить такой конкурс сложности не представляет, и в большинстве из них списки целевиков-бюджетников все эти восемь лет формировались еще до начала вступительных экзаменов. «Иногда по целевому набору в вуз поступают откровенные двоечники, которые совершенно спокойно игнорируют учебу и в вузе» – осторожно комментируют в Минобразовании. «Постсоветская» система распределения почти сразу превратилась в один из основных способов миграции молодежи из кавказских республик в мегаполисы.

Вот как оправдывался один из инициаторов введения «целевого набора», бывший глава Рособразования, и бывшийпредседатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин:

«Я – инициатор решения о целевом приеме в вузы ребят из республик Южного федерального округа. Согласно закону абитуриенты у себя на родине сдают экзамены, которые принимают преподаватели местных вузов, и по итогам этих испытаний ряд российских вузов обязуется принимать таких студентов. Эта практика появилась в 2005 году в связи со сложной ситуацией в Чечне, а потом мы распространили ее и на другие республики, в которых экономическая ситуация была ненамного лучше. Тогда это было актуально и необходимо. Нам нужно было прежде всего отвлечь молодежь от ухода в бандформирования, дать им возможность учиться в крупных вузах России. Но в то время мы четко регулировали число «целевиков» в каждом конкретном вузе, соответственно студенты знали, что за ними ведется пристальное наблюдение, и держали себя в руках. Сейчас контроль за ними недостаточен».

Вплоть до 2010 года 25% бюджетных мест в вузах закон отводил абитуриентам, поступавшим по целевому набору. С 2010 года квоты стали сокращать. Формально – из-за критики этой системы, как инструмента «кавказомиграции» и нефункциональности изначальной задумки. На деле, формальное снижение квот стали компенсировать введением ЕГЭ и появлением кавказских абитуриентов–«стобоалльников». Но сами квоты были значительно снижены – на бумаге. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки ограничили долей в 20% всего количества бюджетных мест в вузе, в 2012-м планку опустили до 15%. На практике это ограничение соблюдается далеко не во всех вузах. В 2013 году в Московском государственном институте путей сообщения (МИИТ) целевой набор по ключевым специальностям составил от 56% до 80% выделенных вузу бюджетных мест. А для медицинских вузов порог целевого набора увеличили до 50%. Помимо того что схема целевого набора открывает большие возможности для махинаций, государство так и не получило желаемого эффекта от ее внедрения: заставить выпускника-целевика вернуться в регион до сих пор почти невозможно.

«Законодательно эта система никак не закреплена: никто не может принудить выпускника отрабатывать три года, да и сознательность выпускников крайне низка» – приводит издание пояснения профессора Международного университета в Москве Ольги Глинкиной.

Особо выдающиеся результаты целевого набора демонстрируют медицинские вузы, в которых, напомним, он занимает половину бюджетных мест. Еще в 2011 году, будучи замминистра Минздравсоцразвития, Вероника Скворцова сообщала, что 80% выпускников медицинских вузов не идут работать по полученной специальности. «Целевой набор превратился в кормушку» -заявила тогда Скворцова.

В апреле этого года на проблему трудоустройства молодых врачей, отучившихся в вузах по целевому набору, обратили внимание в Кремле. Владимир Путин потребовал от Минздравсоцразвития возвращать каждого целевика в ту больницу, которой он был направлен на обучение. Кроме того, правительству совместно с Минздравсоцразвития было поручено к сентябрю подготовить доклад, как развивается ситуация с трудоустройством выпускников медицинских вузов.

Однако самая серьезная проблема – не как вернуть врачей в регионы, а что это за врачи. Если взглянуть на списки принятых в столичные вузы в этом году, выяснится, например, что для поступления на бюджетное место по целевому набору на очное отделение в Первый МГМУ им. И. М. Сеченова абитуриентам хватало 157 баллов по ЕГЭ. Тогда как минимальный балл для остальных был 278 баллов.

Несмотря на то, что большинство экспертов называют систему целевого набора порочной, отменить ее так и не решились. На заседании правительства РФ 21 августа министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что сокращать целевой набор в министерстве не намерены.

