Детский сад №43 общеразвивающего вида городского округа Орехово-Зуево Московской области. Аббревиатура фгос


Что такое ФГОС?

Все мы когда-то ходили в школу, но вот термин ФГОС, который к современной школе имеет самое прямое отношение, знаком далеко не каждому. Что такое ФГОС?

Аббревиатура ФГОС означает Федеральный государственный стандарт образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.

Зачем нужен стандарт образования

Единые стандарты образования есть далеко не во всех, даже развитых странах. На Западе долгое время родители сами решали вопрос, в какое учебное заведение отдать ребенка (а программы у разных школ были разные). А в школе дети сами решали, какие предметы им изучать, а какие нет. Возможно, это и служило причиной низкой эрудиции выпускников западных школ.

Единый ФГОС должен обеспечивать на территории всей страны общее образовательное пространство, благодаря чему школьник из Ханты-Мансийска может переехать в Санкт-Петербург и без труда адаптироваться к новой школе и продолжить обучение.

Также образовательные стандарты обеспечивают преемственность между ступенями обучения. Окончив одну ступень, выпускник должен быть подготовлен к поступлению на другую.

Особенности современного ФГОС в России

Современный ФГОС называют стандартом второго поколения. Его начали разрабатывать с 2009 года. В чем суть ФГОС? По сравнению со стандартами первого поколения в новом стандарте много радикальных изменений. Старые стандарты предъявляли только требования к минимуму знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в школе, и требования к максимуму учебной нагрузки.

ФГОС второго поколения состоит из трех частей:

  1. Требования к результатам освоения образовательной программы. Причем акцент здесь делается не на сумме знаний и умений, а на усвоении так называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во взаимодействие с другими людьми. Также в стандарте сформулированы предполагаемые результаты обучения по конкретным образовательным областям и описаны качества, которые должны быть сформированы у выпускников (любовь к Родине, уважение к закону, толерантность, стремление к здоровому образу жизни и т. д.).
  2. Требования к структуре основной образовательной программы. Перечислены образовательные области, которые должны обязательно изучаться в школе (филология, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физкультура, экология и ОБЖ). Большое внимание уделяется внеурочной деятельности в форме кружков, студий, олимпиад и т. д. Теперь каждый урок должен проходить по ФГОС.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Прописаны требования к финансированию образования, профессиональному уровню и компетентности педагогических кадров, а также к материально-технической б

elhow.ru

УУД по ФГОС – что это такое? Значение аббривеатуры.

Краткое содержание статьи:

 

Пролистывая очередные распоряжения или методическую литературу по проведению образовательного процесса можно наткнуться на словосочетание УУД по ФГОС, что это такое и почему бы не употреблять вместо двух аббревиатур более понятные слова? Специалисты, для которых изначально и предназначалась эта литература, прекрасно понимают сокращения, ведь в своей работе они сталкиваются с ними ежедневно. А вот стороннему читателю приходится задуматься.

 

«УУД по ФГОС» – что это за буквы

 

Что такое УУД?

Лучше разобрать оба понятия по отдельности, а уже потом соединить их и прийти к какому-то выводу.

УУД – универсальная учебная деятельность.

Вот видите, расшифровка не всегда способствует пониманию, ведь ситуацию ничуть не прояснилась. Под этими тремя словами подразумевается:

  1. Способность человека учиться, получать новые знания.
  2. Возможность усваивать новую, полезную для себя информацию.
  3. Осмысление необходимости получения образования.
  4. Понятие и принятие самого процесса и всех его составляющих.

Понятие было разработано еще в прошлом веке, в Союзе. В те времена педагогика активно развивалась, закладывались основы ее новых направлений. Так уж случилось, что именно это понятие прижилось и используется по сегодняшний день на всех возможных уровнях.

Ученики перед экзменом

 

Что такое ФГОС?

Вторая аббревиатура чуть проще, сразу после расшифровки ее смысл станет очевидным. Федеральный государственный образовательный стандарт:

  • Представляет собой список требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям. Как правило, речь идет о школах.
  • Стандарт принят в соответствии «Закона об образовании».
  • С 1 сентября 2011 года все школы работают по обновленному стандарту.

