Доклад: Выборы, активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право и пассивное избирательное право


Что такое активное избирательное право, и кому оно дается?

Юридическая консультация > Гражданское право > Что такое активное избирательное право, и кому оно дается?

Активное избирательное право – это одно из главных составляющих демократической системы управления государством. Это право участвовать в выборах органов власти, которые формируются на основе мнения большинства избирателей.

Сегодня активное избирательное право в большинстве развитых стран дается всем взрослым и дееспособным гражданам, хотя существует ряд ограничений. В некоторых государствах, таких как Бразилия, существует понятие избирательного долга – участвовать в выборах требуется обязательно, и уклоняющимся гражданам грозят крупные штрафы.

Чем отличаются активное и пассивное избирательное право?

активное избирательное право

Участие в выборах — гражданский долг каждого!

Избирательное право может быть активным и пассивным, эти два понятия необходимо различать:

  • Активное право – это право избирать, то есть принимать участие в выборах. В России оно доступно всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста, вне зависимости от их пола, национальности, расовой и религиозной принадлежности, участия в политических партиях и других объединениях. Недоступно оно только для лиц, признанных недееспособными, а также помещенными в места лишения свободы по решению суда.
  • Пассивное право – это право быть избранным во властные структуры. В этом случае меняются возрастные ограничения: стать депутатом Госдумы может гражданин, возраст которого не менее 21 года. В Президенты можно избираться, только начиная с 35 лет, при этом кандидат должен прожить на российской территории не меньше 10 лет. Во всем остальном ограничений нет, избираться может любой дееспособный гражданин.

Общество прошло долгий путь к всеобщему избирательному праву, и его можно назвать очень важным достижением мировой цивилизации. Демократия позволяет широким массам населения принимать участие в политических решениях, активное избирательное право распространяется не только на выборы во властные структуры, но и на всенародные голосования – референдумы. Они проводятся по самым важным вопросам, касающимся жизни всего общества.

Избирательная система формировалась в течение нескольких столетий, и ее нормы постоянно менялись.

В Европе право голосовать очень долго не распространялось на женщин, параллельно вводились различные национальные и имущественные ограничения. До стих пор во многих государствах либо не все граждане могут голосовать, либо голоса одних считаются более ценными при учете результатов.

Ограничения активного избирательного права

активное избирательное право

Не все желающие имеют право голоса на выборах

В законодательстве, касающемся избирательного права, присутствует такое понятие как ценз – это условие, при котором гражданин может быть допущен к голосованию. Многие цензы в настоящее время в России отсутствуют, но существуют в других государствах. Рассмотрим их подробнее:

  1. Возрастной ценз – ограничение права голоса для лиц, не достигших определенного возраста. В большинстве европейских стран решающим является 18-летний рубеж: с этого возраста право голосовать получают граждане Британии, Италии, Германии и т. д. В Швейцарии и Японии возрастной ценз устанавливает ланку в 20 лет, в некоторых странах ближнего востока можно голосовать уже с 16 лет. Сложно сказать, какой вариант правильнее: во многом это определяется культурными и традиционными особенностями государства. Интересно, что практически во всех цивилизованных странах отсутствует верхний возрастной предел – голосовать и избираться во власть можно до конца жизни.
  2. Ценз оседлости. Это ограничение по времени проживания в определенной местности. В России на активное избирательное право он не распространяется, а, к примеру, во Франции установлен ценз оседлости, равный шести месяцам. В Новой Зеландии право голоса получает гражданин, проживший в данном округе минимум три месяца.
  3. Образовательный ценз – явление, встречающееся достаточно редко. Он предполагает ограничение права голоса в зависимости от уровня образования. В некоторых странах он распространяется на пассивное избирательное право. К примеру, в Бразилии неграмотный человек лишен права баллотироваться на должности в выборные органы власти. Есть страны, в которых необходимым условием для получения права голоса является умение читать, писать и понимать конституцию.
  4. Ценз гражданства. Допуск к участию в выборах получают только лица, имеющие статус гражданина в течение определенного срока. К примеру, конгрессменом в США нельзя стать, если человек обладает статусом гражданина менее 7 лет, а сенатором – менее 9.
  5. Имущественный ценз – к участию в выборах не допускаются лица, не имеющие имущества на определенную сумму или не уплачивающие налоговые сборы. Сейчас он отменен практически везде, но до начала 20 века он был очень распространен в Европе. Он вводился с целью не допустить малоимущие слои населения к управлению государством, и вся власть фактически концентрировалась в руках обеспеченных граждан.
  6. Религиозный ценз. До сих пор во многих государствах участвовать в выборах могут только лица, исповедующие определенную религию. Например, в Иране граждане немусульманского вероисповедания не могут избираться в парламент.