Вместо этого правительство придумало схему, как «доить Кавказ» в вузах. А, проще говоря, как компенсировать расходы на «целевиков» и немного на них подзаработать и государству, и самим учебным заведениям.

«Если студент не захочет по окончании вуза работать на предприятии, в соответствии с условиями этого договора он будет должен вернуть работодателю затраченные средства. Например, расходы на социальный пакет, выплаченную стипендию и так далее. А в пользу государства будет взыскан штраф в двукратном размере» – пояснил министр образования Дмитрий Ливанов. Как именно Минобразования планирует помогать взыскивать штрафы с выпускников, министр не уточнил, сообщив, что пакет документов по этому поводу будет внесен в Госдуму. Впрочем, и эти меры могут остаться только на бумаге: чтобы гарантированно обеспечить поступление штрафов или работу «целевиков» по специальности на родине, придется переписывать некоторые положения Конституции.

Единственное, что реально могут заставить сделать человека, обманувшего предприятие, которое послало его учиться,– вернуть всю сумму выплаченной дополнительной стипендии или средства, потраченные на обеспечение жилищных условий. Но без двукратных штрафов. Для справки о том, что такое «целевой набор» в вузы российских мегаполисов, приведем выдержки из справки, которую еще в 2009 году подготовило столичное УФСБ для Минобразования: «Факты вымогательства денег выявлены в Московском госуниверситете леса (МГУЛ), МГОУ, МГУС, Российской экономической академии имени Плеханова (РЭА). Студенты с Северного Кавказа отбирают денежные переводы у студентов из других регионов России, угрожая физической расправой...»

«В ходе проверок общежитий вузов (в частности, Московского госуниверситета сервиса (МГУС) и Московского государственного открытого университета (МГОУ) были выявлены надписи антироссийского содержания: «Чечня – рай под саблями», «Чечня – центр Вселенной», «Ингуш с ножом страшнее танка, а без ножа он просто танк!» В ходе той же проверки в МГУС выявлен студент из Чечни – приверженец радикального ислама, который организовывал массовые драки на межнациональной основе, выкрикивая: «Аллах акбар!» В Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина и МГОУ выявлены случаи принуждения русских студенток к принятию ислама». Отметим, это было еще до знаменитой драки чеченцев с ОМОН в одном из общежитий, до «Манежки» и до начала широкого обсуждения «нетолерантных» тем в СМИ.

Алексей Усов

myrjd.ru

Целевики не оправдывают средства — Мир новостей

Целевики не оправдывают средства О необходимости вернуть систему госраспределения выпускников вузов заговорил не так давно премьер Дмитрий Медведев. На днях его поддержала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Отчасти система существует и сейчас - для студентов-целевиков. Однако 80% из них, грубо говоря, кидают госструктуры и предприятия, за счет которых получили диплом. А все потому, что «невозвращенцы» не несут за это никакой ответственности...

Когда я, абитуриентка университета, мечтала оказаться среди счастливчиков с проходным баллом, то самой завидной мне казалась судьба целевиков. От общего потока их было не менее четверти. Для поступления им достаточно было набрать минимальный балл, так как на обучение их обычно направляла какая-нибудь госструктура, где работали заинтересованные в молодых специалистах люди (по совместительству папы или мамы этой категории студентов). По идее, после окончания вуза целевиков должна ждать длительная кабала в патронатной структуре. Однако среди моих знакомых по специальности потом не работал никто.

«Любой ректор вам скажет: уровень знаний у целевиков гораздо ниже тех абитуриентов, которые поступили по бюджетному конкурсу, - считает Владимир Филиппов, ректор РУДН, министр образования в 1998-2004 гг. - Из-за низких баллов таких абитуриентов у вуза падает рейтинг. Они не справляются с программой, рассчитанной на сильных учащихся. После каждого семестра к нам идут ходатайства, например, местных депутатов: мы же платим деньги, почему вы ставите двойки нашему студенту? И мы под их давлением вынуждены такого горе-студента восстанавливать. Более того, регионы часто просят квоту не на тех специалистов, в которых нуждаются. Весь Северный Кавказ хочет быть стоматологами, юристами и специалистами по международным отношениям. А потом целевики, как правило, не возвращаются в регионы. И никто не отвечает за нецелевое и неэффективное использование бюджетных денег».

