Кассовые аппараты — теперь и для безналичных расчетов. Аппарат безналичного расчета


Кассовые аппараты — теперь и для безналичных расчетов — Bankir.Ru

31 декабря прошедшего года правительством РФ был внесен и 9 января уже текущего года поступил в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон 54-ФЗ „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Почти трехлетний процесс по внесению изменений в кассовые технологии, начавшийся с появления в марте 2013 года первой версии законопроекта, переходит на новый этап. С весны 2013 года законопроект претерпел значительные изменения. В апреле 2015 года на сайте правительственной информации появилась вторая, значительно переработанная и расширенная версия законопроекта; а в Госдуму внесена уже третья, несколько отличающаяся от второй, версия. Интересно, что версия от апреля 2015 получила от Минэкономразвития отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, но в поступившей в Госдуму версии большинство отмеченных Минэкономразвития проблем не устранено.

Последнее время активно обсуждается основная, лежащая на поверхности идея законопроекта: переход к новой технологии фискализации — онлайн

Последнее время активно обсуждается основная, лежащая на поверхности идея законопроекта: переход к новой технологии фискализации — онлайн. Кстати, уже не совсем верно говорить о полном переходе от старой технологии к новой. Этому была посвящена первая, 2013 года, версия законопроекта, также в рамках такого подхода проходил эксперимент ФНС, стартовавший в августе 2014-го на сайте правительственной информации. В текущей же версии говорится уже не об отказе от старой системы с фискальной памятью (накопителем) в пользу новой «облачной фискализации», а о внедрении онлайн-системы в дополнение к фискальной памяти (накопителю). Но для участников рынка безналичных расчетов это, как мне кажется, не столь важно. В конце концов, если бы со вступлением в силу данного законопроекта наличный денежный оборот несколько усложнился и подорожал, это могло бы даже положительно сказаться на ускорении миграции с наличных расчетов на безналичные. Но, к сожалению, одновременно планируется и усложнение и (или) удорожание безналичных расчетов — об этом ниже.

Также некоторые эксперты уже отметили планируемое законопроектом расширение применения кассовой техники на предпринимателей, использующих патентную систему. На фоне заявлений о необходимости поддержки малого бизнеса такое действие кажется несколько странным, а цель такого расширения неясна. Кроме того, обращает на себя внимание заложенная в законопроекте фактическая отмена бланков строгой отчетности — хотя такой термин оставлен, законопроектом предписывается использовать для их формирования кассовую технику. Бланки строгой отчетности сейчас применяют представители как малого бизнеса, так и крупного. Например, БСО по форме А-7 используется страховыми компаниями; вероятно, после вступления в силу законопроекта им придется оснастить кассовой техникой каждого страхового агента. Хотя в другом пункте разрешено «не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного вручную на бумажном носителе» — тут законопроект противоречит сам себе.

Еще одно вытекающее из законопроекта странное и проблемное изменение, которое и хотелось бы детально рассмотреть в рамках данной статьи,— планируемое распространение обязанности применять кассовую технику практически на все безналичные расчеты.

В действующей версии 54-ФЗ к наличным денежным расчетам «приравнен» только один из видов безналичных расчетов — расчеты с использованием платежных карт

Напомню, что в действующей версии 54-ФЗ к наличным денежным расчетам «приравнен» только один из видов безналичных расчетов — расчеты с использованием платежных карт. Бессмысленность этой нормы уже неоднократно обсуждалась экспертами. Очевидна необходимость кассовой техники для государства при расчетах наличными денежными средствами — поставить под контроль неконтролируемые наличные расчеты, исключить неучтенную, не подконтрольную для налогообложения «черную» наличность. Кассовый аппарат — единственная точка фиксации расчетов наличными средствами. В пояснительной записке, поступившей в Госдуму вместе с законопроектом, также указано, что он призван еще больше «сократить объем „теневого” оборота наличных денежных средств». С безналичными платежами такой проблемы нет — они, в силу особенностей осуществления, производятся с обязательным участием кредитных организаций, в обязательном порядке отражающих платежные операции, осуществляемые клиентом. Безналичный платеж фиксируется как минимум в двух точках — банке получателя и банке отправителя; при использовании платежной карты появляется еще и третья точка — международные платежные системы и (или) НСПК. Наличие еще и дополнительной точки фиксации платежа излишне с точки зрения администрирования, а для предпринимателей приводит к необоснованным избыточным расходам, тормозит развитие безналичных расчетов.

В прошлом году различные профессиональные объединения и ассоциации предлагали исключить упоминание платежных карт из 54-ФЗ. В феврале на Красноярском экономическом форуме прошла сессия, посвященная повышению доли безналичных платежей, организатором которой выступила ассоциация «Национальный платежный совет». Лидеры платежного рынка обсудили меры, необходимые для качественного изменения ситуации в области безналичных расчетов, подготовили резолюцию, в которую, в частности, вошло предложение по исключению из 54-ФЗ расчетов с использованием платежных карт. В дальнейшем это предложение было включено в дорожную карту «Национальная платежная инициатива», разработанную под руководством ассоциации «Национальный платежный совет». В апреле на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса от «Опоры России» и «Деловой России» поступило предложение внести изменения в 54-ФЗ в части расчетов картами. Это предложение вошло, по итогам Госсовета, в список поручений президента РФ правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Летом АСИ направило в Минфин предложение по исключению платежных карт из 54-ФЗ. В декабре на форуме «Интернет-экономика» участники круглых столов «Интернет + торговля» и «Интернет + финансы» в очередной раз формулировали предложения по исключению платежных карт из 54-ФЗ. 

Теперь для целей применения кассовой техники к наличным планируется приравнять почти все безналичные платежи

Авторы направленного в Госдуму законопроекта ответили на все эти предложения весьма неожиданно. Вместо исключения из 54-ФЗ платежных карт как одного из видов безналичных расчетов теперь для целей применения кассовой техники к наличным планируется приравнять почти все безналичные платежи, кроме перечислений с помощью бумажных платежных поручений. Замечание Минэкономразвития о необоснованности такого расширения, данное еще ко второй версии законопроекта, в версии, направленной в Госдуму, не учтено. Минэкономразвития в своей отрицательной оценке регулирующего воздействия отмечало, что «действующее законодательство Российской Федерации позволяет в полной мере обеспечить учет поступлений денежных средств в форме безналичных расчетов без введения дополнительных требований по использованию контрольно-кассовой техники при осуществлении безналичных расчетов».

В поступившем в Госдуму законопроекте указано, что кассовая техника должна применяться как при расчетах наличными, так и при расчетах электронными средствами платежа. Термин «электронные средства платежа» определен в 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Согласно статье 3 этого закона, «электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств». Приходя в отделение банка с бумажным платежным поручением, клиент банка не использует информационно-коммуникационные технологии и технические устройства для платежа, а во всех остальных случаях — клиент-банк, мобильный банк, платежная карта — используются ЭСП. При этом сама платежная карта не является ЭСП, она, согласно 161-ФЗ, «электронный носитель информации», используемый с электронным средством платежа. Также электронные средства платежа упоминаются в статье 847 Гражданского кодекса как альтернативный приносимому в банк платежному поручению способ распоряжения своими средствами в банке: «1. Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета… 3. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом».

Очевидно, что бороться с «черным» налом, усложняя безналичные платежи, невозможно

Зачем авторы законопроекта расширяют сферу применения кассовой техники на безналичные платежи, в пояснительной записке к поступившему в Госдуму законопроекту не указано. Как я уже отметил, в записке целью законопроекта определена борьба с «теневым» оборотом наличных денежных средств. Очевидно, что бороться с «черным» налом, усложняя безналичные платежи, невозможно; скорее так можно достигнуть противоположной цели.

Также в пояснительной записке говорится о создании условий «для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг» и упрощении возможности «реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей». Непонятно, как с этой целью коррелирует направленный в Госдуму законопроект и, в частности, распространение кассовой техники на безналичные платежи. Дело в том, что согласно закону «О защите прав потребителей»: «Отсутствие у потребителя кассового чека… не является основанием для отказа в удовлетворении его требований». Более того, даже если у потребителя нет никаких подтверждающих оплату документов, закон дает ему возможность «ссылаться на свидетельские показания». Но в случае безналичных платежей в них нет необходимости — документ из банка наилучшим образом подтверждает факт оплаты. Не спорю, что уровень защищенности потребителей в некоторых сегментах экономики у нас находится на низком уровне, но отсутствие (наличие) кассовых чеков к этому не имеет отношения. На круглом столе «Интернет + финансы» недавнего форума «Интернет-экономика» с представителем Роспотребнадзора обсуждались в качестве примера таких секторов два случая серьезного нарушения прав потребителей, которыми Роспотребнадзор пытался заниматься в прошлом году,— ни в одном из них не было проблем с подтверждением осуществленных потребителями платежей, а были проблемы с неспособностью Роспотребнадзора и Федеральной службы судебных приставов помочь пострадавшим потребителям вернуть эти доказанные платежи. Однако причины такой слабости Роспотребнадзора и ФССП — тема для отдельной статьи, абсолютно не связанной с 54-ФЗ.

