3.2. Командно – административная система. Административно командная экономическая система это


АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - это... Что такое АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА?

 АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • АДЖАСТЕР
  • АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА" в других словарях:

  • Административно-командная система — Административно командная (или командно административная) система  термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… …   Википедия

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — АДМИНИСТРАТИВНО КОМАНДНАЯ СИСТЕМА, см. Командная система (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) …   Энциклопедический словарь

  • Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь по педагогической психологии

  • административно-командная система —    система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь экономических терминов

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Административно-командная система —    система власти, основанная на бюрократических методах руководства, на прямом командовании нижестоящими предприятиями, подразделениями и должностями.    см. также Планово распределительная экономика …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Административно-командная система — система управления политической и экономической жизнью страны, в которой главенствующая роль принадлежит распорядительным, командным методам (директивное планирование), а власть сосредоточена в руках центральных органов управления,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90 е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико государственной организации, в которой политическая и социально экономическая… …   Энциклопедический словарь конституционного права

dic.academic.ru

3.2. Командно – административная система.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Её характерными чертами является общественная (а в реальности –

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших

эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение

продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам

монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими

идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции

считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим

непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и

колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на

основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими

установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой

тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов

средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного

подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в командно-

административной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

3.2. Рыночная система.

На смену традиционной и командно-административной системам пришла рыночная

система.

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право

отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом

и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением

угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а

собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь

войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным

собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести

собственность.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца

производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере

их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого

определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым

владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия,

собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение

организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям

наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в

борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная

деятельность по обмену товарами.

Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех

товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

2. Диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов

для производства.

3. Способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий

производства.

4. Делает ставку на роль личной свободы, т.е. рыночная система координирует

экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу

предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. Критики полагают, что существует два основных

источника ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей

безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет,

способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет

потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в

точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

studfiles.net

Административно-командная экономика

 

Административно-командная экономика долгое время существовала в СССР, а также в некоторых странах восточной части Европы. Главной отличительной чертой такого государственного устройства считается абсолютная власть правительства и его влияние во всех сферах жизни общества. Конечно, официально вся собственность принадлежала социуму, и все было в руках населения.

Государство в условиях командно-административной экономики стремилось к достижению централизованного влияния, директивному планированию, причем в некоторых случаях доходило до деспотизма. В таких условиях собственники предприятий и организаций лишались возможности самостоятельно функционировать, ведь полностью зависели от аппарата государственного управления. Если говорить о рыночных отношениях, то тут спрос и предложение формируется не под влиянием свободной конкурентной борьбы, а по желанию и распоряжению правящей партии. И это не удивительно, так как контролирующие органы занимаются распределением и сбытом уже готового товара.

Административно-командная экономика организована таким образом, что власть максимально концентрируется в руках чиновников. А это, в свою очередь, значительно усугубляет бюрократию. Отсутствие конкуренции и чрезмерное давление государственных органов препятствует развитию промышленности, что приводит к снижению эффективности производства. Абсолютная монополизация объясняет снижение сбыта и нехватку продуктов. В обществе растет напряжение из-за тотальной нехватки продуктов питания, одежды и прочих товаров первой необходимости.

План производства составлялся заранее непосредственно уполномоченными государственными органами. Правительство полагало, что доверять столь сложный механизм расчета руководителям предприятий безответственно и нецелесообразно. Самой большой ошибкой органов планового развития является принцип их расчета, так как смета производства исходила из установленных минимальных потребностей населения. Заранее предполагалось, что человек не возьмет товара больше, чем ему нужно. Хотя детализация и учет непредвиденных обстоятельств должен был присутствовать, возможно, это улучшило бы благосостояние граждан.

Административно-командная экономика подавляла и деятельность средств массовой информации. В эти времена присутствовала жесткая цензура, игнорирование которой грозило не только ответственностью в виде лишения свободы, но и угрожало жизни смельчака. Понятия свободы слова тогда не существовало, а в печать отдавался только материал, одобренный контролирующими службами.

Командно-административная экономика – это система, обладающая как положительными, так и отрицательными сторонами. Минус такого уклада заключается в первую очередь в отсутствии развития производственной сферы, что значительно снижает показатели эффективности. Кроме того, централизация власти удлиняет процесс принятия любого решения, касающегося корректировки предварительного плана. Пока запрос дойдет до высшего органа, затем осуществится рассмотрение и выйдет официальное распоряжение с принятием предложения или отказом, пройдет очень много времени.

