О системе государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан. Аудит и финансовый контроль


Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) - этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений

psyera.ru

Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение

 

Аудит – изучение, анализ, контроль денежного состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда аудитора приглашают на фирму ее руководитель для проверки того, насколько успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, как улучшить работу. Бывает, что аудитора направляют государственные органы для ревизии, если возникает подозрение, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законы.

Аудиторский контроль – независимый негосударственный, вневедомственный контроль всех экономических субъектов, а также органов власти и управления всех уровней и органов на местах. Это сравнительно новое направление финансового контроля.

Основные цели аудиторской проверки:

- установление достоверной бухгалтерской отчетности;

- соответствие совершаемых финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами (законность операций).

Этот контроль осуществляет аудиторская фирма или частные аудиторы. Государственное регулирование этой деятельности осуществляется Комиссией аудиторской деятельности при Президенте РФ. Ее основная задача – организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о комиссии сформулированы ее полномочия:

• выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;

• организация ведения государственных реестров, аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;

• организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.;

• Комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудитором можно стать при наличие высшего финансового или экономического образования со стажем работы по специальности не менее 3 лет. Аудиторы должны иметь лицензию Минфина России и должны быть включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Виды деятельности аудиторов:

- анализ хозяйственной деятельности;

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

- составление деклараций о доходах;

- составление бухгалтерской отчетности – баланса;

- оценка активов пассивов экономического субъекта;

- обучение в области своей деятельности;

- консультирование по вопросам финансов, налогов, по банковским вопросам – konsalting – консалтинг – деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей, по широкому кругу вопросов.

Все эти услуги предоставляются за определенную плату, которая оговаривается в договорах.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

• проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

• получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

• по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

• самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

• отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

• неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;

• квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

• обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Аудит может быть обязательный и инициативный. Обязательному аудиту подвергаются:

- все коммерческие банки, включая Банк России;

- страховые компании;

- биржи;

- акционерные общества;

- внебюджетные и благотворительные фонды;

- по решению налоговых и правоохранительных органов;

Обязательная проверка проводится по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Аудиторская проверка обязательна, если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя за один год превышает в 500000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Аудиорская проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке установленном законодательством РФ.

Аудиторы могут образовывать союзы и другие объединения. Все они дорожат своей репутацией, несут ответственность за результаты своей деятельности. Не должны нарушать законодательство и должны соблюдать конфиденциальность.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Заключение

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.

Финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

Список литературы

 

1. Федеральный закон «О счетной палате РФ»

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в РФ»

3. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007. (Серия «Учебные пособия»).

4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

6. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. (серия «Высшее образование»).

7. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

10. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И.Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.

11. Крикунов А.В. Аудит в современной России. // Бюджет. – 2004. - №1.

12. Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2007. – №9.

13. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2008;

14. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2008;

15. В.В. Бурцев: Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2008;

16. Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система. - Финансы, №12, 2007.

17. Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

18. Интернет-ресурс: http://www.mediatext.ru

[1] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

[2] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[3] Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

[4] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[5] Интернет-ресурс: http://www.ach.gov.ru

[6] Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

[7] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[8] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

[9] Интернет ресурс: http://www.budgetrf.ru

[10] Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[11] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[12] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008

[13] Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009.

[14] Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

[15]Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[16] Интернет-ресурс: http://www.tass.ru

[17] Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2009. - №9.

[18] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

[19] Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

[20] Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2007

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Контроль финансов, его виды, цель. Система финансового контроля. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль и аудит - важнейшие средства обеспечения законности деятельности государства и его структур в целом, организаций и граждан в частности. Они предполагают проверку целесообразности распределения и использования средств. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет система финансового контроля, какие методы проверки существуют, кто уполномочен вести ревизионную деятельность. контроль финансов

Назначение и задачи

Цель финансового контроля состоит в проверке соответствия выполняемых операций денежным средствам. В качестве основных задач следует выделить:

  1. Проверку исполнения обязательств перед органами территориального самоуправления и государством гражданами и организациями.
  2. Надзор за соблюдением правил осуществления денежных операций, расчетов и хранения средств.
  3. Проверку правильности использования муниципальными и государственными предприятиями финансовых ресурсов, которые находятся в их оперативном управлении либо хозяйственном ведении.
  4. Предотвращение и устранение нарушений правил.
  5. Выявление внутренних производственных резервов.

Реализация указанных задач обеспечивает укрепление дисциплины, которая, в свою очередь, выступает одной из сторон законности. Финансовый контроль является эффективным инструментом, с помощью которого проверяется соблюдение предусмотренного правопорядка в ходе деятельности субъектов. Он позволяет оценить результативность и обоснованность действий, соответствие их интересам государства.

