Как получить целевое направление в вуз: особенности, преимущества и недостатки. Целевик в вузе это


особенности, преимущества и недостатки :: BusinessMan.ru

Практика получения целевых направлений в вузы была широка распространена в советские времена. Сегодня эта традиция возрождается – в 2017 году многие абитуриенты имеют возможность стать студентами-"целевиками".

Что такое целевое направление

Говоря о том, как получить целевое направление в вуз, нужно сначала пояснить, что это такое. Практика его довольно проста: определившись с профессией, будущий абитуриент обращается в управление профильного предприятия или организации с письменной просьбой о заключении договора целевого обучения. По этому соглашению учреждение оплачивает обучение студента в вузе, а он после получения диплома обязан проработать в данной организации определенный срок.

Договора между вузами и организациями о целевом обучении начинают заключать в апреле-мае, а то и ранее. Поэтому будущие "целевики" должны успеть обратиться к своему протектору в эти сроки. Важно помнить и то, что выбранное вами предприятие сотрудничает с вузом не по всему спектру специальностей, а лишь по тем, в которых оно заинтересовано.

Стоит предупредить читателей, что получение целевого направления не является гарантией того, что абитуриенту предоставят бюджетное место в вузе. Если желающих-"целевиков" много, то вуз выбирает самых достойных – по баллам ЕГЭ, личным достижениям; ведь наибольшее число таких студентов не должно быть больше 15% от поступивших. Исключением являются вузы, чей учредитель – профильное министерство или ведомство, а не Минобрнауки.

Целевое обучение, таким образом, выгодно всем трем сторонам. Вуз получает гарантированное заполнение бюджетных мест, предприятие – специально "заточенного" под него специалиста, студент - более лояльный конкурс при зачислении, уверенность в трудоустройстве и ряд преимуществ перед другими абитуриентами.

Преимущества

Будущие студенты неспроста обеспокоены тем, как получить целевое направление в вуз. Ведь, обучаясь по нему, они получают ряд весомых преимуществ:

  1. Гарантированное трудоустройство.
  2. Отдельный конкурс, проводимый исключительно для целевиков, – считается, что он немного лояльнее, чем для прочих абитуриентов. Также он проходит намного быстрее – списки зачисленных уже можно увидеть 30 июля.
  3. Стоимость обучения полностью оплачивается из федерального бюджета или организацией-протектором.
  4. Возможность поступления в аспирантуру.
  5. Место прохождения практики – будущее место работы.
  6. Гибкий график совмещения обучения и трудовой деятельности (после третьего курса).

Минусы обучения по целевому направлению

Перед тем как получить целевое направление в вуз, абитуриент должен внимательно изучить все условия договора, который ему предстоит заключить с предприятием. Самым существенным минусом этого документа является то, что "целевик" лишается права выбора места работы: после окончания вуза он обязан проработать в организации-протекторе определенное время (обычно это 3 – 5 лет).

Если планы молодого человека поменялись, то ему придется возместить предприятию или госказне всю стоимость обучения. В противном случае она может быть взыскана с него судом. Так как в 17-18 лет порой бывает трудно определить то, чем хочется заниматься всю жизнь, вариант разочарования в целевом направлении весьма вероятен.

Еще одна особенность заключается в том, что "целевик" должен учиться хорошо и даже отлично. Если за ним будут наблюдаться прогулы, незачеты, низкие экзаменационные баллы, то организация-протектор может в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор. Стоит помнить и о том, что использовать свое целевое направление вы можете только при поступлении в один вуз и на одну специальность. В других университетах и на других направлениях вы участвуете в общем конкурсе.

Как получить целевое направление в вуз

Сегодня возможно два варианта получения целевого направления:

  • через городскую администрацию;
  • через определенное предприятие, организацию.

Делается это по следующей схеме:

  1. Выбор предприятия-протектора. Если на нем трудятся родители или родственники абитуриента, то это большой плюс. Далее следует написать на имя директора официальное заявление с объяснением своей просьбы в свободной форме, от руки.
  2. Если абитуриент не определился с протектором, то выход – обратиться в городскую администрацию, которая должна предоставить список организаций, выписывающих целевые направления. Но в этом случае кроме заявления нужно предоставить и характеристику со школы.
  3. Заключение договора со своим протектором (за несовершеннолетних его подписывает родитель).
  4. С полученным целевым направлением во время приемной кампании следует обратиться в интересующий вуз.
  5. Последний этап – пройти конкурс среди целевиков по баллам ЕГЭ и ждать успешного зачисления в ряды студентов.

