33. Характеристика деятельности и основные функции арт-менеджера. Арт менеджер обязанности


Как работает арт-менеджер - Rjob.ru

Может ли надоесть вечный праздник? Да, если это работа творческого менеджера, трудовые будни которого сплошь состоят из артистов, клоунов, фокусников, ростовых кукол и стриптизёрш! О подводных камнях одной из самых интересных профессий Rjob анонимно рассказала арт-менеджер ресторанного комплекса, под началом которой сразу пять заведений, работающих ежедневно и круглосуточно.

Начнём с мифов…

«Вечный праздник» - это любимая тема для разговоров всех новых знакомых. Да, моё сегодняшнее утро началось с переговоров с пятью стриптизёршами… Но потом я с них ещё и акты выполненных работ беру, а это уже не так весело и интересно. Обычно творческий менеджер не видит даже десятой доли тех выступлений, которые курирует, поэтому отдохнуть и посмотреть, чему так радуются зрители, не получалось ни разу.

Организация каждого концерта или даже вечера в ресторане с живой музыкой, танцами и парой-тройкой шоу-выходов со стороны кажется задачей лёгкой, не требующей особых усилий. Но согласовать работу двух десятков человек ничуть не легче, чем руководить строительством, например, пусть и ответственности за результат в разы меньше. Я же организую ежедневную шоу-программу в кафе, ресторане, караоке-клубе, пабе и ночном баре, а потому слаженно работать должна уже сотня человек.

Как работает творческий менеджер

Творческий менеджер в развлекательном заведении – человек, который делает всё, чтобы гостям было интересно. Начинается работа с поиска артистов, которые интересны публике – это живая музыка и диджеи, ведущие и MC, стендаперы, клоуны, фокусники, ростовые куклы, жонглёры, гимнасты, акробаты, танцоры, стриптизёры… Поскольку программа каждую неделю меняется, чтобы постоянные посетители не заскучали, поиск не прекращается ни на день. Да и в заведениях своя специфика и свой стиль. Иногда артисты пишут и звонят сами, но чаще приходится отыскивать интересных и неординарных самостоятельно, отсматривать часы промо-видео.

Затем начинается процесс переговоров, согласований, рассмотрения райдеров. У рядовых артистов в провинции райдера нет, они просто озвучивают стоимость часа работы. Но чем популярнее артист, тем сложнее воплотить в жизнь его пожелания. К примеру, Лолита перемещается по городу в «Мерседесе», а сопровождают её четыре чёрные «Оки» с мигалками. Представляете, каково за пределами Москвы найти четыре чёрные «Оки»? Бывали случаи, когда мы приносили в гримёрку биотуалет, поднимали его по мраморным лестницам на второй этаж… 

Затем, когда вечер уже начался, арт-менеджер находится везде и сразу: следит, чтобы артисты были на своих местах, не перепутали время выхода, не сорвали программу, чтобы зрители не имели к ним доступа. Например, в одном из заведений у нас нет закулисья, со сцены можно выйти только в зал. Поэтому мне приходится стоять в тёмном уголке с пледом и ждать, когда закончится выступление стриптиз-группы, чтобы закутать девушек и провести в гримёрку.

Главная сложность – сочетать порядок с творчеством

Обычно людей принято делить на творческих и организованных, но арт-менеджер обязан совмещать и то, и другое. Если специалисту не хватает креатива, он не создаст яркую, запоминающуюся программу, не подберёт подходящих артистов – людям это не понравится, они больше не придут. Если, наоборот, провалится техническая, организаторская часть, то вечер превратится в сумбурный, бессвязный выход на сцену всех подряд по очереди и без. Останется только ощущение скомканности, публика разойдётся.

Злой гений между молотом и наковальней

Ещё одна проблема - что бы ты ни делал, тобой всегда недовольны, и это сложно принять. Человек, которого мотивирует похвала и позитивная обратная связь, не выдержит такой работы. Руководитель заведения хочет сэкономить и заплатить артистам меньше, артисты, в свою очередь, хотят получить как можно больше, жалуются на несправедливость оценки их труда. Чтобы шоу-программы проходили гладко и без запинки, нужно муштровать персонал: каждый должен знать своё место, своё время выхода, план действий, переходы и связки с коллегами. А артисты имеют обыкновение опаздывать на самолёты, попадать в пробки, путать дни выступлений… С ними часто приходится быть жёсткой, чтобы добиться дисциплины. Получается, что ты как злой гений, которого ненавидят все вокруг, хотя и понимают, что это всего лишь твоя работа.

Каким должен быть творческий менеджер?

Прежде всего, феноменально спокойным. Если что-то способно вывести вас из состояния равновесия и контроля над ситуацией, эта профессия точно не для вас. Даже если за шесть часов до выступления диджей сообщает, что он в другом городе, в пробке, и не успеет добраться до аэропорта ко времени вылета, на панику и раздумья времени нет. Нужно срочно менять или покупать новые билеты, придумывать, чем заполнить паузу, если к началу музыкального сета он всё-таки не успеет, всегда иметь козырь в рукаве, запасной вариант.

Потребуется и лабильность психики – готовность быстро менять решения и мнение в зависимости от ситуации, перестраиваться, воспринимать новую информацию, решать нестандартные задачи. При этом арт-менеджер отвечает и за организационную часть мероприятий, то есть держит в голове все необходимые для отчётности документы, систематизирует их, обо всём помнит и контролирует.

Тайна посетителя – твоя личная тайна

Каждый арт-менеджер знает, что всё происходящее в заведении остаётся только в его стенах. Ресторанный и развлекательный бизнес – закрытая структура, в которой все друг друга знают. Конечно, времена, когда болтливых физически устраняли, давно прошли. Но каждый сотрудник, в том числе и мои подчинённые, артисты подписывают договор о неразглашении, в случае нарушения которого грозит немалая неустойка. Держать язык за зубами – один из главных навыков любого сотрудника этой сферы. 

Личная жизнь, график работы? Забудьте!

У меня два выходных в неделю – в воскресенье и понедельник, самые тихие дни. Однако мероприятия в заведениях проходят постоянно, поэтому готовить их нужно заранее. Раньше постоянно приходилось выезжать на место, решать какие-то вопросы… но в определённый момент муж запретил мне отвечать на звонки, кроме, скажем, одного администратора, который вызывает на связь только в случае катастрофы. Это называется семейными днями: муж специально берёт отгул в понедельник, чтобы хотя бы меня увидеть.

Во все остальные дни график работы ненормированный и неформальный. Можно весь день висеть на телефоне из дома в пижаме, вести переговоры и переписку с артистами, держать под контролем исполнителей. Но каждый вечер я провожу на работе, лично слежу даже не за самой программой, а за атмосферой и настроением аудитории, чтобы уловить, что им нравится, а что – нет, когда пора менять репертуар. Обычно рабочий день заканчивается около одиннадцати, но в дни пиковой посещаемости – в пятницу и субботу – не раньше трёх ночи. И да, у меня есть домработница, потому что времени на уборку, стирку и готовку дома не остаётся.

Где готовят творческих менеджеров?

По факту – где угодно! В этой профессии много журналистов, особенно с пиар-направления. Я сама окончила журфак. Некоторые целенаправленно учатся на менеджеров развлекательной сферы, но нет никаких гарантий, что хорошее образование по специальности даст работу. Порой неожиданно пришедший в профессию хирург, которому просто интересно, работает лучше специалиста с красным дипломом, потратившего пять-шесть лет на изучение теории, но не способного справиться с практикой и нормально организовать работу.

Карьера творческого менеджера

Приходят в профессию на начальные позиции – помощника, администратора, который исполняет поручения другого арт-менеджера. Со временем получаешь необходимый опыт, осваиваешься, берёшь на себя значительную часть работы и незаметно вырастаешь в самостоятельного профессионала.

Что касается саморазвития и дополнительного образования, то не помешают курсы тайм-менеджмента, если у человека нет внутреннего самоощущения в этой области. Профильное образование и MBA полезны, только если вы намерены расти, например, из региона в столицу, где высока конкуренция. То есть это плюсик в резюме, но не больше. Другая карьерная перспектива – уход в пиар или создание арт-агентства с собственным штатом артистов, способного закрывать любые потребности бизнеса и проводить мероприятия, шоу-программы и концерты «под ключ».

Арт-менеджеры не гребут деньги лопатой

Моя зарплата, как и зарплата коллег по цеху, в 2-4 раза выше средней по региону. Это неплохие деньги, но не баснословные, если учесть нагрузку и время работы. Кроме того, почти всегда зарплата творческого менеджера зависит от результата его работы, который заключается в прибыльности заведения. Условно говоря, привозишь дорогих артистов, а они не окупаются – виноват ты, привозишь коллектив акробатов за три копейки, а от них все в восторге – молодец тоже ты. Чем больше людей увидят наши шоу, чем больше времени проведут в заведениях, тем больше закажут еды, напитков, кальянов и прочих сопутствующих услуг. Выручка и прибыль растёт, как и премия арт-менеджера. Поэтому не помешают элементарные знания экономики и маркетинга.

От капельниц с глюкозой до счастливых улыбок

Иногда от нервного напряжения и обилия информации, которую нужно контролировать, начинает физически тошнить. В моей практике были случаи нервного истощения, доходящего до обмороков и полной потери аппетита, вплоть до капельниц с глюкозой. Такое, к счастью, случается крайне редко, только во время особо ответственных и масштабных мероприятий и концертов. Но даже в эти моменты уйти из профессии не хотелось.