Тем не менее, административно-командная экономика обладает и существенными преимуществами. Правительству удалось добиться четкого соблюдения установленных дисциплинарных норм, ведь все знали, что будет за нарушение. К тому же, каждый гражданин страны мог быть уверен в собственном будущем. Согласно лозунгам того времени, труд облагораживал человека. Трудящийся человек всегда будет обеспечен и едой, и жильем, а тунеядцев было принято перевоспитывать.

 

fb.ru

Командно административная экономическая система

Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффектив­ность частной собственности.

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Командно административная экономическая система

Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом. 


Черты: 
1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 
2) Все средства производства принадлежат государству 
3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 
4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 
5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 
6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 
7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 
8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 
9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе 


Вывод: 
Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики. 


Плюсы: 
1) Развитие экономики без экономических кризисов 
2) Низкие цены 
3) Отсутствие безработных 
4) Гарантированные заработки 


Минусы: 
1) Отсутствие экономических стимулов к труду 
2) Постоянный дефицит товаров 
3) Низкое качество продукции 
4) Расточительное отношение к ресурсам 
5) Иждивенчество

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.

3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.

4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.

5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.

studopedya.ru

Административно-командная система — WiKi

Административно-командная (или командно-административная) система (АКС) — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы.

Экономика СССР была административно-командной на протяжении всей его истории. В отдельные периоды (1921-1930, 1987-1991) она "разбавлялась" элементами капиталистической экономики, позволяя частным предпринимателям торговать результатами своего труда по рыночным ценам, однако в целом не меняла своей сути. Лишь в 1990 году была законодательно разрешена частная собственность на средства производства и начался обвальный переход к рыночной экономике западного типа. Однако такой важнейший элемент административно-командной системы, как регулирование цен в государственных магазинах, просуществовал до самого распада СССР.

Термин появился в период перестройки и был введён профессором экономфака МГУ Г. Х. Поповым для обозначения сущности советской системы управления и быстро стал популярным. Впервые он упоминается в статье Г. Х. Попова «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987)[1]. В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека «Новое назначение»[2].

Предпосылки возникновения административно-командной системы

  • Партия большевиков и её общественная опора (рабочий класс) составляли незначительное меньшинство в населении России, а подавляющее большинство составляли десятки миллионов крестьян.[3][4]
  • Кадры партийных руководителей сформировались в условиях гнета и репрессий административной системы царизма.
  • Вступление в партию в условиях царской России требовало от вступающего полного разрыва со всеми нормами, правилами, законами, ставило его вне общества.
  • В обстановке подпольной борьбы никому нельзя было доверять.
  • Демократизм и гласность в нелегальных условиях исключались, а требовался централизм и военная дисциплина[5].

Основные идеи административно-командной системы

  • Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования. План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы. На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы[6][7].
  • Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям[8][7].
  • Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР)[9][10].
  • Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам). Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение. Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания[11][10].

Противоречия административно-командной системы

  • Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством[12].
  • Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой[13].
  • Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведенную в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор[14].
  • Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица[14].
  • Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами[15].
  • Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими[16]. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается[17].

Экономические итоги деятельности административно-командной системы

  • Создание тяжёлой промышленности и военно-промышленного комплекса.
  • Достижение всеобщей грамотности населения, развитие науки.
  • Ликвидация безработицы в городах.
  • Победа в Великой Отечественной войне во многом за счет способности командно-административной системы к сверхцентрализации и концентрации усилий на наиболее важных направлениях развития общества.
  • Значительное снижение урожаев и поголовья скота в первые годы коллективизации.[18][19][20][21]
  • Гигантские потери людских ресурсов в результате репрессий и голода[22][23][24].
  • Возникновение денежных накоплений населения, не обеспеченных выпуском потребительских товаров.
  • Незаинтересованность предприятий в научно-техническом прогрессе[25][26][27][28][29].
  • Крайне малое участие экономики СССР в международном разделении труда в качестве сырьевого придатка развитых стран[30][31][30].