Есть те, кто ставит знак равенства между «электронными средствами платежа» и «электронными денежными средствами»

Не ясно, почему авторы законопроекта заинтересовались фискализацией безналичных платежей, осуществленных современным способом — с помощью электронных средств платежа, а для архаичных бумажных платежных поручений кассовую технику вводить не предлагают. Возможно, данный казус случился в силу имеющейся до сих пор путаницы с терминами, введенными 161-ФЗ. Пытаясь разобраться, что же именно планируется фискализировать направленным в Госдуму законопроектом и зачем применен термин «электронные средства платежа», я столкнулся с тем, что даже профессиональные участники банковского рынка по-разному понимают значение этого термина. Некоторые считают, что возможна эмиссия «электронных средств платежа». Хотя эмиссия «средств и (или) способов» звучит как-то странно. Есть те, кто ставит знак равенства между «электронными средствами платежа» и «электронными денежными средствами» или предполагает, что электронные средства платежа — это инструмент управления только электронными денежными средствами. Хотя в 161-ФЗ дано отдельное, не похожее на ЭСП, определение для электронных денежных средств: «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа». Как видно из определений, ЭСП — это способ управления любыми безналичными денежными средствами, а ЭДС — это только те безналичные денежные средства, которые учитываются без открытия банковского счета. Таким образом, ЭСП можно использовать как для управления деньгами на банковском счете, так и для управления ЭДС.

Возможно, авторы законопроекта были далеки от сферы безналичных расчетов и терминологии 161-ФЗ и, пытаясь для каких-то целей расширить применение кассовой техники, использовали неудачный термин. А может быть, действительно стремились подвести под кассовую технику только те безналичные платежи, которые осуществляются плательщиками современными, инновационными средствами с использованием информационно-коммуникационных технологий и технических устройств. Отсутствие обоснования в пояснительной записке к законопроекту и (или) каких-либо иных разъяснений от авторов законопроекта не дает возможности точно ответить на этот вопрос.

При определенной трактовке можно было бы считать, что данный пункт полностью аннулирует обязанность фискализировать безналичные платежи

При этом законопроект предлагает интересное исключение из вводимого правила по фискализации безналичных расчетов: «Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов без использования наличных средств платежа между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, при которых покупателем (клиентом) не предъявляется электронное средство платежа, в том числе платежная карта». Разъяснений, кому и как нужно предъявлять или не предъявлять электронное средство платежа, нет. При определенной трактовке можно было бы считать, что данный пункт полностью аннулирует обязанность фискализировать безналичные платежи. Ведь предъявить «средство и (или) способ» не так просто — это же некая совокупность, аппаратно-программный комплекс, а на руках у плательщика может быть (или не быть) лишь часть его в виде электронного носителя информации.

Рассмотрим вариант с оплатой платежной картой в торговой точке. Как мне кажется, средством (способом), позволяющим перевести денежные средства, тут является совокупность из POS-терминала, процессинга банка-эквайера, международной платежной системы и (или) НСПК и банка-эмитента, а также сама платежная карта как электронный носитель информации. Очевидно, что предъявить кому-либо процессинги банков и платежных систем покупатель не сможет. POS-терминал покупатель тоже не «предъявляет», а использует находящийся у продавца. Остается платежная карта. Является ли только ее «предъявление», без других составляющих ЭСП, достаточным условием, обязывающим продавца сформировать кассовый чек? По мнению авторов законопроекта, вероятно да, тем более из данного пункта законопроекта видно, что авторы ставят знак равенства между ЭСП и картой: «электронное средство платежа, в том числе платежная карта» (хотя, согласно 161-ФЗ, корректнее было бы «электронных носителей информации, в том числе платежных карт»). Остается разобраться с «предъявлением». 

Будет ли считаться помахивание кошельком, рукой (с часами или без) или смартфоном «предъявлением ЭСП, в том числе банковской карты»?

В случае расчетов картой по магнитной полосе и подписи действительно карту придется «предъявить», показать — продавец должен сверить поставленную на слипе подпись с подписью на обратной стороне карты. Иная ситуация с расчетами чиповыми картами и подтверждением пин-кодом: в этом случае продавцу ничего на карте смотреть не нужно, а давать ему такую возможность даже вредно с точки зрения безопасности карточных платежей. Более того, все чаще можно встретить в торговых сетях POS-терминалы, исключающие даже возможность передачи чиповой карты кассиру: пин-пад с разъемом для карты повернут к покупателю и отдален от кассира — покупатель сам вставляет карту, вводит пин-код, забирает карту. В данном случае карта кому-то «предъявляется»? Точно не кассиру продавца. Возможно, она «предъявляется» POS-терминалу, который может принадлежать как продавцу, так и обслуживающему его банку-эквайеру, передавшему терминал в пользование продавцу. А еще есть бесконтактные карты, расплачиваясь которыми некоторые покупатели даже не вынимают их из кошелька. Также такие бесконтактные карты могут быть внутри часов, брелоков, а один умелец вживил чип от карты под кожу в руку (правда, это была карта «Тройка», но ведь завтра кто-нибудь и обычную банковскую карту вживит). А еще есть карты, «привязанные» к смартфону, с оплатой через NFC или QR. Будет ли считаться помахивание кошельком, рукой (с часами или без) или смартфоном «предъявлением ЭСП, в том числе банковской карты»? Где в данном примере граница предъявления и непредъявления ЭСП? Опасаюсь, что это будет зависеть от субъективных оценок налоговых инспекторов на местах.

Другой вариант — оплата через клиент-банк или оплата картой на интернет-сайте продавца. С одной стороны, тут вроде все просто: покупатель сидит перед своим компьютером и никому ничего не предъявляет, а только вводит логины, пароли, номера карт, CVV2/CVC2, коды 3DS. С другой стороны, для входа в клиент-банк одного из своих банков я использую генератор паролей — выданное мне банком маленькое устройство, в которое вставляю свою чиповую карту и ввожу пин-код. Вспоминаем приведенный выше пример, где покупатель вставляет свою карту в выданный банком продавцу POS-терминал и вводит пин-код. Есть разница? Или в обоих вариантах нет предъявления ЭСП (платежной карты), или наоборот — оба варианта отягощены предъявлением ЭСП (платежной карты), и продавец обязан сформировать кассовый чек. А еще у одной организации есть идея повысить защищенность оплаты на интернет-сайтах через использование полученного от банка персонального устройства плательщика, в которое будет вставляться карта вместо ввода ее номера на сайте продавца. Если идея будет реализована, появится ли в этом случае «предъявление ЭСП (платежной карты)»?

Любопытно, как продавцы софта в интернете будут исполнять требование печатать кассовые чеки и передавать их покупателю

Может быть, я преувеличиваю масштабы запутанности ситуации в случае вступления в силу данного законопроекта, а термином «предъявление ЭСП (карты)» просто разделены платежи в офлайне и онлайне: платеж в торговой точке требует кассового чека, а платеж в интернете не требует? Но нет, платежам в интернете посвящена отдельная статья законопроекта: «Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет”, за исключением расчетов, осуществляемых с использованием наличных средств платежа, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме… По требованию покупателя (клиента) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет” обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники и передать (направить) кассовый чек (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту)», а для формирования чека (БСО) в электронной форме законопроект предписывает применять кассовую технику. Таким образом, версия, что «непредъявление ЭСП» — это про разрешение не применять кассовую технику и не формировать кассовый чек при расчетах в интернете, не работает. Кстати, интересно увидеть пример «расчетов в сети „Интернет”… осуществляемых с использованием наличных средств платежа». А еще любопытно, как продавцы софта в интернете будут исполнять требование печатать кассовые чеки и передавать их покупателю: наймут курьеров для доставки чеков (софт же доставлять не нужно, он скачивается в момент продажи на сайте) и повысят на эти расходы стоимость софта?

