Система обеспечения безопасности аэропорта. Превентивные меры. Авиационная безопасность в аэропорту


правила и требования :: BusinessMan.ru

В глазах обывателя авиационный транспорт является одним из самых опасных средств перевозки. Трагедии, которые случаются в воздухе, привлекают к себе повышенное внимание. Отчасти это связано с гибелью десятков пассажиров одновременно, но главным привлекающим фактором является именно редкость таких явлений. Воздушные суда на основе статистических данных можно поставить на место наименее рискованного транспорта. Во многом этому способствует авиационная безопасность, включающая многоплановые нормативы и правила организации перевозок. Их соблюдение позволяет минимизировать возможные угрозы как в работе аэропортов, так и в процессе перелетов.

Кто обеспечивает безопасность в аэропортах?

За безопасность в аэропортах отвечают специальные службы, уполномоченные соответствующими органами. Как предписывают инструкции, служба авиационной безопасности должна обеспечивать охрану объектов аэропорта, осуществлять досмотр экипажа и эксплуатирующего персонала, проверять ручную кладь, багажи, бортовые запасы и грузы. Кроме этого, представители таких служб производят контроль воздушных судов и поддерживают меры, направленные на предотвращение попыток захвата воздушного транспорта.

Важно отметить, что сотрудники, входящие в персонал охранного блока, имеют особую подготовку. Согласно нормативам, служба авиационной безопасности должна комплектоваться кадрами, прошедшими обучение в сертифицированных центрах.

Требования к инфраструктуре аэропортов

Для полноценной эксплуатации и обеспечения безопасности комплекса современного аэропорта необходимо наличие следующих объектов на его территории:

  • Зона для досмотра багажа и пассажиров, оснащенная соответствующим оборудованием. В зависимости от масштаба комплекса их может быть несколько.
  • Комната для персонального осмотра пассажиров.
  • Специальные помещения, в которых могут храниться боеприпасы и оружие.
  • Помещения для проверки грузов.
  • Служебные помещения, в которых размещается персонал охраны.
  • Помещения, предназначенные для отдыха обслуживающего персонала.
  • Контрольно-пропускные пункты.

Вышеперечисленные требования авиационной безопасности к инфраструктурному обеспечению комплексов аэропортов согласуются с конкретными предприятиями в виде проекта. Например, региональный аэропорт должен получить соответствующее разрешение на строительство, а в дальнейшем - и на эксплуатацию объектов в отделении авиационного надзора территориального значения.

Организация пропускного режима

Организация работы пропускных пунктов осуществляется в соответствии с нормативами, которые регулируют территориальный надзор. В пропускном режиме, в частности, предполагается ограничение нахождения и проезда наземного транспорта на рулежные дорожки и перроны. Также авиационная безопасность аэропорта предусматривает монтаж ограждений в зонах совместного базирования аэродромов. Все въезды и выезды являются подконтрольными относительно местных служб безопасности. Персонал, а также обслуживающие работники, деятельность которых предполагает нахождение на территории аэропорта, должны соблюдать правила пропускного и внутриобъектного режимов. Для членов экипажей, выполняющих полетные задачи и другие служебные функции в контролируемой зоне, предусматриваются специальные пропуска и удостоверения.

Охрана воздушных судов и аэропортов

Воздушные суда находятся под постоянным контролем со стороны служб безопасности. Это относится и к обслуживающим машинам с горюче-смазочным материалом. Процедуры приема и передачи транспорта осуществляются также с участием представителей охранных служб. Отдельные правила авиационной безопасности распространяются на организацию мест стоянки воздушных судов. Такие зоны в обязательном порядке обеспечиваются контрольно-пропускными пунктами, системами освещения, видеонаблюдения, средствами защитной сигнализации и т. д. Вдоль периметров объектов аэропорта для охраны транспорта иногда предусматривают наличие смотровых площадок, пунктов со служебными собаками, постовых вышек, а также электронных приборов для выявления фактов проникновения на территорию нарушителями.