Можно разделить на три категории все требования ФГОС:

  1. Непосредственно к структуре образовательного процесса. Должен иметься составленный и утвержденный план, который поспособствует оптимальному продвижению учащихся в плане обучения.
  2. К реализации этого самого плана. Если за первый пункт была ответственна администрация и методические отделы, то здесь вся ответственность ложится на плечи самих учителей.
  3. К результатам. Да-да, именно результаты школьников являются наглядной демонстрацией соблюдения всех правил. Речь не идет о каких-то единичных плохих или хороших показателях, учитывается обще-статистическое значение по всей школе.

    ФГОС и два бакалавра

 

Какие бывают УУД?

УУД разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. Но основной упор, в последние годы, делается на обучение работе с компьютерной техникой и усвоению основ информационных технологий. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Учатся в школе по УУД

 

Плюсы и минусы домашнего обучения

С каждым годом все больше и больше родителей выбирают домашнее обучению, как альтернативу школе. Для этого могут быть объективные показатели, связанные с умственным и физическим здоровьем ребенка. Но в большинстве своем, отказ от школы связан со страхом, и нежеланием отпускать от себя свое дитя. К чему это может привести?

 

Выпускник школы

На домашнем обучении

Быстро усваивает значимость социального взаимодействия

Мир социальных взаимодействий остается закрытым, вплоть до поступления в университет

Старается окружить себя надежными друзьями и товарищами. Учит помогать им и надеяться на взаимовыручку.

Обычно не контактирует ни с кем, кроме семьи. С трудом заводит друзей и даже просто новые знакомства.

Может подвергаться нападкам, со стороны сверстников.

Находится в «зоне комфорта», где ничего плохого произойти просто не может.

За годы учебы вырабатывает способы противодействия ущемлению своих прав.

Он абсолютно беззащитен в дальнейшем, в социальном плане.

 

Мальчик несет учебники

 

Всех «под одну гребенку»?

Но давайте подумаем, так уж ли хороша вся эта стандартизация? Каждый ребенок – индивидуальность. Он еще практически ничего не знает и не умеет, поэтому его мышления не ограничено какими-то строгими рамками.

Приобретая новую информацию, мы во всех дальнейших суждениях отталкиваемся от уже известных фактов. Это способствует развитию логического мышления и решению задач средней сложности. А что насчет абстрактного мышления? Бывает же так, что невозможно разрешить имеющуюся проблему стандартными методами.

Все эти стандарты двояко влияют на ребенка:

  • С одной стороны он усваивает нормы морали, поведения в обществе. Это способствует формированию его личности и медленному продвижению к намеченной цели.
  • Но при этом ставит в жесткие рамки. Говорит, что может быть так и никак иначе. Устанавливает одни единственно правильные значения, отвергая все остальные.

Обучение в школе

УУД по ФГОС представляет собой набор требований ко всему образовательному процессу. В основе его лежит желание не только предоставить учащимся возможность усвоить все необходимые знания. За этим скрывается потребность в формировании целостной личности, способной не только к дальнейшему обучению, но и к нормальному функционированию в рамках сообщества.

Если вам в тексте встретилась аббревиатура УУД по ФГОС, что это такое лучше сразу выяснить. Незнание основ может сыграть злую шутку.

 

Видео об УУД по ФГОС

На этом видео практический семинар, который проводила заслуженный преподаватель России Елена Свиридова. В нем она расскажет о формировании УУД по ФГОС в основном общем начальном образовании:

1-vopros.ru

УУД по ФГОС — что это такое простыми словами? УУД по ФГОС это… (узнай, чтобы не смотреть Википедию)

УУД, ФГОС, те кто знаком с образовательным процессом, читал методики знает значение данных аббревиатур. Для большинства же остальных, вполне вероятно, что эти сочетания букв мало что говорят. Однако, если у вас ребенок ходит в школу, то вам так или иначе, с этими понятиями придется столкнуться. А это немаловажно, поскольку каждый родитель заинтересован в качественном обучении своего чада.