Виды контроля финансов

Классификация формируется по различным критериям. В зависимости от времени выполнения различают последующую, текущую и предварительную проверки. В последнем случае процедура проводится до совершения операций, связанных с формированием, распределением и использованием фондов. Этот тип проверки имеет большое значение в предотвращении нарушений дисциплины. Текущий финансовый контроль осуществляют в ходе совершения операций. Последующая проверка выполняется после произведенных действий. В этом случае оценивается состояние дисциплины, устанавливаются нарушения, выявляются способы предупреждения и принимаются меры по их ликвидации. Различают также инициативную и обязательную проверки. Последняя выполняется или в соответствии с требованиями закона, или на основании решения компетентных инстанций. В зависимости от органов, которые инициируют процедуру, существуют следующие виды контроля финансов:

  1. Президентский.
  2. Представительных органов местной администрации или госвласти.
  3. Общественный.
  4. Независимый.
  5. Внутрихозяйственный и ведомственный.
  6. Исполнительных органов общей компетенции.

Ведомственный контроль финансов выполняется соответствующей инстанцией и направлен на проверку деятельности субъектов, входящих в их систему. Он аналогичен процедуре в структуре религиозных или общественных организаций. Некоторую схожесть имеет также внутренний финансовый контроль.

Дополнительно

Формы бюджетного контроля финансов определяются в ст. 265 БК. К ним относят:

  1. Предварительную проверку, выполняемую в процессе обсуждения проекта плана статей расходов и доходов.
  2. Текущую ревизию. Она производится при рассмотрении отдельных вопросов, касающихся исполнения бюджета.
  3. Последующую проверку. Ее выполняют при рассмотрении и утверждении отчетной документации по исполнению бюджетов. финансово бюджетный контроль

Государственная проверка

Такой финансово-бюджетный контроль выполняется законодательными, исполнительными (в том числе созданными специально) федеральными органами власти. Особое значение в данной области имеет Указ главы государства, регламентирующий меры обеспечения такой проверки. В документе сказано, что процедура направлена на контроль исполнения федерального финансового плана и планов внебюджетных фондов, организации денежного обращения. В ходе нее проверяется состояние госдолга, резервов страны, использование кредитных ресурсов. Вместе с этим ведется надзор за предоставлением льгот и преимуществ в сфере денежного обращения.

Субъекты

В законодательстве установлено разграничение функций и полномочий структур, выполняющих финансово-экономический контроль. Эти субъекты определяются нормами. Осуществление финансового контроля возложено на:

  • Счетную палату РФ.
  • ЦБ.
  • Минфин.
  • Федеральную службу надзора и мониторинга.
  • Контрольно-ревизионные структуры исполнительных органов.
  • Таможенную службу.
  • Прочие уполномоченные инстанции.

Государственный контроль финансов могут выполнять и представительные органы власти.

Внутриструктурная проверка

Такой контроль финансов выполняется в:

  • Комитетах.
  • Министерствах.
  • Религиозных/общественных организациях и прочих субъектах, входящих в ведомственную структуру.

Проведение финансового контроля возлагается в этом случае на руководителей соответствующих объединений, специально созданных ревизионных подразделений, подчиняющихся обычно непосредственно начальнику министерства, комитета или прочего, указанного выше субъекта. Служба структуры ОВД выполняет ревизии деятельности структурных единиц министерств, использующих государственные средства, не менее раза в год. Внеплановая проверка производится на основании указания вышестоящих руководителей, решений судебно-следственных инстанций, а также в случае смены начальствующего состава или ликвидации подразделения. Продолжительность ревизии - не больше 40 дн. Продление этого периода допускается по разрешению руководителя, инициировавшего проверку. Такой контроль финансов выполняется для:

  • Выявления случаев недостач и хищения денег и материальных ценностей, прочих нарушений дисциплины в сфере денежного обращения.
  • Разработки предложений по ликвидации причин и обстоятельств совершения неправомерных действий.
  • Принятия мер для взыскания с виновных нанесенного ущерба и так далее. осуществление финансового контроля

Внутренний финансовый контроль учреждения

Он выполняется в соответствии с положениями ФЗ № 119. Финансовый контроль и аудит организаций представляет собой деятельность независимых служб и лиц. В ходе таких ревизий проверяется:

  • Бухгалтерская отчетность.
  • Платежно-расчетная документация.
  • Налоговая декларация.
  • Исполнение прочих финансовых обязательств и требований хозяйствующего субъекта.

Специфика деятельности

Выполнять такие проверки вправе инстанции, имеющие на это соответствующее разрешение. Аттестованные лица, желающие осуществлять эту деятельность самостоятельно, могут начать работу после процедуры госрегистрации в качестве предпринимателя, получения лицензии и внесения сведений в госреестр фирм. Разрешающие документы выдаются:

  1. Центробанком (для ревизий банков).
  2. Департаментом по страховому надзору (для проверки страховых компаний).
  3. Минфином (для ревизий инвестиционных фондов, бирж и выполнения общих проверок).