Предполетный досмотр транспорта

Процедуре предполетного досмотра подвергаются пассажиры, почта, грузы, а также авиационный обслуживающий персонал и члены экипажа. Непосредственно проверку осуществляют уполномоченные лица. Также авиационная безопасность предусматривает возможность подключения к досмотру сотрудников спецслужб. Работники авиапредприятий и представители обслуживающего персонала подвергаются осмотру на контрольно-пропускных пунктах. Члены экипажа не всегда проходят такой досмотр, но, согласно общим правилам, они должны проверяться на КПП. В качестве информационного обеспечения в зонах продажи авиабилетов и в пунктах регистрации пассажиров должны устанавливаться плакаты и таблички с указанием названий предметов и веществ, которые не допускаются к перевозкам. Лицам, осуществляющим предполетный досмотр, предписано быть вежливыми и внимательными по отношению к пассажирам.

Правила досмотра воздушного транспорта

Досмотр воздушных судов осуществляется в процессе его подготовки к полету, а также после совершения рейса. Относится это и к промежуточным стоянкам в ходе совершения транзитных перелетов. В соответствии с инструкцией, досмотр выполняется по следующим правилам:

  • Проведение досмотра возможно только при условии, что борт покинули все пассажиры и обслуживающий персонал.
  • В ходе мероприятия участвуют только сотрудники инженерно-технического отдела, а также члены летного экипажа. При выполнении международных рейсов безопасность на авиационном транспорте предусматривает участие в проверках сотрудников пограничных и таможенных служб.
  • При обнаружении признаков возможной угрозы транспорту и пассажирам воздушное судно проходит дополнительную проверку на специальной стоянке.

Для упрощения и повышения эффективности процедуры досмотра на борту предусматривается схематичная информация с указанием мест, наиболее подверженных опасности.

Урегулирование чрезвычайных ситуаций

Под чрезвычайными ситуациями в данном случае понимаются акты незаконного вмешательства в работу персонала, обеспечивающего авиационные перевозки. Для урегулирования таких случаев разрабатывается соответствующий план действий. В нем учитываются мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение захвата и угона транспорта. Также авиационная безопасность в этой части предполагает разработку систем связи и оповещения, инструкции действий для служб охраны и дежурных смен после получения информации об угрозах захвата и т. д. Не менее важен инструктаж в самом аэропорту на случай незаконного вмешательства злоумышленников. Функция урегулирования на земле отводится оперативному штабу, который посредством телефонной связи, радиосигнала и электронной почты может координировать и корректировать действия персонала на борту.

Безопасность в аэропортах федерального значения

В аэропортах, обслуживающих международные перевозки и имеющих статус федеральных, предусматриваются более жесткие меры по предотвращению террористических актов. В частности, авиационная безопасность требует выполнения следующих условий:

  • Организация работы кинологической службы.
  • Оснащение контрольно-пропускных пунктов автоматизированными средствами для управления допуском персонала.
  • Пропускные пункты для воздушного транспорта оснащаются системами для принудительной остановки. Данная мера введена для возможности предотвращения угонов воздушных судов прямо до совершения взлета.
  • Для предотвращения рисков проноса взрывчатых веществ для аэроузлов предусматривается организация трехуровневого досмотра грузов и багажей.

Заключение

Технические средства и организационные методы предотвращения угроз в процессе работы авиационного транспорта и сопутствующих объектов постоянно совершенствуются, повышая уровень защиты. Важно учитывать, что обеспечение авиационной безопасности ведется в разных направлениях. Это и внедрение контролирующих объектов в общую инфраструктуру аэропорта, и повышение эффективности работы служб безопасности, и введение новых средств коммуникации между сотрудниками. Вместе с этим регулярно совершенствуются средства безопасности на бортах авиационного транспорта, что способствует предотвращению различных угроз уже в процессе полета.

businessman.ru

Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту «Пулково» — КиберПедия

Основным направлением политики руководства аэропорта «Пулково» в области авиационной безопасности является сохранение жизни и здоровья пассажиров, экипажей воздушных судов, персонала аэропорта путем достижения максимального соответствия требованиям международных стандартов и российского законодательства в авиационной сфере.

В последние годы значительно возросла угроза совершения террористических актов на объектах мировой транспортной системы. Оценивая защищенность транспортной системы России от терроризма в целом, можно отметить, что для большинства видов транспорта проблемы защищенности от терроризма возникли сравнительно недавно в связи с активизацией терроризма в мире и в стране. В транспортном комплексе России в настоящее время идет формирование структур, на которые возложены функции защиты пассажиров, обслуживающего персонала, транспортных средств, объектов и инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

В целях соблюдения безопасности в терминалах и на привокзальных площадях аэропорта «Пулково» все обнаруженные бесхозные предметы (вещи) рассматриваются, как предметы, представляющие потенциальную опасность. При обнаружении бесхозных предметов (вещей) запрещается:

· прикасаться, перемещать его или воздействовать на него каким-либо другим способом;

· находиться в непосредственной близости с обнаруженным предметом;

· пользоваться мобильным телефоном или радиоаппаратурой на расстоянии ближе 10 метров от бесхозного предмета.

