Понятие аристократии. Аристократия понятие


Понятие аристократии

Во всех справочниках понятие «аристократия» толкуется как «родовая знать». Но, как с печальным смирением написал Доминик Ливен, автор одного из лучших исследований по этому вопросу, «что такое "аристократия" известно всем, но вот вы решили написать об аристократии книгу, и сразу перед вами встает вопрос, как определить это понятие». Действительно, трактовок множество, еще более — разночтений.

Аристократия — наследственный привилегированный слой общества. Представители знати называются аристократами или знатными людьми. Слово «знатный» славянского происхождения и означает «знаменитый», «известный».

В большинстве государств знать оказывала существенное влияние на политику, даже если формально вся власть принадлежала монарху или народному собранию. Строй, при котором власть принадлежит знати, носит название аристократия. По имени этого строя и сама знать нередко называется «аристократией».

Знать формировалась различными путями. В одних странах знать составилась из коренных жителей главного города (римские патриции). В других — из племени, завоевавшего страну (франки в Галлии). Нередко в аристократию превращаются начальники войска и чиновники государства. Во многих государствах можно было войти в состав аристократии за особые заслуги или за очень большую сумму денег.

Знать чаще всего является военной прослойкой, однако в городах-государствах Италии к знати относились не только воины, но и купцы. А в древней Индии было две привилегированные Варны — жрецов и воинов. В эпоху абсолютной монархии к прежней аристократии присоединились служилые дворяне, образовав новое сословие знати — дворянство.

Суммируя все определения, можно сказать, что аристократы — представители родовой знати, в подавляющем большинстве своем имеющие высшие титулы (там, где развита система титулования). Хотя могут быть и нетитулованные исключения — старый дворянский род с заслугами нескольких поколений (такой, например, к которому принадлежал М. И. Голенищев-Кутузов). Аристократом не может быть самый знатный и титулованный человек, если он, по принятому сейчас определению, «сделал себя сам», если его род — пусть даже самый знатный — начинается с него самого. То есть не парвеню, не фавориты судьбы, как, например, Потемкин и Орловы, не взлетевшие наверх фаворитки, как гражданская жена Людовика XIV Ментенон или последняя утеха следующего Луи — Дюбарри.

М. И. Голенищев-Кутузов

М. И. Голенищев-Кутузов

Аристократом может стать как минимум второе поколение — уже выросшее с пониманием принадлежности к этому статусу (пример — Румянцев-Задунайский)

Есть и ограничения: множество аристократов, люди талантливые и с амбициями, достигали верховной власти и становились владыками — сюзеренами, основывая новые династии. Их нельзя в полной мере считать аристократами, это уже главы царствующих домов. Исключение — ненаследственные диктаторы, такие как Ю. Цезарь или С. Боливар.

Если рассматривать то, насколько известны те или иные аристократические семьи, то с одной стороны, недостаток христианско-европеидного образования отсекает от обыденной образованности множество эпох, народов и их вождей. Поэтому на слуху весьма ограниченно-упорядоченный круг имен. С другой стороны, Китай, исповедывая конфуцианство, не знал аристократизма во всю свою историю. В основе структурирования правящего класса стояла чиновничья выслуга и экзамен на чин. Господствовавшая долгие столетия в Индии кастовая система делала бессмысленной идею аристократии. С приходом же Великих Моголов стал доминировать другой принцип, характерный для всего мусульманского Востока предыдущих столетий. Здесь общество было в большей степени авторитарно, все внимание концентрировалось на главе царствующего дома, так что в исторические анналы практически никто из аристократов Востока не попал.

Привычные нам и лежащие в основе нашей нынешней цивилизации Греция и Рим знали — по мнению современных исследователей — понятие «аристократия», ассоциируя его со знатностью и древностью рода, идущего, как правило, от богов или древних властителей. Отсюда — первые герои книги, биографии которых уже много веков назад стали объектом всеобщего изучения.

Северная Америка, Африка, Австралия до недавнего времени аристократию в сформулированном выше понимании знали чересчур выборочно. В Южной Америке было мало старой родовой — в основном испанского происхождения — титулованной знати. Отсюда и небольшое количество ее представителей в истории. И здесь круг замкнулся — и остается Европа.