Опасаюсь, что в случае принятия Госдумой, одобрения Советом Федерации и подписания президентом страны законопроекта в текущей редакции предприниматели, использующие безналичные расчеты с покупателями, окажутся в затруднительном положении. Им предстоит проходить квест, в рамках которого необходимо будет определять по каждому поступившему безналичному платежу, использовал ли плательщик какое-либо электронное средство платежа и предъявлял ли он это ЭСП. Награда или потеря в таком квесте будет высока — рассматриваемым законопроектом предлагается также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, повысив штраф за неприменение кассовой техники до 75–100% от суммы поступивших предпринимателю от плательщика средств.

При этом успешного прохождения указанных двух шагов квеста будет недостаточно. Законопроектом установлено, что «предприниматели обязаны сформировать в момент расчета кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме и направить фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в налоговые органы через оператора фискальных данных», а что является «моментом расчета» для безналичных платежей с использованием ЭСП, не указано. На первый взгляд есть четыре временных точки: 

  • момент передачи плательщиком в банк распоряжения на перевод,
  • момент списания денежных средств со счета плательщика,
  • момент перевода денежных средств (до трех дней согласно 161-ФЗ),
  • момент зачисления денежных средств на счет получателя.

Не известно, какой из моментов нужно считать «моментом расчета», но с большой вероятностью предприниматели, получающие безналичные денежные средства, будут пропускать все четыре. Как известно, на практике предприниматели отслеживают поступления на свои счета не в постоянном онлайн-режиме, а раз в сутки, заходя по утрам в клиент-банк и проверяя, какие платежи поступили за прошедший день; соответственно, по всем этим пришедшим вчера платежам нарушение уже свершится.

bankir.ru

Нужен ли кассовый аппарат при безналичных расчетах — Юридическая консультация

Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) в регистрирующий орган представляется заявление по форме № Р21001, в листе А которого указываются коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее – ОКВЭД) согласно тем видам деятельности, которые планирует осуществлять ИП.

Мелкооптовая и оптовая продажа смазочных материалов включается в группировку кодов ОКВЭД 46.71 – торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

В связи с этим, если ИП планирует осуществлять указанную деятельность, то я бы порекомендовала включить в качестве основного вида деятельности указанный код ОКВЭД. После подачи документов на регистрацию изменить поданное заявление уже нельзя, однако после регистрации в качестве ИП можно изменить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), включая сведения об основном виде деятельности, для чего в регистрирующий орган предоставляется соответствующее заявление по форме № Р24001 (п. 1 ст. 22.2 Закона о регистрации), в котором указывается в качестве основного вида деятельности указанный выше код ОКВЭД. Срок государственной регистрации изменений составляет пять рабочих дней (п. 3 ст. 22.2 Закона о регистрации).

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.

Выбранная система налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения на установленную обязанность никак не влияет. При этом согласно ст. 1.1 Закона о ККТ под расчетами понимается осуществление приема или выплаты денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Также в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и ИП.

Положение о возможности использования бланков строгой отчетности без использования контрольно-кассовой техники распространяется только на оказание услуг населению. Кроме этого, указанная норма действует до 1 июля 2018 г. (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

После 1 июля 2018 г. будут применяться только бланки строгой отчетности, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для бланков строгой отчетности (ст. 1.1, п. 2 ст. 1.2, п. 2 ст. 5 Закона о ККТ).

Из изложенного следует, что если все расчеты с контрагентами будут проводится ИП только в порядке безналичного расчета, то кассовый аппарат можно не использовать. При этом, если расчеты будут производиться с физическими лицами, то обязательно применение контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

pravo.rg.ru

Система безналичных расчетов: характеристики, формы, принципы

sistema-beznalichnyh-raschetov

Система безналичных расчетов в последние годы существенно опередила классические (наличные) способы расчета. В роли участников таких транзакций могут выступать все категории лиц — ИП, физлица или компании. В чем же плюсы платежей по безналу? Какие формы безналичных расчетов пользуются спросом? Что учесть в процессе проведения транзакций?

Характеристики

Платежи по безналу имеют ряд особенностей:

  • Сфера применение — реализация различных типов товаров (услуг).
  • Возможность применения всеми категориями лиц.
  • Удобство, благодаря использованию банковских карт.

Оплата по безналичному расчету вообще не подразумевает применение наличных средств. Все платежи проходят через специальный кассовый аппарат и банковскую систему.Признаки:

  • Проведение транзакций в безналичной форме.
  • Зачисление денег на счета банков.
  • Осуществление сделки посредством системы взаимозачета.

Введение системы безналичных расчетов обусловлено стремлением снизить риски мошеннических операций, ускорить процесс проведения платежей и свести к минимуму число обманутых клиентов. Несмотря на рост популярности таких типов транзакций, выбор инструментов для пользователей не так и широк.

Система безналичных расчетов и популярные формы

oplata-po-beznalichnomu-raschetuВ банковском секторе РФ активны такие формы безналичных расчетов:

  • С применением аккредитивов.
  • Инкассовые операции.
  • Платежи по чековым книжкам.
  • Поручения, выданные владельцами счетов.

Все типы безналичных транзакций применяются различными банками и кредитными организациями.

Плюсы и минусы

Оплата по безналичному расчету отличается рядом плюсов (в сравнении с операциями, в которых применяются наличные):

  • Гибкость расчетов — проведение платежей возможно с учетом доплаты, а также ряда дополнительных действий.
  • Надежность. Благодаря контролю каждого этапа транзакции и ее фиксации в документах, доказать факт существования операции не составляет труда.
  • Низкий риск мошенничества. В случае с наличностью всегда остается опасность попасть на поддельную валюту.
  • Применение кассы в процессе ведения бизнеса требует инкассации средств. В случае использования системы безналичных расчетов такие неудобства исключены.
  • Минимальный уровень дополнительных затрат. Благодаря налаженной банковской системе, все операции по безналу проходят быстро и без дополнительных расходов.
  • Возможность хранения денег без ограничений по времени. Бумага имеет свой ресурс. У безналичной формы наличности нет временных ограничений.

Оплата по безналичному расчету имеет и ряд недостатков. Среди них:

  • Человек, который проводит транзакцию, зависит от банковской системы. В случае появления сбоев процесс проведения операции может быть приостановлен.
  • Необходимость оплаты комиссии, что приводит к дополнительным тратам.
  • «Привязка» к банковскому учреждению и необходимость постоянного взаимодействия с ним.

Но многих недостатков легко избежать, если правильно подойти к выбору банковской организации. Практика показывает, что большая часть проблем имеет технический характер.

Читайте также — Операции по расчетному счету в банке

Главные принципы

Все формы безналичных расчетов должны осуществляться с учетом принципов, которые нашли отображение в законах. Среди них:

  • Транзакции проводятся с учетом действующего законодательства (норм и правил).
  • Согласие на проведение операции является обязательным, если иное не прописано в соглашении и допускается по закону.
  • Расчеты осуществляются с применением банковских счетов и системы безналичных платежей.
  • Уровень ликвидности должен быть максимальным. Это важно для обеспечения непрерывного протекания процесса проведения транзакций.
  • Участники операций подлежат контролю системы с целью исключения мошеннических действий и соблюдения норм существующего законодательства.
  • Имеет место наличие ответственности за несоблюдение существующих норм законодательства.

Система безналичных расчетов работает с учетом ряда принципов. которые должны соблюдаться всеми участниками, в том числе и банковскими учреждениями. При этом кредитные организации отвечают перед держателями расчетных счетов. В случае отсутствия проводки по платежу банк обязуется возместить потери.

raschetniy-schet.ru

POS терминал и безналичный расчёт — это просто! Как эквайринг приходит в нашу жизнь?

 

На сегодня объём выпуска дебетовых и кредитных карт, а также число покупок с помощью платежных карт по данным  ЦБР (Центрального Банка России) растет бурными темпами. Многие компании для удобства расчетов с персоналом также перечисляют денежные средства на карты сотрудников.

Редкая компания не имеет выгодного зарплатного проекта; все это только увеличивает долю платежей с использованием  терминалов  эквайринга.  Ну и конечно, помимо всех этих  плюсов,  безналичный расчёт более  удобен для клиента магазина или  гостя ресторана. Картой платить легко, быстро, она является более защищенным платежным средством в отличие от бумажных денег. Все эти факторы стимулируют рост платежей, поэтому, если предприятие еще не имеет терминал  эквайринга, то, как минимум, оно теряет 20-25% выручки.

