Авиастроение в России: обзор, история, перспективы и интересные факты. Авиастроение россии


предприятия, выпуск авиационной техники :: BusinessMan.ru

Отрасль, в рамках которой осуществляются исследования, разработки в научной области, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их компонентов (двигатели, бортовые системы, оборудование), – все это авиационная промышленность.

Научно-технический и производственный потенциал авиастроения создает возможность для развития многих связанных отраслей промышленности, например, электротехнической, радиотехнической, металлургической, формируя тем самым предпосылки для экономического подъема страны. Авиапром имеет огромное общеэкономическое, научное и оборонное значение для развитых стран, позволяет осваивать широкий спектр гражданской и военной продукции.

Стратегическая отрасль

Возможность создания высокотехнологичной и конкурентоспособной авиационной техники – это свидетельство экономического, технического развития государства и высокого ресурсного потенциала. Авиационная промышленность включает в себя ряд крупных научно-исследовательских и производственных предприятий.

Авиастроение в СССР

В Советском Союзе зарождение авиационной промышленности как крупной индустрии началось в 20-х годах, после Декрета Советского правительства о национализации авиазаводов. На тот момент авиационная промышленность СССР состояла из 15 относительно небольших авиационных заводов, на которых было занято около 10 тыс. работников, и одного аэрогидродинамического института. Огромного роста советский авиапром достиг в период 1939 – 1945 годов. Дальнейшее развитие отрасли сделало ее одной из самых концентрированных индустрий Советского Союза, а в дальнейшем и России.

Современное авиастроение России

Авиационная промышленность России занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству производимой авиатехники для гражданского и военного сектора. По объему производства и реализации техники и комплектующих, стоимости фондов предприятий авиастроение занимает ведущую позицию среди оборонных отраслей. Это одна из наиболее высокотехнологичных сфер промышленности с огромным количеством задействованных высококвалифицированных кадров.

Российская авиационная промышленность включает в себя более 20 крупных профильных предприятий серийного производства, четыре крупных предприятия опытного и экспериментального авиастроения, ремонтные авиационные заводы, заводы производства агрегатов и моторостроительные. Одними из самых крупных и динамично развивающихся предприятий отрасли являются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Иркутский завод

В 1934 году начал свою историю знаменитый во всем мире советский, а ныне российский авиазавод. Иркутск стал родиной одного из ведущих авиастроительных заводов, который по праву признается одним из самых интенсивно развивающихся предприятий авиастроительной отрасли. Это одна из самых наукоемких и высокотехнологичных структур России. Иркутский авиазавод входит в состав ОАО «Корпорация «Иркут» - одной из ведущих авиастроительных компаний мира, три года подряд получавшей звание «Лучший экспортер России» (с 2008 по 2010 гг.). Выпускаемая Иркутским авиазаводом продукция для гражданской и военной авиации поставляется в 37 стран мира: Китай, Египет, Индия, Вьетнам и др.

Авиазавод (Иркутск) реализовывает полный комплекс работ по производству авиационной техники. Выполняет проектирование, строительство и испытание самолетов, а также послепродажное обслуживание. Всего за годы существования предприятия было выпущено свыше 6700 различных самолетов. Заводом освоено производство моделей, разработанных ведущими конструкторскими бюро СССР и России.

В настоящий момент Иркутский авиационный завод производит такие самолеты: Су-30, Як-130, МС-21, Як-152. Все они пользуются большим спросом. На протяжении последних лет Иркутский авиационный завод демонстрирует увеличение выпуска и реализации продукции, ее рентабельности. На авиазаводе проводится активная кадровая политика, предусматривающая подготовку и переподготовку всех специальностей - от рабочих до инженерного и руководящего состава. Расширяющийся портфель заказов управляющей корпорации «Иркут» позволяет строить планы по развитию предприятия на долгосрочную перспективу.