Если не следить за всеми изменениями в образовательной сфере, плохо ориентироваться в нюансах учебного процесса, то невозможно будет контролировать и сам этот процесс. Хотя сейчас, и существует много нареканий к современной школьной программе, в этой статье рассмотрим понятия, на которых основывается сегодняшний учебный процесс.

Что такое УУД по википедии?

УУД – Универсальная Учебная Деятельность. В это понятие входит способность каждого человека обучаться и получать новые знания. Можно сказать проще, что это умение учиться. Каждый из нас по разному воспринимает обучение. И это нормально. Все мы разные, кто-то обучается быстро, кто-то медленнее, кому-то надо для получения, порой, небольшого количества новых знаний совсем немного времени, а кто-то тратит на это дни и даже месяцы. Но при этом мы должны понимать весь процесс обучения и, самое главное, воспринимать его. Без этого учиться чему-либо даже и не стоит. Ведь согласитесь, если вы что-то не понимаете, или не приемлете, то ничего и не получится.

Понятие УУД возникло и сформировалось еще в прошлом веке, во времена Советского Союза. Но так сложилось, что оно прижилось до настоящего времени и активно применяется.

Какие виды УУД существуют?

Что бы полнее представить себе что такое УУД, давайте рассмотрим, какие виды этой самой учебной деятельности существуют.

Начнем с такой, как личностная.

Исходя из названия, эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.

Есть регулятивная УУД. Что она означает?

Это когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой УУД характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция (исправление) и контроль.

Познавательная УУД

представляет собой различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем. Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему.

Коммуникативная УУД,

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а так же контролировать и оценивать своего партнера.

Особое внимание в преподавании школьных дисциплин уделяется различным «надпредметным» действиям, которые направлены на анализ и управление школьниками своей познавательной деятельности.

Что такое ФГОС?

После расшифровки, эта аббревиатура становится гораздо более понятной даже и без объяснения. Итак, ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

Он представляет собой список определенных требований, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Этот стандарт разработан в соответствии с «Законом об образовании» и был принят к исполнению во всех школах с 1 сентября 2011 года.

Какие же требования по ФГОС предъявляются школам?

Первое, это сама структура образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение должно иметь оптимальный четко составленный и утвержденный план обучения. Второе, это непосредственно реализация утвержденного плана. Если первое требование ФГОС ложится на плечи администрации школы, то за второе полностью отвечают учителя. Ну и третье требование, это результаты образовательного процесса. Причем, это третье требование является важным в процессе обучения, так как именно результаты, которые покажут все школьники каждой конкретной школы, покажут состоятельность разработанных планов.

Итак, УУД по ФГОС это целый набор различных требований ко всему образовательному процессу. И здесь не только желание дать школьникам возможность получить и усвоить необходимые знания, но и потребность сформировать личность, которая будет способна обучаться и дальше.

Автор публикации

Комментарии: 0Публикации: 136Регистрация: 14-09-2016

leadinlife.info

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

 

Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.

После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.

ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки.  

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования. 

Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  1. Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  2. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  4. Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  5. Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  6. Являться преемственной со школьной программой. 

Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  1. Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  2. Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  3. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  4. Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  5. Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.

ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы. 

Целевые ориентиры программы по ФГОС

Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс: 

  • ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
  • дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
  • отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
  • достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
  • речь понятна окружающим, правильно построена;
  • развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
  • крупная и мелкая моторика соответствует возрасту;
  • в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
  • отмечается владение волевыми качествами;
  • ребенок любознателен, наблюдателен.

 

 

11 апреля 2016

ozgdou43.edumsko.ru

ФГОС: что такое, требования стандарта

Все чаще упоминается в образовании ФГОС. Что такое новые образовательные стандарты и как они изменили систему отечественного образования? Постараемся найти ответы на эти важные и актуальные вопросы.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Что собой представляют новые образовательные стандарты

Данная аббревиатура расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Программы, требования зависят не только от специфики учебной дисциплины, но и от ступени обучения.

Предназначение стандартов второго поколения

С какой целью внедряются ФГОС? Что такое УУД? Для начала отметим, что не во всех развитых странах существуют единые образовательные стандарты. В РФ они предназначены для обеспечения преемственности между отдельными ступенями обучения. После окончания одного этапа ученик должен обладать определенным уровнем подготовки, чтобы перейти на следующий образовательный этап.