В определенный период истории в США существовал расовый ценз – выборы были доступны только для белого населения. Сейчас ситуация изменилась в корне, равенство всех рас было установлено практически по всему миру. Таким же образом практически везде исключено ограничение по половому признаку: женщины приобретают равные политические права даже в государствах с традиционным патриархальным укладом.

Есть и еще одно ограничение – так называемый моральный ценз. В России к участию в выборах не допускаются преступники, то есть лица, чья вина доказана приговором суда, приговоренные к лишению свободы. После отбытия наказания они восстанавливаются в гражданских правах и вновь могут избирать и быть избранными.

В Мексике не могут голосовать граждане, употребляющие наркотики, в Голландии избирательного права нет у лиц, лишенных родительских прав. Такой ценз призван оздоровить общество, чтобы за новых представителей властных структур голосовали только добропорядочные граждане, несущие ответственность за свои решения.

Важные понятия избирательной системы

активное избирательное право

На выборы ходить никто не обязан, но… от одного голоса иногда многое зависит!

Следует различать прямое и косвенное избирательное право. В первом случае граждане имеют право непосредственно выбирать наиболее подходящего кандидата на ту или иную должность. Например, по такой системе выбирается Президент России, такой же принцип действует в большинстве стран при выборе местных властных органов.

Косвенное избирательное право предполагает, что мнение избирателя формирует только коллегию, которая потом голосует за назначение на должность того или иного кандидата. Непрямые выборы могут быть двух- и трехступенчатыми, они направлены на выявление наиболее компетентных кандидатов. К примеру, такая практика используется при выборах президента США.

Практически во всех странах действует принцип тайного голосования: избиратель голосует за того или иного кандидата без внешнего контроля, это позволяет исключить принуждение и добиться максимально честного выбора электората.

Есть и еще два важных понятия: свободное избирательное право и плюральный вотум: в первом случае у каждого избирателя есть равное количество голосов, во втором – голос одних ценится выше, чем голос других. Плюральный вотум призван дать особое право голоса меньшинству: если какая-то часть общества немногочисленна, но ее интересы нуждаются в защите, на выборах ей может быть предоставлено большее количество голосов. Это дает возможность избежать игнорирования мнений определенной группы и добиться максимальной справедливости.

Участие в выборах: право или долг гражданина?

активное избирательное право

Даже если на избирательный участок явился только один человек, выборы считаются проведенными

В России ходить на выборы – не обязанность, а возможность: избирательное право признается свободным. Однако такая система действует не во всех странах: в некоторых государствах закон обязывает граждан участвовать в политической жизни страны.

Такая система получила название обязательный вотум: если гражданин не пришел на выборы, он должен назвать уважительную причину и подтвердить ее. Если ее нет, то на него налагается крупный штраф, а в некоторых случаях возможен даже административный арест.

В последнее время во многих цивилизованных странах наблюдается абсентеизм – этим термином обозначают неучастие граждан в избирательном процессе. При этом минимального порога явки нет: если на участок пришел хотя бы один избиратель, выборы все равно признают состоявшимися, а их результат будет считаться законным.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся на важных должностях, и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Хотя участие в выборах не является обязанностью, каждый человек должен подумать о своей роли в жизни государства.

Демократия дала каждому гражданину шанс проявить собственную позицию, причем тайное голосование исключило любое преследование граждан за их убеждения. Приходя на выборы, мы получаем возможность хотя бы немного изменить жизнь к лучшему. Важно помнить, что именно молчание и безволие миллионов порождает в итоге произвол единиц, и за любые негативные последствия несет ответственность все гражданское общество.

Все, что может заинтересовать вас в вопросе «что такое избирательное право», вы можете найти в видеоматериале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

1.2 Активное и пассивное избирательное право. Избирательное право и избирательная система РФ

Похожие главы из других работ:

Выборы в местные советы депутатов

1.1 Избирательное право

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе...

Избирательное право и избирательная система РФ

ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

...