История

Как отмечает американский профессор Мартин Малиа, для описания природы системы советского народного хозяйства наиболее подходит термин милитаризированная экономика. Как пишет Малиа, прототип командно-политической экономики впервые появился в Германии во время Первой мировой войны, когда генерал Э. фон Людендорф, используя организационные таланты В. Ратенау, построил систему, названную «Kriegssozialismus» («военный социализм»), которая, по его мнению, являлась лишь экономическим компонентом «der totale Krieg» («тотальной войны»). Позже, когда Гитлер провёл социализацию немецкой экономики в ходе осуществления своего четырёхлетнего плана, немецкие эмигранты-беженцы назвали его политику Befehlswirtschaft («командная экономика»). Как пишет Малиа, в последующие 20 с лишним лет этот удачный термин был противопоставлен на Западе вводящему в заблуждение псевдорациональному официальному понятию «план», и только в период гласности немецкий термин вернулся в СССР как «командно-административная система» — терминологическая инновация демократов, пришедших к власти в Москве[32].

Концепция Г. Х. Попова

Краткое содержание и значимость статей Г. Х. Попова

В статье используется развернутая отсылка к «Новому Назначению» как к произведению, хорошо иллюстрирующему сталинистские способы руководства экономикой. «Административная» система противопоставляется «рыночной». Если в первой решения принимаются путём приказов сверху в бюрократической пирамиде, то во второй — игроками «среднего уровня» (уровня директоров заводов), над которыми уже почти нет приказного управления.

Делается утверждение, что административная система слишком централизована и потому не способна в разумные сроки ответить на ряд вызовов. Она способна ко многому, но имеет свои типичные слабые места (показаны на разборе «Нового Назначения» и главного героя данного текста сталинского наркома Онисимова — прототипом является Тевосян).

Переход к рыночной системе понимается как благо, ибо улучшает управление экономикой и соответствие экономической инфраструктуры нации — реальным потребностям людей.

Значимость статьи, помимо всего прочего, в том, что впервые во время перестройки был явно провозглашен лозунг если и не восстановления частной собственности (то есть 100 % сворачивания коммунистической идеологии), то хотя бы её «десатанизации» по принципу «а в этом что-то есть».

Статья предвосхитила деятельность «младореформаторов» и приватизацию 90-х годов.

Критика концепции

Как отмечает С. Г. Кара-Мурза, проблемами советского строя интеллигенция считала «засилье бюрократов», «уравниловку», «некомпетентность начальства», «наследие сталинизма». Как пишет Кара-Мурза, опираясь на эти стереотипы, Г. Х. Попов ввёл не имеющий конкретного содержания, но быстро набравший популярность термин «административно-командная система», который, как предполагалось, определял нечто особо советское «предопределяющее жизнь именно советского человека». Кара-Мурза возражает, что любая общественная система имеет свою «административно-командную» составляющую, однако сторонники термина представляли, что в «цивилизованных» странах АКС якобы отсутствует, и «там действуют только экономические рычаги»[33].

Дальнейшее развитие идеи С. Г. Кара-Мурзы, приводит к тому, что под «отменой административной системы» понималось не более чем отмена её самого высокого эшелона, цепочки «Политбюро — директор предприятия». Более низкие её уровни, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, существуют в любой экономической системе.

Таким образом, идеи Г. Х. Попова, по мнению Кара-Мурзы, логически приводили к ослаблению единого правительственного управления и повышению роли денег как инструмента расчетов между предприятиями.

Все это, по мнению некоторых, логически приводило (и привело) к появлению олигархов, богатых магнатов, владеющих целыми отраслями и комплексами промышленности, управляющих ими как заблагорассудится и перенаправляющих почти неограниченные средства из своих предприятий на личное потребление.

Критика этой ситуации в обществе (прямо вытекшей из статьи Г. Х. Попова, по мнению Кара-мурзы) составляет значимую часть критики перестройки.

Административно-командная система в произведениях искусства

Примечания

  1. ↑ Попов, 1990, с. 5.
  2. ↑ «Социальные реальности социальные миражи. Экономика как триллер. О книге Ю. Л. Латыниной „Промзона“» А. Н. Олейник «Мир России» № 4 / 2003 (недоступная ссылка)  (Проверено 16 сентября 2009)
  3. Почти поголовная безграмотность (около 75% населения), отсутствие демократической культуры и политического опыта в массах, страстная ненависть к прошлому и радикализм в переделке мира, революционное нетерпение, многовековая традиция подчинения деспотизму и его мифологизация.