Северная и Южная Европа дали не очень много лиц, нашедших свое признание у музы истории Клио. Остаются многовековые доминанты европейской истории — Франция, Англия, Германия, Россия. Причем Англия, с середины XVIII века разрабатывавшая и применявшая понятие «джентльмен» и в отличие от иных держав с большим пиететом относившаяся к своей высшей знати — пэрам, не особенно охотно рисковала жизнью знатных представителей своего общества (так как все же большинство аристократов стали известны, прежде всего, как военные деятели, затем как государственные, в гораздо меньшей степени — как люди науки и искусства). Она предпочитала давать титулы отличившимся простолюдинам. Знать занималась своими поместьями и своей страной. По большому счету история подтвердила правоту данного подхода, поскольку британская монархия, в отличие от французской, российской и германской, существует и ныне.

Однако, несмотря на все научные термины и изыскания, для простого человека жизнь аристократов всегда оставалась пределом воображения и самой сокровенной мечтой. Уже в XVII – XVIII вв. представители высших слоев общества могли позволить себе жить «на широкую ногу», балы, приемы, наряды, драгоценности. Все это вызывало зависть и неудержимое желание стать таким же, достойным всего этого.



biofile.ru

Аристократия (РИЭ, 2015) | Понятия и категории

АРИСТОКРАТИЯ (греч. ἀριστοκρατία — «знатнейший», «благороднейшего происхождения» и греч. краток — «власть», «государство», «могущество») — правление лучших. Термин, введенный в употребление античными философами Платоном и Аристотелем подразумевал под аристократией именно правящую знать. Тогда как просто знатных людей эллины называли евпатридами, т. е. лицами благородного происхождения. Позднее аристократическую форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Кант и другие философы, обосновывая ее политической неполноценностью большинства людей, которыми призвана править элита. Несмотря на исторически обусловленные изменения в понимании термина, основным признаком аристократии продолжает считаться знатное происхождение. Категория «аристократия» употребляется в трех значениях:

1. Форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Прообразом аристократии является так называемая племенная аристократия, реализующаяся в форме совета старейшин или собрания предводителей родов. В основании аристократического правления лежит идея сакральности власти, которая передается из поколения в поколение либо проявляется в таких качествах, как воинская доблесть, умственное, религиозное или нравственное превосходство, земельное имущество. Для аристократического правления характерны консерватизм и сопротивление крайнему рассеиванию или крайнему сосредоточению власти. Классический пример такой административной элиты — китайское чиновничество (мандарины), служилое дворянство в царской России, наделенные дворянскими титулами гражданские служащие «старого режима» во Франции (так называемое дворянство мантии) и административный аппарат средневековой Византии. Аристократическое правление, как правило, является монархическим, но может быть и республиканским. Первыми аристократическими республиками древности были Спарта, Рим VI-I веков до н. э. и Карфаген. Правление аристократии восстановилось на Западе после захвата западных провинций Рима германскими племенами. В период Средневековья знать обладала определенными правами и обязанностями по отношению к королю. Королевская власть предпринимала не прекращавшиеся столетиями попытки обеспечить монополию на правосудие, но аристократия сохранила доминирование в системе власти. Тем более, что и король был первым аристократом.

По мере укрепления системы абсолютизма правосудие и другие функции верховной власти постепенно переходили к королю, а военное значение знати сокращалось путем запрета частных армий, внедрения огнестрельного оружия и разрушения укрепленных замков. Во Франции этот процесс в основном завершился ко времени кардинала Ришелье, а в Англии — после Алой и Белой роз войны. Аристократическое правление преобладало и в крупнейших средневековых республиках. Так, в Новгороде и Пскове городским патрициатом формировался Совет господ. В Галицко-Волынском княжестве также существовало аристократическое правление, так как Боярская дума при князе приобрела ключевую роль в принятии государственных решений. В тех государствах древности и Средневековья, которые не относились к аристократическому правлению, также сохранялись некоторые аристократические институты. Например, в демократических Афинах первый архонт, именем которого назывался год, был всегда евиатридом, а в Фивах только аристократы становились стратегами (главнокомандующими) и беотархами (представителями городов Беотийского союза). В Великобритании существует палата лордов, и до недавнего времени большая часть офицеров Королевского флота принадлежала к знатным фамилиям, а министерство иностранных дел и сегодня комплектуется в основном из аристократической среды.