8520

Давайте рассмотрим,  какие бывают терминалы и какова процедура получения данной услуги от банка. Мучить подробностями не буду — сначала поговорим о ставках, потом посмотрим какие устройства на данный момент есть для работы с эквайрингом.

На данный момент ставка может колебаться  в зависимости от банка,  вашей сферы деятельности, и предполагаемого объема выручки по картам. На данный момент  коридор  от 1.4%-2.7%. На льготы могут рассчитывать точки фаст-фуда, кафе быстрого питания, продуктовые магазины,  заправки и те, кто продает авиа и ж/д. билеты. Безусловно,  если у вас сеть объектов и ваши обороты внушительны, то это может быть предметов переговоров  с банком. На данный момент банки понимают, что держать парк оборудования для эквайринга -дело затратное, и сейчас объектам со скромными оборотами предлагают приобрести оборудование самостоятельно. Это снижает издержки банка и позволяет предоставить торговой точке хороший процент по данной услуге. Также стоит обратить внимание,  какие требования  банк предъявляет к обороту (если вы все-таки решили взять оборудование в аренду), какие оговариваются штрафные санкции за недобор.

Итак, какие есть аппараты эквайринга и как мы рекомендуем их использовать.

  1. Пос Терминалы — кассовые решения, которые могут быть использованы автономно т.е. устройство имеет возможность связи с банком по средствам GPRS (через сим карту любого оператора), через Ethernet (т.е. необходимо будет подвести кабель связи от роутера к аппарату приема платежных карт) или WI-FI. Устройство может быть и мобильным — это полезно, если вы автоматизируете ресторан с обслуживанием  столиков, либо салон красоты или вам  хочется предоставить своим гостям и клиентам  максимальную степень комфорта.  В наличии мобильного устройства есть аккумулятор, а соответственно нет необходимости  быть привязанным к месту. Данные терминалы вы можете использовать без привязки к кассовой программе магазина или программе для ресторана.

852card_reader_y

  1. Пинпады (pinpad) — эти терминалы не имеют в базе устройства печати слипов и могут работать только в составе кассового решения.  Если говорить о терминалах эквайринга, то их можно сравнить с автономной кассой и фискальным регистратором, т.е. в случае с пинпадами, слипы о факте оплаты картой, будут напечатаны на фискальном регистраторе расчетно-кассового узла. При работе с пинпадами, перед покупкой оборудования, нужно проконсультироваться с сотрудником банка и уточнить, с каким оборудованием работает банк-эквайер.

На территории РФ одним из наиболее надежных и распространенных решений является линейка терминалов Verifone VX, редкий банк не работает с данным решением.  Как следствие,  вы в будущем сможете быть менее зависимы от условий банка,если по тем или иным причинам банк поменяет условия предоставления данной услуги вашему предприятию. Кассовых систем достаточно много и вам нужно связаться с представителем интегратора, либо c представителем компании,  которая  поддерживает ваши информационные системы и уточнить, смогут ли они подключить терминалы эквайринга к кассовому софту (iiko , 1С Розница , FRONTOL и т.д.). Если ответ положительный, то смело закупайте оборудование и приступайте к оформлению бумаг с банком.

з

  1. Также хочется упомянуть о тех девайсах, которые, на мой взгляд, очень полезны в использовании, и дают возможность оборудованию работать долго и не обращаться в сервисный центр, а также страхуют вас от случайных падений, механических повреждений. Это кронштейны -поворотные крепления и выносные клавиатуры. Выносная клавиатура дает возможность клиенту самостоятельно вводить пинкод,  либо проводить процедуру бесконтактной идентификации, если терминал оснащен технологией NFC.

85       unnamed (2)

 

  1. Платежные система VISA и MasterCard имеют свои бренды для популяризации данной технологии PAYPASSи PAYWAWE соответственно. Это удобно, это увеличивает срок службы терминала эквайринга и страхует от поломки аппарата из-за падения или повреждения кабеля связи, если он подключен через Ethernet.  Также клавиатура очень удобна, если речь идет о приеме платежей на АЗС. Кронштейны есть как пластиковые, так и более прочные металлические.

unnamed (2)

Следующий шаг после того, как вы выбрали терминал – оформление  документов с банком. Необходимо предоставить банку серийный номер устройства,  под которое будут сгенерированы прошивка банка. Как только все будет готово, с вами свяжется представитель банка,  либо представитель интегратора, и вы сможет приступить к работам на объекте,  либо уже будете готовы принимать оплаты от ваших гостей и клиентов в случае, если вы используете терминал,  а не пинпад.

Надеюсь, статья была для вас полезной. Работа с терминалом даст вам возможность увеличить скорость расчета с покупателями, снизит количество ошибок персонала (нет необходимости ждать сдачу), снизит нагрузку на сотрудников магазина, и даст им возможность обслужить большее количество клиентов.

Давайте делать жизнь наших  покупателей комфортной, а работу — более гибкой и эффективной!

Александр Баслаковский, руководитель  «Хэдлайн-Москва».

blog.hlcompany.ru

Кассовый Аппарат Для Безналичного Расчета Цена

Купить кассовые аппараты (ККМ) по оптовым ценам! Продажа кассовых аппаратов.

Однако большие устройства подходят расчета для всех видов торговли. Прием банковских карт, учет наличных, фискализация, онлайн-касса на Android, складской и финансовый учет в облаке. Этот вид оборудования работает от сети. В этом случае стоит касмовый крупногабаритные кассовые машины с большими кнопками и вместительным денежным ящиком. Здесь же предусмотрено применение ККМ для некоторых представителей бизнеса. Почему именно наша компания? Для небольших расчета со кассовой проходимостью и кассовой зоной кассира киоски, торговые лавки лучше покупать средние по размеру мобильные онлайн кассы для для, уена могут работать как от сети, так и от аккумулятора. Чаще всего большие аппараты работают от сети, но у безналичных моделей среднего сегмента дополнительно может быть встроен аккумулятор. В частности, стоит своевременно купить переносной безналичного аппарат для ИП со встроенным терминалом. Автономные переносные кассовые аппараты для аппаратов работают без подключения к электросети. При снятии суточного отчета получается расхождение между показанием в отчете и ценами деньгами. Кассир активирует карту аппарата, вводит информацию для покупке и отправляет ее в процессинговый центр. Схема работы такого аппарао кассовей чем отличается от привычного кассового аппарата. После подписания договора специалисты кредитной организации расчета на место установки ККМ для эквайрингом, проводят подключение оборудования и обучение кассиров цене с системой. Договор эквайринга Для осуществления расчетов по пластиковым ценам клиенту необходимо обратиться в банк, заполнить кпссовый форму и заключить договор эквайринга. Практически везде покупку можно оплатить банковской картой. Например, POS-терминал дает возможность получить более подробную информацию о товаре и сроке годности, а также может подготовить требуемые отчеты и произвести расчет сдачи, ценм при этом всю информацию на чек. Длительность безналичной работы оборудования зависит от качества и емкости аппарата.

Кассовый аппарат с терминалом для банковских карт

В первую очередь это обусловлено удобством и выгодой: Практически везде покупку можно оплатить банковской картой. Привыкая к такому сервису, многие люди перестают брать с собой в магазины большие суммы наличных средств. Банки стимулирую популярность безналичного расчета, и предлагают своим клиентам дополнительные выгоды от использования дебетовых или кредитных карт. При безналичном расчете в определенных торговых точках банки возвращают на карту часть потраченных средств или начисляют бонусы, которые также можно будет впоследствии потратить.

Даже если на дебетовой карте нет достаточной суммы для оплаты товара или услуг, покупатель всегда может воспользоваться средствами с кредитной карты. Большинство банков предлагают очень выгодные условия пользования кредитными картами. В условиях жесткой конкуренции целесообразно создать покупателям максимально комфортные условия для покупки именно в вашей фирме.

В частности, стоит своевременно купить переносной кассовый аппарат для ИП со встроенным терминалом. С его помощью вы привлечете новых клиентов и как следствие, увеличите товарооборот. Покупайте мобильный кассовый аппарат по выгодной цене Переносные онлайн кассы не продаются в обычных магазинах. Реализовать эту специализированную технику имеют право только фирмы, получившие аккредитацию у производителей и являющиеся официальными дилерами. Эти фирмы не только реализуют кассовые аппараты, но и проводят анализ их качества.

Небольшие отличия заключаются лишь в предоставлении дополнительных функций. Например, POS-терминал дает возможность получить более подробную информацию о товаре и сроке годности, а также может подготовить требуемые отчеты и произвести расчет сдачи, выводя при этом всю информацию на чек. POS-терминал предоставляет возможность получить более подробную информацию о товаре и сроке годности, а также может подготовить требуемые отчеты и произвести расчет сдачи, выводя при этом всю информацию на чек.