Типы независимых процедур

Независимый контроль финансов предприятия может быть инициативным и обязательным. Первый выполняется непосредственно по решению самого субъекта. Обязательный финансовый контроль учреждений производится по поручению:

  • Следователя.
  • Органа дознания.
  • Суда.

финансово экономический контроль

ФЗ № 119 подробным образом регламентирует вопросы, касающиеся оплаты деятельности ревизора, ответственности субъекта за уклонение от выполнения обязательных проверок, порядка аттестации компании на право вести контрольную деятельность.

Качество проверки

Система финансового контроля функционирует в соответствии с жесткими требованиями законодательства. Качество выполненной независимой ревизии может проверяться органом, уполномоченным на выдачу лицензий, по требованию самого проверяемого субъекта, по предложению или инициативе прокурора. При выявлении ошибок в ходе осуществления финансового контроля, приведших к потерям для субъекта либо государства, с исполнителя могут взыскиваться:

  1. Полный размер понесенных убытков.
  2. Затраты на выполнение повторной проверки.
  3. Штраф за нарушения, отчисляемый в бюджет.

Взыскание осуществляется в судебном порядке.

Независимая проверка: особенности выполнения

Аудит на практике разделяют на несколько этапов:

  1. Оценка клиентских потребностей.
  2. Формирование групп исполнителей и определение задач.
  3. Планирование проверки.
  4. Оценка внутреннего контроля.
  5. Выявление риска.
  6. Выполнение общих и существенных процедур.
  7. Составление сводного отчета.
  8. Заключительное совещание.
  9. Анализ результатов.

Потребности клиента

Этот этап считается подготовительным. В рамках него исполнитель должен выявить запросы и потребности субъекта, найти оптимальные способы для их удовлетворения. Для эффективной реализации этого этапа проводятся собеседования с сотрудниками, самим руководителем. К выполнению первого этапа целесообразно привлечь соответствующих служащих (налоговых работников, консультантов и пр.). Их опыт работы с предыдущими заказчиками, а также их навыки позволят максимально полно обеспечить удовлетворение клиентских потребностей. внутренний финансовый контроль учреждения

Планирование

Его проводят в рамках первого совещания группы. На нем каждый сотрудник, привлеченный к работе, предоставляет собранные на первом этапе сведения. Планирование предполагает разработку стратегии аудиторской проверки. Она должна максимально соответствовать выявленным потребностям клиента. Кроме этого, стратегия должна учитывать вероятность риска и экономические аспекты работы. На первом совещании должны присутствовать служащие заказчика, сотрудники, исполняющие проект. В завершении заседания должны быть установлены сроки, график, результаты проверки, рассмотрены прочие вопросы, имеющие значение в работе.

Оценка собственных ревизионных средств компании

В рамках аудиторской деятельности исполнители должны иметь представление о существенных контрольных процедурах, которые использует клиент в своей фирме. К ним, в числе прочего, относят процесс закрытия бухгалтерской отчетности. Исполнитель должен определить те процедуры, которые оказывают влияние на существенные статьи отчетности. На данном этапе выполняется подготовка или обновление документации, в том числе описания, формы анализа для всех процедур.

Вероятность риска

Обязательным мероприятием при выполнении аудита выступает оценка эффективности контрольных средств, обнаруженных в существенных процедурах собственной проверки компании. Исполнитель производит также выборочную оценку методов, которые обладают всеобъемлющим характером. Это необходимо для определения их степени надежности и точности, уменьшения объема аудиторской работы.

Общие и существенные процедуры

Выполнение остальных действий направлено на дальнейшее снижение аудиторского риска до оптимального уровня. Они производятся на основании результатов общих и выборочных проверок предыдущих этапов, в соответствии с разработанной стратегией. В рамках общих и существенных процедур могут выполняться исследования детальных данных и анализ, когда первичная информация оценена как надежная.

Сводный отчет

При его составлении анализируются возможности и риски субъекта, обобщаются результаты аудита. Для этого:

  1. Обсуждаются и решаются существенные вопросы, выявленные в рамках проверки.
  2. Регулируются аудиторские риски, установленные при планировании и оценки состояния средств контроля в компании.
  3. Описываются дополнения, которые необходимо включить в отчетность клиента.
  4. Осуществляется общая аналитическая проверка бухгалтерской документации.
  5. Формулируется заключение. финансовый контроль учреждений

Завершающее совещание

Оно, как и предварительное, проводится с участием соответствующих служащих компании заказчика. В рамках совещания обсуждаются и анализируются следующие вопросы:

  1. Проекты бухгалтерской отчетности.
  2. Письмо руководителю.
  3. Проблемы, выявленные в процессе проверки и методы их решения.
  4. Вопросы по налогообложению.
  5. Прочие нерешенные проблемы (при наличии).

К моменту завершения совещания присутствующие на нем сотрудники должны прийти к одному пониманию всех обсуждаемых вопросов. Вместе с этим на заседании должен быть представлен окончательно утвержденный перечень исправительных проводок с выполненными расчетами и сопроводительными пояснениями и прочие необходимые комментарии. Целесообразно проводить завершающее совещание до утверждения заключения.