Об обнаруженных бесхозных предметах необходимо сообщать ближайшему Сотруднику ЛО МВД России или сотруднику авиационной безопасности. Основным направлением политики руководства аэропорта «Пулково» в области авиационной безопасности является сохранение жизни и здоровья пассажиров, экипажей воздушных судов, персонала аэропорта путем достижения максимального соответствия требованиям международных стандартов и российского законодательства в авиационной сфере.

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом специальных мер:

1. предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта;

2. охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушное судно посторонних лиц, охрана жизненно важных объектов аэропорта;

3. исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4. предполетный и послеполетный досмотр экипажей воздушных судов, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, грузов, почты, досмотр работников аэропорта всех категорий, работников сторонних организаций, находящихся на территории аэропорта;

5. реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов;

6. проведение профайлинга.

Комплекс специальных мер по защите от актов незаконного вмешательства превентивного характера в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности осуществляют подразделения аэропорта общей численностью примерно 800 человек. Руководящий состав и сотрудники подразделений авиационной безопасности в обязательном порядке проходят специальную профессиональную подготовку, регулярную переподготовку (курсы повышения квалификации) в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, действующих нормативно-правовых документов по обеспечению авиационной безопасности в гражданской авиации РФ, а также требований стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в области авиационной безопасности.

 
 

 

Рис.3. Система обеспечения авиационной безопасности.

 

cyberpedia.su

Система обеспечения безопасности аэропорта. Превентивные меры

1. Основные понятия и принципы обеспечения безопасности аэропорта

Деятельность службы АБ, авиационного персонала, право-

охранительных органов и иных структур, направленная на

предотвращение АНВ в его деятельность

Предотвращение угроз безопасной деятельности аэропорта

Охрана жизни и здоровья персонала и пассажиров

Недопущение хищения финансовых и материальных средств

Предотвращение утечки и несанкционированного доступа к служебной информации

Обеспечение безопасности аэропорта

Основные цели

Основные задачи

Прогнозирование, выявление и устранение угроз безопасности

Ограничение и контроль доступа к объектам и ресурсам аэропорта

Эффективное применение правовых, организационных и инженерно-технических мер и средств обеспечения безопасности аэропорта

Ослабление негативного влияния последствий нарушения безопасности аэропорта

Объекты защиты

Пассажиры и посетители аэропорта, их багаж, перевозимый груз, почта, бортовое питание для ВС

Персонал аэропорта, его партнеров и клиентов, осуществляющих свою деятельность в аэропорту

ВС, объекты инфраструктуры и материальные ценности аэропорта, его партнеров и клиентов

Сведения, составляющие служебную и\или коммерческую тайну

Создание контролируемых зон, их охрана и контроль доступа в них

Охрана ВС, объектов инфраструктуры аэропорта, производственных и материальных ценностей

Досмотр людей, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортприпасов, ВС и др. объектов

Применение технических средств досмотра, охраны и защиты людских, материальных и информационных ресурсов

Защита служебной информации

Обучение персонала мерам безопасности, планирование действий по защите

Меры защиты

Основные цели, задачи и меры системы безопасности аэропорта

Два важных базовых определения:

Под безопасностью аэропорта понимается приемлемое состояние защищённости законных интересов этого предприятия, его деловых партнёров и клиентов (пассажиров, авиакомпаний, грузоотправителей и т. д.), а также материальных ценностей (зданий, сооружений, технических и иных средств) от различных угроз нанесения им ущерба вследствие незаконного вмешательства в их деятельность.

Под системой обеспечения безопасности аэропорта подразумевается комплекс мер (правовых, организационно-режимных, технических, технологических и др.), направленных на противодействие противоправным угрозам его деятельности.

Основные превентивные меры по обеспечению АБ

  • организация и производство досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа перед выходом на посадку с целью предотвращения проноса на борт ВС предметов, запрещенных к перевозке;

Контролируемая зона и охраняемые зоны ограниченного доступа

Контролируемая зона– это та часть аэропорта, где осуществляется движение ВС и вспомогательных транспортных средств, а также прилегающая территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.