Целевые направления в медицине

Целевые направления в медицинские вузы формируются, исходя из Государственного плана подготовки медицинских кадров, т.к. Минздрав заинтересован в том, чтобы будущие медики трудились в государственных медучреждениях, а не уходили в частную практику. Здесь стать студентом-целевиком может абитуриент:

  • имеющий среднее образование;
  • впервые подающий документы на бесплатное обучение в вузе;
  • имеющий наибольшее число проходных баллов ЕГЭ среди других целевиков.

Документы на такое обучение подаются с 1 марта по 1 июня.

Московские вузы и целевое направление

В 2017 году целевые направления в вузы Москвы остаются актуальными. Чтобы участвовать в особом конкурсе для "целевиков" в вузах этого города, необходимо:

  1. Заполнить анкету кандидата-целевика.
  2. Предоставить школьную характеристику, результаты ЕГЭ.
  3. Посетить все конференции вуза для "целевиков".
  4. Пройти собеседование.

Что касается медвузов, то в 2017 году открыт конкурс на 8 целевых мест (5 – стоматология, 3 – лечебное дело). В Санкт-Петербурге в этом году ждут 6 медиков-"целевиков", в Новосибирске – 20, в Красноярске – 22, а в Иркутске – 47.

Таким образом, получить целевое направление в вуз – не такая сложная задача для абитуриента. Однако перед этим шагом следует тщательно взвесить все "за" и "против", ведь договор с предприятием-протектором – соглашение долгосрочное.

businessman.ru

Как устроено целевое обучение | Фоксфорд.Медиа

В чём подвох и стоит ли вообще становиться целевиком

Алексей Елфимов

работал в приемной комиссии ВГУ

Целевой приём гарантирует абитуриенту поступление и трудоустройство, а компаниям — специалистов. Чтобы попасть на целевое обучение, вы должны заключить договор с предприятием и сдать ЕГЭ на минимальные балл, который установил вуз.

Правила Минобразования

Министерство образования описывает правила целевого приема в XI главе приказа о поступлении в вузы. На 2018 год действуют такие правила:

  • Количество мест определяет организация. Когда фирма решила, сколько ей нужно целевиков, она договаривается об этом с вузом и факультетом. Целевые места обычно берут из бюджетных — они не идут отдельным конкурсом.
  • Такие места могут заказать только государственные органы власти, госкорпорации или фирмы, у которых есть в уставном капитале доля государства.
  • Договор будет трёхсторонний: вы, вуз и организация.

Целевики идут вне конкурса. Так происходит, потому что фирма заключает договоры с таким количеством людей, сколько она запросила целевых мест. Это не нравится Министерству образования. Там считают, что на целевые места должен быть такой же конкурс, как по баллам ЕГЭ.

Договор с организацией

В приказе Министерства нет ни слова о трудоустройстве и других обязанностях предприятия. Не регулирует приказ и требования к студенту. Все обязанности будут прописаны в вашем договоре с предприятием. Поэтому внимательно изучите его, перед тем, как согласиться на целевое обучение. У каждой организации договор будет свой, но вы можете посмотреть на типовой пример такого договора.

Если вас устраивают условия фирмы, готовьтесь к собеседованию или тестированию. Компания должна понять, подходите ли вы ей или нет. Вас м

media.foxford.ru

как получить целевое место в университете

Абитуриенты-целевики обычно набирают меньше баллов за ЕГЭ, и их бывает недостаточно для того, чтобы поступить в вуз на «бюджет». Поэтому они обращаются за помощью к государственным органам и предприятиям, которые готовы оплатить всю учебу студента, если тот потом отработает у них в компании несколько лет. Система удобная и функционирует давно, только вот знают о ней немногие. Если вы тоже первый раз об этом слышите — почитайте об этом здесь и здесь. Ну а мы завершаем цикл публикаций про целевые места историями самих целевиков.