2. Знать, пользующаяся особыми правами и преимуществами (патриции в Риме, евпатриды в Афинах, бояре на Руси и т. п.). Устойчивая аристократия была уже в Ассирии. В Китае аристократические традиции существовали в эпохе Чжоу и оставили ощутимый след в конфуцианстве. Знать возникает при разложении родовых отношений путем выделения части родов во властную и имущественную элиту. Главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которые опирается аристократия, сыграло военное мастерство. Таково, например, происхождение греческой и римской аристократии. Тогда как для египетской, вавилонской и минойской цивилизаций высший статус отдельных семей определили священнические, административные и коммерческие функции. Круг лиц, причисляемых к аристократии, определяется конкретными историческими условиями и цивилизационными особенностями той или иной страны. Например, в древней Спарте, управлявшейся потомками завоевателей-дорийцев, аристократическая природа государства определялась необходимостью сохранять собственное превосходство над многочисленным и мятежным местным населением. Если знатная кровь была значима в ранние периоды истории и в средние века, то в Новое время ее сменили более рациональные оправдания привилегированного статуса знати, прежде всего, согласно мнению защитников аристократии — культурное превосходство ее представителей. Сохранилась и вера в биологическое и этическое превосходство знати.

Следует признать, что в различные исторические периоды аристократы действительно внедряли высокие личностные стандарты. Об этом свидетельствует, например, средневековый рыцарский кодекс, чей центральный принцип «положение обязывает», воплотил идеал рыцарства: знатное происхождение обязывает служить из христианского смирения и ставить нужды других выше собственных. Впрочем, дух служения надличностным ценностям характерен для аристократии от класса воинов древней Спарты до японских самураев. Аристократическое воспитание всегда считалось особым достоинством знати. Например, на Руси XVII века молодого человека знатной фамилии с младенчества готовили к тому, что к 15 годам он станет рындой (почетным телохранителем при особе государя), а, следовательно, будет присутствовать при важных государственных церемониях, посольских переговорах и т. д. К 17 годам он станет младшим офицером в войске или младшим членом посольства, а потом получит пост городского воеводы. Венцом его карьеры должно стать заседание в государевой Думе.

В русской истории выделяются боярская и дворянская аристократия. Впрочем, в истории России роль аристократии была существенно ограничена: сначала властью самодержавия (XVI век), затем быстрым развитием бюрократического слоя и государства, служилым значением дворянства, доступ в которое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев. Ненаследуемое наделение дворян поместьями началось с середины XV века. Затем эту практику продолжили и расширили русские цари, особенно Петр I. Кроме того, если Иван IV уничтожал аристократию физически, то Петр I уничтожал ее социально, предельно бюрократизируя государственную систему. Своей Табелью о рангах он низвел боярскую аристократию до положения низового служилого дворянства. Все это вело к историческому ослаблению русской аристократии. Тем не менее, вплоть до Февральской революции 1917 года российская государственность ориентировалась в основном на дворянство, хотя после 1861 года оно не могло быть реальной социальной опорой верховной власти. Российское дворянство добилось наследственного владения поместьями, могло уклоняться от бремени государственных обязанностей или облегчать его, чрезвычайно расширило свои привилегии, главным образом за счет крестьянства.

Появление придворной аристократии (кугэ) в Японии связано с возникновением в VI веке императорского двора. Первая система придворных рангов была введена в 603 году, а в VIII веке кодексом «Тайхоре» был установлен порядок получения рангов, действовавший до конца XIX столетия. Золотой век кугэ пришелся на период IX-XII веков, когда для членов императорской фамилии существовали 4 градации в зависимости от степени родства с императорским родом. Для придворных существовало 8 рангов с добавлением начального ранга и множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававшие 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов («благородные») и многие обладатели 4-го и 5-го рангов составляли придворную элиту. 5 рангов даровались непосредственно императором, а 6-8-й ранги распределялись правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. В начале каждого года имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам. За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе. Именно эта группа составляла верхушку придворной аристократии. Период XII-XIX веков стал временем господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в Киото изолированно. К нему относились семья императора и небольшое число знатных аристократических домов, которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора. Государственными делами в этот период двор обременен не был, выполняя функции хранителя и носителя традиционной культуры, что было зафиксировано в кодексе для придворной А. «Кугэ сехатто». В свою очередь, браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что почти все семьи придворной аристократии находились в прямом или косвенном родстве с императором. С 1869 года (реставрация Мэйдзи) по 1887 год число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: А. (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин). В 1884 году правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которые были дарованы кугэ, дайме и некоторым самураям. В 1946 году решением Кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено.