Охраняемые зоны ограниченного доступанаходятся в контролируемой зоне, и доступ в них контролируется для обеспечения безопасности. Такие зоны обычно включают все зоны вылета пассажиров от пункта досмотра и до ВС.

Эшелонированная защита аэропорта*

Методы физической защиты

studfiles.net

В аэропортах

  • О компании
  • Авиационная безопасность
  • В аэропортах

Безопасность пассажиров в аэропортах маршрутной сети АО «Авиакомпания АЗИМУТ» обеспечивают сотрудники служб авиационной безопасности (САБ) аэропортов.

Граждане вылетающие рейсами АО «Авиакомпания АЗИМУТ» в обязательном порядке проходят предполетный досмотр.

Правила предполетного и послеполетного досмотров введены в действие 25 июля 2007 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 104. Данные правила обязательны для исполнения пассажирами.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности. Перечень опасных предметов — Приложение №1 к Приказу Минтранса РФ № 104.

При досмотрах применяются технические и специальные средства, а также служебные собаки кинологических подразделений.

На аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, предполетный досмотр может проводить командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

Порядок проведения предполетного досмотра

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом, а на аэродромах местных воздушных линий или на посадочных площадках, на которых нет пунктов досмотра и отсутствуют стационарные средства досмотра, - ручными металлоискателями и ручным (контактным) методом, а багажа и вещей, находящихся при пассажирах, - только ручным (контактным) методом.

Предполетный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:

  • производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра;
  • предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторонних лиц (посылки, свертки и т.п.) для перевозки;
  • предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа;
  • предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;
  • проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви.

При срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:

  • уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;
  • предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;
  • производится досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.

При проведении предполетного досмотра пассажиров наряду с использованием технических и специальных средств может применяться ручной (контактный) метод досмотра. Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:

  • пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;
  • вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;
  • багажа и вещей пассажира, определенного как потенциально опасного;
  • всех пассажиров во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса.

При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Воздушного кодекса.

azimuth.aero

Авиационная безопасность | Аэропорт «СИМФЕРОПОЛЬ»

Как перевозить оружие на борту воздушного судна

При бронировании и регистрации вылета рейсами авиакомпаний, пассажир должен информировать представителя авиакомпании или представителя службы авиационной безопасности о намерении перевезти в качестве багажа оружие.

На регистрацию пассажир, перевозящий оружие, должен явиться не позднее, чем за полтора часа до вылета.

При перевозке оружия по территории Российской Федерации пассажиру необходимо иметь при себе соответствующее разрешение на право хранения и ношения оружия. При ввозе/вывозе оружия на/с территорию Российской Федерации и провозе через территорию Российской Федерации пассажир должен иметь разрешение на ввоз/вывоз оружия, выданный уполномоченным органом МВД. Трансферные пассажиры, следующие внутри РФ и имеющие оружие, в аэропорту «Симферополь» должны его переоформить.

В аэропорту вылета оружие в обязательном порядке передаётся для временного хранения на период полёта и выдается владельцам в аэропорту назначения.

Имитаторы оружия (пистолетов, револьверов, винтовок, карабинов, автоматов, электрошоковых устройств и т.п.) перевозить в салонах воздушных судов запрещается. Перевозка имитаторов оружия допускается только в зарегистрированном багаже.

Оружие принимается к перевозке только в разряженном состоянии в упаковке пассажира (чехлах, кобурах, специальной таре, кейсах, футлярах), отвечающей требованиям безопасности и сохранности оружия. При этом оружие и боеприпасы должны находиться в отдельных упаковках.

Один пассажир может перевозить до 400 патронов, они обязательно должны быть в заводской упаковке, их общий вес не должен превышать 5 килограмм.

 

Иностранным гражданам в соответствии с Законом «Об оружии»:

  • разрешается ввоз на территорию Российской Федерации спортивного и охотничьего оружия при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения МВД;
  • запрещается ввоз на территорию Российской Федерации и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных выше, если это не предусмотрено отдельными международными договорами Российской Федерации.

simfaero.ru

Авиационная безопасность - часть 17

1. Общие положения.

1.1. Служба авиационной безопасности (САБ) создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. № 897 и приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994г. № 19.

1.2 Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта и осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышения угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

1.3. Служба авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 07 94г. № 897, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам авиационной безопасности, а также настоящим Типовым положением.