Нижегородский авиационный завод «Сокол»

Авиастроительная компания «Сокол», находящаяся в Нижнем Новгороде, по праву считается одной из самых значимых в авиационной индустрии России. Завод был построен в 1932 году и должен был стать значительным предприятием среди существовавших в СССР и одним из крупнейших в мире. Изначально там предполагалось производить одноместные истребители И-3, разведчики Р-5 и пассажирские самолеты К-5, общим объемом 2000 единиц в мирное время.

В 1940 году на заводе было организовано КБ под руководством известного конструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Бюро были разработаны, внедрены в производство и в дальнейшем усовершенствованы такие знаменитые самолеты: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. За время войны на фронт поставили 17 691 такую машину, т. е. каждый четвертый истребитель.

С 1949 года Нижегородский авиационный завод «Сокол» начал сотрудничество с конструкторским бюро №155 под руководством А. И. Микояна. Совместная деятельность оказалась достаточно успешной, и завод становится главным производителем МиГов, которым является и на сегодняшний день. С 1992 года НАЗ «Сокол» выпустил порядка 13500 самолетов МиГ, многие из которых предназначены для экспортных поставок в более тридцати стран мира. Основная продукция авиазавода «Сокол» - самолеты МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35.

Выпускаемая авиационная техника

Современные самолеты и вертолеты, выпускаемые российской авиационной промышленностью, это высококлассная техника, результат трудов работников многих предприятий. В мире широко известны фирмы «Сухой», «Бериев», «Камов», «Туполев», «Ильюшин», «Миль». Перечень выпускаемой авиационной техники включает в себя пассажирские самолеты, вертолеты различного назначения, военные суда. Среди продукции российского авиастроения, известной в мире, можно отметить следующую технику. Новейшие пассажирские самолеты:

  • "Сухой Суперджет 100" – современный ближнемагистральный самолет (КнААПО имени Ю. А. Гагарина, Комсомольск-на-Амуре ).
  • "Иркут-21", магистральный лайнер нового поколения. Серийный выпуск модели планируется на 2017 год (Иркутский авиационный завод).

Серийные пассажирские самолеты, уже зарекомендовавшие себя:

  • Ил-96 – пассажирский самолет для средних и больших авиалиний (Воронежское авиастроительное общество).
  • Ту-204/214 – пассажирский самолет для авиамагистралей средней протяженности (Авиационные предприятия Казани и Ульяновска).

Военные самолеты: Су-27, Су-30, Су-33, новейший Су-35, истребитель нового поколения Т-50, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35, Су-34.

Транспортные самолеты Ил-76 и Бе-200 "Амфибия" (Таганрогское авиационное предприятие имени Г. М. Бериева).

Вертолеты Ка, Ми, "Ансант" (Казанский вертолётный завод).

Факторы конкурентоспособности

Современная авиационная промышленность РФ способна производить высококачественную и надежную авиационную продукцию с многочисленными конкурентными преимуществами. До недавнего времени это касалось в основном военной техники. Так, в 2011 году было произведено всего 20 гражданских самолетов, при том, что для пополнения авиапарка отечественных компаний было закуплено 50 единиц зарубежного производства. Это свидетельствовало о недостаточной конкурентоспособности российской гражданской авиатехники.

Основные факторы, по которым отечественная гражданская авиатехника уступала зарубежным аналогам:

  • Техническое совершенство.
  • Эксплуатационные расходы.
  • Годовой налет самолета.
  • Себестоимость и цена.

Тенденции развития авиационной промышленности

В последние годы в авиационной промышленности при государственной поддержке был выполнен масштабный объем работ по повышению уровня исследований, конструирования, производства, эксплуатации различных видов гражданской и военной авиатехники. Были созданы новейшие научно-производственные, экспериментально-испытательные и вычислительные базы. Новейшие модели российской авиатехники не уступают зарубежным, а иногда и превосходят их по многим факторам.

businessman.ru

обзор, история, перспективы и интересные факты

Авиастроение в России имеет долгую и славную историю. Отрасль переживала моменты триумфа и глубочайшие кризисы. Однако во все времена, невзирая на трудности и экономическую обстановку, отечественные авиастроители и конструкторы умели удивлять мир, создавая качественные и передовые летательные аппараты. Сегодня сотни тысяч людей вовлечены в авиастроение в России. Города, в которых находятся заводы, производящие вертолеты и самолеты, порою строятся вокруг этих предприятий и процветают за счет них.