В Западной Европе к аристократии относились титулованные роды в зависимости от должности предка: герцоги, графы, бароны, виконты и др. До модернизации статус представителя аристократии существенно влиял и на его положение в обществе. Аристократия составляла элиту военной организации общества. Во Франции и Великобритании, где многие крупные феодалы погибли во время междоусобных войн, революций или были истреблены в результате политики абсолютизма, господство аристократии было подорвано и в XX веке ее влияние существенно упало. Но в ряде стран Западной Европы аристократия сохранила свое могущество, в частности, земельные владения. На отдельных территориях (например, в Англии, Нидерландах и Северной Италии) аристократия обратилась к коммерческому сельскому хозяйству или вкладывала средства в капиталистические предприятия. Она вступала в браки с городской знатью или новым дворянством, состоявшим из высших государственных и судебных служащих. При поддержке монархии европейская А. сохраняла фактическую монополию на военную службу и сопротивлялась проникновению простолюдинов на государственные посты или блокировала их продвижение выше определенного чина. В Германии и других странах господство аристократии было подорвано Ноябрьской революцией 1918 года. В России аристократия была разгромлена и частично уничтожена в ходе революции и гражданской войны. Такая же судьба ждала аристократию в странах, где к власти пришли коммунистические режимы.

Иной тип аристократии или правящей олигархии вырос в других частях света в Новое время. Так, для владельцев плантаций, сформировавших господствующее меньшинство на американском Юге в XVIII-XIX века, европейские колонисты на покоренных территориях с преобладающим африканским или азиатским населением, приобрели привилегии благодаря «расовому» превосходству и плантационной или другой системе крупномасштабного коммерческого сельского хозяйства.

3. Слово «аристократия» используется и в переносном смысле: «финансовая аристократия», «рабочая аристократия», «аристократия ума и таланта» или «аристократия духа» — для определения людей, исповедующих высок: моральные принципы.

И. Б. Орлов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 61-6163.

Литература:

Блок М. Знать // Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 27 329; Ливен Д. Аристократия в Евро 1815-1914. М, 2000; Суриков И. Е. К истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассических эпох: Род Алкмеонидов в политической жизни Афин V11-V вв. до н. э. Л 2000; Тернбулл С. Самураи: История японской военной аристократии. Пер. с англ. В. Г. Яковлева. М., 20С Тихомиров Л. Монархическая государственность. В 4 ч. Ч. 3. Русское государство. М., 1896; Федоров С. Раннестюартовская аристократ! М. 2005; Чекалов А. А. У истоков Византийской государственности: Сен и сенаторская аристократия Константинополя в IV — первой полови VII в. М., 2007; Шокарев С. Ю. Тайны российской аристократии. М., 2008.

 

ponjatija.ru

Аристократия / Термины / ПИОСС

Аристократия (от греч. ἀριστεύς, «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.

Аристократией также называется форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей общества (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранния демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. В основании Аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избраничестве находит различное разрешение; в одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Помимо государственной формы, Аристократами называются еще высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих ее условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на сменуантичной цивилизации; в борьбе с этой средневековой Аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей великая французская революция, положив начало господству денежной Аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах. Сущность, аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в ее отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная Аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего ее начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип. Термин введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).

Платон создал модель идеального государства — аристократия.

Основные черты аристократии по Платону:

основа — рабский труд; государством правят «философы»; страну охраняют воины и аристократы; ниже стоят «ремесленники»; всё население делится на 3 сословия; философы и воины не должны иметь частной собственности; нет замкнутой семьи.