1.4. Служба авиационной безопасности взаимодействует с другими структурными подразделениями аэропорта, организациями и эксплуатантами воздушных судов, а также с территориальными органами Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Министерства внутренних дел (МВД России) и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.

1.5. Служба авиационной безопасности разрабатывает программу авиационной безопасности и осуществляет ее реализацию.

1.6. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

1.7. Сотрудники службы авиационной безопасности обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные Российским законодательством, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а при необходимости лиц, нарушающих Нормы, правила и процедуры авиационной безопасности, задерживать в установленном порядке.

1.8. Ответственность за организацию, состояние и обеспечение авиационной безопасности в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на службу авиационной безопасности, несет руководитель службы авиационной безопасности.

Администрация авиационного предприятия, аэропорта осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.

1.9. Работники службы авиационной безопасности аэропорта обязаны иметь отличительные нарукавные знаки установленного образца. Образец нарукавного знака разрабатывается и утверждается федеральной авиационной службой России.

2. Задачи и функции службы авиационной безопасности.

2.1. Служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:

• предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов,

• осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;

• организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;

• разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности:

• осуществление надзора за соблюдением Норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;

• предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.

2.2. Служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на нее задачами:

• разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания;

• разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта. В целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников;

• осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;

• совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц - авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;

• организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания;

• учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;

• организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;

• осуществляет пропускной режим в контролируемой зоне аэропорта, выявляя и задерживая нарушителей, принимает в отношении этих лиц меры административного воздействия или передает их в правоохранительные органы,

• анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

2.3. Для обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей служба авиационной безопасности использует возможности подразделений военизированной охраны (ВОХР), которые вооружаются служебным оружием. Порядок приобретения, хранения, учета и применения оружия осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оружии» и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30. 12. 93г. № 609. Подразделения военизированной охраны находятся в оперативном подчинении начальника службы авиационной безопасности аэропорта.

2.4. Служба авиационной безопасности аэропорта имеет право:

• требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся ею услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;

• делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении мер авиационной безопасности;

• требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний по устранению недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;

• производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;

• беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;

• изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в соответствии с действующим уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законом Российской Федерации «О милиции».

mirznanii.com

Система авиационной безопасности аэропорта — реферат

  

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

СИСТЕМА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА (АВИАПРЕДПРИЯТИЯ, ЭКСПЛУАТАНТА) 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА И ЭКСПЛУАТАНТА 4

ОХРАНА АЭРОПОРТОВ И ОБЪЕКТОВ ИХ ИНФРАСТРУКТУРЫ 6

Установление охраняемых зон ограниченного доступа. 6

Защита контролируемых зон. 7

Защитные ограждения. 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ. 8

Меры защиты воздушных судов 10

ПРОПУСКНОЙ И ВНУТРИОБЬЕКТОВЫЙ РЕЖИМ. 11

ПОРЯДОК ДОПУСКА ПАССАЖИРОВ В КОНТРОЛИРУЕМУЮ ЗОНУ АЭРОПОРТА 15

И К МЕСТАМ ПОСАДКИ В ВОЗДУШНЫЕ СУДА 15

СИСТЕМА ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА, ВЕЩЕЙ, 16

НАХОДЯЩИХСЯ ПРИ НИХ, БАГАЖА, ГРУЗА. 16

ЛИТЕРАТУРА 20           

        Гражданская авиация (ГА) относится  к числу объектов транспорта, связанных с особыми условиями  реализации производственной деятельности. Эти условия определяются повышенными  рисками для здоровья и жизни  людей, а также достаточной  уязвимостью авиационной транспортной  системы (АТС) от внешних и  внутренних факторов.

        Воздушный транспорт с этих  позиций характеризуется безопасностью  полетов (БП) и авиационной безопасностью  (АБ).

        БП - комплексная характеристика  воздушного транспорта, определяющая  способность выполнять полеты  без угрозы для жизни и здоровья  людей.

        АБ — состояние защищенности  авиации от актов незаконного  вмешательства в деятельность  гражданской авиации.

        События последних лет свидетельствуют,  что авиационная безопасность  становится очень важной характеристикой  воздушного транспорта. Рост проявлений  терроризма в мире и в России, ухудшение состояния криминогенной  обстановки в стране, усиление  межрегиональных связей организованных  преступных групп, увеличение  их финансовой мощи и технической  оснащенности дают основания  полагать, что проблемы авиационной  безопасности будут только усложняться.

        Обострение политических и социально-экономических  проблем, появление обширных зон  конфликтных ситуаций, терроризм,  захват заложников, криминализация  общества - все это не обошло  стороной и Россию. Непосредственным  объектом негативного воздействия  оказался и воздушный транспорт,  аккумулирующий гигантские денежные  и материальные ресурсы и играющий  особую роль в деле поддержания  нормальной жизнедеятельности любого  государства. Любой инцидент на  воздушном транспорте вызывает  огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты  воздушных судов, угрозы и взрывы  в аэропортах, иные акты незаконного  вмешательства (АНВ) серьезно  осложняют обстановку на воздушном  транспорте, подрывают веру людей  в безопасность пользования его  услугами, влекут за собой тяжелые  моральные, экономические и даже  политические последствия, наносят  ущерб национальным интересам.

        Несмотря на тенденцию роста числа АНВ в деятельность гражданской авиации, Федеральная авиационная служба России, как орган государственного управления отраслью, активно совершенствует отечественную систему авиационной безопасности (АБ). Это объясняется и ростом числа аэропортов, открытых для выполнения международных авиаперевозок, и участием России в создаваемой мировой системе АБ.

        Совершенствование системы АБ на воздушном транспорте России проходит по многим направлениям Основным звеном в эффективном функционировании системы АБ становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и сертификации сотрудников служб АБ, экипажей, всего авиаперсонала, имеющего отношение к обеспечению АБ.   

          Система авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) включает превентивные меры авиационной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях (в том числе, связанных с АНВ в деятельность ГА).

Превентивные  меры:

  1. охрана ВС и контролируемых зон аэропорта;
  2. контроль доступа в контролируемые зоны и к воздушным судам;
  3. досмотр членов экипажей ВС, авиаперсонала, пассажиров, ручной клади и багажа;    
  4. досмотр воздушных судов, груза, почтовых отправлений и бортовых запасов;
  5. оборудование и специальные технические средства авиационной безопасности;
  6. обучение авиаперсонала, сотрудников аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта) и организаций, связанных с деятельностью ГА мерам авиационной безопасности.

          Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями  ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  в области транспорта, а также  органами внутренних дел, службами авиационной  безопасности эксплуатантов (авиационных  предприятий), а также уполномоченными  органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

  • предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
  • охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
  • исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
  • предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции»;
  • реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

          Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудникам служб авиационной  безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

При осуществлении  контроля за обеспечением авиационной  безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел (милиция), вправе:

    • осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
    • запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
    • давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
    • при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
    • задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

Охрана  аэропорта и объектов его инфраструктуры - осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.   

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ВОЗДУШНЫХ  СУДОВ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ АЭРОПОРТА  

Под постоянной охраной  в контролируемой зоне аэропорта должны находиться:

  • воздушные суда;
  • территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами;
  • почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов;
  • КПП.

                                                         

ИСТОЧНИК: ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

         В аэропортах, на аэродромах и вертодромах, обслуживающих гражданскую авиацию, создаются контролируемые зоны ограниченного доступа, вводится пропускной и внутриобъектовый режимы, а также система опознавания лиц и транспортных средств.

Доступ  в указанные зоны ограниченного  доступа контролируется в соответствии с требованиями, изложенными в  федеральных авиационных правилах и в программах авиационной безопасности.

        Контролируемые зоны подлежат охране с использованием инженерно-технических средств и с привлечением необходимого персонала для предотвращения несанкционированного доступа в такие зоны.

        При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих сооружений в аэропортах должны учитываться требования, предусматривающие применение новых технологий контроля доступа в аэропорт, на аэродром, вертодром визуального наблюдения внутри аэровокзалов.

         В аэропортах, на аэродромах, вертодромах принимаются меры для охраны груза, багажа, почты, бортовых запасов, которые транспортируются в пределах аэропорта и предназначены к перевозке на борту воздушного судна, с целью защиты воздушного судна от акта незаконного вмешательства.

        Территории аэропортов, аэродромов, вертодромов и объекты их инфраструктуры, наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки (включая критические зоны секторов курсовых и глиссадных радиомаяков), связи и светосигнального оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и грузовые склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

student.zoomru.ru