  4. ↑ Иного не дано, 1988, с. 365.
  5. ↑ Попов, 1990, с. 64.
  6. ↑ Попов, 1990, с. 183.
  7. ↑ 1 2 Липсиц, 2007, с. 45.
  8. ↑ Попов, 1990, с. 184.
  9. ↑ Попов, 1990, с. 186.
  10. ↑ 1 2 Липсиц, 2007, с. 46.
  11. ↑ Попов, 1990, с. 187.
  12. ↑ Попов, 1990, с. 191.
  13. ↑ Попов, 1990, с. 16.
  14. ↑ 1 2 Попов, 1990, с. 192.
  15. ↑ Попов, 1990, с. 23.
  16. ↑ Попов, 1990, с. 193.
  17. ↑ Попов, 1990, с. 17.
  18. В 1933 г. производство сельскохозяйственной продукции составило 81,5% к уровню 1928 г. Производство животноводческой продукции в 1933 г. сократилось до 65% к уровню 1913 г. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 60,1 до 33,5 млн. голов. Более чем в 2 раза уменьшилось поголовье лошадей, а также овец, коз и свиней. Среднегодовое производство зерна и мяса в 30-е годы было меньше уровня 1913 г.

  19. ↑ Медведев, 1990, с. 195.
  20. В 1932 г. валовый сбор зерновых составил 69,9 млн. тонн вместо 73,3 млн. тонн в 1928 г. Сбор сахарной свёклы за четыре года упал с 10,1 до 6,6 млн. тонн...Резко (в полтора-два раза) сократилось производство молока, мяса, шерсти, яиц.

  21. ↑ Лацис, 1989, с. 78.
  22. ↑ Попов, 1990, с. 190.
  23. До сих пор никто не знает, сколько людей в Советском Союзе умерло от голода в 1932-1933 г. Многие исследователи сходятся на цифре 5 млн. человек, другие называют 8 млн. человек, и они, вероятно, ближе к истине.

  24. ↑ Медведев, 1990, с. 215.
  25. ↑ Попов, 1990, с. 195.
  26. У нас - творческая инерция, скептицизм, лень заводов стоит в полном контрасте с английской промышленностью. Связать нашу научную творческую мысль с практикой при данных условиях немыслимо.

  27. ↑ Капица, 1989, с. 120.
  28. ...в отношении прогресса науки и техники мы полная колония Запада.

  29. ↑ Капица, 1989, с. 121.
  30. ↑ 1 2 Липсиц, 2007, с. 565.
  31. В 1990 г. в структуре экспорта СССР на долю сырьевых товаров приходилось 62,9%,

    а на долю машин и оборудования - лишь 17,6%
  32. ↑ Малиа М. Из-Под Глыб, Но Что? Очерк Истории Западной Советологии Fedy-Diary.Ru
  33. ↑ С. Г. Кара-Мурза. Потерянный разум.

См. также

Литература

ru-wiki.org

ЭКОНОМИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ - это... Что такое ЭКОНОМИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ?

 ЭКОНОМИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ (ЦЕНТРАЛИЗОВАННО-ПЛАНОВАЯ) экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта Э. а.-к. – господство гос. собственности практически над всеми экономич. ресурсами (земля, недра, пр-тия, финансы и т.п.). Соответственно, нар. хоз-во представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у Э. а.-к. есть и положительные моменты: развитие соц. сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др. К странам с Э. а.-к. относились бывшие соц. страны, теперь – КНДР. Ядром Э. а.-к. являлась экономика СССР. Она сложилась в нач. 30-х гг. ХХ в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы т.н. военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917–20) и период новой экономической политики (нэп, 1921–28). Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольств. разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономич. укладов: социалистический, в к-рый включались гос. собственность на землю, национализированные промышл. пр-тия и банки, ж.-д. и водный (кроме лодочного) транспорт; мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками – они считались «центральной фигурой земледелия»; частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему пром-сти; гос. капиталистич. уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных пр-тий с долевым участием; патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйств. потребления, и редко прибегавшими к рынку. В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян. В 30-е гг. многоукладное хоз-во перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и гос. органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов. Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате начиная с 30-х гг. в структуре с. хозяйства главенствовали колхозы – коллективные хоз-ва, совхозы – имеющие гос. характер; МТС – машинно-тракторные станции, являвшиеся гос. собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйств. расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд гос. заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнит. оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам. Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего нар. хоз-ва резко возросла доля произ-ва средств производства по сравнению с произ-вом предметов потребления. В 1927/28 произ-во средств производства составило 49, а произ-во предметов потребления 51%; в 1937 соответственно 57 и 43%. Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промсти. В 1927/28 произ-во средств производства для тяжелой пром-сти составляло 39,5, а для легкой – 60,5%, в 1937 – соответственно 57,8 и 42,2%. Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышл. пр-тия строились гл. обр. за счет гос. бюджета и являлись гос. собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значит. ростом гос. собственности, к-рая именовалась социалистической. Доля гос. предприятий в основных фондах пром-сти СССР составляла в кон. 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом Э. а.-к. Важную роль в данной системе играло гос. директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и др. массовыми бедствиями, применение Э. а.-к. вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финанс. и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