«У меня одна жизнь, и я не намерен тратить ее на то, чтобы работать за копейки у себя в городе, - признается «Миру новостей» Андрей С., студент-целевик одного из столичных вузов. - На самом деле какая специальность - не важно. Сейчас в любой компании смотрят на статус вуза. Поэтому выбирал специальность попроще, а университет попрестижнее. На третьем курсе нашел работу, поэтому после окончания домой возвращаться и что-то там отрабатывать не планирую».

Потребовать от целевика отработать на производстве может только работодатель, для этого необходимо заключить с ним контракт. Однако до сих пор целевой прием договорами не регулировался, а оформлялся по обращению юридического лица. Естественно, за невыход на работу выпускник не нес никакой ответственности. Еще при министерстве Фурсенко чиновники от образования сокрушались, что не могут контролировать выполнение обязательств целевиками, - заказ-то идет от профильных министерств.

В США и Европе такие вещи регулируются системой контрактов, за невыполнение которых предусмотрены жесткие санкции вплоть до судебных разбирательств. Африка и Азия решили проблему невозвращения студентов еще проще: выпускнику не выдают диплом, пока он не выполнит обязательств по отношению к стране. В Белоруссии, Киргизии и Молдавии, например, медики и педагоги в обязательном порядке едут по распределению. В Узбекистане выпускник вуза обязан пойти работать по специальности, но при этом имеет право выбирать место работы. В Азербайджане педагоги, отучившиеся в центральных вузах, обязательно возвращаются к себе домой, а в Казахстане молодым специалистам предлагаются такие заманчивые условия работы с предоставлением жилья и льгот, что мало кто отказывается.

У нас же связка студент - работодатель не закреплена ни юридически, ни финансово. Никто никому ничем не обязан.

Поправки в закон «об образовании» приняты Госдумой в первом чтении:

«В случае если студент не выполнил условия договора, он вынужден будет вернуть все потраченные на него средства и выплатить штраф в двойном размере от суммы потраченных на него средств».

«Всех студентов волнует вопрос, что с ними будет после окончания вуза, - рассуждает замминистра образования Наталья Третьяк. - С другой стороны, слышится критика работодателей, направленная на так называемое псевдообразование, когда на работу после вуза приходят абсолютно неподготовленные люди. Для того чтобы образовательная программа соответствовала реальным потребностям работодателей, новый закон предусматривает механизмы, обеспечивающие их участие в разработке стандартов профессионального образования и оценке качества подготовки студентов. Кроме того, предусматриваются жесткие требования по заключению трехстороннего договора, в котором должны сразу быть определены условия отработки средств, потраченных работодателем на обучение. За студентом закрепляется конкретное место работы, куда он обязан вернуться после завершения обучения. Работодатели обязаны, в свою очередь, не только обеспечить соответствующее место работы и практики, но и оказывать социальную помощь студенту во время обучения. В случае если студент не выполнил условия договора, он вынужден будет вернуть все потраченные на него средства и выплатить штраф в двойном размере от суммы потраченных на него средств».

Впрочем, в положительный результат такого «трехстороннего соглашения» верят не все. «Подчинение работодателю опасно, - считает ректор РУДН Владимир Филиппов. - Ему не нужна, скажем, классическая филология на том же филологическом факультете, а нужен быстро подготовленный специалист с элементарными знаниями по страноведению и языками. Вспомните: французские студенты два-три года назад выступали против изменения образовательного закона под давлением работодателей. Они ясно почувствовали, что если отдать все на откуп работодателю, то он не будет заинтересован в фундаментальном образовании, не станет тратиться на переподготовку. Ему проще выбросить отработанный материал и набрать новых».

Материалы подготовила Екатерина Люльчак"Мир новостей"

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

mirnov.ru