Результаты работы

По завершении аудиторской проверки должна быть проанализирована деятельность исполнителей, входивших в состав группы. Их работа оценивается в плане эффективности администрирования разработанным проектом и выполнения ревизии. В случае обнаружения недочетов в деятельности их целесообразно разобрать на общем совещании.

Надзор банковских и кредитных организаций

Финансовый контроль этими субъектами выполняется в процессе операций по кредитованию, инвестированию, расчетам. Банковский надзор необходим для обеспечения эффективного использования ссудных средств. Он ориентирован на укрепление финансовой дисциплины.

Роль проверки в общей платежной структуре

Финансово-хозяйственный контроль выступает в качестве одного из важнейших звеньев платежной системы. За счет его выполнения обеспечивается правильность, полнота и своевременность формирования доходов, точность и обоснованность затрат. Эффективность проверки считается обязательным условием успешной социальной и экономической политики, стабильного функционирования административного аппарата. Ревизия направлена также на выявление несоответствий в деятельности организаций существующим требованиям законодательства. Финансовый контроль предприятия выполняется относительно всей его деятельности в целом, его отдельных структурных подразделений. Ревизии подвергается в первую очередь работа бухгалтерии. Проверка в обязательном порядке также касается финансовых и прочих экономических служб компании. Это позволяет своевременно выявить нарушения, привлечь виновных к ответственности.

Счетная палата

Она выступает в качестве ведущего контрольно-ревизионного органа в стране. В соответствии с БК, устанавливаются полномочия Счетной палаты. В частности, она контролирует исполнение финансового плана, состояние внебюджетных фондов, внешнего и внутреннего долга, порядок предоставления налоговых льгот. финансовый контроль осуществляют

Минфин

Согласно правительственному постановлению № 329 от 30 июня 2004 г., Министерство финансов выступает как федеральный исполнительный орган, реализующий функции по разработке госполитики и нормативному регулированию в сферах:

  1. Банковской, валютной, страховой, налоговой, бюджетной деятельности.
  2. Бухгалтерской отчетности и учета.
  3. Аудиторской деятельности.
  4. Переработки, производства и обращения драгметаллов и камней.
  5. Таможенных платежей и установления стоимости перевозимых транспортных средств и товаров.
  6. Инвестирования средств в накопительную часть пенсии.
  7. Проведения и организации лотерей.
  8. Выпуска и оборота полиграфии.
  9. Финансирования госслужбы.
  10. Противодействия легализации преступных доходов и поддержания терроризма.

Минфин координирует и контролирует деятельность ФНС, Служб по страховому и бюджетному надзору и мониторингу. Министерство ведет проверку исполнения нормативных актов по вопросам, касающимся расчета и взимания платежей, установления стоимости перевозимых транспортных средств и товаров Таможенной службой. В своей деятельности Минфин руководствуется положениями Конституции, отраслевыми ФЗ, актами президента и правительства, международными соглашениями. Работа министерства проводится во взаимодействии с прочими исполнительными органами федерального и регионального, муниципального уровней, общественными организациями и другими объединениями.

Прочие субъекты

Представительные органы в ходе проведения финансового контроля могут получать от исполнительных структур всех материалов, требуемых для утверждения финансовых планов и ревизии их исполнения. Федеральным казначейством выполняется текущая и предварительная проверка операций со средствами получателей и распорядителей (главных в том числе). Последние выполняют ревизию использования поступлений получателями. Главные распорядители уполномочены на проведение контроля в подведомственных муниципальных и государственных организациях, бюджетных в том числе.

Методы

Контроль финансов может проводиться разными способами. К основным из них относят:

  • Ревизии.
  • Анализ.
  • Проверку.
  • Обследование.
  • Наблюдение и пр.

Наиболее распространенным методом считается ревизия. Она предполагает проверку первичной документации, в соответствии с которой выполнялись финансовые и другие операции. Ревизия также касается данных складского и бухгалтерского учета. В рамках данной процедуры выполняются инвентаризации. Ревизия может быть комплексной (фронтальной) и выборочной. По итогам мероприятия составляется акт, в который вносятся данные проверки. На основании этого документа принимаются меры для ликвидации нарушений (если они были выявлены). Наблюдение ориентировано на ознакомление с состоянием экономической деятельности субъекта. В рамках обследования могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование. Такая проверка выполняется на месте. Анализу подвергаются расходные, отчетные и балансовые документы. Все эти методы направлены на выявление несоответствий требованиям закона и нарушений дисциплины.