  • ЭКОНОМЕТРИКА
  • ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Смотреть что такое "ЭКОНОМИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ" в других словарях:

  • Административно-командная система — Административно командная (или командно административная) система  термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… …   Википедия

  • Административно-командная система —    система власти, основанная на бюрократических методах руководства, на прямом командовании нижестоящими предприятиями, подразделениями и должностями.    см. также Планово распределительная экономика …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА — – экономическая система, основанная на концентрации в руках государства всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ …   Краткий словарь экономиста

  • Командная экономика — Командная экономика  форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии… …   Википедия

  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… …   Энциклопедия инвестора

  • Экономика — Эта статья о хозяйственной деятельности; о науке см.: Экономика (наука). У этого термина существуют и другие значения, см. Экономика (значения) …   Википедия

  • Экономика (наука) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… …   Энциклопедия инвестора

  • Планово-распределительная экономика —    экономическая система, основанная на тотальном государственном распределении сырья, материалов, оборудования и готовой продукции.    см. также Административно командная система …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ХОЛОДНАЯ ВОЙНА — «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА», термин, обозначающий состояние военно политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, блокада экономическая и т. п.),… …   Энциклопедический словарь

finance_loan.academic.ru

Командно-административная система командная экономика - Энциклопедия по экономике

В условиях командно-административной системы управления экономикой сформировался и неотвратимо действовал ряд принципов управления финансами предприятия.  [c.33] В условиях командно-административной системы управления экономикой сформировались и неотвратимо действовали следующие принципы управления финансами предприятия  [c.312]

Множество причин инфляции отмечается как в промышленно развитых странах Запада, так и в развивающихся странах, и в нашей стране. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Так, сразу после II мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение цены — заработная плата , перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления по оценкам достигала 1/2 национального дохода, против 15—20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, и другие особенности.  [c.330]

Командно-административная система создала экономику, основной целью которой является поддержание и содержание властных структур. Любое сравнение с рыночной экономикой показывает, что подобный тип экономики абсолютно неконкурентоспособен.  [c.436]

В условиях командно-административной системы управления экономикой, действовавшей в СССР, принцип обязательности выполнения нормы-директивы был доведен до абсурда. При централизованном установлении этих норм Госпланом СССР министерствам, последними — предприятиям сплошь и рядом проявлялся субъективизм, они теряли научную обоснованность, слабо отражали объекты управления. Чтобы в дальнейшем получить при распределении побольше фондов на материальные ресурсы и финансовых ресурсов на пополнение собственных оборотных средств, предприятия завышали рассчитываемые нормы расхода, запасов, оборотных средств, которые министерства представляли на утверждение в Гос-  [c.7]

В нашей стране неконвертируемость валюты-—это прежде всего элемент командно-административной системы регулирования экономики. По мере перехода к рыночной экономике предприятиям будут предоставляться все большие возможности по обмену национальной валюты на иностранные. В Основных направлениях стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике намечен путь достижения конвертируемости рубля.  [c.31]

Переход от командно-административной системы управления экономикой к экономике рыночного типа в бывших социалистических странах потребовал нового теоретического обоснования явлений и процессов, происходящих в экономической жизни. Теория марксизма-ленинизма во многом показала свою несостоятельность на практике, что послужило причиной увеличения разрыва в уровне развития стран с рыночной экономикой и стран, ориентировавшихся на социалистическую, командно-административную модель экономического устройства общества.  [c.3]

В условиях командно-административной системы управления экономикой преобладало плановое ценообразование. В обстановке рынка характерно свободное ценообразование. Государство может воздействовать на него только экономическими методами установлением предельного уровня цен, предельных нормативов рентабельности, использованием налоговой политики, мер, направленных на развитие конкуренции и т.д.  [c.139]