Истребитель Т -50

Авиастроительная промышленность постепенно восстанавливается после лихих 90-х и наращивает производственные мощности, занимая на данный момент третье место по количеству выпускаемой авиатехники после США и ЕС. В очередной раз российское авиастроение вынуждено наверстывать отставание от конкурентов. Впервые это случилось более века назад.

Царская Россия

История авиастроения в России началась в 1910 – 1912 годах, когда появились первые авиационные заводы. Отрасль бурно развивалась, к 1917 году в стране насчитывалось уже 15 заводов, на которых трудились около 10 000 человек. Самолеты строились в основном по зарубежным лицензиям и с иностранными двигателями, но были и отечественные очень удачные аппараты, например, самолет –разведчик «Анаде»; летающая лодка М-9 конструктора Григоровича; знаменитый бомбардировщик Сикорского «Илья Муромец». К началу Мировой войны в российской армии было 244 самолета - больше, чем у других участников войны.

"Илья Муромец" Сикорского

После революции

Грянула революция, а за ней следом гражданская война. В государстве началось глобальное переустройство. В 1918 году по указу Советской власти были национализированы все авиационные предприятия. Но производство самолетов и без того практически прекратилось из-за ужасной экономической обстановки и политической неопределенности. Новой власти пришлось налаживать авиастроение в России практически с нуля.

Причем восстанавливали отрасль в суровых условиях: война, разруха, нехватка средств, ресурсов и кадров, ведь многие российские авиастроители иммигрировали, многие погибли в гражданскую или были репрессированы. Очень помогли немцы, которым после Версальского договора запрещалось иметь полноценную армию и производить оружие. В сотрудничестве с Россией немецкие специалисты получали возможность строить и конструировать новые самолеты, а советские инженеры приобретали бесценный опыт и знания.

Уже в 1924 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет АНТ-2, сконструированный легендарным Андреем Туполевым. Спустя всего год советские авиастроители создали передовой для своего времени самолет-моноплан АНТ-4. Двигатели бомбардировщика расположили вдоль крыла, такая схема стала классической для всех будущих тяжелых бомбардировщиков во время следующей мировой войны.

В 30-х годах бесповоротно закончилась эра дирижаблей, произошел качественный скачок в авиастроении в России. Заводы, выпускающие самолеты и двигатели, металлургические предприятия и конструкторские бюро появлялись десятками. В 1938 году производство самолетов увеличилось в 5.5 раз по сравнению с показателями 1933 года. В довоенные годы в отрасли разработали и выпустили такие известные самолеты, как АНТ-6, АНТ-40, И-15 и И-16.

Истребитель И -16

ВОВ

Несмотря на внушительные достижения и производительную мощь советской авиапромышленности, в конце 30-х годов обозначилось техническое отставание от немецких авиастроителей. Лучшие отечественные истребители И-16 и И-15, которые активно использовались во время гражданской войны в Испании, поначалу показывали себя прекрасно, но ближе к концу конфликта стали заметно уступать немецким машинам.

Катастрофа первых дней Великой Отечественной, когда сотни советских самолетов были уничтожены на земле, еще более усугубила преимущество немецких летчиков. Немцы безраздельно владели небом, чем во многом объясняются их успехи в первые месяцы войны. Без воздушной поддержки Красная Армия была не в силах остановить танковые клинья вермахта, которые охватывали целые армии.

Вновь авиационная отрасль оказалась в критической ситуации: все вокруг рушилось, государству грозило уничтожение, а руководство требовало не просто увеличивать производство самолетов, но и конструировать новые, более совершенные модификации. Поставленные задачи были с блеском выполнены. Советский авиапром внес внушительный вклад в будущую победу. Напрягая всю волю и силу, советские авиастроители совершили невозможное, как это часто случалось в России.

Центры авиастроения были оперативно эвакуированы на восток страны, все конструкторские бюро работали сутками, трудились на заводах женщины и дети. Итогом этих усилий стало создание таких выдающих самолетов, как простой и живучий истребитель Ла-5, внесший значительный вклад в Сталинградскую битву; универсальный Як-9, который использовался как истребитель вражеских самолетов, бомбардировщик, разведчик, эскорт; бомбардировщик Пе-2; наводивший на немцев ужас штурмовик Ил-2.

Штурмовик Ил -2

Без этих самолетов не были бы возможны перелом в войне, а затем и великая Победа. Однако она была добыта не только техническим усовершенствованием летательных аппаратов, но и удивительным ростом производственных мощностей. Советский авиапром в 1941 году дал армии примерно 7 900 самолетов, а в 1944 году эта цифра превысила 40 000 штук. Всего за годы войны было в СССР произвели свыше 150 000 самолетов, в Германии же около 120 000, хотя на нее работала вся европейская промышленность.

Период рассвета

Поставленная на военные рельсы авиастроительная отрасль после войны не сбавила оборотов, до самого распада СССР она продолжала исправно выпускать и совершенствовать авиатехнику. В пик своего развития советский авиапром производил в год около 400 вертолетов и 600 самолетов военного назначения, а также порядка 300 вертолетов и 150 самолетов гражданского назначения. В отрасль входило 242 предприятия, 114 заводов, 72 конструкторских бюро, 28 НИИ. Перед развалом Союза в авиапроме работало больше двух миллионов человек.

В послевоенный период СССР не собирался допускать техническое отставание от западных держав. Началась эра реактивных самолетов. Уже в начале 50-х годов в воздух поднялись околозвуковые и сверхзвуковые МиГ-15 и Миг-19, в 1955 году прошел испытание истребитель Су-7, а в 1958 налажен серийный выпуск Миг-21, который надолго превратился в символ и главную мощь истребительной авиации СССР.

Истребитель Миг -21

В Советский период авиастроение в России и Союзных республиках представляло собой единый механизм, который безостановочно создавал великолепные вертолеты и самолеты, опережавшие свое время. Причем Союз производил авиатехнику не только для собственных нужд, он был крупнейшим ее экспортером вместе с США и обеспечивал почти 40 % мировых авиапарков союзных государств.

Лучшими советскими самолетами для армии стали: истребители МиГ-27, Миг-29, Миг-31, Як-38; штурмовики Су-25 и Су-27; бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Для гражданской авиации создавались такие качественные самолеты, как Ту-104, сверхзвуковой Ту-144, Ту-154; Ил-62, Ил-86; Як-40; Ан-24. Не отставали отечественные вертолетостроители, давшие армии и гражданской авиации самый массовый на планете вертолет Ми-8, самый большой - Ми-26, вертолет-гибрид Ми-24, уникальный вертолет Ка-31, ударную военную всепогодную машину Ка-50.

Вертолет "Черная акула"

Затяжное падение: 90-е годы

За распадом СССР закономерно последовал распад советского авиапрома. Рвались налаженные отраслевые связи между предприятиями, которые в одночасье оказались в новоявленных независимых государствах. Отрасль стремительно приватизировалась, лишь 3% авиапредприятий остались под контролем государства. Аэрофлот рассыпался на множество частных авиакомпаний.

Объемы заказов оборонного ведомства катастрофически упали, а гражданское авиастроение в России было на грани уничтожения. Авиаперевозчики предпочитали заменять устаревающие советские самолеты иностранными подержанными воздушными суднами, а не заказывать их у отечественного производителя. Весьма красноречивы цифры 1999 года, в течение которого российский авиапром произвел 21 военных и 9 гражданских самолетов.

Время надежд: 2000 годы

В начало третьего тысячелетия Россия вошла с новыми людьми у власти и новыми надеждами. Страна оправлялась от десятилетнего передела собственности, смутных времен приватизации и дефолтов. Цены на нефть росли, экономика крепла, увеличивалось финансирование важнейших отраслей, в том числе и авиапрома. Для его эффективного развития власти объединили авиапредприятия, создав холдинг «Вертолеты России», отвечающий за производство вертолетной техники, и «Объединенную авиастроительную корпорацию».

Военное авиастроение в России восстанавливалось быстрее гражданского за счет растущих отечественных и экспортных заказов. Иностранные государства с удовольствием закупали Миг-29, Су-30, Су-27. В гражданской авиации ситуация кардинально не изменилась: в 2000-х годах было закуплено более 250 зарубежных самолетов.

На пути к былой мощи: 2010 годы

С 2010 года и по сегодняшний день взятый курс на восстановление отрасли сохраняется, несмотря на последствия экономического глобального кризиса 2008 года и санкции, наложенные на РФ западными странами. Благодаря возросшим закупкам минобороны России, заводы работают на полную мощность, доведя уровень производства до сотен военных самолетов в год. Налажен серийный выпуск истребителей Су-30М и Су-35, транспортного военного самолета Ил-76МД, проходят летные испытания заправщик Ил-78М и новейший истребитель Су-57.

Суперджет 100

Возрождается и гражданский авиапром. Налажен серийный выпуск нового российского самолета "Суперджет 100", ведутся собственные и совместные с Китаем разработки магистральных пассажиров самолетов. Лучшей иллюстрацией положительных тенденций становится статистика. В 2010 году произведено свыше 100 военных воздушных судов разных типов, в 2011 году отечественные авиастроители выпустили более 260 вертолетов, в 2014 году построили 37 гражданских и 124 военных самолета.

Фундамент отрасли

Возрождение авиапромышленного комплекса произошло на фундаменте заводов и конструкторских бюро, которые были созданы еще в СССР. Советские власти прекрасно понимали, что для эффективной работы и развития отрасли нужно учитывать такие важнейшие факторы размещения авиастроения в России и республиках, как наличие квалифицированного персонала и удобных транспортных связей между предприятиями и ОКБ. Поэтому конструкторские бюро обустраивались в столице или в Подмосковье, а заводы строились в крупных городах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время это положение дел не меняется. Прославленные ОКБ Яковлева, Сухого, Миля, Туполева, Илюшина, Камова продолжают успешно разрабатывать новые типы авиационной техники, а их головные офисы находятся в Москве или рядом с ней. Крупнейшие предприятия, занимающиеся производством вертолетов, самолетов и двигателей к ним, расположены в Москве, Смоленске, Казани, Улан-Удэ, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах.

Перспективы авиастроения в России

Если власти продолжат принятую программу развития авиапрома и оставят финансирование на прежнем уровне, то перспективы отечественного авиастроения довольно оптимистичные. В 2017 году в РФ было произведено 33 лайнера SSJ100, 214 военных вертолетов и 139 военных самолетов. В 2018 году должен начаться серийный выпуск вертолета Ми-38 и пассажирского лайнера МС-21. Планируется возобновить производство дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96 – 400М, начать выпуск вертолета Ка-62, наладить модернизацию самолета Ту-160М.

fb.ru

Авиационная промышленность России 2017: статистика и история

Авиапромышленность является одной из главных отраслей, она подразделяется на промышленную и гражданскую — они тесно связаны. История авиации на своём зачаточном уровне восходит к первым успехам США: именно там поднялся в небо первый самолёт. Затем крупные государства стали создавать промышленные базы и авиационные предприятия. В России первые самолёты стали появляться в 1910 году. Первые летательные аппараты создавались в абсолютно непредназначенных для этого условиях. Обострение ситуации в связи с Первой мировой войной дало толчок не только для создания военного самолетостроения, но и гражданского.

Создание крупной авиационной техники напрямую зависит от развития экономической системы в стране. В СССР авиастроение началось в 20-х годах. Было 15 маленьких заводов с минимальным количеством работников. В 1939-1945 гг. на авиационной промышленности пришлось сконцентрироваться, и по сей день министерство авиационной промышленности Россииведёт активную работу по развитию отечественного производства летательных аппаратов.

Авиационная промышленность в СССР

Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список. По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г. численность техники достигала 40 000 единиц.

После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.

В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.

Авиационная промышленность России

После распада СССР из-под влияния Российской Федерации ушли крупнейшие заводы в Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси. Россия лишилась возможностей создания военно-транспортной авиации, т. к. конструкторская база осталась на Украине. Компенсировать потери было крайне затруднительно. Отделение Белоруссии — единственный пример, когда отношения в области самолётостроения не были проблемными, Украина и Таджикистан — наиболее проблемные государства в отношении строительства самолётов. Рост начал наблюдаться только в 1998 году, когда военная продукция стала производиться активнее. По гражданскому авиастроению был ещё больший удар.

Существенные преобразования начались в 2000-х годах. Гражданские самолёты стали производиться активнее, в 2009 году количество единиц техники достигло числа 124.

Ситуация стала улучшаться, когда была принята государственная программа — проект из трёх этапов. Первый этап проведён до 2013 года, на нём усилилась интеграция второстепенных отраслей. Также определены позиции, сформирован и утверждён перечень заказов. Второй этап (2013-2018 гг.) предполагает повышение рентабельности в отрасли авиастроения. На третьем этапе предполагается усиление позиций при экспорте новейшей продукции за рубеж. Нам остаётся следить за состоянием авиапрома и довольствоваться последними разработками крупных заводов.

В РФ существует специальный Департамент, занимающийся вопросами развития авиации. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России в 2018 г. — Равиль Хакимов. Основные задачи связаны с разработкой стратегий, и проектов, реализация мер, связанных с государственной поддержкой авиапромышленности. Работа тесно связана с правительством РФ, куда направляются предложения, в т. ч. связанные с непосредственной деятельностью самого Департамента.

Предприятия

Предлагаю рассмотреть наиболее крупные предприятия авиационной промышленности России. Среди них выделяются:

  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Основан в 1934 году, сейчас развёрнуто производство самолётов марки «Су» (Су-30, многофункциональный истребитель Су-35). Также здесь выпускаются Т-50, Sukhoi Superjet 100.
  • Иркутский авиационный завод. Здесь выпускаются самолёты военного назначения (Су-30, Як-130, учебно-тренировочные машины (Як-152). Также предприятие выпускает гражданские самолёты МС-21.
  • Новосибирский авиационный завод. Производится современная продукция: бомбардировщик Су-34, также предприятие участвует в создании боевого авиакомплекса 5-го поколения. Отсюда поставляются элементы фюзеляжа для региональных самолётов.
  • Авиастар-СП. Организован выпуск Ил-76 и Ту-204, также компания занимается обслуживанием транспортных и пассажирских самолётов.
  • Казанский авиационный завод. Выпускает до 3 самолётов в год (Ту-214). Отдельно изготавливаются Ту-160, их выпуск восстановлен недавно.
  • Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Изготавливает машины Ан-148, Ил-96.
  • Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Здесь производятся самолёты-амфибии Бе-200.
  • Нижегородский завод «Сокол». В основном создаются истребители МиГ и Як. Также возобновлён выпуск Ил-114, производятся легкие пассажирские самолёты (Гжель), детали для Airbus.

Итак, города центры авиационной промышленности России— Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж и Казань.

Следующие предприятия занимаются выпуском вертолётов:

  • Роствертол;
  • Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
  • Казанский вертолётный завод;
  • Улан-Удэнский авиазавод;
  • Кумертауское авиационное производственное предприятие.

Выпускаемые самолеты

Перечень основных машин российского авиапрома я представлял выше, разберём ключевые позиции подробнее. Весь мир знает следующие имена: «Сухой», «Миль», «Туполев», «Ильюшин», «Камов», «Яковлев». Авиационная промышленность России в 2017 году развивалась, на сегодняшний день новейшими разработками являются:

  • «Сухой Суперджет 100» — это ближнемагистральный самолёт;

  • «Иркут-21» — новый лайнер, серийный выпуск которого был в планах на 2017 год.

Также нужно отдать должное гражданским (пассажирским) самолётам, проверенным в действии:

  • Ил-96 — рассчитан на средние/большие авиалинии.
  • Ту-204, Ту-214 — предназначен для авиалиний средней протяжённости.

Среди военных авиамашин известными являются МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35. Также популярны Су-27, Су-30, Су-33, Су-34. Что касается вертолётов — «Ка», «Ми», «Ансант».

Министр авиационной промышленности России и его подчинённые регулярно следят за исполнением программы по стратегическому развитию авиапромышленности. Если ранее средств совсем не хватало, в производство могло завершиться просто из-за невозможности возместить затраты — ситуация сегодня улучшилась.

Также интересно:

surzhyk.info

Военное и гражданское авиастроение в России :: BusinessMan.ru

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли.

Историческая справка

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Годы СССР

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция.

Упадок производства

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Ключевые элементы отрасли

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, - заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО "ОАК". Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России.

ОКБ Илюшина

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

КБ Туполева

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа "Туполев". Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО "Туполев" считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России.

ОКБ Яковлева

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

ОКБ Сухого

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО "Гражданские самолеты" для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100.

Авиастроение в России: факторы размещения

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

Производственные площадки

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:

  1. ВАСО (г. Воронеж). Этот завод считается одним из самых стабильных в стране. Он выпускает широкофюзеляжные самолеты Ан148, Ил-96/300/-400, SSJ.
  2. КАПО (г. Казань). Это предприятие было основано в 1927 г. В течение всего времени работы с завода было выпущено 34 модификации в количестве более 18 тыс. единиц. Предприятие производит Ту-214, Ил-62М, Ту-334.
  3. "Авиакор". В советское время этот завод входил в пятерку крупнейших в стране. В течение более чем 50 лет здесь собирались самолеты по проектам КБ Ильюшина, Антонова, Туполева. С 2010 г. предприятие включено в ОАО "ОАК". На заводе выпускаются самолеты Ту-154 и Ан-140.
  4. КнААПО. Это предприятие считается ведущим в холдинге "Сухой". Сегодня завод участвует в приоритетных программах компании. Это, в частности, разработка и выпуск многофункционального истребителя Су-35, боевого самолетного комплекса 5-го поколения и регионального пассажирского лайнера SSJ 100.
  5. ЗАО "Авиастар-СП" (г. Ульяновск). Это предприятие специализируется на производстве современных пассажирских машин Ту-204, транспортных лайнеровАн-124-100 и Ил-476.

Предпосылки для объединения предприятий

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России.

Заключение

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

businessman.ru

авиастроение | Авиация России

В рамках выполнения Государственного задания в 2017 году НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнил научно-исследовательскую работу по формированию базовых сценариев и сценарных условий технологического развития авиастроения. Разработанная в рамках данного исследования методология и математические модели являются одним из инструментов для долгосрочного прогнозирования и планирования создания новых технологий и воздушных судов. […]

Подробнее

В рамках выполнения Государственного задания в 2017 году НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнил научно-исследовательскую работу по формированию стратегических приоритетов научно-технологического развития авиастроения. В данной НИР сформирован научно обоснованный перечень «больших вызовов» для гражданской авиации, авиастроения и прикладной авиационной науки на период до 2040 года. «Список «больших вызовов» для России […]

Подробнее

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе Международного авиационно-космического салона «МАКС-2017», российская делегация во главе с генеральным директором НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андреем Дутовым в период с 25 по 28 сентября 2017 г. посетила Японию и приняла участие в третьей встрече экспертов в области гражданского авиастроения Подкомиссии по сотрудничеству […]

Подробнее

aviation21.ru

Авиастроение в России: как сегодня развивается отрасль

Отрасль авиастроения является одной из самых важных в России. Особенно на фоне того, что некоторое время она была в некотором загоне – на нее просто не обращали внимание, заменив приобретенными зарубежными лайнерами. Однако жизнь не стоит на месте и требует развития, в том числе и отечественного. Ведь в таких отраслях, как например, военная сфера, надежнее иметь свои лайнеры. Гражданская авиация также демонстрирует некоторые успехи. В результате, авиастроение в России начало сдвигаться с места и уже может представить ощутимые результаты.

завод

Конкурентоспособность авиаотрасли по сути своей является свидетельством экономического и технического развития государства и его растущего потенциала. Авиапромышленность задействует большое количество предприятий. Так, например, для подготовки и разработки одного самолета требуется взаимодействие разных корпораций и предприятий:

  • Научно-исследовательских институтов
  • Производственных предприятий
  • Компаний-партнеров и т.д.

Все их усилия вместе позволяют создавать конкурентоспособный товар и не краснеть на международных рынках.

Как развивалась отрасль в Союзе

Активную свою фазу становления и развития авиаотрасль получила в СССР. Она стартовала в 20-х годах после того, как вышел документ, регламентирующий национализацию заводов. Тогда вся промышленность а авиасфере имела лишь 15 небольших авиазаводов, разбросанных по стране. На них работали 10 тысяч человек.

Активный толчок к своему развитию авиаотрасль в стране получила, как ни странно, во времена Великой Отечественной войны и период до нее – с 1939 по 1945 гг. После она уже развивалась достаточно активно и передала свои традиции российской авиаотрасли.

Российские показатели

Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.

Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:

  • 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
  • 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
  • заводы по ремонту
  • заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников

На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».

Сделано в Сибири

Иркутский авиазавод начал свою деятельность с 1934 года, чуть позже он считался одним из самых знаменитых в Союзе. Здесь появился крупный авиазавод, который интенсивно развивается и по сегодняшний день. Специалисты называют данное предприятие одной из самых наукоемких и высокотехнологичных структур в стране.

На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:

  • Китай
  • Египет
  • Вьетнам
  • Индию и т.д.

Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:

  • Проектирование
  • Строительство
  • Испытание произведенных лайнеров
  • Послепродажное обслуживание

За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:

  • Су-30
  • Як-130
  • МС-21
  • Як-152

Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.

Нижегородские достижения

Самолет

Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны. Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин. Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:

  • ЛаГГ-3
  • Ла-5
  • Ла-5ФН
  • Ла-7

На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.

Какие самолеты сегодня являются российскими

На сегодняшний день в стране действует несколько крупных и популярных фирм:

  • Туполев
  • Ильюшин
  • Сухой
  • Бериев
  • Камов
  • Миль

Все они специализируются на производстве разного типа судов – от гражданских до военных и транспортных. В числе новейшей техники, которая сегодня предложена миру, такие лайнеры, как:

  • Сухой Суперджет 100 – самолет ближнемагистральный и соответствующий всем современным стандартам
  • Иркут-21 – лайнер нового поколения
  • Ил-96 – самолет, рассчитанный на использование у средних и крупных авиалиний
  • Ту-204/214 – подходит для полетов по средней длины магистралям

Полет

Военной авиаотрасли также есть, чем похвастаться. Современные военные списки пополнились такими вариантами, как:

  • Су-27
  • Су-30
  • Су-33
  • Су-35

Есть и истребители, относящиеся к новому поколению. В их числе Т-50, ИмН-29, 31, 35, а также Су-34. Транспортники достойно представлены на рынке Илом-76 и Бе-200.

Отдельные достижения отмечаются и в отрасли вертолетостроения.

Сегодня Россия уделяет особое внимание развитию одной из своих важнейших экономических отраслей. Это помогает выполнять масштабные объемы работ по исследовательскому профилю, проводить работы по проектированию на высшем уровне. Направление авиапромышленности также требует решения проблем по современному производству и по эксплуатации летательных аппаратов. Ведь каждый из них олицетворяет страну и должен отвечать всем требованиям мировых стандартов.

vpolete.online

Авиастроение России Википедия

Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения.

В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год[1]), вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).[1]

Основными производителями авиационной техники в России являются «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Вертолёты России».

История[ | код]

Российская империя[ | код]

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов.

Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов[2].

Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц)[3]

Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.

В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов[4].

СССР[ | код]

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160

ru-wiki.ru