Избирательное право России

3. Избирательное право в советский период

избирательный право государственный политический Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов...

Избирательное право Российской Федерации

8. Избирательное право и международные стандарты:

Свободные выборы, наряду с референдумом, являются высшим непосредственным проявлением власти народа, а престиж государства на мировой арене во многом зависит от открытости и демократичности действующей в нем избирательной системы...

Избирательный процесс в России

1.2 Избирательное право

Понятия «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы...

История выборов в России

1.1 Избирательное право в Древней Руси

В Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти...

История выборов в России

1.3 Избирательное право в XIX - нач. XX веках

Из Манифеста об учреждении Государственной думы (6 августа 1905 г.) "Объявляем всем нашим верноподданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. … Ныне настало время...

История выборов в России

1.4 Избирательное право в ХХ веке

В годы советской власти процедуры выборов совершенствовались. Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование...

Политические права и свободы человека

1.2 Избирательное право

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полная правоспособность, т. е...

Порядок выборов Президента Российской Федерации

2). Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., ст.32.2...

Порядок выборов Президента Российской Федерации

2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Раздел 3.1 Избирательное право

Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранцев в Республике Беларусь, особое значение имеет Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике Беларусь

2.1 Избирательное право

Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранцев в Республике Беларусь, особое значение имеет Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г...

Принципы избирательного права

1.Избирательное право

...

Становление и развитие принципов избирательного права в Республике Казахстан

2.1 Всеобщее избирательное право и его ограничение

Всеобщее избирательное право является ведущим принципом избирательного процесса, поскольку он непосредственно связан с конституционным положением об осуществлении народом власти через республиканский референдум и свободные выборы...

pravo.bobrodobro.ru

Доклад - Выборы, активное и пассивное избирательное право

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы—процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы—способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты, передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право—совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право—право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право—право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы—установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)—граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

• Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

• Все избиратели голосуют на равных условиях

• Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг—совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

www.ronl.ru

Активное и пассивное избирательное право. — МегаЛекции

Принципы субъективного избирательного права урегули­рованы Конституцией в главе о политических правах разд. II "Об основных правах и гарантиях". Принципы избирательного права конституциями штатов не регулируются, и таким обра­зом в отношении избирательных прав граждан на территории всей страны действуют одни и те же федеральные нормы. Следует отметить, что в Бразилии нововведения в области избирательного права реализуются не сразу. Любой закон, изменяющий процедуру выборов, вступает в силу со дня его опубликования и не применяется к выборам, которые состо­ятся в течение последующего года. Отсутствие поспешности при введении в силу новых норм явно направлено на обеспе­чение политической стабильности; указанный порядок не позволяет каким-либо политическим партиям, пришедшим к влас­ти, на следующий же день проводить выборы по новым пра­вилам, которые им покажутся выгодными.

Конституция установила, что народный суверенитет бу­дет осуществляться всеобщим избирательным правом (о sufragio universal), которое бразильский профессор Алессандре де Мораес характеризует как ядро политических прав*, прямым и тайным голосованием, равным для всех, посред­ством плебисцита, референдума, народной инициативы. Пос­ледние три института мы рассмотрим ниже, в п. 3 настоящего параграфа и в п. 1 следующего. Всеобщее избирательное пра­во включает право голоса и право избираться (активное и пассивное избирательное право).

Активное избирательное право предоставляется бразиль­ским гражданам с 16 лет; традиционно оно должно осуществ­ляться в обязательном порядке грамотными избирателями в возрасте от 18 до 70 лет, что позволяет обеспечить участие граждан в выборах на достаточно высоком уровне (здесь мы не говорим о негативных сторонах этого института — см. п. 3 § 2 гл. VII Общей части учебника). Так, на выборах в Палату депутатов и Федеральный сенат 3 октября 1994 г. проголосова­ло 82,24% избирательного корпуса. Не участвовавшие в голо­совании без уважительных причин наказываются штрафом. В факультативном порядке могут голосовать лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные. Не включаются в списки избирателей иностранцы и лица, призванные, на обя­зательную военную службу, в период ее прохождения.

Не имеют избирательного права: душевнобольные; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица, лишенные по­литических прав по суду; военнослужащие в звании ниже сер­жанта.