Основным отличием аристократии от олигархии является забота аристократии о благе всего государства, а не исключительно о благе собственного класса, что подобно различию между монархией и тиранией.

pioss.net

Аристократия — ЭНЭ

Аристократия (греч.) — такая республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. Ей противополагается демократия, то есть республика, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. В основании А. лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; у одних А. определяющим началом является знатность происхождения, у других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Помимо государственной формы, А. называются еще высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих ее условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financière, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия Древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой А. вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция, положив начало господству денежной А., утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах. Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям, и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют если не прямо в обладании верховной властью, то в ее отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в т. наз. представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть не что иное, как расширенная А., так что обе они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы и одного и того же определяющего ее начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип (см. Дворянство).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Аристократия (греч.—господство лучших), форма республиканского государственного устройства, при к-рой носителями власти являются только привилегированные, большей частью представители богатых и знатных семей. Принадлежность к этому привилегированному слою общества связана с происхождением или богатством, особенно — с обладанием недвижимостью. Корни А. уходят в глубь не только исторического, но и доисторического прошлого. С образованием древнейшей формы классового общества и с разложением родового строя, над родовыми старейшинами начинают подниматься военные вожди, опирающиеся не на родовое старшинство, а на свои дружины, богатства и славу. Из недр этой первобытной А. вышли и первые властители первых государств. Вещественные памятники Египта и Вавилонии доказывают наличие первобытной А. в доисторические времена этих древнейших культурных стран. В городах-государствах древней Греции А. служила переходной формой от царской власти к народоправству — демократии (см.). Большею прочностью А. обладала в Спарте. Государствен. устройство Рима эпохи республики отличалось строго аристократическим характером, находившим свое выражение в римском сенате (см.). Таким же характером отличались и средневековые-итальянские республики (Венеция, Генуя).

В переносном смысле аристократия ныне обозначает привилегированный класс или привилегированную верхушку класса (родовая аристократия, денежная аристократия, рабочая аристократия и т. п.).

О военнослужилой аристократии в средние века и в новое время см. Феодализм, Дворянство.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

wiki.laser.ru

Рабочая аристократия - это понятие из области истории или современная прослойка? Рабочая аристократия: определение

Рабочая аристократия – это особая прослойка, которую буржуазия стремилась подкупить. Данный процесс становился осуществимым благодаря сверхприбылям от вывоза капитала в колонии. Что, в сущности, собой представляет рабочая аристократия? Понятие достаточно противоречиво. Разберем его подробнее далее.

рабочая аристократия это

Общая информация

Итак, рабочая аристократия – это особая категория людей, которых буржуазия подкупала за счет сверхприбылей, получаемых в процессе эксплуатации освободившихся стран и перераспределения национального дохода. В особенности это стало актуальным после того, как распалась колониальная система. Для того чтобы уяснить, что такое рабочая аристократия, нужно принять во внимание условия научно-технической революции, которая началась во 2-й половине XX века. Дополнительная прибавочная стоимость превратилась в важнейший источник подкупа. Она извлекалась благодаря введению передовой техники в условиях сохранения монопольных цен.

Особенности образования

Рабочая аристократия (определение дано Ф. Энгельсом и К. Марксом) возникла в XIX веке в Великобритании. В нее входили обуржуазившиеся, привилегированные слои, состоящие из квалифицированных высокооплачиваемых заводских трудящихся. Они, в свою очередь, состояли в замкнутых цеховых профсоюзах. Класс занимался проведением реформистской соглашательской политики. Рабочая аристократия подкупалась колониальной и торгово-промышленной монополией Великобритании. Благодаря ей огромная часть сверхприбылей выделялась для верхушки данного класса. Это делалось для того, чтобы затормозить рабочее движение и расколоть его.

рабочая аристократия

Эпоха империализма и дальнейшее развитие

С ее наступлением о том, что такое рабочая аристократия, узнали в ряде других государств. Речь идет о Франции, США, Германии и прочих. Социальной базой оппортунизма стала рабочая аристократия. Это превратилось в своеобразный оплот социал-шовинизма. Ленин много писал о происходящих явлениях. Он считал новое течение вполне мещанским по образу жизни, а также размерам заработка и мировоззрению в целом. Кроме того, Ленин говорил, что рабочая аристократия – это важнейшая социальная опора буржуазии.