ФГОС общего образования, предназначенные для воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, характеризуются как система требований, являющихся обязательными при реализации адаптированной программы для ребят с ОВЗ.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Требования стандартов 2-го поколения

Определенные требования к уровню обученности и воспитанности по стандартам содержит каждый класс. ФГОС предполагает определенные требования к структуре программ, объему материала. Также учитывают условия реализации образовательных основных программ, включая материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса. Если ФГОС 1 поколения были направлены на усвоение школьниками теоретического материала, то новые стандарты предназначены для гармоничного развития подрастающего поколения.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Составные части новых стандартов

ФГОС 2-го поколения появились в 2009 году. Они включают в себя три основные части.

Первая часть содержит требования к результатам освоения школьниками образовательной программы. Акцент делают не на совокупность умений и знаний, а на универсальные учебные действия, предполагающие самостоятельное добывание необходимой информации посредством применения современных технологий, а также на коммуникативные качества.

Кроме того, в стандарте указываются предполагаемые результаты обученности по каждой учебной области, описаны те качества, которые будут формироваться у школьников: здоровый образ жизни, толерантность, бережное отношение к природе, уважение к родному краю.

Урок по ФГОС предполагает элементы проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности в виде творческих студий, кружков, клубов. Указываются требования к компетентности и профессионализму педагогического состава образовательных учреждений.

Стратегия развития страны, разработанная по 2020 год, направлена на формирование компетентного гражданина, умеющего отвечать за свои поступки, готового к саморазвитию и самосовершенствованию.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Специфические особенности ФГОС НОО

Продолжим рассмотрение ФГОС. Что такое новые стандарты для школы, вы выяснили. Теперь выявим их отличия от традиционной образовательной программы. Содержание программы направлено не на получение знаний, а на формирование духовности, нравственности, общей культуры, социальное и личностное развитие.

Особое внимание уделяется физическому развитию подрастающего поколения. Требования к результатам обучения указываются в виде предметных и личностных результатов, это отличает новые стандарты от первого поколения ФГОС. Что такое УУД?

Обновленные стандарты предполагают повышенное внимание к внеурочной деятельности. Ее организация осуществляется по следующим направлениям: социальное, спортивное, нравственное, духовное, общекультурное развитие.

Содержание занятий должно создаваться с учетом пожеланий школьников, а также их родителей (законных представителей).

Как формируется дополнительная группа? ФГОС предполагает проведение диспутов, конференций, организацию научных школьных обществ, соревнований, олимпиад. Время, которое по новым стандартам отводится на внеурочную деятельность, не включается в основную нагрузку школьников. Чередование внеурочной и учебной деятельности определяет образовательное учреждение, учитывая пожелания родителей обучающихся.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Отличительные характеристики нового стандарта

Каковы отличительные особенности ФГОС? 5 класс считается началом второй ступени обучения, где основной акцент делают на формирование метапредметных и личностных результатов.

Основной целью нового стандарта стал деятельностный подход, который направлен на развитие личности школьника. Общеучебные умения считают ядром ФГОС, поэтому для каждого предмета разработаны конкретные учебные действия.

Важным этапом формирования УУД на начальной ступени обучения является ориентация младших школьников на овладение коммуникативными и информационными технологиями, а также на грамотное применение современных ИКТ инструментов.

Современные цифровые инструменты и коммуникационные среды указываются в стандартах второго поколения как оптимальный вариант формирования УУД. Существует специальная подпрограмма, направленная на формирование у подрастающего поколения информационных компетенций.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Начальное образование в новых реалиях

Стандарт предполагает определенные требования к результатам школьников, которые освоили программу начального образования. Личностные УУД предполагают желание и способность школьников к саморазвитию, сформированность позитивной мотивации к познанию и обучению, смысловые и ценностные установки обучающихся, которые отражают их индивидуальные позиции, социальные компетенции.

Выпускники начальной школы должны обладать гражданской идентичностью, личностными качествами.

В метапредметных компетенциях подразумевается полное освоение ребятами учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, благодаря которым они овладевают основными компетенциями.