Я пришла в развлекательную сферу из журналистики, и вижу диаметральные различия между ними: одна призвана изменить мир к лучшему, радовать, вдохновлять, другая – погрузить в обыденность и рассказать всё, как есть. Мне нравится менять мир к лучшему, быть в центре событий, видеть и знать то, что не видят и не знают другие, например, как популярные артисты готовятся к выступлениям. Но самое большое удовольствие – видеть, как к тебе приходят уставшие и измученные трудовой неделей люди, а потом на их лице появляется первая улыбка, затем – спокойствие и умиротворение, как они шутят и громко смеются, танцуют… Мы помогаем людям набраться сил, в этом и есть глобальная миссия творческой развлекательной профессии арт-менеджера.

© Мария Комарцова, RJob Комарцова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

rjob.ru

Кто такой арт-менеджер? Обучение арт-менеджменту и галерейному бизнесу

Кто такой арт-менеджер? Какими знаниями он должен владеть, и какие функции ложатся на его плечи? На эти и другие вопросы отвечают преподаватели факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес».

Кто такой арт-менеджер

Арт-менеджер — это человек, который организует арт-рынок. Арт-менеджером можно назвать и галериста, а роль галериста на рынке и в мире искусства, мне кажется, не требует дополнительных разъяснений. Арт-менеджер — это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством.

Марина Лошак, искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусства имени А. С. Пушкина

Какими знаниями и качествами должен обладать арт-менеджер

Арт-менеджер в первую очередь должен владеть какими-то правильными представлениями, связанными с экономикой, бизнесом, психологией, а также уметь оперировать своими знаниями. Конечно же, хорошо, когда он включен в сферу искусства, но это те знания, которые можно приобрести, и они в большей мере связанны с определенным образовательным процессом. Но профессиональные менеджерские знания подчас важнее, чем знание искусства. Во-первых, потому что грамотный арт-менеджер или галерист всегда может привлечь искусствоведов, которые станут его помощниками. Во-вторых, он сам может приобрести достаточно большой объем знаний, потому что самообразование и образование сейчас абсолютно открытые вещи.

Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Арт-менеджеру важно быть хорошо организованным человеком, обладать базовыми знаниями по истории искусства, знать, как устроены художественные институции и как они работают, понимать, что сейчас происходит в арт-мире, в общем, это большой и сложный комплекс знаний.Одно из самых важных качеств, необходимых арт-менеджеру — умение находить язык со всеми участниками художественного процесса: в этом мире нет четких правил, поэтому многое строится на личных взаимоотношениях.

Иосиф Бакштейн, искусствовед, директор Института проблем современного искусства

Базовые качества, которыми должен обладать арт-менеджер, перечислил куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николай Палажченко:

  • Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.

  • Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.

  • Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.

  • Умение общаться людьми.

  • Обаяние.

  • Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент — быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.

  • Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.

  • Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент — это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.

 

Я не люблю слово «менеджер». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Советы начинающему арт-менеджеру

Арт-менеджер — это продюсер и стратег, который видит работу всех и может их объединить и сделать из этого готовый продукт. Но дело в том, что стратегов нет, все нынешние менеджеры — это игроки на короткие дистанции с проектной психологией, все очень быстро бегают на 100 метров, но совершенно не способны пробежать марафон. Так что мой совет — старайтесь мыслить большими категориями, выстраивать отношения и искать подходы не на один раз. 

Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Арт-менеджеры должны быть любопытны и ничего не бояться. Возможности для образования в современном мире огромны. Нужно много читать, постоянно развиваться, быть везде и всегда, посещать выставки, открытия, ходить на лекции и встречи. Так возникает профессиональный круг. Задача студентов за время обучения не сводится к набору знаний, главная задача начинающих арт-менеджеров — стать своими в этом мире.

Дмитрий Ханкин, арт-директор и совладелец галереи «Триумф»

Подробнее о том, кто такой арт-менеджер, что такое арт-рынок и как все это работает — в подборке материалов, написанных по итогам лекций наших преподавателей.

Подробнее о программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»

www.rma.ru

Тема 8. Профессиональные функции и направления деятельности арт-менеджера

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера:

1. интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;

2. информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации;

3. коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу;

4. организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности;

5. социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи;

6. юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

7. экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:

- состязательность. Конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг.

- ориентация на спрос. Продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос - предложение.

- свободное предпринимательство. Организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ.

- материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;

- личная ответственность за результаты труда. В случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.

К аспектам деятельности арт-менеджера можно относятся:

- художественный аспект: определение "социального заказа" на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над "легендой" группы, артиста и т.п;

- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.

studfiles.net

Сценический менеджер — «Арт-менеджер» Online 2.0

Трудность определения обязанностей сценического менеджера заключается в том, что оно должно включать в себя очень много задач и обязанностей. Можно с уверенностью сказать, что сценический менеджер делает заметки по ходу репетиции, дает указания осветителям и звукооператорам по ходу пьесы, а также — актерам в отсутствие режиссера. Однако этот простейший список действий далеко не полностью характеризует истинную роль сценического менеджера в театре.

Томас КЕЛЛИ более тридцати лет работал сценическим менеджером на Бродвее и в Линкольн Центре, в оперных и балетных театрах Нью-Йорка, Чикаго, Хьюстона, в крупнейших культурных и медиа акциях по всей стране. Келли является генеральным менеджером сервисной компании Center Line Studios, преподает сценический менеджмент в Rutgers University. Автор учебника сценического менеджмента (The Backstage Guide to Stage Management), главы из которой мы предлагаем вашему вниманию.

После нескольких часов дискуссии о качествах и требованиях к хорошему сценическому менеджеру на занятиях со студентами Школы Искусств Рутгерского Университета, мы вывели удачное, на мой взгляд, описание этой профессии, которое вполне может послужить основой для изучения ее различных аспектов и функций:

Сценические менеджеры — это ответственные и гибкие коммуникаторы, которые могут тактично и с большой долей юмора координировать противоречивые группы артистов. Они создают творческую атмосферу, обладают способностью предвидеть и решать проблемы спокойно, чутко и изящно в любых обстоятельствах, под любым давлением. Их организаторские способности тесно связаны с приобретенными техническими знаниями (звук, музыка, освещение, дизайн и размещение, пользование компьютером и т.д.), знанием требований профсоюза, а также с особым качеством личности, создающей позитивную энергетику.

Это, конечно же, идеальное определение, которое включает в себя ряд исходных понятий для более полного понимания работы сценического менеджера. Необходимо отметить, что в Соединенных Штатах все профессиональные сценические менеджеры являются членами Ассоциации Актеров (Actors’ Equity Association). Этот союз наглядно иллюстрирует отношения сотрудничества и взаимопомощи, которые должны быть между актерами и сценическим менеджером. В то же время в кино люди, выполняющие обязанности сценических менеджеров, являются членами Гильдии Директоров (Directors’ Guild).

Постоянно сталкиваясь в силу своей работы с представителями данной профессии, я пришел к убеждению, что невозможно вывести универсальное определение сценического менеджера, можно лишь предложить ряд заповедей и указаний, так как каждое шоу, каждый театр, каждая ситуация меняет набор функциональных обязанностей сценического менеджера.

Конечно же, всегда неплохо знать, что под этой работой понимает ваш работодатель. Этот совет не так прост, как кажется на первый взгляд. Каждый режиссер, продюсер или главный управляющий, на которых я работал, имел свое собственное представление о роли сценического менеджера в постановке или в иерархии театрального общества. Обычно чем выше уровень театра, тем более многогранны функциональные обязанности каждого специалиста. Например, во время подготовки летних шоу на Бродвее сценическому менеджеру часто приходится руководить освещением и звуком во время репетиций и просмотра. А в некоторых местных театрах сценическому менеджеру приходиться осуществлять все — от кастинга до вопросов перевозки и размещения актеров.

В каждой новой постановке круг обязанностей сценического менеджера зависит от отношений с режиссером или продюсером. В некоторых шоу сценический менеджер может исполнять функции помощника режиссера, в других он может быть глазами и ушами продюсера или главного режиссера, контролировать расходы и ограничивать затраты времени и денег на прихоти актеров. В идеальном варианте эта работа должна быть организована так, чтобы сценическому менеджеру не приходилось принимать чью-либо сторону, а наилучшим образом служить и режиссеру, и администрации, способствуя четкому взаимодействию между ними.

Возвращаясь к нашему идеальному определению сценического менеджера, давайте рассмотрим те качества, которые оно описывает, и то, как они переходят в реальные действия — планирование, руководство репетициями и ведение записей. Определение начинается с утверждения, что сценические менеджеры должны быть «ответственными». Это означает, что от них ожидают действий, которые имеют прямое отношение к продвижению и успеху постановки. Некоторые люди отказываются брать на себя такую ответственность или понимают, что они могут успешно действовать, только исполняя чьи-либо указания или приказы. Иногда лучше начинать работать в качестве помощника сценического менеджера или помощника режиссера, пока Вы не сформируете у себя достаточно знаний и не приобретете достаточную уверенность.