История первая. «Спасибо маме»

«Я учусь в юридическом институте на третьем курсе. Моя мама работает в прокуратуре, и всеми нужными бумагами для целевого направления занималась она — помню, везде ходила, все узнавала, собирала документы… Короче, чуть ли не вместо меня подала их в Южную транспортную прокуратуру в Ростове-на-Дону. Конкурс был большой — где-то восемь человек на место. Я успешно прошла несколько тестов на профпригодность, написала ЕГЭ, кажется, на 230 баллов, принесла свою золотую медаль. Все это помогло мне получить целевое место. Я всегда хотела работать в органах и очень рада, что теперь у меня заключен договор на пять лет работы в прокуратуре».

— Арина, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, специальность «Юриспруденция».

История вторая. «Ну, поработаю учителем. Вроде неплохо»«Целевое направление мне предложили в моей школе. Я подумала, что это будет хорошей страховкой на случай, если не пройду по обычному конкурсу — школа хорошая, коллектив приятный, так что ничего плохого в том, чтобы поработать там учителем пару лет, я не вижу. И это было правильным решением: я сдала ЕГЭ на 198 баллов, и на «бюджет» с такими баллами я бы не поступила. Когда мое имя появилось в рейтинге, я долго была одна на шесть выделенных целевых мест. Конкурса в итоге не было вообще. Так что если вы сомневаетесь в своих баллах и хотите работать по специальности, обязательно подайте документы на целевое».

— Марина, Мурманский арктический государственный университет, специальность «Педагогическое образование, русский язык и литература».

История третья. «От офигительного конкурса можно спастись только так»

«Я не помню точного названия организации, с которой у меня договор, но это какое-то муниципальное управление градостроительства и архитектуры Новокубанска. Все документы я собирал в апреле, до ЕГЭ. Конкурса не было вообще — от этого заказчика я был один. По идее я должен отработать у них по окончании вуза несколько лет, но такое вряд ли произойдет, потому что там нет рабочих мест. И не предвидится. А выбрал я целевое обучение, потому что был офигительно высокий конкурс на бюджетные места — где-то 50 человек на место».

— Владимир, Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений».

История четвертая. «У меня 167 баллов. Куда мне с ними, если не на целевое?»

«В начале 11 класса я поняла, что нужно сдавать физику и что я совсем к ней не готова. Вероятность того, что я смогу поступить, была маленькой. Классный руководитель рассказал мне про целевые места, мы все обсудили с родителями и решили попробовать. В марте я уже всюду отправляла свои анкеты и звонила. Большинство говорили, что меня возьмут, но мои документы им нужны только после того, как станут известны баллы за ЕГЭ. Когда прошли экзамены, я снова всех обзвонила, и с моими 167 баллами меня взяли только на одно предприятие. И я этому очень рада».

— Ксения, Российский Технологический Университет, специальность «Радиотехника».

История пятая. «Отрабатывать не надо. Надо работать»

«Я хотела поступать в Казань на целевое место, но когда мне пришли результаты ЕГЭ, у меня оказалось больше баллов, чем я рассчитывала. Тогда я задумалась: а почему бы мне не попробовать поступить в Москву? Я слетала в столицу, сходила не предприятие, узнала там о специальностях, на которые объявлен конкурс. Поначалу засомневалась, потому что в Московский авиационный институт, например, я бы поступила и без целевого. Но после того как я сходила в «бауманку», я поняла, что хочу учиться именно здесь. Поэтому я подписала договор. В компании, кстати, мне сказали так: «отрабатывать» у нас не надо — надо «работать». Многие пользуются возможностью и потом не возвращаются в компании, которые платили за их учебу. Я считаю, что это неправильно. И нужно понимать всю ответственность, которую вы берете на себя, подписывая договор».

— Софья, МГТУ им. Н. Э. Баумана, специальность «Ракетно-космические композитные конструкции».

5uglov.ru

Интервью: что такое целевое место в университете и как его получить

Поступить на бюджет в вуз можно по высоким баллам за ЕГЭ, по диплому за олимпиаду и с божьей помощью. Есть еще одна возможность, но о ней знают не все, — это целевое направление от госорганов и предприятий. Кто такие целевики и правда ли, что они получают бюджетное место «по блату», рассказывает начальник Управления по организации приема СПбГУ Александр Бабич.