Пассивным избирательным правом "могут пользоваться толь­ко лица, имеющие бразильское гражданство (a nation alidade), полностью осуществляющие свои политические права (т. е. не ограниченные в них), внесенные в списки избирателей, имею­щие избирательный домициль в избирательном округе, состоя­щие в какой-либо политической партии. Минимальный возраст в 35 лет установлен для замещения должности или мандата Пре­зидента, Вице-президента республики и сенатора, 30 лет — губернатора и вице-губернатора штата или федерального округа, 21 год — федерального депутата, депутата штата или феде­рального округа, префекта, вице-префекта и мирового судьи, 18 лет — муниципального советника. Не могут избираться неграмотные и те, кто не внесен в списки избирателей.

Для того чтобы претендовать на иные должности, Прези­дент республики, губернаторы штатов и федерального окру­га и префекты должны отказаться от своего мандата по мень­шей мере за шесть месяцев до выборов. Не могут избираться на подведомственной им территории супруги и единокровные родственники или свойственники до второй степени или усы­новленные дети Президента республики, губернаторов штатов или федерального округа, префектов или тех, кто их замещал по меньшей мере в течение шести месяцев, предшествующих выборам, за исключением случаев, когда они уже занимают выборную должность, на которую они хотят быть переизбранными.

Выше говорилось, что военнослужащим срочной службы активное избирательное право не предоставлено; это сделано с целью уменьшить влияние армии на политическую жизнь. В отношении же пассивного избирательного права действуют более либеральные положения. Военнослужащие, включенные в списки избирателей (в основном офицеры), могут быть избра­ны на должность при условии, что если они находились на службе менее 10 лет, то должны уйти в запас, а если более 10 лет, то их функции приостанавливаются вышестоящим коман­дованием и, в случае избрания, они автоматически увольняются в отставку.

Конституция обязывает законодателя урегулировать до­полняющим законом другие случаи неизбираемости, кроме указанных выше, а также запреты, направленные на обеспе­чение нравственных основ при исполнении мандата, с учетом предшествующей жизни кандидата.

Читайте также:

megalektsii.ru

Пассивное избирательное право это, отличие от активного

Политика – это важная часть жизни каждого человека, ведь экономическая и общественная ситуация в государстве оказывает свое влияние на человека. Сегодня многие страны придерживаются демократического строя, поэтому влияние человека в жизни страны носит обязательный характер. Для достижения такого права внедрены конкретные юридические акты. Их задача – это устранение беспорядков и установление предельного равноправия.

Что обозначает

Избирательное пассивное право – это способ выдвижения гражданина своей кандидатуры на выборах. Тут имеются свои ограничения. Для каждого государства они свои. Если рассматривать выборы в США, то для выдвижения кандидатуры на должность президента гражданину должно уже быть 35 лет.

Если придерживаться законодательства некоторых государств, то конкретные должностные лица могут быть избраны в представительный орган даже на протяжении конкретного времени после того, как ими были оставлены данные должности. Сюда стоит отнести судей, комиссаров политики, префектов. Также граждане, которых было избрано в представительные структуры, не обладают правом занимать другую должность в государственном аппарате. Это предполагает принцип разделения властей.

На видео-пассивное избирательное право:

Регламентируется такой процесс выдвижения кандидатов на должности на выборах. Для этого могут быть внедрены некоторые способы:

  1. Выдвижение кандидатов – это обязанность, которая возложена на партии, общественные организации. В данном случае кандидата выбирают методом тайного голосования на съездах указанных общественных объединений. В Республике Беларусь выдвижение кандидатов происходит политическими партиями, трудовыми учреждениями.
  2. Кандидат должен подать заявление, которое после подписывают избиратели. Если говорить про Англию, то заявление должно включать 10 подписей. В Республике Беларусь гражданин самостоятельно выдвигать себя не способен.
  3. Кандидаты выдвигаются в порядке, аналогичном избранию депутатов. Подобная манипуляция носит название праймериз или первичные выборы. Благодаря первичным выборам удается определить самых востребованных кандидатов, которые после могут пойти на общие выборы. Первичные выборы получили широкую востребованность в США.

понятие избирательного права и избирательной системыЧто такое понятие избирательного права и избирательной системы, подробно указано в данной статье.

Что собой представляют виды избирательного права, можно подробно узнать из данной статьи.