Особенности влияния на формирование прослойки

В отдельных капиталистических странах оно неодинаково. В данном случае большую роль играет соотношение классовых сил, а также политическая зрелось рабочего движения и его характер. Что касается подкупа верхушки в России, то он был гораздо меньших масштабов и более слабый, чем, к примеру, в Западной Европе и США. Это не сильно влияло на рабочие массы, о чем и говорил вождь пролетариата.что такое рабочая аристократия

Развитие после 1-й мировой войны

В этот период позиции рабочей аристократии заметно ослабели. Это было обусловлено новыми идеологическими, политическими и социально-экономическими факторами. Происходило сужение традиционных слоев. Это было обусловлено изменениями в структуре и капиталистическом производстве рабочего класса. Роль квалифицированного труда уменьшалась. Это было вызвано широким распространением поточного метода и конвейера. Мировой экономический кризис стал сильнейшим ударом для рабочей аристократии. Наблюдался существенный подрыв позиций. Происходило ослабление цеховых союзов. Также отмечался рост влияния производственных профессиональных обществ.

Развитие после 2-й мировой войны

В этот период мощь социальной системы все больше влияла на политику и внутренние процессы империализма. Отмечается натиск рабочего движения и ликвидация колониальных режимов. Монополистическая буржуазия занимается распространением своей идеологии. При этом используются новые методы и средства, к которым также можно отнести "человеческие отношения". Речь идет о демагогической пропаганде равенства всех рабочих. Благодаря этому в "сотрудничество труда и капитала" вовлекалось все больше слоев данного класса. Рабочая аристократия резко сокращалась. Это было обусловлено течением научно-технических революционных процессов. Благодаря им в структуре рабочего класса происходили глубокие изменения. Наблюдалось его расширение. Это осуществлялось в основном за счет новых отрядов, которые имели более профессиональную и общеобразовательную подготовку.

рабочая аристократия определение

Дальнейшее развитие

Итак, рабочая аристократия существенно сузилась. Несмотря на это, у некоторой части данного класса продолжали сохраняться реформистские иллюзии. Это также прослеживалось у интеллигенции и рядовых служащих. Однако целостная картина включает в себя процесс формирования масштабного фронта антиимпериалистских сил и "возрождение" общественно-политического сознания. Это свидетельствует о падении данного класса и кризисе буржуазии. Таким образом, понятие "рабочая аристократия" больше не применяется в общественно-политической литературе.

Особенности анализа

Для его проведения в отдельной стране необходимо принимать во внимание историческую специфику. Также требуется расчет многочисленных факторов, которые способны определить величину рабочей аристократии, ее политическое значение, экономическое положение и так далее. Все это представляет собой определенную сложность для проведения универсального социологического планирования. С политической точки зрения необходимо определение общих особенностей данной прослойки. Также это касается ее перспектив, исторического развития, общих контуров и политического выражения. Проблемы рабочей аристократии можно рассматривать как с позиции конкретной социальной силы, так и теоретической абстракции, причем, в разных империалистических странах. В работах Ленина эти материалы постоянно повторяются. Однако у него не было попыток систематического определения предмета в деталях. Что касается самого Владимира Ильича, то для него первостепенными были политические мотивы борьбы с оппортунизмом. рабочая аристократия понятие Таким образом, детальный социологический анализ аристократического слоя отходил на второй план. В социалистическом движении было множество предметов для споров. Прежде всего, обсуждалась роль рабочей аристократии в классовой борьбе в империалистических странах, а не ее наличие в целом. То, как быстро развивался привилегированный высший слой, отмечалась повсюду. В частности, это относится к развитым капстранам. В действительности у марксистов не было потребности в обнаружении данного феномена.

fb.ru

Аристократия — Циклопедия

Аристократия (от греч. ἀριστεύς — лучший; κράτος — власть, сила, в буквальном смысле — «власть лучших») — 1) форма государственного строя, при которой правление осуществляется представителями родовой знати; 2) наследственная знать, высшее сословие, привилегированная социальная группа или слой традиционного общества с особым статусом, который имеет исключительные права, преимущества и возможности по сравнению с остальными социальными группами, слоями, сословиями; 3) господствующая верхушка современного общества (преимущественно в негативном смысле).