— У меня и у других студентов сложилось впечатление, что целевое образование — лазейка, благодаря которой троечник с маленькими баллами за ЕГЭ может легко поступить в вуз без конкурса…

— Это не так. Есть вузы, например, медицинские или находящиеся в ведении силовых ведомств, которые организуют целевой прием на достаточно большое количество мест. Но это не значит, что любой желающий может быть зачислен на эти места. Заказчики целевого приема сами определяют критерии отбора претендентов, с которыми они заключают договоры о целевом обучении. Думаю, ленивого троечника на целевое место государственные заказчики не возьмут.

В Петербурге действует постановление правительства от 02.03.2004 N 294 "О целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", в соответствии с которым проводится конкурс по отбору кандидатур для целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для исполнительных органов власти, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города. 

— Кто отбирает этих абитуриентов?

— Заказчик и вуз. Заказчиками целевого приема могут быть федеральные государственные органы (например, прокуратура РФ), органы госвласти субъекта РФ (например, Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга), органы местного самоуправления (например, Администрация города Сосновый Бор), государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия, государственные компании, в уставном капитале которых присутствует доля государства, субъекта РФ или муниципального образования (например, «Газпром»). Учредитель образовательной организации (для СПбГУ это Правительство РФ) ежегодно утверждает квоту целевого приема (то есть количество целевых мест, выделенных для абитуриентов — прим. ред.). Заказчики направляют в вуз заявки, университет их рассматривает и в рамках квоты одобряет заявки заказчиков, с которыми имеются соглашения о стратегическом сотрудничестве. После этого заказчики организуют конкурс, чтобы отобрать абитуриентов.

В конкурсе на целевое обучение могут участвовать выпускники школ и колледжей при условии, что их итоговые отметки за 10 и 11 класс (либо за период обучения в колледже) — «хорошо» и «отлично» по всем предметам учебного плана. Будет плюсом, если помимо положительных оценок выпускники приложат к заявлению дипломы за участие в олимпиадах, конференциях, волонтерских движениях. Точный список требований и документов можно узнать в Комитете по науке и высшей школе.

— А как принять участие в этом конкурсе?

— В нашем городе основным оператором целевого приема является Комитет по науке и высшей школе. Можно зайти к ним на сайт и посмотреть, какие заказчики устраивают конкурс, что за вузы с ними сотрудничают и на какие специальности объявлен набор. А если абитуриент отталкивается не от места учебы, а от места будущей

работы, то можно обратиться напрямую к государственному заказчику – в тот же «Газпром», например, и узнать у них про целевой набор. В любом случае, если выпускник хочет пойти на целевое обучение, нужно уже сейчас заняться сбором документов. Обычно прием заявлений заканчивается в конце мая.

— Значит, если абитуриент выигрывает конкурс у заказчика, ему гарантировано целевое место в вузе?

— Нет. Например, если абитуриент первый в рейтинге у заказчика, но у него меньше 65 баллов за один экзамен, то он не сможет поступить в СПбГУ, потому что у нас установлен минимальный балл, необходимый для допуска к участию в конкурсе.

— А сколько, кстати, целевых мест в СПбГУ?

— В прошлом году к нам было зачислено всего пять человек в рамках целевого приема, при этом у нас было примерно две тысячи мест на программы бакалавриата и специалитета. И у этих пяти абитуриентов был достаточно высокий балл за ЕГЭ.

—  Учеба целевиков как-то отличается от учебы других студентов?

— Нет, академический процесс у них идет так же, как у остальных студентов. Меры социальной поддержки, в том числе и стипендию, они получают на равных условиях с обучающимися на бюджетной основе. Во время учебы к целевикам нет никаких отдельных требований, главное хорошо учиться и получить диплом. Но вот после выпуска у ребят появляются обязательства — они должны отработать определенное время у заказчика.

— А оно того стоит? Все-таки целевое место — это невыгодное обременение или хороший шанс учиться бесплатно?

— Тут дело даже не в бесплатности. Целевое обучение — это уверенность в своем будущем. Школьник, успешно прошедший отбор у заказчика, фактически уже признан работодателем, который его оценил и согласился принять на работу. Он гарантированно будет трудоустроен по профессии после выпуска из университета. А к этому, как мне кажется, стремятся многие выпускники.