Что собой представляет избирательное право в объективном смысле, подробно указано здесь: http://ruleconsult.ru/tgp/ponyatiya/pravo-v-obektivnom-subektivnom-smysle.html

 

С которого возраста могут выдвигаться в РФ

Придерживаясь Федерального закона 1997 г, для подачи заявления на участие в выборах в органах самоуправления кандидату должно быть уже 21 год. Если происходит выбор депутатов законодательного орана власти субъекта РФ, то возраст составит 21 год. Для подачи заявления на участие в выборах на главу органа исполнительной власти минимальный возраст составит 30 лет. пассивное избирательное право

Если кандидат претендует на должность депутата в Государственную думу, то Конституция России предусмотрела возраст 21 год.

Если речь идет про избрание депутатов в Государственную думу, то для этого не обязательно, чтобы кандидат проживал на территории избирательного участка, а также того субъекта, в который он включен.Для тех, кто претендует на должность президента РФ, стоит постоянно проживать на территории России. Кроме этого, обязательным является проживание в России последние 10 лет.

Не обладают правом избирать и быть избранными граждане РФ, которые являются недееспособными. Также в эту категорию входят люди, которые отбывают тюремное наказание согласно вступившему в законную силу приговору суда.

Изучая данную тему, важно знать, что относится к активному избирательному праву, а что к такому праву не относится.

Отличительные особенности

Как уже стало понятно, избирательное право классифицируют на два вида: активное и пассивное. Активное – это возможность избирать, отдавать свой голос за определенную кандидатуру, а также выступать против всех предложенных кандидатов. Если говорить про пассивное избирательное право, то это возможность быть избранным на определенную должность. Кандидат может обладать избирательным правом, но не иметь пассивным. право выбора

Пассивное избирательное право – это реальная возможность выдвинуть свою кандидатуру на определенную должность. Но для этого существуют определенные ограничения, главное из которых заключается в возрасте. Для каждой должности существует свой критерий возраста, при несоблюдении которого лицо не имеет возможности обладать пассивным избирательным правом.

ruleconsult.ru

Выборы, активное и пассивное избирательное право

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы—процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан . Выборы—способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты , передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право—совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право—право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают , кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право—право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно , как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы—установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)—граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

• Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

• Все избиратели голосуют на равных условиях

• Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг—совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

mirznanii.com

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются,

независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.,

следующие обоего пола граждане Российской Социалистической

Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов

исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и

общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним

хозяйством, обеспечивающим для первых возможность

производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и

категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве

и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным

трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и

флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах

«а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере

трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной

власти понижать установленную в настоящей статье возрастную

норму.

Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских

граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом

также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они

входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения 257

прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с

капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных

культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса

жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в

России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными

или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на

срок, установленный законом или судебным приговором.

 

Глава четырнадцатая

О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в

дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и

представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской

власти оказывается технически невозможным, его заменяет

председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —

председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за

подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие

в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются 258

местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета Советов.

 

Глава пятнадцатая

О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов

71. Весь материал по производству выборов поступает в

соответственный Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает

Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет

назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене

выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов

является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во

всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно

общему положению.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

 

Глава шестнадцатая

79. Финансовая политика Российской Социалистической

Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент

диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации 259

буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан

республики в области производства и распределения богатств. В

этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение

органов Советской власти все необходимые средства для

удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской

Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной

собственности.

80. Государственные доходы и расходы Российской

Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в

общегосударственном бюджете.

81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский

Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды

доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие

поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают

пределы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами

исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности

общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых

из государственного казначейства.

83. Ни один расход из средств государственного казначейства

не может быть произведен без установления на него кредита в

росписи государственных доходов и расходов или путем издания

особого постановления центральной власти.

84. На удовлетворение потребностей, имеющих

общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов

предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые

кредиты из государственного казначейства.

85. Все предоставленные Советам кредиты из средств

государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по

сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных

подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не 260

могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других

потребностей без особого постановления Всероссийского

Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных

Комиссаров.

86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы

доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных

Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов,

а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются

соответственно губернскими и областными съездами Советов или их

исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и

областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским

Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных

Комиссаров.

87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае

недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы

испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

88. В случае недостаточности местных средств для

удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия

неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного

казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским

Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных

Комиссаров.

 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru