ЕСПЧ - что это такое? Европейский суд по правам человека. Аббревиатура еспч


Что значит ЕСПЧ? Как понять аббревиатуру ЕСПЧ? Расшифровка ЕСПЧ...

что значит ЕСПЧ?Большинство граждан привыкли надеяться не на себя, а искать справедливости у вышестоящих чиновников, именно поэтому в России так популярен ЕСПЧ. Что значит ЕСПЧ? Как подать жалобу в ЕСПЧ, спрашивают многие пытливые особи, однако в связи с тем, что Государственная Дума РФ в декабре 2015 года приняла закон, который позволяет не выполнять требования ЕСПЧ, подобные "писульки" не стоят и выеденного яйца. Прежде чем продолжить, мне хотелось бы посоветовать вам несколько толковых публикаций, например, как понять слово Сбарро, что такое Раф-кофе, что значит Пармезан? Ведь понятно, что если к вам прислушались в ЕСПЧ и встали на вашу сторону, то в РФ, это не имеет ровным счётом никакого значения.И вообще, что за идиотизм, искать правды у тех, кто придумал "железный занавес", и ведёт себя по отношению к России крайне агрессивно.

ЕСПЧ - эта аббревиатура расшифровывается, как "Европейский Суд по Правам Человека", и является судебной международной инстанцией, куда могут писать жалобу граждане государств подписавших конвенцию по защите свобод и прав человека, Россия стала членом ЕСПЧ в 1998 году

ЕСПЧ находится в центре свободный Европы, во Франции, в городе Страсбурге, он был основан в 1959 году.Если вы желаете обратиться за помощью в эту организацию "по правам человека", то это можно сделать только после того, как вам в иске отказали все инстанции, и вы уверены, что ваша жалоба связана с нарушением прав человека, то есть вас. Сейчас много дел из РФ рассматривается в международном суде, и достаточно часто европейские судьи обязывают российские власти выплатить компенсации или изменить своё решение.

Хотя стоит отметить, что европейские свободы и "общечеловеческие" ценности начинают яростно буксовать, когда дело принимает опасный для них оборот. Да взять хотя бы расстрел хохлами Mh27, сколько уж лет прошло, а воз и ныне там. Вы думаете, если бы была малейшая возможность "пристегнуть" русских за "уши" к этому делу, то они стали бы "тянуть" так долго? Ха, они бы уже через пару дней вывалили все доказательства и визжали, как резанные и тыкали своими потными пальчиками в сторону России. В реальности доказательств не нашли, и их попытки ссылаться на Твитер, и обнародование странных фотографий не дали того эффекта на который они рассчитывали. Канал RT им реально жизнь подпортил, ведь большинство пиндосов и гейропейцев его стали регулярно посматривать, их фейки не прошли и они сели в лужу. К чему это я вообще? Да к тому, что нельзя доверять ни европейцам, ни американцам, ведь мы на собственном опыте много раз убеждались в лживости и коварстве этих "существ".

ЕСПЧ вам поможет, говорили они, ЕСПЧ будет на вашей стороне, провозглашали они...Нужно понимать, что "они" на своей стороне, и будут делать только то, что им выгодно. Хотя я не исключаю, что им окажется выгодно вам помочь, но это уже другая история. smile 

xn----7sb3abqfg0a4g2a.xn--p1ai

что это такое? Европейский суд по правам человека :: BusinessMan.ru

Главным органом по защите прав человека в Европе является ЕСПЧ. Что это такое? Данная аббревиатура расшифровывается как Европейский суд по правам человека. Организация действует уже более 50 лет и считается достаточно эффективной в реализации прав гражданина и человека, а также противодействии политическим режимам, которые занимаются геноцидом собственного народа.

ЕСПЧ: история создания

Механизм реализации порядка защиты прав человека был установлен Европейской конвенцией по правам человека, которая принята в декабре 1953 года. Согласно этому документу, создавались три специализированных органа: комиссия по правам человека, ЕСПЧ (что это такое, поговорим ниже), комитет министров.

Так как система формировалась впервые и не имела аналогов в мировой истории, авторам идеи необходимо было время для отработки всех деталей. Европейский суд по правам человека приступил к выполнению своих прямых обязанностей в 1959 году.

Механизм рассмотрения дел и принятия решения

Право подать заявление в ЕСПЧ имеют граждане стран, которые представлены в Совете Европы (Украина и Россия еще в 1990-х годах вступили в эту парламентскую европейскую организацию) после того, как не смогли отстоять нарушенные права в рамках национальной судебной системы. Также иск может идти от государства. Ответчиком в таком случае выступает другое государство, которое нарушило права гражданина государства - истца.

До 1 октября 1994 года исковые заявления попадали сначала на рассмотрение комиссии по правам человека. Комиссия принимала дело в производство и в процессе работы решала, можно ли исчерпать проблему на уровне комиссии или стоит передать дело в производство суда. После вышеуказанной даты люди и государства смогли подавать жалобы уже непосредственно в суд, так как комиссия как орган была ликвидирована.

Приняв жалобу, канцелярия суда проверяет ее на соответствие нормам деловодства и подсудность ЕСПЧ. При соблюдении всех требований назначается слушание по делу и потом выносится решение.

Подсудность дел по Европейской конвенции

Стоит обратить внимание на то, что в ЕСПЧ можно обращаться только по поводу защиты тех прав, которые гарантируются Конвенцией по правам человека. Речь идет про основополагающие человеческие права и достоинство личности, политические и некоторые социально-экономические права, а именно:

  • право на жизнь;
  • запрет на применение пыток по отношению к человеку;
  • свобода и неприкосновенность;
  • невмешательство в частную и семейную жизнь гражданина;
  • возможность свободно, беспрепятственно исповедовать любую религию, высказывать свои мысли;
  • право на проведение собраний и создание общественных организаций, движений и партий;
  • возможность вступать в брак;
  • гарантия защиты частной собственности;
  • право на получение достойного образования;
  • честные, свободные и демократичные выборы;
  • право не быть осужденным дважды за одно и то же правонарушение;
  • гарантия иностранцам, что они не будут высланы из страны без законных на то оснований;
  • равноправие мужчины и женщины.

Именно такие дела рассматривает Европейский суд по правам человека.

ЕСПЧ: судебная практика

Рассмотрение дела в Европейском суде может длиться несколько лет. Например, проанализируем дело "Веренцов против Украины". Исковое заявление было подано 21 марта 2011 года, а окончательное решение судьи вынесли 11 июля 2013 года. Кстати, дела в этом суде именуются по фамилии истца, и указывается название государства, против которого подан иск.

Рассмотрим суть дела. В августе 2010 года львовская правозащитная организация подала в городскую управу заявку о проведении по вторникам до 1 января 2011 года митингов перед помещением прокуратуры. Мэрия долго не давала ответ, а в октябре подала в суд протестное заявление против этих акций. Алексей Веренцов и еще 24 человека первое пикетирование (вопреки протестам мэрии) провели 12 октября. К нему, а также к другим участникам акции сотрудники правоохранительных органов применили физическую силу и административный арест сроком на три дня. Отстоять свое право на мирные собрания в рамках украинской судебной системы заявитель не смог.

В окончательном решении суда мы с вами видим несколько частей. Сначала описывается суть ситуации и то, какие меры предпринимались против истца и его организации украинской властью. Также указываются данные про обращения в украинские суды с целью признания законности его действий. Далее приводятся выдержки из нормативно-правовых документов национально права (например, Конституция Украины, кодекс Украины про административные правонарушения и т. д.), систематизируется практика украинских судов в подобных делах. Безусловно, в своем расследовании ЕСПЧ, судебные решения которого обязательны для исполнения, базируется и на нормах европейского права (например, принципы ОБСЕ о свободе мирных собраний).

Правительство Украины подавало ходатайство про изъятие дела из общего реестра в 2012 году.

Какое решение принял суд?

По статистике, больше всего дел на рассмотрение ЕСПЧ поступает именно из Украины и России. В основном решения суда принимаются в пользу истцов. По делу "Веренцов против Украины" решение было такое:

  • отказано украинскому правительству в изъятии дела из общего реестра;
  • обоснованными приняты нарушения статей 7 и 11 Конвенции прав человека;
  • признано нарушение отдельных пунктов ст. 6 Конвенции;
  • в течение 3 месяцев со дня принятия решения государство Украина должно выплатить истцу компенсацию в размере 6000 евро.

Судьи ЕСПЧ

Формирование судейского корпуса происходит следующим образом. Количество судей соответствует общему числу государств - членов Совета Европы. На данный момент в эту организацию вступило 47 европейских государств.

Выборы судей происходят по таким правилам. Государство подает список из трех кандидатур, которые соответствуют определенным критериям по образованию и стажу работы по специальности. Специально уполномоченные лица ЕСПЧ из этого списка уже и выбирают судью, который будет представлять государство. Срок каденции судьи - 9 лет. Возможно повторное переизбрание. Максимальный срок работы судьи в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) - 18 лет.

Кто представляет некоторые постсоветские государства в этом суде?

Стать судьей Европейского суда - мечта многих юристов, потому что такой факт можно расценивать как высшее признание заслуг перед обществом.

В ЕСПЧ судья от России сегодня - бывший судья Верховного арбитражного суда Дмитрий Дедов (каденция заканчивается 1 ноября 2021 года). Срок пребывания на должности представителя государства Грузия Ноны Цоцории заканчивается скоро - 1 февраля 2017 года. Украину представляет судья Анна Юдковская. С 2012 по 2015 год женщина была в декретном отпуске, поэтому Украина воспользовалась исключительным (лишь для подобных случаев) правом назначить своего представителя без выбора. Им был Станислав Шевчук.

Беларусь не имеет представителей в ЕСПЧ. "Что это такое за нарушение?" - скажут многие. Дело в том, что Беларусь - единственная страна континента, не входящая в состав Совета Европы.

Заключение

Самая эффективная общеевропейская организация, которая занимается защитой основополагающих прав человека и гражданина в европейских государствах - это ЕСПЧ. Что это такое, вы смогли узнать из статьи.

Сегодня позиция европейских институций заключается в уважении прав человека, которые должны соблюдаться в демократическом обществе.

businessman.ru

ЕСПЧ - это... Что такое ЕСПЧ?

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.[1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека.[3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова[4][5], в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению[6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб[7].

Примечания

См. также

Ссылки

Решения суда

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Европейский суд по правам человека.

Суд должен быть беспристрастным, объективным и справедливым — в этом его прямое предназначение. Но к сожалению, даже самые профессиональные судьи остаются обычными людьми — они могут ошибаться, упускать из внимания важные детали изложенного дела, да и просто испытывать к подсудимым неприязнь, даже не осознавая этого.

Поэтому человек, несогласный с принятым решением, всегда вправе его обжаловать — и дойти вплоть до Верховного суда страны. Но что делать, если даже обращение в эту последнюю инстанцию не приносит нужного результата?

Орган правосудия международного масштаба

Под аббревиатурой ЕСПЧ скрывается такое понятие, как европейский суд по правам человека. Данная структура была создана впервые в середине 50-х годов, стала совершенно беспрецедентной и успешно функционирует уже на протяжении полувека.

Данная коллегия вершит высшее гуманистическое правосудие над всеми государственными образованиями, входящими в так называемый Совет Европы. На начальных этапах любые дела всегда разбираются соответствующими органами конкретных стран. Но вот на исках людей, разочаровавшихся в справедливости родной страны, специализируется именно данный орган.

Отчего возникает необходимость в участии ЕСПЧ? Провозглашая вслух равенство граждан, на практике многие страны далеко не всегда и не во всем придерживаются гуманистических принципов. Если человек одной из стран-участниц считает, что его базовые права подверглись посягательству, и родной суд этого факта не признает — он вправе обратиться в вышестоящее, международное правовое поле. Дела, попадающие на рассмотрение в Европу, чаще всего носят именно такие названия — «имярек против конкретного государства».

Кроме того, апеллировать к международному участию может и целая страна, считающая, что права ее жителей нарушило соседнее государство.

Насколько авторитетен орган юстиции?

Высокая компетенция и беспристрастность главного суда Европы признаются экспертами единодушно. Однако дела в нем разбираются очень долго — с момента принятия иска и до вынесения решения может пройти несколько лет.

Еще одной особенностью органа является то, что вердикты его не являются строго обязательными для претворения в жизнь. В частности, Россия отмечала, что решения должны рассматриваться в качестве рекомендаций — но если они противоречат основным законам самой страны-ответчика, то проводить их в жизнь не требуется.

infoogle.ru

Европейский Суд по правам человека

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

Зал суда

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.[1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека.[3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова[4][5], в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению[6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб[7].

Примечания

См. также

Ссылки

Решения суда

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Европейский суд по правам человека

В 1953 году в мировой судебной практике появился новый орган, который впоследствии стал Европейским судом. Его юрисдикция базировалась на Европейской Конвенции по правам человека. Она провозгласила основные права и свободы человека. Каким был Европейский суд по правам человека раньше, и каким стал сегодня, рассмотрим в статье.

европейский суд

История возникновения

Изначально Конвенция находилась под защитой трёх органов, в который входили Комитет министров, Комиссия суда и сам Европейский суд по правам человека и Секретариат, как вспомогательный орган.

Конвенцию подписали 47 стран-участниц, и поэтому главной задачей вышеназванных органов было следить за тем, как соблюдаются её нормы. Эта задача решается путём рассматривания и разрешения жалоб, которые могут подавать:

  • физические лица;
  • группа лиц;
  • неправительственные организации;
  • страны-участницы.

Изначально жалобы рассматривались Комиссией, и при положительном решении дело передавалось в Европейский суд по правам человека, где принималось окончательное решение. При отрицательном исходе рассматриванием дела занимался Комитет Министров.

В 1994 году система изменилась, и жалобы с положительным исходом самостоятельно передавались заявителями в суд.

В 1998 году изменилась и структура - Европейский суд по правам человека и Комиссия были объединены в один орган.

европейский суд по правам человека

Юрисдикция

Несмотря на то, что Конвенцию подписали 47 стран, Европейский суд по делам человека не является для них высшей судебной инстанцией. Поэтому он:

  • не отменяет судебное решение, которое уже принял национальный суд или другой орган госвласти страны-участницы;
  • не даёт указания законодательным органам;
  • не осуществляет контроль за национальным законодательством и органами, их контролирующими;
  • не даёт распоряжение о мерах с юридическими последствиями.

Европейский суд согласно своим компетенциям:

  • рассматривает жалобу на наличие факта нарушения права;
  • присуждает проигравшую сторону возместить выигравшей стороне, в форме денежной компенсации, материальный ущерб, моральный вред и расходы на судебный процесс.

Многолетняя практика суда не знает случаев неисполнения принятых им решений. Отчасти это объясняется тем, что невыполнение может привести к приостановлению членства и исключению из Европейского Совета. Исполнение решений суда контролирует Комитет Министров.

европейский суд по правам

Что входит в компетенцию Европейского суда?

Так как юрисдикция Европейского суда базируется на Конвенции, то и компетенции исходят от неё. Итак, она может:

  • толковать Конвенцию, и ранее вынесенные постановления по запросу Комитета Министров, и давать консультативные заключения, не связанные с рассматриванием дел;
  • рассматривать, как индивидуальные, так и коллективные межгосударственные жалобы, направленные против стран Евросоюза и Совета Европы;
  • признавать факт нарушения права заявителя и присудить ей, в случае выигрыша, компенсацию;
  • установить факт нарушения права в стране, как массовое явление и обязать ее устранить недостаток.

дело европейского суда

Структура и состав

В судейский состав входит 47 человек - по составу стран, подписавших документ. Каждый судья избирается на 9 лет и не может быть переизбран.

Избрание судьи - функция Парламентской ассамблеи, которая выбирает одного из трёх кандидатов из списка, представленного страной-участницей.

Штат Секретариата включает 679 человек, среди работников 62 - граждане России. Наравне с административным и техническим персоналом работает также штат юристов и переводчиков.

История России в Европейском суде.

Российская Федерация подписала Конвенцию в 1998 году 5 мая. До этой даты и по настоящее время правами человека в РФ занимался Конституционный Суд. Европейский суд имеет ряд отличий от него. Каких?

Европейский суд действует согласно Конвенции, а Конституционный согласно Конституции РФ.

Суды имею различные органы регулирования - Европейский суд межнациональный, а Конституционный - национальный.

Согласно Конституционному суду, призаные неконституционными акты, или их отдельные положения, должны быть изменены, согласно федеральному закону. Европейский суд, напротив, не может изменить решения, принятые национальным судом, это не соответствует Конвенции.

Но, несмотря на различия, ни один из этих судов не стоит выше над другим.

Первым судьей от России стал Анатолий Ковлер (1998-2012). Его заменил Дмитрий Дедов, который является судьёй по настоящее время.

По статистическим данным, Россия занимает первое место по количеству жалоб, переданных в Европейский суд.

Из рассмотренных до 2010 года 862 российских дел в 815 были обнаружены нарушения. Суд предписал принять меры общего характера, что привело к изменениям в уголовно-исполнительной структуре. В настоящее время реформированию подлежат некоторые аспекты судопроизводства.

Но это не значит, что РФ передал Европейскому суду часть суверенитета. Поэтому Россия не исполнит решения, идущие вразрез с её Конституцией.

европейский суд по делам человека

Условия подачи жалоб

Жалоба, поданная в Европейский суд, должна соответствовать следующим условиям:

  • ее предметом могут быть только права и свободы, которые указаны в Конвенции и ее Протоколах;
  • истцами могут быть физлица, группа лиц, неправительственные организации;
  • в заявлении истец должен указать статьи Конвенции, согласно которым нарушены его права и свободы и свои личные данные: ФИО, дату рождения, место жительства и род занятий;
  • жалоба будет рассмотрена, если она направлена против страны, которая ратифицировала Конвенцию и Протоколы, и события, описываемые в заявлении, произошли после ратификации;
  • ответчиком не может быть частное лицо или организация;
  • срок подачи жалобы не должен превышать 6 месяцев после рассмотрения компетентным органом;
  • указанный срок прерывается при поступлении в Европейский суд после первого письменного обращения или заполненного формуляра со стороны заявителя;
  • жалоба считается приемлемой, если заявителем исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Дело Европейского суда рассматривается от 3 до 5 лет.

Куда направить жалобу?

Если заявление соответствует всем указанным требованиям, то его следует оформить в формуляре. Его можно скачать вместе с Инструкцией по заполнению c echr.coe.int.

Формуляр нужно распечатать, заполнить и отправить в Европейский Суд по правам по нижеуказанному адресу.

В документе должна быть следующая информация:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство и адрес истца;
  • наименование Стороны или Сторон, против которых подается жалоба;
  • лаконичное и ясное изложение фактов, предполагаемых нарушений или нарушения пунктов Конвенции и их аргументирование, а также заявление о соблюдении условий приемлемости.

Если есть представитель, то в формуляре нужно указать:

  • его Ф.И.О., адрес, номер телефона, факс и электронный адрес;
  • дату и подпись заявителя.

Правильно оформленная жалоба отправляется по нижеуказанному адресу.

конституционный суд европейский суд

Каким бы ни было решение Суда, заявитель будет уведомлен о его решении письмом.

fb.ru

О подписях Ryngielewicz, калмыцких репрессированных и сокращении p.p.

Дорогие правозащитники и просто юристы, занимающиеся обращением в ЕСПЧ! Пожалуйста, перестаньте вводить в заблуждение и так уже многократно обманутых калмыцких (как и любых других, конечно) жертв политических репрессий публикациями, подобными вот таким: «И на ЕСПЧ есть пятна».

То обстоятельство, что подписи в уведомлениях о признании жалоб неприемлемыми на уровне единоличного Судьи ЕСПЧ, поставленные от имени Клаудиуша Рынгиелевича (Klaudiusz Ryngielewicz или K. Ryngielewicz), выполнены разными людьми и представляют собой не оригинальные подписи, а «ксерокопии» – это совершенно нормально. Равно как и то, что Клаудиуша Рынгиелевича нет в списке состава ЕСПЧ, в котором ему делать нечего.

Во-первых, перед этими подписями стоит аббревиатура из двух латинских букв «p», т.е. «p.p.» или «pp.», как в размещенном в указанной выше публикации первом письме-уведомлении, касающемся жалобы N 9060/11, где фактически стоит подпись не Клаудиуша Рынгиелевича, а Татьяны Свешниковой, возглавлявшей работу по указанной жалобе, либо «p/p», как в размещенном там же третьем письме, касающемся жалобы N 67129/12, где фактически стоит подпись Екатерины Быховской, за которой была закреплена эта жалоба. Указанная аббревиатура – это сокращение от латинского выражения «per procurationem», т.е. «по доверенности», «от имени». Другими словами, «p.p.» – это примерно то же самое, что в России – добавление перед должностью лица вертикального (косого) штриха или слова «за», когда одно лицо подписывает документ за другое. Имея при этом соответствующие полномочия, регулирование предоставления которых одними лицами другим в рамках ЕСПЧ происходит по его внутренним правилам.