Предметные УУД предполагают получение информации по определенным дисциплинам, преобразование, использование информации, формирование на основе полученных знаний полноценной научной картины мира.

Например, ребенок учится самостоятельно подбирать к тексту заголовок, записывать тезисы текста. Выпускник начальной школы обязан по готовому заголовку составлять тезисный план, продумывать пересказ материала.

Значимость ИКТ в ОУ

Реалии современности таковы, что, помимо классического письма, ребенок практически одновременно осваивает и компьютерную клавиатуру. Многие родители, использующие компьютер в своей профессиональной деятельности, понимают значимость ИКТ в современной школе. Знакомство с окружающим миром, проведение опытов и исследований в наши дни предполагает использование цифровых камер, микроскопов. Для обобщения результатов, полученных в ходе практической деятельности, школьники пользуются цифровыми ресурсами.

Проектная методика

Для проектного метода, который является по стандартам второго поколения обязательным элементом современной школы, также нужны информационные технологии.

Интегрированный подход к обучению, используемый в стандартах второго поколения, связан с активным применением знаний, которые получены на другом уроке. К примеру, работу с текстами, описаниями, проводимую во время русского языка, продолжают при знакомстве с природными явлениями на уроке окружающего мира. В качестве результата подобной деятельности будет выступать видеорепортаж, который описывает природные явления, картины окружающей среды.

ФГОС: что такое, требования стандарта

Информационно-образовательная среда

Она должна быть оптимальной для информатизации учащегося и педагога. Именно через информационную среду по новым федеральным стандартам обеспечивается дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, включая и внеурочный период. Что входит в ИС? Мультимедийные устройства, компьютеры, выход во Всемирную паутину, доступ к электронным ресурсам.

Именно через информационную среду осуществляется взаимодействие педагога с ребятами, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные уроки и внеурочные мероприятия.

Стандарт касается не только уроков, но и внеурочной деятельности. В нее включают индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий, групповые консультации.

Содержание такой деятельности отражается в образовательной основной программе ОУ. ФГОС допускают внеурочную работу младших школьников в размере десяти часов в неделю. На первой ступени обучения он способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного общего начального образования, воспитания, нравственного развития школьников, формирование их гражданственности.

Заключение

В связи с изменением социального заказа в российском образовании назрела необходимость существенных преобразований. Вместо классической системы, в которой основное внимание уделялось получению максимального количества теоретических знаний, в российские школы внедряют программы, направленные на саморазвитие подрастающего поколения. ФГОС второго поколения дают возможность получать начальное образование на родном языке, овладевать культурными и духовными ценностями своего народа.

Благодаря применению педагогами инновационных методик преподавания у каждого ребенка есть возможность выстраивать собственную образовательную и воспитательную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Стандарты второго поколения направлены на удовлетворение социального заказа – воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, гордящегося ею.

Источник

www.obovsyom.ru

Что такое УУД в образовании детей? Расшифровка аббревиатуры :: SYL.ru

Выясним, что такое УУД. Данный термин встречается в методической литературе, связанной с новыми образовательными стандартами. Рассмотрим особенности этих сокращений, смысл терминов, их значимость в современных реалиях.

Расшифровка аббревиатуры

Что такое УУД? Это универсальная учебная деятельность, которая предполагает:

  • способность ребенка к получению новых знаний;
  • усвоение им полезной, важной информации;
  • осознание важности образования.

Страницы истории

Что такое УУД в современной школе? Этот термин был разработан еще во времена существования Советского Союза. В двадцатом веке данный термин был введен, но свое активное применение нашел только в настоящее время. Федеральный государственный стандарт второго поколения, используемый в современной школе, предполагает формирование УУД по всем учебным дисциплинам. С 2011 учебного года ФГОС введены во все российские школы.

Требования ФГОС

Существует подразделение основных требований на определенные категории. Например, есть определенные нюансы в подходе к структуре процесса образования. Программа УУД предполагает определенный план, позволяющий в максимальной степени развивать учащихся. Реализация намеченных пунктов является задачей педагога. В качестве наглядной демонстрации навыков, приобретенных школьниками, рассматриваются УУД. Расшифровка аббревиатуры была рассмотрена выше, теперь поговорим об их классификации.