Заключение

Контроль финансов занимает важнейшее положение в платежной структуре государства. Он может выполняться различными способами и службами, затрагивать разные субъекты. Однако, вне зависимости от этого, контроль финансов преследует цель выявления нарушений, устранения их, проверку соответствия деятельности по распоряжению средствами требованиям законодательства. Эффективная и своевременная проверка позволяет обеспечить стабильную работу организаций, государственных структур. Это имеет важнейшее значение для укрепления экономического состояния страны.

fb.ru

Финансовый и аудиторский контроль

В управлении народным хозяйством большое значение имеет контроль за состоянием экономики, развитием социально-эко­номических процессов в обществе. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение за­ключается в содействии успешной реализации финансовой поли­тики государства.

Финансовый контроль — это определенные действия и опера­ции по проверке финансовой стороны деятельности субъектов хозяйствования и управленияс применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль как особая область контроля, которая связана с использованием стоимостных категорий, имеет целе­вую направленность и определенную сферу применения.

Объектом финансового контроля выступают денежные и ра­спределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Непосредственным предметом проверок выступают такие фи­нансовые показатели, как прибыль, налог и отчисленияв фонды, рентабельность, себестоимость и издержки обращения. Они но­сят синтетический характер, поэтому контроль за их динамикойи тенденциями охватывает все стороны деятельности предприя­тий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных вза­имосвязей.

В сферу финансового контроля входят практически все опера­ции, совершаемые с использованием денег или без них (бартер­ные сделки и др.).При этом исходят из положенияо возможно­сти исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездей­ствия.

Контролю подлежат все предприятия и организации, даже те, которые имеют нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль охватывает проверку: соблюдения эко­номических законов, сбалансированности распределения и пере­распределения стоимости внутреннего валового продукта и на­ционального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль).

Он также включает контроль финансового состояния и эф­фективного использования ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) предприятий и организаций, бюджетных учреж­дений, налоговый контроль и другие направления.

Финансовый контроль выполняет следующие задачи:

    • поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;
    • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюдже­том;
    • определение скрытых внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов, резервов по снижению се­бестоимости и повышению рентабельности;
    • обеспечение рационального расхода материальных ценно­стей и денежных ресурсов на предприятиях,а также правиль­ного ведения бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующих законодательных и нормативных актов;
    • содействие эффективности внешнеэкономической деятель­ности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
      В зависимости от субъектов финансового контроля различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и неза­висимый (аудиторский) финансовый контроль.

      По времени проведения финансовый контроль бывает пред­варительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль проводится на ста­дии составления, рассмотрения и утверждения финансовых пла­нов предприятий, смет доходов и расходов учреждений, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных доку­ментов и т. д.

      Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе реализации финансовых планов, при осуществлении хозяйствен­но-финансовых операций, при проверке соблюдения норм и нор­мативов расходования материалов, соответствия отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

      Последующий финансовый контроль осуществляется по за­вершении отчетного периода и финансового года в целом.

      По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ и ревизии.

      Проверка производится на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она охватывает отдельные вопросы фи­нансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения провер­ки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечают­ся мероприятия по устранению их негативных последствий.

      Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий и проводится по более широкому кругу показате­лей. Обследование определяет финансовое положение субъектов хозяйствования, перспективы их развитияи необходимость реор­ганизации или переориентации производства.

      Анализ как метод финансового контроля должен быть систем­ным и пофакторным.Он проводится по периодической или годо­вой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблю­дение норм расходования средств, финансовая дисциплина.

      Ревизии бывают полные, частичные, тематические и ком­плексные,а также плановые и внеплановые.Если проверяются все документы и материальные ценности, то это сплошная реви­зия. А при проведении выборочных ревизий контролируется только часть документов.

      По характеру проведения ревизии подразделяются на доку­ментальные (проверка отчетных документов и записейв учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей на местах хранения).

      Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей макси­мальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

      Проводится финансовый контроль законодательными орга­нами через комитеты и комиссии. Также создаются Контрольные палаты, контрольно-ревизионные управления.

      Налоговые инспекции — это органы оперативного финансо­вого контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государ­ственная налоговая служба РФ.

      Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях необходимые документы и сведения, кроме составляющих ком­мерческую тайну, определяемую законодательством; контролиро­вать соблюдение законодательства; обследовать все помещения, которые используются для получения доходов; приостанавливать операции предприятий при непредставлении необходимых доку­ментов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии до­ходов; налагать санкции и штрафы; предъявлять в суди арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействи­тельными.

      Аудиторство — это организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственнойи коммерческой деятель­ностью предприятий. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организа­циямна платной основе. Аудиторские фирмы — независимые ор­ганизации, призванные способствовать объективности качества контроля.

      Аудитор — не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.

      Выделяются два вида аудита — внешний и внутренний.

      Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудитор­ской службой, функционирующей на уровне как центрального ру­ководства фирмы, так и филиалов, дочерних компаний и т. д.

      Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органа­ми, предприятиями, другими пользователями — банками, ино­странными партнерами, страховыми обществами и т. д.