Страны с переходной экономикой производят около 17—18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%), Китай — около 12%. Все они делятся западными экспертами на три группы в зависимости от того, насколько успешно проводятся реформы 1 - страны, которые начинают "выныривать" из острого кризиса (к ним относятся Венгрия. Польша, Чехия, Словакия, Болгария) 2 - страны, которые еще находятся в водовороте событий (к ним относятся Россия и большинство республик, входивших в СССР, а также Румыния и Албания) 3 - страны, которые еще не начали строить рыночные отношения отказавшись от командно-административной системы управления экономики. Это группу стран еще называют "заблудившимися" К ним относят страны, образовавшиеся на обломках Югославии, бывшие республики Закавказья, Таджикистан, Узбекистан и Украину.  [c.12]

Во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея единого банка Теперь специальные банки должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений. Госбанк должен был руководить непосредственно всей банковской системой, наблюдать за использованием банками кредитов, их направлением в конкретные отрасли хозяйства в соответствии с правительственными директивами.  [c.110]

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает, а скорее предполагает и необходимость возможного перехода анализа на макроуровне не сверху вниз , как складывалось при командно-административной системе с ее ярко выраженным централизмом, а снизу вверх . Народнохозяйственные обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.  [c.4]

В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с их внешней средой - государством и его институтами, финансовой системой, снабженческо-сбытовыми организациями и конкурентами. Появились рынки финансов, труда, недвижимости. Возникла конкурентная среда. Предприятиям стало не только возможно, но и необходимо самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития и пути их достижения.  [c.5]

Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам управления возможности проконтролировать выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности системы командно-административного вертикального управления экономикой и централизованного планового распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции распределения ресурсов внутри отрасли и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.  [c.160]

Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. О государственном предприятии (объединении) . Этот закон был призван усилить централизованное начало развития народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Предполагалось, что изменения, вносимые указанным законом, позволят реформировать командно-административную систему управления экономикой в целях наиболее полного использования преимуществ социалистической экономики в условиях научно-технической революции. По мнению организаторов реформы, активное использование товарно-денежных отношений, финансово-кредитных рычагов, системы экономических стимулов могло быть осуществлено при сохранении централизованного планового руководства (с преобразованием его функции) народного хозяйства.  [c.287]

Диверсификация как проблема встала в нашей стране относительно недавно. Это объясняется исторически сложившейся ситуацией в стране, иными словами, условиями плановой экономики. Это говорит о том, что диверсификация как элемент стратегической альтернативы развития просто не существовала А если и были попытки осуществить некоторое расширение деятельности предприятия, то по причине централизованного и зачастую необоснованного процесса диверсификации, без изучения причин самого процесса и последствий. Командно-административная система, одним из стержней которой является директивное централизованное планирование, пыталась ограничить как число элементов хозяйства (это являлось одним из факторов чрезмерной концентрации и специализации экономики, причиной монополизации производства), так и число связей между элементами (достаточно усеченная номенклатура выпуска, что и имеет непосредственное отношение к диверсификации). Помимо этого само перспективное планирование определяет стратегическое направление развития предприятия и долгосрочное распределение средств. Это позволяет определить реальные возможности развития, ресурсные ограничения, выявить количественные и качественные последствия развития. А до последнего времени за все годы функционирования государственной экономики в СССР главными и определяющими критериями эффективности организационных структур в промышленности были уровень специализации и концентрации производства, ибо именно эти критерии, по мнению официальной экономической науки и плановых органов, обеспечивали наибольшую эффективность производства и управления, наилучшую подготовленность  [c.72]

Нам стали известны три типа макроэкономических регуляторов 1) рыночный, 2) государственный, 3) смешанный (рыночно-государст-венный). Между тем имеется еще четвертый тип — командно-административная система управления (в западной экономической литературе эту систему называют командная экономика ). Что же представляет собой данный тип управления  [c.208]

Несостоятельность ее в практическом плане очевидна во всех странах, где (на протяжении XX в.) была провозглашена общественная собственность, ибо действительно общественную собственность можно только провозгласить, экономика продемонстрировала свою полную неэффективность (дефицит, голод, нерациональное использование всех производственных ресурсов). А в социально-политическом плане общественная собственность оказалась неразрывно связанной с тоталитарным строем, или, выражаясь мягче, командно-административной системой.  [c.125]

Анализ категории цены земли помогает лучше понять сущность одного из многочисленных рынков товаров и факторов производства, существующих в нормальной рыночной экономике. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование, в частности, рынка земли, ее свободную куплю и продажу. Запрет в нашей стране на свободный рыночный оборот земли вовсе не помешал ее купле-продаже, но нелегальной (например, при продаже домов в сельской местности, дач и т.п.). Это означало, что государство лишалось значительной части доходов, связанных с реализацией земельных участков явочным порядком . Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли — необходимое условие успеха глубоких экономических реформ в нашей стране.  [c.200]

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ  [c.413]

Сущность командно-административной системы экономики  [c.427]

Таким образом, все меры принуждения к труду — идеологизация общества, политические репрессии, огосударствление сельской экономики, эффект снижения цен (о чем будет сказано далее) использовались для упрочения командно-административной системы.  [c.430]

Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Не оцененные рынком природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы. Командно-административная, т.е. социалистическая, экономика ввиду имманентно присущего ей хронического дефицита не может функционировать без черного рынка , олицетворяемого теневой экономикой.  [c.432]

Командно-административная экономика не в состоянии решить изначальную задачу экономической системы — проблему объективности экономических решений. Вопрос соизмерения затрат и результатов может решаться только косвенно, через деньги. Сосуществование рынка и командно-административной системы в принципе невозможно.  [c.436]

Начавшись в 1985 г., перестройка положила начало переходному периоду от командно-административной к рыночной экономике. В течение этого периода должны произойти радикальные политические и экономические реформы, сформироваться новое мировоззрение. Это означает, что активно формируется многопартийная политическая система, торжествует свобода печати, митингов, демонстраций и других демократических атрибутов взаимодействия властей всех уровней и народа. В экономической сфере центральной проблемой становится разгосударствление собственности наряду с государственными предприятиями появляются кооперативные, арендные, акционерные общества и товарищества, индивидуальные предприниматели.  [c.439]

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, например, доводить плановые задания до каждого малого или большого предприятия. Напротив, наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав им самостоятельный статус, государство тем самым высвобождает руки для организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития. Короче говоря, государство в условиях рыночной экономики призвано играть иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Подчеркнем не меньшую, а именно иную, может быть даже и большую, чтобы его граждане, будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы вкус к самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений, освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог процветания и могущества демократического государства.  [c.454]

Переходный период к рыночной экономике — серьезное испытание для каждого человека. Кто-то этот этап проходит легко, кто-то труднее, а для некоторых людей — это просто катастрофа. Но этот период для -нас неизбежен, ибо нынешние трудности были заложены еще в командно-административной системе, подлежащей ныне демонтажу.  [c.467]

О месте и роли спроса. В рыночной (маркетинговой) системе, ориентированной на производство товаров для других, анализ начинается с исследования не производства и предложения (как в командно-административной системе), а сбыта продукции. Причина такой замены "точки отсчета" в том, что в рыночной экономике все начинается с рынка и заканчивается рынком производимый товар или услуга находит или не находит сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Иначе говоря, каждый товар должен производиться лишь тогда, когда он нужен потребителю. Это и предопределяет приоритетное значение спроса в экономическом анализе рыночной системы хозяйства.  [c.44]

Кажется, такую политику нужно было бы продолжать, ведя дело к постепенному переходу к рыночной экономике во всех отраслях. Однако на практике получилось по-другому. Дело в том, что определенная свобода предприятий подрывает основы командно-административной системы. Поэтому власти предержащие всегда стараются эту власть не упустить, создать видимость своей необходимости, значимости. Причем парадокс состоит в том, что они действительно в это  [c.23]

Примерно треть книги [10] известных авторов посвящена описанию рекомендаций и опыта американских фирм по формированию философии поведения на рынке. Напоминаем читателям, что американские фирмы функционируют в условиях отлаженных рыночных отношений, а российская экономика находится только в начальной стадии их формирования. Поэтому американский опыт не может быть использован российскими организациями как опыт, адаптированный к нашим условиям, к нашему менталитету. Российскую экономику можно представить как корабль, отчаливший от порта (командно-административной системы) в гавань (экономику с рыночными отношениями). Нам хорошо описали ее, но забыли указать путь. Так вот проблемы развитых стран — это проблемы "гаваней", нам же нужно решать проблемы пути к ней. Вместе с тем изучать опыт промышленно развитых стран мы обязаны.  [c.222]

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. С переходом от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике принципиально меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Государство отказалось от всестороннего обязательного регулирования многих параметров продукции, оставив в своей компетенции лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных стандартах. В этих условиях регулятором товарной политики компаний становятся требования рынка. Негосударственные компании, входящие в отрасль, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подчинены государственному органу управления, и его указания не являются для них обязательными.  [c.255]

В России, где многие годы в Экономике преобладал государственный монополизм в виде командно-административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путём их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг.  [c.153]

Иной характер носит монополия в условиях командно-административной системы (имеется в виду отечественная экономика весьма недавнего прошлого). Такая система характеризуется абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления — министерства и ведомства. Министерство не только контролирует производство на действующих предприятиях, но и определяет целесообразность строительства новых предприятий, их местонахождение и мощности, то есть оно ограждено от потенциальной конкуренции. Министерство занимается разработкой новых товаров и технологий (через свои головные НИИ и КБ), определяет планы технического перевооружения производства — то есть конкуренция нововведений ему также не угрожает.Министерство часто контролирует производство всех родственных товаров, чем сводит к минимуму конкуренцию товаров-заменителей. Министерство оказывает также значительное влияние на закупки товаров по импорту, предоставляя информацию о потребности в данных товарах и степени ее удовлетворения.  [c.79]

Реальное же подтверждение этот дуализм получил в смешанной экономике, существующей в большинстве развитых стран. Экономика смешанного типа регулируется и рынком, и государством, хотя в разных странах или в одной стране на разных этапах ее развития тот или иной способ регулирования оказывается явно преобладающим. Известны разные варианты организации экономики смешанного типа шведская модель , социальное рыночное хозяйство в Германии, японская, американская и другие модели. По мнению некоторых, командно-административная система в СССР в конечном счете эволюционировала (или выродилась) в экономику согласований, или бюрократический рынок, где отношения между выше- и нижестоящими представляли уже не столько отношения администрирования и исполнения, сколько отношения обмена.16.  [c.29]

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими меррприятиями экономической реформы.  [c.19]

Однако сложность перехода отечественных предприятий к рыночной экономике усугубляется еще и деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при отсутствии влияния на нее спроса и не была направлена на его удовлетворение. В экономике России преобладало развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы развития хозяйства считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - хлеб промышленности, а нефть и газ - ее сердце. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары  [c.5]

Топливно-энергетический комплекс России, как и вся российская экономика в целом, переживает глубокий системный кризис. Истоки этого кризиса лежат в складывавшейся в течение нескольких десятилетий советской системе хозяйствования. В наследстно от командно-административной системы хозяйствования Россия получила крайне неэффективную, неконкурентоспособную экономику.  [c.80]

В мире нет ни одной фтраны, которая бы строила экономику по модели командно-административной системы и смогла достигнуть главного — обеспечить жизненный уровень населения и высокий уровень гражданских и политических свобод, достойных развития цивилизации кануна XXI в.  [c.413]

Анализируемой системе построения общества и экономики, как и любой другой, соответствует вполне определенная теория. Данная теория — это не просто плод интеллектуальных упражнений. Когда теория становится программой деятельности правящих политических сил, то идеальное становится материальным, определяя жизнь и судьбу миллионов людей. В политике цена ошибки является самой высокой. Исторический парадокс заключается в том, что основные концепции марксизма, призванные определить лучшее будущее для [c.413]

Экономика командно-административной системы сталинского периода представляла собой лагерную экономику . По некоторым данным, в лагерях в разное время находились от 10 до 15 млн заключенных, а в 1953 г.— в год смерти Сталина — 12 млн заключенных, т.е. 1/5—1/4 всех занятых в материальном производстве. К концу 30-х годов система лагерей настолько расширилась, что были созданы отраслевые управления ГУЛАГа. Заключенные строили города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), железные дороги (Тайшет-Лена, Бам-Тында). Лагеря давали в годы войны половину добываемого в стране золота, треть платины, огромную часть древесины.  [c.432]

Десятилетия существования командно-административной системы привели не к формированию экономики потребления, а к созданию экономики власти. Такой тип экономики может обеспечить только полуголодное сосуществование населения — и это в самой богатой по природным ресурсам стране мира. Экономика власти направлена не на удовлетворение потребностей людей, а на поддержание жизнедеятельности существующей командно-административной системы, какие бы идеологические заклинания при этом не произносились  [c.435]

В 1990-х гг. в бывших социалистических странах в процессе реформирования экономики, имеющего целью радикальные преобразования в командно-административной системе, направленные на переход к рынку, осуществляется приватизация, т. е. передача предприятий в частную собственность. Э. Ф. Миженская.  [c.185]

economy-ru.info