5uglov.ru

плюсы и минусы бесплатного обучения

Обучение в университетах на платной основе сегодня стало нормой, но проблема заключается в том, что многие действительно талантливые и способные молодые люди не могут себе позволить получить высшее образование. Бюджетных мест очень мало, поэтому учиться бесплатно могут лишь единицы. Но есть еще один способ, как получить диплом о высшем образовании и при этом не заплатить ни копейки с собственного кармана – это целевое направление.

Что такое целевое направление в вуз и как его получить? Целевое направление – это направление от конкретной организации, которая обязуется оплатить обучение конкретного студента. Взамен предприятие требует от студента обязательной отработки после окончания университета сроком 3 года. Если по каким-либо обстоятельствам целевик не сможет возвратиться на отработку, он обязуется возвратить все деньги, потраченные на его обучение.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки. Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания университета не нужно искать работу, уже есть организация, которая приготовила для вчерашнего студента рабочее место. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения преддипломной практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также дипломной работы будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Целевое направлениеНо есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Само собой разумеется, необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков.

Целевое направление этоИзвестно, что проходной балл на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов.

В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя подсуетившиеся и собравшие необходимые документы.

Что такое целевое направление в вузВ принципе, не так уж и сложно стать целевиком - было бы желание. Необходимо заранее разузнать о предприятиях, проводящих соответствующие конкурсы, определить с какими вузами они сотрудничают. Если все подходит, тогда нужно быстро собирать документы и участвовать в конкурсных отборах.

fb.ru

Студентов-целевиков свяжут контрактом и угрозой оплатить учебу

Правила целевой подготовки специалистов в государственных вузах России скоро изменятся: студенты-целевики будут заключать контракты с вузом и работодателем, направившим их на обучение. Если молодой специалист не захочет работать на том месте, для которого его готовили, он должен будет оплатить стоимость обучения из своего кармана.

Анна Курская, РИА Новости.

Правила целевой подготовки специалистов в государственных вузах России скоро изменятся: студенты-целевики будут заключать контракты с вузом и работодателем, направившим их на обучение. В соответствии с контрактом, если молодой специалист не захочет работать на том месте, для которого его готовили, он должен будет оплатить стоимость обучения из своего кармана, сообщил в среду на пресс-конференции в РИА Новости министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

До сих пор целевики не несли ответственности за нежелание работать в направившей их организации.

Количество студентов-целевиков также изменится, сообщил министр. Ранее он уже заявлял о том, что  в 2012 году доля их приема будет сокращена с 20 до 15%.

Стороны должны нести ответственность

"У нас сегодня целевую подготовку заказывает профильное министерство, а не министерство образования, и мы не можем потребовать от целевика, чтобы он пошел работать по профессии", – рассказал Андрей Фурсенко.

По его словам, потребовать от целевика отработать на производстве может только работодатель, для этого необходимо заключить с ним контракт.

"Наша идея заключается в том, чтобы перейти к целевой контрактной подготовке, когда в целевом наборе участвует работодатель. И когда у студента есть абсолютно железное обязательство либо отработать в том месте, для которого его готовили, либо расплатиться за обучение", – подчеркнул министр.

По мнению экспертов, до сих пор основной проблемой целевого приема было отсутствие четких взаимных обязательств между предприятием, студентом и вузом. Целевой прием в своем нынешнем виде не накладывает практически никаких обязательств ни на одну из сторон.

Сейчас часть случаев целевого приема не регулируется договорами, а оформляется по обращению предприятия,  не предусматривается и ответственность студента за невыход на работу на предприятие. "Послали 17-летнего юношу на обучение, прошло 4-5 лет, он повзрослел и передумал идти работать на предприятие. Сегодня механизм, которые требует его прихода на работу, по сути дела не работает", – рассказал РИА Новости проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе Борис Падалкин.

Целевой прием по всем специальностям не нужен

По мнению Андрея Фурсенко, сегодня нет никакой необходимости готовить на целевой основе специалистов в тех областях, где сегодня уже есть избыток рабочей силы, поэтому квоты для целевиков в этих отраслях будут сокращаться.

"Я могу понять прием целевиков, например, по авиации, потому что квалифицированных авиационных инженеров для работы на авиационных предприятиях, для эксплуатации летательных аппаратов не очень много, – рассказал министр. – Но зачем целевики-юристы, я понять не могу. У нас что, куча пустых мест в прокуратуре? У нас не хватает людей?"