      Аудиторская проверка проводится в три этапа: начальный (подготовительный), аналитический и заключительный.

      www.strategplann.ru

      Государственный аудит и финансовый контроль в Республике Казахстан

      Авторами рассмотрена система государственного аудита и финансового контроля, которая сформирована в настоящее время в Республике Казахстан, а также особенности новой системы, с помощью которой   осуществляется   оценка   управления   государственными   финансами   и   активами.   Вместе с тем определяются направления по дальнейшему эффективному развитию новой системы государственного  аудита  и  финансового  контроля  путем  повышения  действенности  внутреннего  аудита.    В статье приведены результаты аудиторских мероприятий по определению эффективности использования средств республиканского бюджета и управления активами государства в сфере высшего образования. Данные аудиторских мероприятий, проведенных счетным комитетом, показывают, что полномочия и функции данного органа контроля расширены. По мнению авторов, необходима адаптация положительного мирового  опыта  функционирования  целостной  системы  государственного  аудита и финансового контроля,  которая  предусматривает сосредоточение деятельности органов внешнего  и внутреннего государственного аудита. При этом внутренний аудит, осуществляемый в рамках конкретного государственного органа, должен являться своеобразным механизмом, обеспечивающим надежность, стабильность и финансовую устойчивость государственных органов и организаций. 

      Эффективное управление бюджетными средствами и государственными активами невозможно без достаточно полной информации об их использовании. Владение этой информацией дает возможность принимать оптимальные управленческие решения по регулированию бюджетных и межбюджетных отношений, образованию и использованию бюджетных средств, соблюдению принципов бюджетной системы, совершенствованию механизмов ее функционирования, эффективному управлению государственными активами. Источником такой информации для органов государственного управления служит система государственного аудита и финансового контроля.

      Развитие казахстанского общества и возникающие перед государственным аппаратом обязательства требуют функционирования системы государственного управления нового формата. Обращаясь  к опыту зарубежных стран, можно отметить, что ведущей формой независимого контроля в странах   с развитой экономикой является аудиторство. В любой экономической формации необходим такой институт, который даст объективную оценку существующей системе управления государственными финансами и определит направления по ее дальнейшему эффективному функционированию. На данном этапе развития экономики нашей страны ставятся новые задачи в области управления финансовыми ресурсами и их использования, что требует новых подходов к функционированию всех элементов финансовой системы, в частности, налоговой и бюджетной систем. В этой связи разрабатываются современные подходы к бюджетной политике, что оказывает влияние на направления государственного аудита.

      В международной практике такую роль выполняет государственный аудит. Государственный аудит позволяет:

      • улучшать финансовую дисциплину, повысить прозрачность и эффективность управления государственными финансовыми ресурсами и активами государства в интересах общества;
      • содействовать дальнейшему повышению экономического потенциала государства посредством проведения качественного  контроля  в  соответствии  с  международными  стандартами  аудита и национального законодательства.

      В  Послании  Президента  Республики  Казахстан  Н.Назарбаева  народу  Казахстана  «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечалось: «Нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта» [1].

      В соответствии с этим Посланием была разработана и утверждена Постановлением Правительства РК от 18 июня 2013 г. № 609 «Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан». В данной Концепции определены видение и основные подходы к поэтапному реформированию государственного финансового контроля и внедрению государственного аудита, с дальнейшим расширением его функциональных направлений [2]. В ходе реализации приоритетных направлений Концепции 12 ноября 2015 г. был принят Закон «О государственном аудите и финансовом контроле». При этом закон четко разграничивает понятия государственного аудита и финансового контроля. Государственный аудит представляет собой целостную и независимую оценку эффективности деятельности объектов государственного аудита, охватывающую не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности, с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками [3].

      Как видно из определения, основное назначение государственного аудита, согласно закону, заключается в содействии успешной реализации экономической политики, эффективного использования производственного потенциала страны, регионов, отраслей, сфер деятельности, в то время как государственный финансовый контроль  должен  быть  направлен  на  принятие  мер  реагирования  по выявленным в ходе аудита нарушениям — возбуждение административного производства, принятие мер к восстановлению ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передача материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений и др. [4].

      В целом государственный аудит для Казахстана видится как целостная и независимая оценка эффективности  деятельности  объектов  аудита,  охватывающая  не  только  финансовые  вопросы,  но и все направления их деятельности. При этом на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками представляются действенные рекомендации.

      В настоящее время система государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан представлена Счетным комитетом, ревизионными комиссиями на местном уровне и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту. Современная система государственного аудита и финансового контроля должна обеспечивать Президента, законодательную и исполнительную власть Республики Казахстан, а также общественность объективной и достоверной информацией об  использовании выделенных  бюджетных средств и активов государства в соответствии      с принципами законности, результативности и экономичности, а также эффективности деятельности государственных органов. При этом Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета осуществляет внешний государственный аудит за расходованием средств республиканского бюджета и Национального фонда. Наряду с этим Счетный комитет в части повышения эффективности управления государственными активами обеспечивает контроль полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет и укрепления финансовой дисциплины.