Если сценический менеджер берет на себя определенную ответственность, это означает, что он знает границы своих обязанностей, схема которых приведена на рисунке 1. Нужно отметить, что стрелки графика направлены в обе стороны, так как чаще всего сценический менеджер является центральным хранилищем информации как для творческих, так и для управленческих сил. Для того чтобы постановка имела успех, очень важно, чтобы сценический менеджер умел ясно излагать меняющиеся потребности творческого и управленческого персонала.

Рисунок 1. Упрощенная структура отношений сценического менеджера со всеми остальными участниками подготовки театральной постановки

Стандартный пример такой деятельности довольно часто встречается в Бродвейских театрах.

Предположим, при подготовке было решено, что для более удобного распределения звука звукооператор должен установить консоль, которая займет некоторое количество мест в зале. Однако билеты на эти места могут быть проданы прежде, чем будут предупреждены билетные кассиры. Необходимо также информировать билетные кассы обо всех местах с частичной или плохой видимостью, вызванной особенностями декораций для данной постановки. Если подобные проблемы удастся разрешить с самого начала, то впоследствии это поможет избежать многих конфликтов.

Сценический менеджер также должен перепроверять расписание представлений, которое во время праздников или из-за плохой продажи билетов может меняться. Если актеры и команда не поставлены в известность, то возможны ситуации, когда перед публикой на сцене не окажется никого, или наоборот, труппа будет вынуждена играть перед пустым залом. Так случилось во время показа пьесы Ховарда Кордера Boy’s Life в Линкольн Центре: каждый в администрации думал, что кто-то другой уже предупредил сценического менеджера, актеров и команду, а получилось так, что мы все пришли на дневной спектакль, которого не существовало.

Очевидно, что схема на рисунке 1 представляет собой упрощенную структуру отношений сценического менеджера со всеми остальными участниками подготовки театральной постановки. Однако сразу же бросается в глаза тот факт, что сценический менеджер занимает центральное положение, и что есть люди, которым он непосредственно подчиняется. Это режиссер, перед которым сценический менеджер отвечает за все художественные и творческие моменты, генеральный менеджер, контролирующий работу, связанную с ведением бизнеса и контрактами, и продюсер, который объединяет эти две (порой противоречащие друг другу) силы в единый поток. Поэтому сценический менеджер должен соединять в себе творческую целостность с практическими и эффективными бюджетными соображениями, т.е. уравновешивать артистическое видение режиссера финансовыми ограничениями, накладываемыми продюсером или генеральным менеджером.

Таблица подтверждает и необходимость для сценического менеджера быть «гибким коммуникатором» — фраза, следующая за «ответственностью» в нашем идеальном определении. Поскольку, как показано на схеме, сценический менеджер занимает центральное место в структуре театральной постановки, коммуникабельность является для него таким же жизненно важным качеством, как способность запоминать текст — для актера. Однако, в отличие от актеров, сценическому менеджеру никто не будет суфлировать, поэтому для него так важно уметь высказываться ясно и без излишних комментариев. Сценический менеджер, который, передает указания дизайнерской группе, снабжая их своими личными соображениями о предмете этих указаний или о том, от кого они исходят, в конечном итоге неизбежно создаст напряженную и деструктивную творческую атмосферу.

Позволю себе привести здесь пример. Предположим, что вашей примадонне кажется, что ее костюм для определенной сцены не соответствует роли. После обсуждения этого вопроса с режиссером, костюм решили изменить. Будучи сценическим менеджером, вы отмечаете возникшие изменения и сообщаете об этом дизайнеру по костюмам.

«Что значит, она не может носить свитер?», кипятится дизайнер. «Скажи ей, что ей придется, а мне нет никакого дела до того, что она думает».

Невозможно организовать хороший театр без хорошего сценического менеджмента. Я заявляю это как режиссер, которому порой приходилось терпеть плохой сценический менеджмент, и, поверьте мне, я знаю, что это такое. Я также видел плохие постановки и с хорошим профессиональным сценическим менеджментом, который, к сожалению, не может заменить плохой сценарий, фальшивую игру актеров, неважный дизайн декораций или бездарную режиссуру. Но я никогда не видел по-настоящему хорошей постановки при плохом сценическом менеджменте.

Проблема заключается в том, что режиссеры обычно воспринимают сценический менеджмент как нечто само собой разумеющееся. Если он профессиональный, то его не замечают, как сервис в первоклассном отеле. Но плохой сценический менеджмент обычно замечают довольно быстро, т.к. это мешает работе режиссера.

Каковы же составляющие сценического менеджмента? Умение писать безупречные реплики к пьесам, организовать умелую поддержку суфлера, вести ясные и понятые «книги» или документацию постановки — все это я буду рассматривать как нечто само собой разумеющееся. Будучи режиссером и главой Королевской Шекспировской Труппы и Национального Театра Великобритании, я многие годы воспринимал все эти умения как норму. Я предлагаю сосредоточиться на искусстве — или, если вам это больше нравится, на неосязаемых, неуловимых моментах.