Виды УДД

В зависимости от образовательной ступени, для учеников начальной школы, среднего и старшего звена, формирование УДД на уроках имеет определенные различия. Среди последних тенденций, наблюдаемых в российских школах, отметим применение в образовательном процессе информационных технологий. Выделяют четыре базовые группы УУД. Расшифровка их дает полное представление о тех инновациях, что наблюдаются в российском образовании.

Личностные УУД дают возможность ребенку познать себя, выяснить особенности своей личности, они направлены на формирование этической и нравственной оценки действий.

Программа УУД по классам включает в себя познавательные навыки, которые сведены к возможности восприятия информации, ее обработке, анализу, получению данных, созданию новой образовательной траектории.

Коммуникативные навыки подразумевают возможность школьника взаимодействовать с одноклассниками, учителями. Школа является важным этапом социализации ребенка, помогает преодолевать проблемы, касающиеся межличностных отношений.

Регулятивные действия направлены на формирование плана действий, связанных с образовательным процессом. Школьник учится составлять режим своего дня, что поможет ему в последующей жизни.

Особенности домашнего обучения

Что такое УУД при этой форме обучения? Наблюдается тенденция увеличения числа детей, родители которых выбирают вариант домашнего обучения. Причин такого выбора несколько: ослабленное умственное и физическое здоровье, родительский страх. Несмотря на то что домашнее обучение не предполагает посещения образовательного учреждения, УУД формируются в полном объеме.

Дети, обучающиеся на дому, не способны к социальной адаптации, они не умеют общаться со своими сверстниками. Таким ребятам сложно заводить друзей, они контактируют только с членами своей семьи.

После завершения школы ребята оказываются беззащитными, им сложно самостоятельно решать проблемы социального характера. Новые федеральные стандарты предполагают формирование УУД в школе. Они учитывают индивидуальность каждого ребенка, позволяют учителю выстраивать индивидуальные образовательные и воспитательные траектории для своих подопечных.

Образовательный процесс

Нами уже была дана расшифровка УУД. По ФГОС в российских школах осуществляется преподавание по всем учебным дисциплинам. В основе образовательного процесса лежит развитие личности ребенка, формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою страну. Те изменения, которые наблюдаются в современном российском образовании, привели к полному переосмыслению технологий и методов обучения.

Главный акцент делают на формирование коммуникаций, на межличностные отношения, развитие собственного кругозора, развитие логики и умения излагать свои мысли. В широком значении термин «УУД» представляет собой умение ребенка учиться. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к самоанализу, развитию, самосовершенствованию путем активного и сознательного получения нового социального опыта.

В узком понимании данный термин подразумевает сумму действий школьника, позволяющих самостоятельно организовывать образовательный процесс.

Функции универсальных учебных действий

УУД выполняют несколько функций, каждая из которых имеет особое значение для школьников:

  • они обеспечивают возможности ребенка к самостоятельному учению, помогают ему ставить учебные задачи, находить и применять нужные средства, контролировать и анализировать образовательный процесс, оценивать собственные результаты;
  • создают оптимальные условия для гармоничного развития личности, саморазвития, способности к постоянному образованию, формированию компетенций во всех предметных областях.

Формирование универсальных действий осуществляется не только во время уроков, но и в процессе подготовки и проведения многочисленных воспитательных мероприятий, а также во внеурочной работе.

Внеурочная работа

В образовательных стандартах второго поколения термин «внеурочная деятельность» рассматривается в качестве обязательного элемента образовательного процесса. Он имеет определенные отличия от классно-урочной системы. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, которые используются в современной школе:

  • секции;
  • тематические экскурсии;
  • конкурсы, конференции, олимпиады;
  • научная и поисковая деятельность.

Подобные мероприятия направлены на решение определенных задач, получение результата. Элементы исследовательской и проектной деятельности включены и в образовательный процесс, помогают педагогу в работе. Именно они являются одним из главных показателей профессионализма современного российского учителя.