      Счетный комитет, как высший орган государственного аудита и финансового контроля, в рамках своей деятельности провел аудиторские мероприятия в министерствах образования и науки, здравоохранения и социального развития, обороны, внутренних дел Республики Казахстан, а также в 14 подведомственных предприятиях и организациях указанных министерств по определению эффективности управления активами государства. Счетным комитетом по итогам проведенных аудиторских мероприятий в указанных выше организациях выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 4,3 млрд тенге, а также неэффективное использование средств республиканского бюджета и активов государства на сумму 10,9 млрд тенге. При этом по результатам проверки в доход республиканского бюджета возмещено 1,4 млрд тенге, восстановлено 1,3 млрд тенге, соответственно к дисциплинарной ответственности привлечены три должностных лица [5].

      В настоящее время системе образования уделяется повышенное внимание: поставлены глобальные задачи и выделяется соответствующее финансирование. Глава государства Н. Назарбаев в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана акцентирует внимание на вопросах расширения возможностей для молодежи, в том числе для получения качественного высшего образования. В этой связи была поставлена цель в рамках программы индустриализации сформировать материально-техническую базу десяти высших учебных заведений, на базе которых будут обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров, направив на эти цели до 10 миллиардов тенге до 2017 года [6].

      Следует отметить, что достаточное финансирование сферы высшего образования не является единственным критерием решения проблем обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, поскольку остаются нерешенными системные проблемы в отрасли. Прежде всего, это связано с отсутствием на законодательном уровне Республики Казахстан норм обеспечения трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Так, в рамках государственного образовательного заказа 8949 выпускников 2014 г. не были трудоустроены. На их обучение были затрачены средства республиканского бюджета на сумму 4,0 млрд тенге [5]. Эти данные свидетельствуют о неполном соблюдении принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств по достижению заданных результатов в соответствии с поставленными целями и задачами.

      Кроме того, в отчете Счетного комитета отмечено, что двенадцать выпускников РГП «Казахский национальный аграрный университет», обучавшиеся по сельской квоте на сумму 30,5 млн тенге, также остались невостребованными. Проверка АО «Академия гражданской авиации» в 2014 г. показала, что не реализован проект «Создание учебных центров, соответствующих европейским стандартам» на сумму более 1,7 млрд тенге. При этом из 148 выпускников академии не трудоустроен

      articlekz.com

      Финансовый контроль и аудит

      Курсовая работа на тему:

      "Финансовый контроль и аудит"

      ПЛАН

      Введение..........................................................................стр. 2

      I. Необходимость, задачи и принципы

      финансового контроля

      1.1. Необходимость финансового контроля.............................стр. 5

      1.2. Задачи и принципы финансового контроля.......................стр. 6

      II. Организация финансового контроля в Украине

      2.1. Органы общегосударственного контроля..........................стр. 8

      2.2. Другие органы финансового контроля..............................стр. 12

      III. Формы и методы финансового контроля

      3.1. Формы и методы финансового контроля...........................стр. 14

      3.1.1. Методы фактической проверки......................................................стр. 14

      3.1.2. Методы документальной проверки................................................стр. 19

      3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле.................................стр. 23

      IV. Сферы применения и принципы аудита

      4.1. Необходимость и применение аудита.................................стр. 24

      4.2. Требования, предъявляемые к аудиту.................................стр. 25

      4.3. Цели, задачи и основные виды аудита..............................................стр. 26

      4.4. Основные принципы и нормы (стандарты) аудита...........................стр. 29

      V. Практика проведения аудиторской проверки...............стр. 36

      Выводы......................................................................................................стр. 41

      Список литературы.............................................................................стр. 43

      Введение

      Преобразование системы хозяйствования ставит вопрос о принципиальных изменениях в реализации контрольной функции как внутри предприятия, так и со стороны внешних контролирующих органов. Это объясняется тем, что большая часть органов контроля формировалась в недрах командно-административной системы управления. Их структура, цели и функции отображали потребности этой системы.

      Изменение отношений собственности, появление новых типов предприятий с принципиально новыми организационными структурами управления предусматривают постепенное развитие контроля как неотъемлемой части рыночной инфраструктуры. Повышение эффективности внешнего контроля за деятельностью предприятий отнюдь не исключает четкой организации системы внутреннего хозяйственного контроля.

      Проблема состоит в оптимальном регулировании степени вмешательства государства при реализации им контрольной функции в дела определенного хозяйничающего субъекта.

      Рыночные отношения в Украине должны развиваться цивилизованным путем, а доверие между деловыми партнерами основываться на надежной и полной информации о финансовых результатах деятельности хозяйничающих субъектов.

      Решение данной проблемы невозможно без создания системы независимого финансового контроля — аудита.

      Суть и содержание контроля не могут быть основательно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает.

      Финансовый контроль в экономической литературе часто неоправданно определяют как "контроль гривной". На самом деле финансовый контроль, который осуществляется как внутри предприятия, так и относительно предприятия со стороны государства и негосударственных органов контроля, реализуется с помощью финансовых инструментов (цена, прибыль, кредит), обусловленных товарно-денежными отношениями.

      Объектом применения финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. Итак, вместо традиционного термина "финансовый контроль" целесообразно употреблять категорию "хозяйственный".

      Будущее видение степени применения функции финансово-хозяйственного контроля формировалась тысячелетиями и неотрывно связано с возникновением, становлением и развитием функции учета (период — приблизительно 6 тысяч лет). Контрольная мысль зарождалась и развивалась на фоне эволюции учетной.

      На развитие функции контроля в России на всей ее территории, включая и окраины (современную территорию Украины), повлияли идеи немецкой научной школы. Акцент на процедурном, математическом аспекте не давал возможности рассматривать функции аудита и контроля, не отождествляя их. Это приводило к тому, что на элементы метода бухгалтерского учета "полагались надежды" по реализации контрольной функции учета.

      К XVIII столетию в Украине существовала собственная судебная та юридическая система. В этот период бухгалтерский учет Восточной и Центральной Украины развивался подобно учету в России. Относительно учета в Западной Украине, то он развивался под влиянием польской модели, которое в свое время формировалась в границах идей немецкой научной школы.

      Вопрос о связи и самостоятельности функций учета и контроля становится предметом раздумий на страницах специальной литературы как относительно управления, так, в частности, и относительно учета.

      Анализ эволюции функции контроля с помощью изучения концептуальных основ национальных школ дает возможность сделать вывод о том, что:

      1) исторически функция контроля развивалась, отображая все изменения того ли другого экономического порядка, той или другой эпохи общественного развития;

      2) становление государственности предусматривало наличие контроля, целью которого есть защита интересов государства относительно формирования государственного бюджета, контроля эффективности использование его средства;

      3) деление сфер деятельности и интересов между собственниками капитала и исполнительной дирекцией в лице нанимаемых служащих обусловило реализацию функции контроля в форме независимого финансового контроля — аудита.

      Кроме того, анализ теоретических концепций четверых национальных школ по проблемам учета (итальянской, немецкой, французской и англо-американской) дает основание утверждать, что любая из них, кроме англо-американской, функцию контроля не считала самостоятельной и отождествляла с учетом.

      Причина этого состояла в преувеличении значения любого из элементов метода бухгалтерского учета (документирование, инвентаризация, стоимостная оценка, счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность). Все эти элементы, образовывая накопления учетно-экономической информации, не могут обеспечить реализацию функции контроля за законностью, экономической целесообразностью действий должностных лиц относительно решения хозяйственных операций, их осуществления, принятия их на учет и т.п.

      Это в определенной мере было одним из факторов, которые сдерживали прогресс развития как теории, так и практики реализации обоих функций управления.

      И только обращение к психологическим аспектам учета с целью преобразования его на орудие управления дало возможность убедиться в прогрессивности идеи осознание самостоятельности и универсальности функции контроля. Ее синтезирование с учетной и аналитической дает возможность формировать представление о концепции информации и управление, об учетно-аналитической системе (УАС), которая дает возможность менеджерам любого уровня на ее основе принимать управленческие решения. В данном случае речь идет о внутрихозяйственном учете или системе контролинга, которая является одним из важнейших блоков информационного обеспечения системы контроля на микроуровне.

      I. Нео бходимость, задачи и принципы

      финансового контроля

      1.1. Необходимость финансового контроля

      В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особое значение приобретает финансовый контроль.

      В результате финансового контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выпол­нении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают. Каждая из сторон «тянет одеяло в свою сторону», т.е. стремится получить максимальную выгоду для себя.

      Государство заинтересовано в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов.

      Хозяйственные субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В ряде случаев это достигается не за счет наращивания объемов производства и улучшения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства, а за счет мошенничества, поиска различных разночтений в законодательстве с тем, чтобы вносить в бюджет меньше налогов и сборов. Иногда это достигается путем искажения учетных данных.

      В то же время интересы в получении информации у разных субъектов совпадают.

      Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам.

      Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтере­сованы в получении объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах. Они озабочены вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.

      Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, банки и физические лица, находящиеся во взаимоотношед ниях с организациями, заинтересованы в получении достоверной информации об их деятельности. Владелец организации заинтересован в том, чтобы государство и третьи лица, от которых зависит дальнейшее развитие деятельности, были уверены в объективности информаци. Что касается пользователей информации, то они чаще всего не имеют специальных навыков для проверки достоверности информации или времени и материалов для такой проверки. Поэтому инициатива по изысканию таких возможностей в основном проявляется самим владельцем организации.

      mirznanii.com