Группа сценического менеджмента — и в особенности ее глава — задает настроение и атмосферу работы. Сценическим менеджерам приходиться объединять в команду весь персонал театра — актеров и техников, кроме того, они должны поддерживать связь с администрацией театра. От них веет дисциплиной: они должны приходить вовремя, не тратить время попусту, напряженно работать. Эта дисциплинированность постоянно присутствует в атмосфере и перенимается всем персоналом театра добровольно, без принуждения.

Сценические менеджеры должны все предвидеть заранее. Они должны не объяснять, почему что-то не работает, не находить оправдания ошибкам, а создать такую атмосферу, в которой все работает и все возможно.

Сценические менеджеры должны овладеть искусством дипломатии. Они должны проявлять деликатность в работе с актерами, понимая стресс и напряжение творчества. В то же время, они не должны как-либо выделять ведущих актеров и пренебрегать исполнителями мелких ролей. Важно то, что все они вносят свой вклад в успех пьесы. Им необходимо доверие режиссера, чтобы в нужный момент мягко поправить его, если он ведет себя неблагоразумно или откровенно глупо. Но превыше всего — то, что они должны создавать атмосферу энтузиазма, напряженной работы и веры в успех.

Возникает вопрос, почему кто-то вообще хочет заниматься этой работой? На это я могу ответить только то, что я рад, что такие люди вообще существуют. В противном случае, я никогда бы не смог ни поставить пьесу, ни обеспечить ей продолжительный успех на сцене. Поэтому, в идеале, сценические менеджеры должны быть не только спокойными и скрупулезными профессионалами, которые знают свое дело, но также чем-то напоминать мазохистов, чувствующих гордость в возвышении над ударами судьбы. Я очень благодарен им за то, что они делают возможной мою работу и работу актеров.

Сэр Питер Холл, режиссер

Итак... глубоко вдохните и тактично напомните человеку, с которым разговариваете, что вы всего-навсего сценический менеджер (т.е. посредник, посланец) и поэтому просто передаете пожелания актера, режиссера или кого-либо еще. И самое главное, вам следует удостовериться, что дизайнер по костюмам точно понял, в чем заключалась просьба, поэтому неплохо бы повторить ее еще раз, четко и без эмоций. И наконец, если дизайнер все еще расстроен, вам следует спросить, не хочет ли он лично поговорить с обидевшей его стороной. Обычно в результате стороны идут на уступки, через день-два дизайнер начинает думать, что идея изменить свитер исходила от него самого, и все поздравляют себя за свою креативность и умение ладить друг с другом.

Сценический директор никогда не должен принимать чью-либо сторону, задавать головоломки или оскорблять персонал, хотя многие так поступают. Передача информации, сопровождаемая следующими словами «Догадайся с трех раз, чего сегодня хочет наш Щелкунчик-эгоманьяк-монстр?», вовсе не настроит дизайнера или режиссера на соответствующее восприятие просьбы, которая на самом деле может быть более обоснованна, чем вы себе представляете. Среди вспомогательного персонала и так более чем достаточно людей со взрывным темпераментом и неуравновешенным эго. Старый мудрый сценический директор Роберт Карри, с которым я проработал долгое время, так охарактеризовал два правила сценического менеджмента: первое заключается в том, что сценический менеджер не должен иметь своего мнения; второе гласит, что он должен хорошо знать, когда можно нарушить правило номер один.

Еще одна важная часть этой работы — адаптируемость. Не существует единственно правильного решения какой-либо проблемы; на любой репетиции прочтение пьесы может быть пересмотрено. Постановка моноспектакля не может подчиняться тем же правилам, что мюзикл или пьеса Шекспира, поэтому сценический менеджер должен уметь приспосабливаться. Комедия требует иного отношения и ведения репетиций по сравнению с драмой. Если первая допускает беззаботную, легкую обстановку на репетициях, то во время второй актеры могут полностью исчерпать свои эмоции, и шутливый стиль будет здесь неуместен.

Адаптируемость также выражается в способности управлять творческим процессом, т.к. невозможно заранее безошибочно определить, сколько времени займет и насколько сложной будет определенная постановка. Расписания, рабочие звонки, предварительные установки, руководящие директивы — все это может меняться в мгновение ока. И работа сценического директора заключается именно в том, чтобы организовывать и доносить эти изменения до персонала как можно скорее и предельно ясно. При любых обстоятельствах сценический директор должен избегать комментирования или создания негативного отношения — особенно в ситуации, когда нужно сообщить группе дизайнеров или плотников, который работали как проклятые, что в данный момент директор решил проект отложить. Подражая г-ну Фрайди из старого телесериала Drugnet, постоянно повторяйте: «Всего лишь факты, господа».