По его мнению, приоритет должен отдаваться целевой подготовке специалистов в приоритетных областях экономики и только в тех случаях, когда "социально важные, значимые места не заполняются другим способом".

Эксперты соглашаются с тем, что ситуация, когда абитуриенты-целевики посылают заявку на специальность не по профилю предприятия, а на более популярную, стала сегодня вполне типичной.

"Мы рассчитываем, что будем готовить инженеров-технологов, поскольку на предприятии большой парк станков, а нас просят принять, например, трех человек обучаться защите информации, – говорит Борис Падалкин. – По действующим правилам,  руководство предприятия имеет на это право".

Целевики поступают с низкими баллами ЕГЭ

Другая причина для сокращения целевого приема связана с борьбой с приемом студентов с низкими результатами ЕГЭ, сообщил Андрей Фурсенко. "Средние баллы ребят, зачисляемых по конкурсу, у целевиков ниже, чем у ребят, поступающих на конкурсной основе", – сказал министр, отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости.

Слова министра подтверждают и результаты зачисления абитуриентов, вывешенные на сайтах вузов. Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс – как правило, небольшой, – и в большинстве случаев абитуриенту-целевику для зачисления достаточно иметь минимально допустимое число баллов по предмету. Вузы не могут влиять на это обстоятельство, поскольку обязаны взять каждого, кого прислали с направлением, в рамках квоты.

"Зачастую та критика, которой подвергаются вузы за прием абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, вызвана именно теми, кто был принят по целевому приему" – подчеркивает Борис Падалкин.

Однако эксперты не считают, что более низкие результаты ЕГЭ у целевиков всегда отражаются на уровне их подготовки в вузе.

"Это сложный вопрос, – сказал РИА Новости заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. – Скорее всего, средний уровень баллов ЕГЭ у целевиков ниже, чем у обычных студентов. Но и высокий балл ЕГЭ не гарантирует успешное обучение студентов, поскольку требования вуза часто расходятся с требованиями единого экзамена. Я знаю немало ребят с высокими баллами ЕГЭ, которые не очень хорошо учатся в вузах, и наоборот".

Борис Падалкин не отмечает однозначной зависимости между успеваемостью студента и способом его поступления в вуз. Если у студента хорошая мотивация на учебу, даже не став отличником, он может обходиться без "хвостов", считает проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе.

"Я бы не сказал, что целевики плохо учатся. По моему мнению, способ приема сказывается на успеваемости студента в первую сессию, и уже в гораздо меньшей степени – во вторую. Уже на втором курсе никакой разницы в успеваемости студентов, поступивших по конкурсу и по целевому приему, я не вижу", – отмечает он.

Наследие эпохи развитого социализма

Согласно приказу Минобрнауки о порядке приема в вузы, квоты по целевому приему в государственные вузы ежегодно устанавливаются министерствами для каждой группы специальностей по согласованию с Минобрнауки.

В 2011 году по целевому направлению вузы принимали до 20% абитуриентов, а в 2010 году – 25%. Всего же в вузы Минобрнауки в приемную кампанию 2011 года на бюджетные места было зачислено 230 тысяч человек, из почти 15 тысяч по целевому набору, сообщил 14 августа Андрей Фурсенко.

Целевой прием был широко распространен в советские времена, в эпоху государственного распределения выпускников вузов.

Правительство возобновило эту практику в 2004 году в связи с острым дефицитом кадров в некоторых отраслях промышленности. Были принят государственный план подготовки кадров, ряд других  документов и приказов, призванных возродить целевой прием.

Действующие правила предусматривают целевую подготовку специалистов по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Специальная комиссия выясняет, какие специалисты нужны предприятиям региона, муниципалитет находит претендентов на целевые места.

В вузах также работает так называемая "контрактная" схема целевого приема, когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. Абитуриент берет на себя обязательство после получения диплома отработать на предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Целевой прием существует несколько лет, и пока специалисты не берутся однозначно оценить, насколько эффективна эта форма подготовки специалистов. Тем не менее, есть другой способ решения проблемы подготовки специалистов, нужных экономике. "Эффективнее – работать по-другому: создавать привлекательность рабочих мест", – заключил министр.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

Преимущества целевого поступления в вуз

Целевое поступлениеУ всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

Likes(8)Dislikes(1)

prouchebu.com