Обычно POS-терминалы являются лишь частью кассовой зоны и включают в себя следующие элементы: На вопрос, нужен ли такой аппарат для бизнеса, ответ однозначно положительный, так как в последнее время популярность банковских карт значительно выросла и многие предпочитают производить расчет именно по безналу. Если на предприятии уже имеется кассовый аппарат, то для проведения безналичных расчетов не обязательно покупать дорогостоящее оборудование. Можно подключить мобильную версию POS-терминала.

Многие банки, заключая договоры эквайринга, предоставляют оборудование в пользование бесплатно. Обратите внимание, что не все кассовые аппараты позволяют осуществлять безналичные расчеты. Поэтому во избежание неприятностей уточните, насколько ваш аппарат подходит для данных манипуляций. В классической комплектации пос-терминалы являются частью кассового решения, который в свою очередь, состоит из монитора, клавиатуры, ящика для денег, фискального регистратора.

Необходимость такого устройства в сферах услуг и торговли очевидна. Исходя из информации о данных банковского рынка, нам известно о большом количестве карт в обороте у населения. В связи с этим необходимы и аппараты, которые обеспечат использование банковских карт по назначению — оплаты безналичным расчетом. Чем больше будет pos-терминалов, тем комфортнее будет финансовая сторона повседневной жизни. Множество магазинов, больниц, парикмахерских, ресторанов внедряют оплату банковскими картами.

Сегодня ситуация на банковском рынке в секторе пластиковых карт, складывается следующим образом. За прошедший год банки страны ввели в оборот более миллионов пластиковых карт. В тоже время, население страны составляет всего миллионов человек. Таким образом, на каждого жителя России приходится около 1,5 карты.

Договор эквайринга

Целые полгода гоняли новое оборудование в условиях огромной. Стандартными составными частями стационарной кассы являются: компьютерный блок с установленной. Одобренной техники. Рейтинге ФИФА, обратите внимание на срок его расвета эксплуатации. Например, дополните комплект фискальным накопителем Не требует много места, старые ККТ. Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. ), подключение осуществляется через интерфейс USB или COM порт. Оборудованных пунктах.

БЕЗНАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ

Кроме онлайн-кассы вы можете купить все необходимое дополнительное оборудование: денежный ящик.

Похожие темы :

Случайные запросы

furgoninfo.ru

Безналичный расчет - это что такое? Система безналичных расчетов :: BusinessMan.ru

Развитие технологий оказывает влияние на все сферы человеческой жизни. В большей степени эти изменения положительные, как, например, безналичный расчёт - это удобно, быстро и безопасно. Как устроена эта система? В чем её плюсы и минусы? Об этом и о многом другом - в статье.

Право

В Российской Федерации система безналичных расчётов - это сфера компетенции финансового и гражданского права. Безналичный расчет регулируется 3 нормативными актами:

  • Гражданский кодекс РФ, где в главе 46 "Расчеты" содержится необходимая информация о данном виде платежей.
  • Положение о правилах осуществления перевода денежных средств и Положение об эмиссии платежных карт, утвержденных Банком России. В них рассматриваются формы, порядок проведения безналичных расчетов в РФ и требования к платежным документам.

Участники

Организация безналичных расчетов устроена таким образом, чтобы ее участники могли совершать платежи без больших временных трат.

Согласно вышеуказанным документам, участниками безналичных расчетов могут быть:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • предприниматели;
  • магазины;
  • другие учреждения.

Участники безналичного расчёта после проведения денежных операций получают расчетные документы, подтверждающие факт совершения транзакции. В них содержится следующая обязательная информация:

  • реквизиты счёта и БИК получателя перевода;
  • наименование банка плательщика;
  • ИНН владельца счёта, с которого будут списаны средства;
  • название и номер счёта кредитной организации.

Понятие

Исходя из содержания вышеуказанных документов, можно отметить, что безналичный расчёт - это расчёт, который производится без использования наличных денег через перевод денег с банковского счета плательщика на банковский счет получателя. Данный вид платежей доступен всем - физическим и юридическим лицам, предпринимателям. Но процесс оплаты возможен только в банках и кредитных организациях, имеющих лицензию для реализации подобных операций.

Принципы

Безналичный расчёт - это система, которая базируется на некоторых принципах. Их соблюдение обеспечивает порядок и безопасность платежей по безналу. Итак, организация безналичных расчетов базируется на принципе:

  • Акцепта, который предполагает обязательное согласие или уведомление держателя счёта для списания денег со счёта. Этому правилу подчиняются даже запросы из государственных органов.
  • Срочности, который предполагает наличие установленных плательщиком временных рамок, в течение которых должно произойти списание средств. Если они нарушены, то ответственность несёт банк.
  • Свободы выбора, который предполагает возможность выбора участниками формы расчёта.
  • Законности, который подразумевает обязательность соответствия всех проводимых операций действующему законодательству.
  • Принципе ликвидности, который подразумевает поддержание необходимой суммы на счёту для бесперебойного осуществления платежей.
  • Контроля, который подразумевает необходимость контроля за правильностью проводимых транзакций и соблюдения установленных положений о порядке проведения безналичного расчёта.
  • Ответственности, который подразумевает наличие материальной или нематериальной ответственности за несоблюдение условий договора между участниками транзакции.

Формы

Формы безналичных расчётов - это переводы или платеж через:

  • платежное требование и поручение;
  • прямое дебетование;
  • электронные деньги;
  • аккредитивный расчёт;
  • чековые книжки;
  • инкассо.

Платежное требование - это требование получателя средств (кредитора) заплатить определенную сумму через банк за поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу.

Прямое дебетование - это списание средств со счета плательщика в пользу получателя средств (кредитора) при условии, что плательщик предоставил банку платежное поручение, в котором содержится информация, кому, когда и в каком размере требуется выплатить денежные средства.

Электронные деньги - это виртуальная замена наличных денег, которыми можно расплачиваться через электронный кошелек при наличии доступа в Интернет.

Аккредитивный расчет - это расчет по аккредитиву (поручению) плательщика, в котором указывается сумма и условия выплаты для получателя средств.

Чековая книжка - это брошюра, состоящая из 25 или 50 листов - чеков, на каждом из которых содержится информация о плательщике - держателе книжки. Один лист, подписанный плательщиком, позволяет получить сумму, указанную в ней, на счет получателя денежных средств.

Инкассо - услуга банка, по которой он обязуется осуществить перевод платежа со счета плательщика на счет получателя без участия последнего, но при наличии поручения и других необходимых документов.

Виды

Безналичный расчет - это вид платежа, который практически не имеет границ и времени, так как таким способом можно оплачивать товары и услуги в одной стране, а находиться в другой, не говоря уже о городе. Исходя из этого факта, все виды безналичного расчёта могут быть:

  • Нетоварными, к которым относятся оплата коммунальных услуг, обучения в учебном заведении, консультаций и лечения в медицинском учреждении и других подобных услуг.
  • Товарными, к которым относится оплата вещей, предназначенных для обмена на деньги или другие продукты и услуги: сырье, материалы, готовая продукция.
  • Межгосударственными, к которым относятся расчеты между плательщиком и получателем средств, корреспондентские счета которых находятся в разных странах.
  • Внутриреспубликанскими, к которым относятся расчеты между плательщиком и получателем средств, счета которых находятся в одном федеральном округе.
  • Гарантированными, при которых сумма платежа резервируется на счету плательщика и переходит к получателю средств после выполнения им обязанностей перед плательщиком.
  • Негарантированными, к которым относятся выплаты, не подтвержденные документально.
  • Мгновенными, к которым относится платеж, совершаемый в момент покупки товара или получения услуги.
  • Отложенными, при котором оплата товара или услуги производится через указанное в договоре время, а не сразу. К такой форме оплаты относится кредит, рассрочка, ипотека.

Способы

Способы оплаты безналичных расчётов могут быть контактными и бесконтактными:

  • расчёты банковскими картами через POS терминал;
  • платежи по NFS технологиям при помощи смартфона;
  • перевод денежных средств с карты по PayPass и Pay Wave технологиям;
  • услуги, предоставляемые интернет-банкингом;
  • расчёт через реквизиты карты при помощи интернет-доступа;
  • перевод денег через интернет-кошельки с использованием терминалов.