С огорчением вспоминаю, как однажды мне пришлось столкнуться с серьезной проверкой моей терпимости. Пародийный мюзикл Sugar Babies был первой значительной постановкой, в которой мне пришлось работать сценическим менеджером, начиная с первой репетиции и до технических репетиций, когда прорабатываются изменения в декорациях, свете, звуке, костюмах.

Предварительные пробы начались в Сан-Франциско, и я проводил дни и ночи в своей комнате в отеле, пытаясь расписать действия для каждого отделения и вычислить, где можно разместить все это огромное множество летающих и движущихся деталей. На той стадии основной задачей было решить, какие именно движущиеся занавеси должны быть использованы на сцене для маскировки находящихся за ними декораций. Усложняло задачу то, что шоу состояло более чем из тридцати пяти различных сцен и музыкальных номеров. И вдруг я узнаю, что более половины опускающихся занавесей, задействованных в шоу, не будут готовы к первой технической репетиции, а вполне возможно, и к первому предварительному просмотру. Не волнуйся, сказали мне в администрации, просто используй то, что у тебя есть. Я был подавлен. Мне казалось, что я был единственным, кто осознавал невыполнимость этого указания. К счастью, ассистент дизайнера считал так же, и, когда мы уже совсем отчаялись, на горизонте замаячило решение. У нас были друзья в Оперном театре Сан-Франциско, склад которого, как мы знали, забит занавесями, и нам удалось уговорить генерального менеджера одолжить у театра некоторое их количество, чтобы начать подготовку технического оснащения шоу, по крайней мере, с наличием хоть какого-то порядка.

Перед первой технической репетицией я объяснил главе каждого отделения их действия. Они ушли на ланч, а мы с осветителем присели съесть по бутерброду и расписать действия технической команды для первого акта. Мы уже практически закончили, когда приехал режиссер и заявил, что решил полностью изменить порядок действий в шоу: песни из первого акта были перенесены во второй акт и наоборот. Последовательность смены костюмов была полностью изменена. Все смены декораций, которые я так тщательно спланировал, теперь оказались ненужными из-за какой-то глупой прихоти.

Как я и говорил, это была моя первая большая постановка, и я потерял самообладание. Оставался всего час до первой значительной технической репетиции в моей жизни, и всякая даже призрачная вера в то, что я смогу это сделать, исчезла. В следующие тридцать секунд я нарушил все мыслимые правила сценического менеджмента. Я накричал на режиссера, посоветовав ему найти кого-нибудь еще на мое место, и скрылся наверху в ложах, думая, почему я вообще решил, что смогу справиться с этой работой. Я чувствовал себя очень одиноким, жалким и глупым. К счастью, дизайнером по свету в этом шоу был Гилберт Хелмслей, мой друг, учитель и наставник, с которым я проработал долгое время. В течение следующего часа он научил меня, что нужно делать.

Решение оказалось простым: мне следовало начать с самого первого указания (освещение театра) и просто переписать каждую сцену первого акта, не задумываясь о качестве принимаемых мною решений. Я внял совету Гилберта, и первая техническая репетиция прошла гладко, так как я успокоился и понял, что большая часть проделанной мною работы все еще имела смысл. Поскольку актеры еще не играли шоу в первоначальном варианте, изменения им не помешали. А благодаря чудесам фотокопирования, разрезания и склейки, старые инструкции с действиями вскоре были вполне пригодны для работы.

Конечно же, при современных компьютерных технологиях это было бы сделать еще легче, даже при помощи старого ноутбука, используя функции «вырезать» и «вставить». Однако очень важно выделять произведенные изменения и крупными буквами помечать, что это «ИЗМЕНЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ» — для того чтобы люди точно знали, какими пользоваться.

Адаптируемость. Если бы это случилось со мной сейчас, я уверен, что просто улыбнулся бы режиссеру, прежде чем вносить требуемые изменения. После того вечера в Сан-Франциско мне все кажется простым.

Другие ключевые элементы нашего определения сценического менеджера — организаторские способности и умение расставлять приоритеты; они выходят на сцену во всех аспектах работы. Планирование, написание инструкций, оценка необходимости в технических репетициях — все эти действия можно успешно осуществить только при наличии основных качеств и навыков.

Перевод с английского Ирины Солонец.Журнал «Арт-менеджер» № 2(5) 2003

www.artmanager.ru

Должностная инструкция/ Арт - менеджер ночного клуба - Документы - Услуги агентства

Менеджер Ночного клуба.

 

Основные обязанности.

1.1

Арт - менеджер Ночного клуба обязан своевременно (не позднее вторника каждой недели) подавать

Менеджеру Клуба следующие документы на согласование:

  1. отчет по расходам за прошлую неделю
  2. заявку на оплату по расходам на текущую неделю
  3. репертуарный план мероприятий на пятницу-субботу текущей недели
  4. предложение по репертуару и программам на следующую неделю

 

Примечание.

Документы необходимо подавать в письменной форме установленного образца.

1.2

Утвержденный репертуарный план арт-менеджер Ночного клуба должен распечатать и предоставить для ознакомления:

- ресепшн Клуба

- всем заинтересованным службам

Логистика.

2.1

Арт-менеджер Ночного клуба обязан информировать все службы о мероприятиях клуба, которые могут каким-либо образом затруднить работу других служб, как то:

- репетиции с приглашением большого количества посетителей

- репетиции с участием животных

- проведение дневных мероприятий в клубе и т.д.

- проведение нестандартных постановочных мероприятий

2.2

Арт-менеджер Ночного клуба обязан составлять списки приглашенных гостей и подавать их на подпись Менеджеру клуба заблаговременно, но не позднее 20.00 час в день мероприятия.

 

2.3

Арт-менеджер Ночного клуба обязан составлять списки участников программы, согласовать их с Менеджером клуба (подписать) и предоставить копию руководителю службы безопасности.

(или предоставить списки на пост охраны служебного входа) не позднее времени начала мероприятия.

 

Профессиональные обязанности

Арт-менеджер.

3.1

  • Арт-менеджер составляет и проводит развлекательные программы в ночном клубе
  • Арт-менеджер обеспечивает явку участников программ на мероприятие
  • Арт-менеджер осуществляет расчеты с исполнителями и участниками программы
  • Арт-менеджер осуществляет контроль качества проводимых мероприятий
  • Арт-менеджер планирует репертуар клубных программ
  • Арт-менеджер ведет отчетную документацию по оплате проводимых мероприятий в клубе                                                                                                                                                                                             
  • Арт-менеджер следит за правильным обслуживанием звукового и светового  оборудования клуба, проведением необходимой профилактики и ремонта сценического оборудования клуба.

 

 

 

globalpromo.ucoz.ru

33. Характеристика деятельности и основные функции арт-менеджера

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера: 1. интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах; 2. информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации; 3. коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу; 4. организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности; 5. социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи; 6. юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

7. экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:

- состязательность. Конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг.

- ориентация на спрос. Продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос - предложение.

- свободное предпринимательство. Организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ.

- материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;

- личная ответственность за результаты труда. В случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.

К аспектам деятельности арт-менеджера можно относятся:

- художественный аспект: определение "социального заказа" на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над "легендой" группы, артиста и т.п;

- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.

studfiles.net

7. Харак-ка деят-ти арт-менеджера, основные функции.

В каждой сфере деятельности работа арт-менеджера имеет свою специфику, но в целом арт-менеджеры должны обладать одной очень важной чертой – креативностью.

Арт-менеджер – это художник и менеджер в одном лице. В советские времена таких людей называли художественными руководителями. Арт-менеджеры – это особый склад людей, творческих и талантливых, постоянно продуцирующих какие-то идеи, проекты. А чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, а проекты реализовать, нужен талант не только художника, но и менеджера.

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

К аспектам деятельности арт-менеджера относятся:

- художественный аспект: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «легендой» группы, артиста и т.п;

- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.

8. Социально-психологические функции арт-менеджера.

- способность самостоятельно принимать правильные решения в экстремальной ситуации и нести за них ответственность;

- обладание харизмой, качествами лидера, основанными на личностных качествах и способностях;

- обладать силой примера, харизматическим влиянием на подчиненных;

- обладать привлекательной внешностью, выражающейся не обязательно в красоте, но в обаянии и сильном характере;

- обладать сильной энергетикой, умением заражать своими идеями других;

- умение говорить и убеждать;

- умение координировать процесс и владеть ситуацией;

- умение сохранять самообладание в любых жизненных ситуациях;

- умение реально оценивать свои возможности и осознавать цели;

- знание психологии других людей.

Способность руководить не является врожденной, т.к. никто не рождается руководителем, лидером. Процесс роста от администратора до руководителя, от которого требуется умение и способности организовать процесс и побудить к выполнению заданий других людей, происходит не сразу. Менеджер должен не только уметь найти и почувствовать талант, предвидеть тот вид деятельности, который принесет прибыль, но и иметь способности к тому, чтобы организовать эту деятельность с учетом экономических, социокультурных и политических факторов, уметь устанавливать связи с различными государственными и коммерческими структурами.

studfiles.net