АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА. Антимонопольная политика в россии кратко


32. Особенности антимонопольной политики в России

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА— политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На ФАС возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

studfiles.net

1.1 Функции, задачи, принципы и особенности антимонопольной политики в России. Антимонопольная политика в России

Похожие главы из других работ:

Антимонопольная политика в России

Особенности антимонопольной политики развитых стран.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам...

Антимонопольная политика в России

Особенности антимонопольной политики в России.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е...

Антимонопольная политика в Российской Федерации

2. Становление антимонопольной политики в России

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений: Стимулирование предпринимательства Развитие конкурентных начал Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики Выделяют два метода...

Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы

2. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

...

Антимонопольная политика государства

1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования...

Антимонопольная политика государства

1.4 Особенности антимонопольной политики в России

Как уже говорилось ранее, в СССР монополистические отношения во многом порождались действующей системой директивного планирования. Это объясняет многие особенности нынешнего российского монополизма...

Антимонопольная политика государства

2. Цели, принципы и формы антимонопольной политики

Рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть метода заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь...

Антимонопольная политика России

1. Понятие антимонопольной политики государства и ее функции

Как следует из названия, антимонопольная политика государства направлена на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка и заключается в комплексе экономических...

Антимонопольное законодательство: мировой опыт и российская практика

3.1 Особенности антимонопольной политики в России.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е...

Антимонопольное регулирование в экономике

2. Становление антимонопольной политики в России

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления...

Естественные монополии: необходимость и формы их регулирования

2.2 Методы антимонопольной политики в России

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: 1. Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2. Формирование системы органов...

Потери от монополизма: теория и российская практика

3.2 Цели и задачи антимонопольной политики

Целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путём прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности...

Рынок олигополии

3. Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения...

Становление монополизма в современной России

2.2 Особенности антимонопольной политики в России

Высокий уровень мнополизации и его резко отрицательное влияние на экономику далеает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более тогоРоссия нуждается в демонополизации, т.е...

Ценовая политика торгового предприятия

1.3 Задачи, функции и принципы построения ценовой политики предприятия

Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения...

econ.bobrodobro.ru

Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства

Мусостова Дещи ШамсудиновнаФГБОУ ВО Чеченский Государственный Университетк.э.н.,старший преподаватель кафедры «Экономика предприятий»

Musostova Deshi ShamsudinovnaChechen State Universitycandidate of ES, senior teacher of Business economics department

Библиографическая ссылка на статью:Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13532 (дата обращения: 07.06.2018).

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:

Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, распоряжениями и указами Президента и Правительства РФ. ФАС также осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, которые работают во всех субъектах страны. Их деятельность направлена на сохранение единого экономического пространства России и имеют централизованное подчинение ФАС. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физ. лица, а также ИП должны по требованию ФАС предоставить все необходимые документы, сведения и иную информацию, которая нужна для осуществления ФАС ее легальной деятельности.Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная ФАС при осуществлении своей деятельности, не подлежит разглашению, исключением является случаи, установленные ФЗ. За разглашение данной информации, сотрудники ФАС несут административную и уголовную ответственность, а причиненный вред подлежат возмещению из казны РФ.Отсутствие конкуренции порождает возникновение монополий, которые ведут совсем обратным процессам. Комплекс мер и действий государства, которые направлены на ограничение монопольной деятельности и обеспечение свободной конкуренции называется антимонопольная политика государства.[1] Антимонопольная политика — это основное направление деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

• обеспечение и развитие конкуренции;

• контроль над хозяйствующими монополиями;

• контроль за процессом концентрации капитала;

• защита интересов потребителей;

• защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:

Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

- Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

- Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

- Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

- Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

- Создание условий для развития национальной экономики.

Государственная антимонопольная политика в общем охватывает круг задач, которые направленны на развитие экономики, развитие конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечение эффективной занятости населения. Также поддерживает участие антимонопольных органов в выборе экономической политики государства, методов и направлений, которые должны оказать значимое влияние на конкурентную структуру рынка и финансово-хозяйственную деятельность рыночных субъектов.Антимонопольная политика действует практически во многих странах мира. Не смотря на, что характер и содержание антимонопольной политики разных странах имеют свои особенности, общими основами для всех стран является: охрана и поощрение конкуренции, контролирование деятельности фирм, занимающими положение на рынке, контролирование цен, защита интересов потребителей товаров и услуг, защита интересов и помощь развитию среднего и малого бизнеса.Отсутствие антимонопольной политики в некоторых странах, объясняется разными факторами. Например: такие страны не могут себе позволить такую программу из-за больших затрат и усилий. Антимонопольное политика чаще всего отсутствует в небольших экономиках. Можно предположить, что такие малые экономики, в отличии от крупных, не в состоянии противодействовать появлению крупных по местным масштабам хозяйств. В основном это страны Африки и Ближнего Востока.

Говоря об эволюции антимонопольной политики, можно заметить, что менялась оценка полезности как конкуренции, так и монополии. Выделяют 2 этапа: время господства особо жестокого отношения к монополистическим явлениям, и время, связанное с тенденцией осмысления и рассмотрения взаимосвязи монополии и конкуренции с точки зрения повышения эффективности экономики.[2] То есть принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечивать своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.В связи с рассматриваемым вопросом интересна проблема ограничения конкуренции или государственной поддержки монополистических структур. Во-первых, нередко государство стимулирует развитие определенных видов деятельности, ограничивающих конкуренцию. Во-вторых, оказывает прямую поддержку монополистическим структурам, если монополия рассматривается как экономически целесообразная. Для реализации этих направлений государство принимает разные законодательные акты, регулирующие цены в определенной отрасли, вмешивается в розничную торговлю с целью фиксации единых розничных цен на определенные товары и использует мировой опыт для решения поставленных задач. Демонополизация – это постоянная функция и основное направление деятельности государства в рыночной экономике.Государственные органы используют различные способы и методы для борьбы с монополией. Основными приемами направленные на демонополизацию являются: контроль слияний фирм, которые работают в одной отрасли.

Слияние компаний — это ситуация на рынке, когда один субъект рынка приобретает акции или долю другого. В результате второе предприятие становится составной частью первой. Горизонтальное слияние – сговор конкурирующих компаний о единых фиксированных ценах, о разделении рынка. Вертикального слияния представляет объединение поэтапно связанных производств. Слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю. Жестким наказанием из-за участия в горизонтальном или вертикальном слиянии является расформирование компании. Конгломератные слияния – это объединение предприятий из разных отраслей. Такое слияние обычно разрешаются. Например: если компания отрасли металлургии или нефтяная компания приобретает фирму по производству молочных продуктов, их состояние в результате слияния в соответствующих отраслях практически не меняются. Чаще всего под контроль попадают крупные компании, занимающие большую долю на рынке, близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, после проведения анализа возможных изменений на рынке. Проводят проверку территориальных и товарных границ рынка, изменение концентрации до и после слияния, изменение цен. Для обоснования слияния фирмы должны предоставить расчеты, которые показывают понижение цен или фиксацию. Но нет гарантии в повышении цен через некоторое время.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.[4,стр 105]

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.[4,стр 101]

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

- установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

- неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

- предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

Кроме регулирования цен у государства есть возможность ограничения доходности естественных монополий через фискальную, таможенную, кредитную политику; регулировать отношения собственности на основе контрольного пакета акций, национализации, изменения правовой формы деятельности; внедрения конкуренции на рынок естественной монополии, если она экономически оправдана. Например: в отрасли природного газа монопольным видом деятельности является газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа является рынком с достаточно высокой конкуренцией. На железнодорожном транспорте монопольный видом деятельности является сама перевозка, а прокладка путей, эксплуатация дороги остаются вполне конкурентными.Поэтому задача государства заключается в стимулировании новых компаний в освоении новых отраслей рынка; снижение барьеров входа на рынок, потому что польза эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует убытки общества от злоупотребления монопольной властью.Монополии представляют собой огромную проблему для экономики любой страны. Монополии России во многом отличаются от других стран, потому что они унаследованы от социалистической эпохи монополизма. Следовательно, проведение антимонопольной политики в нашей стране требует индивидуального подхода и двойных усилий. В начале 1990-х годов монополизация наряду с другими государственными проблемами стала на пути экономического развития России. Было понятно, что без принятия соответствующих мер против монополизма не возможен переход к рыночной экономике, где наличие конкуренция является одним из основных аспектов. Данная проблема была не только чисто экономического характера, она равномерно становилось политической и общественной угрозой. В создании благоприятных условий для конкуренции и стабилизации разрушенной экономики, решающую роль сыграла антимонопольная политика государства.В современных условиях рыночной экономики, роль и значение антимонопольной политики плане экономического развития государства очень велико. Также следует отметить, что от эффективности и правильности данной политики, зависит благосостояние и жизнь рядовых граждан страны, поскольку в главную очередь последствия сказывается на них. В настоящее время антимонопольная политика активно развивается как России, так и по всему миру. Этот факт определяет важность государственного регулирования рыночных субъектов. В последнее время огромные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования. Но нужно признать, что не зависимости от наличия правого поля и государственного правового органа российская антимонопольная политика нуждается в серьезной корректировке. В широком смысле государственная антимонопольная политика, рассматривает без малого весь комплекс решений, направленных на экономическое развитие, повышение конкурентоспособности на рынке продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Особое место в экономике России занимают естественные монополии. Потому что у нас большие площади территорий, разные климатические условия, разнообразие природных ресурсов, численность населения. В последнее время, как мы все уже заметили, российской и региональной прессе все больше фактов борьбы монополистов и потребителей. Основные отрасли — это электроэнергия, газоснабжение и нефтеперерабатывающая отрасль. Соответственно антимонопольная политика должна совершенствоваться как в отношении искусственных монополий, так и в естественных.

Библиографический список
  1. Антимонопольная политика государства/ И.В. Князева/ Учебное пособие/ Из-во г. Новосибирск, 2014г.
  2. Государственное регулирование Рыночной экономики: теория и практика./ З.В. Глухова/ Электронный учебник.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мусостова Дещи Шамсудиновна»

ekonomika.snauka.ru

Антимонопольная политика. Понятие, принципы и средства

Сущность антимонопольной политики

С начала 90-х лет проблемы монополизации стали остро, поскольку без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР получился целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В условиях рыночной трансформации экономики вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистических структур является особенно актуальным. Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий способствуют формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики, выступая одной из важнейших составляющих антимонопольной деятельности государства.

Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты. Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала. Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

Принципы антимонопольной политики

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

  • свобода экономической деятельности;
  • свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
  • дифференциация и защита личных и общественных интересов;
  • поощрение отношений конкуренции;
  • предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
  • специализация регулирования природных и государственных монополий.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Формы борьбы с монополиями

Существуют две основных формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти.

Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут принудить предприятие, которое доминирует на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этой поставке было противозаконно отказано. Все их решения обязательные для выполнения, в противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке государственными судами.

Антимонопольное законодательство России отвечает мировым требованиям, но при этом было бы желаемым введение, на примере антимонопольной практики других стран, жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых «больных» мест в государственно-правовой структуре: принимаются законы, но ввод их в жизнь или постоянно получает отсрочку, или его вообще не происходит.

Рассмотрим правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущение недобросовестной конкуренции и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для этих целей Закон определят такие понятия:

  • рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в границах которой определяется монопольное положение;
  • конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в каких нуждается потребитель;
  • монопольное положение, т.е. доминирующее положение предпринимателя, что дат ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным сознается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
  • монопольная цена – это цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
  • монопольная деятельность предпринимателя при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
  • монопольное образование (предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

  • навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
  • ограничение или приостановка производства, а также изъятие с оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • другие действия с целью создания препятствий доступа на рынок других предпринимателей;
  • установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

  • запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-то сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей;
  • ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

  • неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирования формы, упаковывания, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
  • умышленное распространение явно ошибочных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
  • получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Относится ли понятие "джентельменское соглашение" к антимонопольном у регулированию?

Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли. Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики. Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др. С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком). Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон. Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.

topknowledge.ru