Исследования в современной школе

Особое значение в рамках новых ФГОС приобрела исследовательская и проектная деятельность. На базе обычных российских школ появляются исследовательские клубы и студии. Многие гимназии и лицеи имеют собственные научные общества, в состав которых входят не только школьники, педагоги, но и представители преподаватели университетов, научно-исследовательских центров. В задачу школьного учителя входит знакомство ребят с особенностями исследовательской работы.

Учитель помогает своим воспитанникам выбирать направление для исследования, составлять алгоритм и выбирать последовательность действий, работать с научно-методической литературой по проблеме исследования. В зависимости от предметной области, выбираемой ребятами, в исследовательской деятельности существуют определенные тенденции. Например, работы, касающиеся экономической тематики, предполагают вычисления, поэтому педагог дает ребятам понятие о видах погрешностей, формул, по которым их можно рассчитать.

Работы, связанные с социологическими исследованиями, предполагают различные опросы и исследования. Учитель знакомит ребят с правилами их проведения, особенностями обработки полученных результатов.

Только после того, как у воспитанников будут сформированы основные представления о проведении исследований, они приступают к самостоятельной работе. После того как исследование будет завершено, ребята представляют полученные результаты перед сверстниками. Например, в рамках работы научно-учебной конференции начинающие исследователи в тезисном виде представляют собственные труды, знакомятся с работами других школьников.

Публичное выступление, которые является неотъемлемой частью любой научно-практической конференции, способствует формированию навыков устной и разговорной речи.

Помимо индивидуальных исследований, во внеурочной работе используют коллективные проекты. Формируется команда, которая работает над определенной задачей, например, разрабатывает дизайн пришкольной территории. В ходе совместной деятельности у детей формируются навыки работы в команде, они получают отличный социальный опыт. Федеральные стандарты второго поколения, по которым выстраивается воспитательный и образовательный процесс в современной российской школе, предполагают проектную либо исследовательскую деятельность для каждого ребенка.

При завершении основной ступени обучения ребята должны представить готовый проект. Он считается обязательным этапом для допуска к сдаче выпускных экзаменов за курс основной школы.

Значение внеурочной деятельности

Ребенок не только пополняет свой интеллектуальный запас, но и получает навыки сотрудничества, саморазвития, самообразования. Именно внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Эффективная внеклассная работа - это залог успешности выпускников в последующей профессиональной деятельности.

Заключение

Регулятивные действия помогают ребенку уже во время обучения в школе равномерно распределять свою деятельность. Школьник строит индивидуальную учебно-познавательную работу, ставит цель, формирует алгоритм, определяет средства проведения работы, подбирает вариант контроля.

Благодаря познавательным универсальным действиям у ребенка формируется умение работать с информацией, что особенно актуально в современном мире.

Инновации, используемые в современном образовательном процессе, направлены на формирование гармонически развитой личности, способной отвечать на свои действия, принимать важные и ответственные решения. Универсальные учебные действия, включенные во все предметы школьной программы, имеют специфические отличия, но все они выполняют одну общую воспитательную и образовательную задачу.

Формирование УУД на уроках помогает подрастающему поколению познавать окружающий мир, строить самостоятельный поисковый процесс, проводить исследования, осуществлять операции, направленные на систематизацию, обобщение, обработку полученной информации.

www.syl.ru

Отличия образовательных стандартов от ФГОС нового поколения

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Нынешнее поколение школьников учится по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2011 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.). Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). В нашей гимназии учащиеся 5-6 классов обучаются по федеральный образовательный стандарт основного общего образования в опережающем режиме с 2014 года.

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, здоровый образ жизни человека является приоритетным направлением развития. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащены Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главная цель новых ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, это основа, фундамент для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения зависит от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты:

  • раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными;
  • поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого;
  • прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого;
  • образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах;
  • жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он с основами информатики;
  • новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить;
  • одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.

Не остались забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.).

МОУ гимназия №15 не участвует в проекте по введению ФГОС среднего (полного) общего образования в опережающем режиме, однако имеет социально-гуманитарный профиль в старших классах. Особенностью ФГОС нового поколения является профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный. Учащимся 10-11 классов будет предоставлена возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах. Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

20 февраля 2016

ozggym15.edumsko.ru