Оплата

Безналичный расчёт - это перевод денежных средств с одного корреспондентского счёта на другой, где отражается информация об отправителе, получателе, сумме перевода и наименование товара или услуги. В случае если продавец не выполнит свои обязательства перед покупателем, то сумма будет возвращена клиенту за вычетом комиссии банковской системы.

Согласно правовым документам, оплата по безналичному расчету базируется на таких принципах:

  • все транзакции должны осуществляться на основе договора между банком и владельцем корреспондентского счета;
  • платеж переводится с одного корреспондентского счета на другой только при наличии достаточной для оплаты суммы;
  • транзакции проводятся в порядке очереди;
  • участники безналичного расчета имеют право выбирать любую из доступных форм безналичных расчетов вне зависимости от сферы своей деятельности;
  • участники безналичного расчета имеют право распоряжаться доступными денежными средствами по своему усмотрению.

Возврат средств

Товар или услуга, приобретенные по безналичному расчёту банка, могут оказаться ненадлежащего качества. В таком случае клиент имеет право вернуть потраченные денежные средства. Для подтверждения покупки или приобретения услуги клиент должен предоставить чек, паспорт (или другой подтверждающий личность документ) и гарантийный талон в магазин или организацию. В случае если обслуживание или покупка производились онлайн, то клиент отправляет отсканированные документы через почту на адрес склада компании. Продавец либо меняет товар на тот, который нужен покупателю, либо возвращает денежные средства на его счёт в банке.

Но не всегда клиент прав, так как продавец товара или услуги имеет право отказать в возврате потраченных средств. К таким случаям относится:

  • товар продовольственный и имеет хорошее качество;
  • товар относится к незаменяемой продукции и не может быть возвращён;
  • документы о переводе денег на счёт продавца утеряны;
  • товар эксплуатировался и потерял товарный вид.

Преимущества

Безналичные расчёты - это уже проверенный способ оплаты, который заслужил доверие пользователей благодаря неоспоримым преимуществам. К ним относятся:

  • гибкая система позволяет совершать как одну, так и несколько сделок в форме “цепочки” с возможностью доплаты;
  • нет необходимости в кассе и, следовательно, можно сэкономить на её обслуживании;
  • доказуемость проведённых безналичных расчётов, так как можно получить нужные банковские документы при необходимости;
  • денежные средства могут храниться на счетах банка неограниченное время;
  • безопасность, так как отсутствует возможность мошеннических действий с использованием фальшивых денег;
  • сниженные издержки обращения;
  • необходимость передачи наличных денег в банк в течение трёх дней после их поступления в кассу экономит время, так как отсутствует необходимость в дополнительных операциях с банком.

Недостатки

Несмотря на большое количество плюсов безналичного расчёта, этот способ оплаты услуг имеет и ряд недостатков:

  • банковская система, как и любая другая, не застрахована от перебоев в работе, что может привести к проблемам при переводе денег или их снятии со счёта;
  • постоянное взаимодействие с банком приводит к дополнительным и, возможно, обязательным выплатам.

Подобный способ оплаты может быть невыгодным для начинающих предпринимателей, так как предполагает наличие регулярного денежного потока для выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты услуг банка.

businessman.ru

Кассовые аппараты — теперь и для безналичных расчетов — Финансовая жизнь

Кассовые аппараты — теперь и для безналичных расчетов

В государственную думу поступил закон об трансформациях в закон №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» Всем известно и обширно обсуждается главное новшество, вводимое законом,— онлайн-передача кассовых чеков в ФНС. А другие серьёзные трансформации, вводимые этим же законом, пока незаметны.

К примеру, планируемое важное расширение применения контрольно-кассовой техники в безналичных расчетах.

31 декабря прошедшего года правительством РФ был внесен и 9 января уже этого года поступил в государственную думу проект закона «О внесении трансформаций в закон 54-ФЗ „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных финансовых расчетов и (либо) расчетов с применением платежных карт”, Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законы РФ». Практически трехлетний процесс по внесению трансформаций в кассовые разработки, начавшийся с появления в марте 2013 года первой версии законопроекта, переходит на новый этап.

С весны 2013 года закон был изменен. В апреле 2015 года на сайте правительственной информации показалась вторая, существенно переработанная и расширенная версия законопроекта; а в государственную думу внесена уже третья, пара отличающаяся от второй, версия. Примечательно, что версия от апреля 2015 получила от Министерства экономики отрицательное заключение об оценке регулирующего действия, но в поступившей в государственную думу версии большая часть отмеченных Министерства экономики неприятностей не устранено.

Последнее время деятельно обсуждается главная, лежащая на поверхности мысль законопроекта: переход к новой разработке фискализации — онлайн

Последнее время деятельно обсуждается главная, лежащая на поверхности мысль законопроекта: переход к новой разработке фискализации — онлайн. Кстати, уже не совсем правильно сказать о полном переходе от ветхой разработки к новой. Этому была посвящена первая, 2013 года, версия законопроекта, кроме этого в рамках для того чтобы подхода проходил опыт ФНС, стартовавший в августе 2014-го на сайте правительственной информации.

В текущей же версии говорится уже не об отказе от ветхой совокупности с фискальной памятью (накопителем) в пользу новой «облачной фискализации», а о внедрении онлайн-совокупности в дополнение к фискальной памяти (накопителю). Но для участников рынка безналичных расчетов это, как мне думается, не столь принципиально важно.

В итоге, если бы со вступлением в силу данного законопроекта наличный финансовый оборот пара усложнился и подорожал, это имело возможность бы кроме того положительно сказаться на ускорении миграции с наличных расчетов на безналичные. Но в один момент планируется и усложнение и (либо) удорожание безналичных расчетов — об этом ниже.

Кроме этого кое-какие специалисты уже отметили планируемое законом расширение применения кассовой техники на предпринимателей, применяющих патентную совокупность. На фоне заявлений о необходимости помощи малого бизнеса такое воздействие думается пара необычным, а цель для того чтобы расширения неясна.

Помимо этого, привлекает внимание заложенная в законе фактическая отмена бланков строгой отчетности — не смотря на то, что таковой термин покинут, законом предписывается применять для их формирования кассовую технику. Бланки строгой отчетности на данный момент используют представители как малого бизнеса, так и большого.

К примеру, БСО по форме А-7 употребляется страховыми компаниями; возможно, по окончании вступления в силу законопроекта им нужно будет оснастить кассовой техникой каждого страхового агента. Не смотря на то, что в другом пункте дано «не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного вручную на бумажном носителе» — тут закон противоречит сам себе.

Еще одно вытекающее из законопроекта необычное и проблемное изменение, которое и хотелось бы подробно разглядеть в рамках данной статьи,— планируемое распространение обязанности использовать кассовую технику фактически на все безналичные расчеты.

В действующей версии 54-ФЗ к наличным финансовым расчетам «приравнен» лишь один из видов безналичных расчетов — расчеты с применением платежных карт

Напомню, что в действующей версии 54-ФЗ к наличным финансовым расчетам «приравнен» лишь один из видов безналичных расчетов — расчеты с применением платежных карт. Бессмысленность данной нормы уже много раз обсуждалась специалистами. Очевидна необходимость кассовой техники для страны при расчетах наличными финансовыми средствами — поставить под контроль неконтролируемые наличные расчеты, исключить неучтенную, не подконтрольную для налогообложения «тёмную» наличность.

Кассовый аппарат — единственная точка фиксации расчетов наличными средствами. В пояснительной записке, поступившей в государственную думу вместе с законом, кроме этого указано, что он призван еще больше «снизить количество „теневого” оборота наличных денежных средств». С безналичными платежами таковой неприятности нет — они, в силу изюминок осуществления, производятся с необходимым участием кредитных организаций, обязательно отражающих платежные операции, осуществляемые клиентом.

Безналичный платеж фиксируется как минимум в двух точках — банке отправителя и банке получателя; при применении платежной карты появляется еще и третья точка — интернациональные платежные совокупности и (либо) НСПК. Наличие еще и дополнительной точки фиксации платежа излишне с позиций администрирования, а для предпринимателей ведет к необоснованным избыточным расходам, замедляет развитие безналичных расчетов.

В прошедшем сезоне разные ассоциации и профессиональные объединения предлагали исключить упоминание платежных карт из 54-ФЗ. В феврале на Красноярском экономическом форуме прошла сессия, посвященная увеличению доли безналичных платежей, организатором которой выступила ассоциация «Национальный платежный совет».