[править] История и описание

Куда делась аристократия Европы. Андрей Фурсов // Мировая история

Термин «аристократия» для обозначения определённого типа государственного строя впервые применили греческие философы Платон и Аристотель. Аристотель, в частности, рассматривал аристократию как одну из трёх «правильных» форм строения государства (наряду с монархией (см. Монархизм) и политией). В античной политической теории правление аристократии считалось лучшим, компетентным и бескорыстным. Как социальная общность аристократия появляется в античном обществе. В сословных обществах Нового времени аристократия играла ведущую роль. В течение XVII — начале XX века в ходе социальной реструктуризации западного общества — перехода от средневековых сословных монархий к современных нациям и национальным государствам, традиционная аристократия растворилась в индустриальном обществе. Тогда же произошло разрушение традиций социальной преемственности и духовного преемства, которые существовали в средневековье и служили своеобразным механизмом воспроизводства старой аристократии. Зато появились новые социальные иерархии, в частности элита, в определённой степени имеет похожие внешние атрибуты традиционной аристократии (стиль, манера поведения, некоторые ценностные ориентиры и др.). Проблемы аристократии и ее роли в общественной жизни затрагивались в трудах Фридриха Ницше, Н. А. Бердяева, Хосе Ортега-и-Гассета и многих других учёных и мыслителей.

Относительно политических элит современного общества термин «аристократия» применяется в основном в негативном смысле, за исключением концепций классического консерватизма и неоконсерватизма. Производное понятие от термина «аристократия» — «аристократизм» употребляется для обозначения: 1) совокупности черт, присущих знати в широком смысле, в частности присущих аристократам манер поведения, утончённости, изысканности вкуса, привычек, эстетизма и др.; 2) особого типа духовности и стиля жизни. Понятие «аристократия» в XIX — 1-й трети XX века противопоставлялось понятию «народ» — в трудах историков народнического направления. В частности, Н. И. Костомаров применяет термин «аристократизм» для обозначения отрицательного, разрушительного фактора исторического процесса, который привел к распаду Речи Посполитой. С распространением государственного направления в украинской историографии 1920-30-х гг, в частности в исследованиях В. К. Липинского, термин «аристократия» используется преимущественно в положительном смысле, близком к его первоначальному значению. В советской историографии понятие аристократии применялось в ретроспективном контексте. В современных научно-исторических работах и публицистике термин «аристократия» часто употребляется как синоним термина «элита».

  • Костомаров Н. И., Две русские народности. «Основа», 1861, № 3;
  • Костомаров Н. И., Последние годы Речи Посполитой. «Вестник Европы», 1869, № 2— 12;
  • Аристотель. Политика. М., 1911;
  • Ашин Г. К., Современные теории элиты: Критический очерк. М., 1985;
  • (укр.) Липинський В. К., Твори. Архів. Студії, т. 6, кн. 1. К., 1995;
  • (укр.) Консерватизм: Антологія. К., 1998.

cyclowiki.org

Аристократия — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Аристокра́тия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.

В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.

Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financière, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь своё владычество во всех европейских государствах.

Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям, и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип[1].

Сам термин «аристократия» введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).

См. также

Напишите отзыв о статье "Аристократия"

Литература

  • [ec-dejavu.ru/a/Aristocracy.html Марк Блок. Знать] // Блок М. Феодальное общество. М., 2003, с. 277—329
  • [istmat.info/node/28371 Доменик Ливен. Аристократия в Европе. 1815—1914 гг. / перевод с англ. под ред. М. А. Шерешевской (СПб: Академический проект. 2000)]

Примечания

  1. ↑ Аристократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аристократия

– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку. – Не убит, ранен, – поправил другой офицер. – Да кто? Кутузов? – спросил Ростов. – Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо. Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены? – Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют! – О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе. Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют. «Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных. Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями». В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя. «Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.

wiki-org.ru