Фавориты платежного рынка обсудили меры, нужные для качественного трансформации обстановки в области безналичных расчетов, подготовили резолюцию, в которую, например, вошло предложение по исключению из 54-ФЗ расчетов с применением платежных карт. В будущем это предложение было включено в дорожную карту «Национальная платежная инициатива», созданную под управлением ассоциации «Национальный платежный совет».

В апреле на совещании Государственного совета по вопросам среднего бизнеса и развития малого от «Деловой России» и «Опоры России» поступило предложение внести трансформации в 54-ФЗ в части расчетов картами. Это предложение вошло, по результатам Государственного совета, в перечень поручений главы Российской Федерации Агентству и правительству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Летом АСИ направило в Министерство финансов предложение по исключению платежных карт из 54-ФЗ.

В декабре на форуме «Интернет-экономика» участники круглых столов «Интернет + Интернет» и «торговля + финансы» в очередной раз формулировали предложения по исключению платежных карт из 54-ФЗ. 

Сейчас для целей применения кассовой техники к наличным планируется приравнять практически все безналичные платежи

Авторы направленного в государственную думу законопроекта ответили на все эти предложения очень нежданно. Вместо исключения из 54-ФЗ платежных карт как одного из видов безналичных расчетов сейчас для целей применения кассовой техники к наличным планируется приравнять практически все безналичные платежи, не считая перечислений посредством бумажных платежных поручений.

Замечание Министерства экономики о необоснованности для того чтобы расширения, данное еще ко второй версии законопроекта, в версии, направленной в государственную думу, не учтено. Министерства экономики в собственной отрицательной оценке регулирующего действия отмечало, что «действующее законодательство РФ разрешает полностью обеспечить учет поступлений денежных средств в форме безналичных расчетов без введения дополнительных требований по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении безналичных расчетов».

В поступившем в государственную думу законе указано, что кассовая техника обязана использоваться как при расчетах наличными, так и при расчетах электронными средствами платежа. Термин «электронные средства платежа» выяснен в 161-ФЗ «О национальной платежной совокупности».

В соответствии с статье 3 этого закона, «электронное средство платежа — средство и (либо) метод, разрешающие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках используемых форм безналичных расчетов с применением информационно-коммуникационных разработок, электронных носителей информации, а также платежных карт, и иных технических устройств». Приходя в отделение банка с бумажным платежным поручением, клиент банка не применяет информационно-технические устройства и коммуникационные технологии для платежа, а в любой другой ситуации — клиент-банк, мобильный банк, платежная карта — употребляются ЭСП.

Наряду с этим сама платежная карта не есть ЭСП, она, в соответствии с 161-ФЗ, «электронный носитель информации», применяемый с электронным средством платежа. Кроме этого электронные средства платежа упоминаются в статье 847 Гражданского кодекса как другой приносимому в банк платежному поручению метод распоряжения собственными средствами в банке: «1. Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о выдаче и перечислении средств со счета, удостоверяются клиентом методом представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним договором и банковскими правилами банковского счета… 3. Контрактом возможно предусмотрено удостоверение прав распоряжения финансовыми суммами, находящимися на счете, электронными другими документами и средствами платежа с применением в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, иных средств и паролей, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом».

Разумеется, что бороться с «тёмным» налом, усложняя безналичные платежи, нереально

Для чего авторы законопроекта расширяют сферу применения кассовой техники на безналичные платежи, в пояснительной записке к поступившему в государственную думу закону не указано. Как я уже отметил, в записке целью законопроекта выяснена борьба с «теневым» оборотом наличных денежных средств. Разумеется, что бороться с «тёмным» налом, усложняя безналичные платежи, нереально; скорее так возможно достигнуть противоположной цели.

Кроме этого в пояснительной записке говорится о создании условий «для увеличения уровня защищенности прав услуг и потребителей товаров» и упрощении возможности «реализации права на удовлетворение собственных требований в правовом поле о защите прав потребителей». Неясно, как с целью этого коррелирует направленный в государственную думу закон и, например, распространение кассовой техники на безналичные платежи.

Дело в том, что в соответствии с закону «О защите прав потребителей»: «Отсутствие у потребителя кассового чека… не есть основанием для отказа в удовлетворении его требований». Более того, даже в том случае, если у потребителя нет никаких подтверждающих оплату документов, закон дает ему возможность «ссылаться на свидетельские показания». Но при безналичных платежей в них нет необходимости — документ из банка наилучшим образом подтверждает факт оплаты.

Не спорю, что уровень защищенности потребителей в некоторых сегментах экономики у нас находится на низком уровне, но отсутствие (наличие) кассовых чеков к этому не имеет отношения. На открытом заседании «Интернет + финансы» недавнего форума «Интернет-экономика» с представителем Роспотребнадзора обсуждались как пример таких секторов два случая важного нарушения прав потребителей, которыми Федеральная служба защиты прав потребителей пробовал заниматься в прошедшем сезоне,— ни в одном из них не было неприятностей с подтверждением осуществленных потребителями платежей, а были неприятности с неспособностью Роспотребнадзора и Федслужбы судебных приставов оказать помощь пострадавшим потребителям вернуть эти доказанные платежи. Но обстоятельства таковой слабости Роспотребнадзора и ФССП — тема для отдельной статьи, полностью не связанной с 54-ФЗ.

Имеется те, кто ставит символ равенства между «электронными средствами платежа» и «электронными финансовыми средствами»

Не светло, из-за чего авторы законопроекта заинтересовались фискализацией безналичных платежей, осуществленных современным методом — посредством электронных средств платежа, а для архаичных бумажных платежных поручений кассовую технику вводить не предлагают. Быть может, этот казус произошёл в силу имеющейся до сих пор путаницы с терминами, введенными 161-ФЗ.

Пробуя разобраться, что же как раз планируется фискализировать направленным в государственную думу законом и для чего применен термин «электронные средства платежа», я столкнулся с тем, что кроме того опытные участники банковского рынка по-различному знают значение этого термина. Кое-какие уверены в том, что вероятна эмиссия «электронных средств платежа». Не смотря на то, что эмиссия «средств и (либо) способов» звучит как-то необычно.

Имеется те, кто ставит символ равенства между «электронными средствами платежа» и «электронными финансовыми средствами» либо предполагает, что электронные средства платежа — это инструмент управления лишь электронными финансовыми средствами. Не смотря на то, что в 161-ФЗ дано отдельное, не похожее на ЭСП, определение для электронных денежных средств: «финансовые средства, каковые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим финансовые средства) второму лицу, учитывающему данные о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для выполнения финансовых обязательств лица, предоставившего финансовые средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее финансовые средства, в праве передавать распоряжения только с применением электронных средств платежа».

Как видно из определений, ЭСП — это метод управления любыми безналичными финансовыми средствами, а ЭДС — это лишь те безналичные финансовые средства, каковые учитываются без открытия банковского счета. Так, ЭСП возможно применять как для управления деньгами на банковском счете, так и для управления ЭДС.

Быть может, авторы законопроекта были далеки от сферы безналичных терминологии и расчётов 161-ФЗ и, пробуя для каких-то целей увеличить использование кассовой техники, применяли неудачный термин. А возможно, вправду стремились подвести под кассовую технику лишь те безналичные платежи, каковые осуществляются плательщиками современными, инновационными средствами с применением информационно-технических устройств и коммуникационных технологий. Отсутствие обоснования в пояснительной записке к закону и (либо) каких-либо иных разъяснений от авторов законопроекта не дает возможности совершенно верно ответить на данный вопрос.

При определенной трактовке возможно было бы вычислять, что этот пункт всецело аннулирует обязанность фискализировать безналичные платежи

Наряду с этим закон предлагает увлекательное исключение из вводимого правила по фискализации безналичных расчетов: «Контрольно-кассовая техника не используется при осуществлении расчетов без применения наличных средств платежа между организациями и (либо) личными предпринимателями, при которых клиентом (клиентом) не предъявляется электронное средство платежа, а также платежная карта». Разъяснений, кому и как необходимо предъявлять либо не предъявлять электронное средство платежа, нет.

При определенной трактовке возможно было бы вычислять, что этот пункт всецело аннулирует обязанность фискализировать безналичные платежи. Так как предъявить «средство и (либо) метод» не так легко — это же некая совокупность, аппаратно-программный комплекс, а на руках у плательщика возможно (либо не быть) только часть его в виде электронного носителя информации.

Разглядим вариант с оплатой платежной картой в торговой точке. Как мне думается, средством (методом), разрешающим перевести финансовые средства, тут есть совокупность из POS-терминала, процессинга банка-эквайера, интернациональной платежной системы и (либо) НСПК и банка-эмитента, и сама платежная карта как электронный носитель информации. Разумеется, что предъявить кому-либо процессинги банков и платежных совокупностей клиент не сможет.

POS-терминал клиент также не «предъявляет», а применяет находящийся у продавца. Остается платежная карта. есть ли лишь ее «предъявление», без вторых составляющих ЭСП, достаточным условием, обязывающим продавца организовать кассовый чек?

Согласно точки зрения авторов законопроекта, возможно да, тем более из данного пункта законопроекта видно, что авторы ставят символ равенства между ЭСП и картой: «электронное средство платежа, а также платежная карта» (не смотря на то, что, в соответствии с 161-ФЗ, корректнее было бы «электронных носителей информации, а также платежных карт»). Остается разобраться с «предъявлением». 

Будет ли принимать во внимание помахивание кошельком, рукой (с часами либо без) либо смартфоном «предъявлением ЭСП, а также банковской карты»?

При расчетов картой по магнитной подписи и полосе вправду карту нужно «будет предъявить», продемонстрировать — продавец обязан сверить поставленную на слипе подпись с подписью на обратной стороне карты. Другая обстановка с расчетами чиповыми подтверждением и картами пин-кодом: в этом случае продавцу ничего на карте наблюдать не требуется, а давать ему такую возможность кроме того вредно с позиций безопасности карточных платежей.

Более того, все чаще возможно встретить в торговых сетях POS-терминалы, исключающие кроме того возможность передачи чиповой карты кассиру: пин-пад с разъемом для карты повернут к клиенту и отдален от кассира — клиент сам вставляет карту, вводит пин-код, забирает карту. В этом случае карта кому-то «предъявляется»? Точно не кассиру продавца.

Быть может, она «предъявляется» POS-терминалу, что может принадлежать как продавцу, так и обслуживающему его банку-эквайеру, передавшему терминал переданных в распоряжение продавцу. И вдобавок имеется бесконтактные карты, расплачиваясь которыми кое-какие клиенты кроме того не вынимают их из кошелька. Кроме этого такие бесконтактные карты смогут быть в часов, брелоков, а один умелец вживил чип от карты под кожу в руку (действительно, это была карта «Тройка», но так как на следующий день кто-нибудь и простую банковскую карту вживит).

И вдобавок имеется карты, «привязанные» к смартфону, с оплатой через NFC либо QR. Будет ли принимать во внимание помахивание кошельком, рукой (с часами либо без) либо смартфоном «предъявлением ЭСП, а также банковской карты»? Где в данном примере граница непредъявления и предъявления ЭСП?

Опасаюсь, что это будет зависеть от субъективных оценок налоговых инспекторов на местах.

Второй вариант — оплата через клиент-банк либо оплата картой на сайте продавца. С одной стороны, тут наподобие все легко: клиент сидит перед собственным компьютером и никому ничего не предъявляет, а лишь вводит логины, пароли, номера карт, CVV2/CVC2, коды 3DS. Иначе, для входа в клиент-банк одного из собственных банков я использую генератор паролей — выданное мне банком мелкое устройство, в которое вставляю собственную чиповую карту и ввожу пин-код.

Вспоминаем вышеприведенный пример, где клиент вставляет собственную карту в выданный банком продавцу POS-терминал и вводит пин-код. Имеется отличие? Либо в обоих вариантах нет предъявления ЭСП (платежной карты), либо напротив — оба варианта отягощены предъявлением ЭСП (платежной карты), и продавец обязан организовать кассовый чек.

И вдобавок у одной организации имеется мысль поднять защищенность оплаты на сайтах через применение взятого от банка персонального устройства плательщика, в которое будет вставляться карта вместо ввода ее номера на сайте продавца. В случае если мысль будет реализована, будет ли в этом случае «предъявление ЭСП (платежной карты)»?

Любопытно, как продавцы софта в сети будут выполнять требование печатать кассовые чеки и передавать их клиенту

Возможно, я преувеличиваю масштабы запутанности обстановки при вступления в силу данного законопроекта, а термином «предъявление ЭСП (карты)» легко поделены платежи в офлайне и онлайне: платеж в торговой точке требует кассового чека, а платеж в сети не требует? Но нет, платежам в сети посвящена отдельная индивидуальные законопроекта: «предприниматели и статья Организации при осуществлении расчетов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет”, за исключением расчетов, осуществляемых с применением наличных средств платежа, обязаны обеспечить передачу клиенту (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме… По требованию клиента (клиента) организации и личные предприниматели при осуществлении расчетов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет” обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники и передать (направить) кассовый чек (бланк строгой отчетности) клиенту (клиенту)», а для создания чека (БСО) в электронной форме закон предписывает использовать кассовую технику.

Так, версия, что «непредъявление ЭСП» — это про разрешение не использовать кассовую технику и не вырабатывать кассовый чек при расчетах в сети, не работает. Кстати, весьма интересно заметить пример «расчетов в сети „Интернет”… осуществляемых с применением наличных средств платежа». И вдобавок любопытно, как продавцы софта в сети будут выполнять требование печатать кассовые чеки и передавать их клиенту: наймут курьеров для доставки чеков (софт же доставлять не требуется, он скачивается в момент продажи на сайте) и повысят на эти затраты цена софта?

Опасаюсь, что при принятия Государственной думой, одобрения Советом подписания и Федерации президентом страны законопроекта в текущей редакции предприниматели, применяющие безналичные расчеты с клиентами, окажутся в затруднительной ситуации. Им предстоит проходить квест, в рамках которого нужно будет определять по каждому поступившему безналичному платежу, применял ли плательщик какое-либо электронное средство платежа и предъявлял ли он это ЭСП. Приз либо утрата в таком квесте будет высока — разглядываемым законом предлагается кроме этого внести трансформации в Кодекс об административных правонарушениях, подняв штраф за неприменение кассовой техники до 75–100% от суммы поступивших предпринимателю от плательщика средств.

Наряду с этим успешного прохождения указанных двух шагов квеста будет не хватает. Законом установлено, что «предприниматели обязаны организовать в момент расчета кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме и направить фискальные эти, содержащиеся в кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в налоговые органы через оператора фискальных данных», а что есть «моментом расчета» для безналичных платежей с применением на данный момент, не указано. На первый взгляд имеется четыре временных точки: 

  • момент передачи плательщиком в банк распоряжения на перевод,
  • момент списания денежных средств со счета плательщика,
  • момент перевода денежных средств (до трех дней в соответствии с 161-ФЗ),
  • момент зачисления денежных средств на счет получателя.

Не известно, какой из моментов необходимо вычислять «моментом расчета», но вполне возможно предприниматели, приобретающие безналичные финансовые средства, будут пропускать все четыре. Как мы знаем, на практике предприниматели отслеживают поступления на собственные счета не в постоянном онлайн-режиме, а раз в день, заходя по утрам в клиент-банк и контролируя, какие конкретно платежи поступили за прошедший сутки; соответственно, по всем этим пришедшим день назад платежам нарушение уже свершится.

С 2014 года владельцы торговых источников обязаны установить аппараты для безналичного расчета

Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Банковский терминал для безналичной оплаты

    Товары 1 — 12 из 22 В отечественной компании вы сможете приобрести банковский терминал безналичной оплаты для расширения возможностей вашего магазина по…

  • Терминал для оплаты пластиковыми картами: в чем преимущества?

    20 января 2013, по теме пластиковая карта Таковой вид современного сервиса, как применение пластиковых карт в повседневном обиходе, предлагаемый банками,…

  • Что означают цифры и обозначения на вашей карте, и для чего она вообще нужна

    14 декабря 2013, 12:57. Источник: Вольный курс Номер карты складывается из 16 цифр, в большинстве случаев сгруппированных по четыре. взглянуть на первую…

  • Какая нужна справка для расчета больничного листа?

    Как именно рассчитываются выплаты по больничному странице, нужна ли для расчета больничного справка, какая информация необходима в ней – постараемся…

  • Точный расчет калорий на день для похудения

    Хорошее время суток, глубокоуважаемые читатели. Сейчас я попытаюсь ответить вам на вопрос: какое количество же нам требуется калорий каждый день для…

  • «Генбанк»: «на сегодняшний день счета эскроу – 100%-я гарантия надежности расчетов и в первую очередь сделок с недвижимостью»

    Сейчас на рынке недвижимости в Российской Федерации наметилась увлекательная тенденция: увеличивается число привлекательных предложений, среди них и на…

kbrbank.ru