Во-вторых, то, что Вы называете «ксерокопией» подписи, вероятно, намекая на подделку, по-другому — без отрицательных коннотаций — называется факсимиле, то есть «точное воспроизведение графического оригинала (документа, рукописи, подписи) фотографическим или печатным способом». Использование факсимиле в ЕСПЧ никогда не воспрещалось. За исключением случаев, когда Регламент ЕСПЧ прямо требует поставить подписи: под Постановлением, протоколом устных слушаний, протоколом расследования, консультативным заключением и решением о том, что дача заключения не относится к компетенции Большой Палаты. См. Правила 70, 77, 90 и А8. И ЕСПЧ активнейшим образом использует факсимиле. Другими словами, в целый ряд писем, в частности, в уведомления о признании жалоб неприемлемыми на уровне единоличных Cудей, перед их распечаткой на принтере прямо на компьютере вставляются введенные до этого в компьютер изображения соответствующих подписей. Это совершенно нормально. Более того, несколько лет назад ЕСПЧ отказался от цветных бланков, т.е. бланков, при печати которых использовался голубой (синий) цвет. В настоящее время бланк ЕСПЧ распечатывается на принтере на обычной бумаге вместе с текстом соответствующего документа, который в ряде случаев сразу включает в себя факсимильную подпись.

Во-третьих, Клаудиуша Рынгиелевича никак не может быть в размещенном хоть на моем сайте, хоть на официальном сайте ЕСПЧ составе Страсбургского Суда. По той причине, что эти списки включают в себя только Судей (47 человек), секретарей и заместителей секретарей пяти Секций ЕСПЧ (10 человек), Секретаря (Секретаря-Канцлера) ЕСПЧ и его заместителя (2 человека, т.е. всего – 59 человек). И не включают в себя более шести сотен остальных работников ЕСПЧ, в т.ч. Клаудиуша Рынгиелевича и юридических референтов ЕСПЧ.

ОБНОВЛЕНИЕ: Информация о Клаудиуше Рынгиелевиче была опубликована ЕСПЧ в рамках публикации сведений о составе новой фильтрационной Секции.

Более того, еще 14 марта 2013 года ЕСПЧ выпустил специальный пресс-релиз ECHR 082 (2013), в т.ч. в переводе на русский язык, в котором написано следующее:

«Жалобы, поданные этническими калмыками против России в связи с правом на компенсацию за политические репрессии, явно необоснованны.

Начиная с ноября 2012 в адрес Европейского Суда по Правам Человека (ЕСПЧ) поступило 2,716 жалоб от граждан России, проживающих, в основном, в Республике Калмыкия.

Заявители — этнические калмыки — утверждают, что они или их близкие родственники подверглись политическому преследованию советскими властями в 1940-х годах. Российские власти признали заявителей жертвами политических репрессий, в результате чего они имеют право на ряд социальных льгот по российскому законодательству.

Заявители предъявили иски к российским властям с требованием компенсации морального вреда; эти иски были отклонены российскими судами как не имеющие оснований в российском праве.

Ссылаясь на статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о правах человека и статью 1 Протокола N 1 (защита собственности) к ней, заявители жалуются на отказ российских судов присудить им компенсацию морального вреда.

На настоящий момент ЕСПЧ отклонил 108 жалоб такого рода. Суд установил, что жалобы заявителей не поднимают существенных правовых проблем по смыслу Конвенции. Все аналогичные жалобы также будут объявлены неприемлемыми».

Такое решение ЕСПЧ по жалобам калмыцких жертв политических репрессий было абсолютно предсказуемо. И объясняется оно в первую очередь отсутствием у заявителей имущества, которое подлежало бы защите в соответствии со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции, по причине чего право на уважение этого — отсутствующего — имущества не могло быть нарушено (право же на имущество, в отношении которого лицо не имеет хотя бы правомерного ожидания его получения, Конвенцией и Протоколами к ней не гарантировано). Сам по себе отказ в удовлетворении исковых требований, в т.ч. явно необоснованных, нарушением права на справедливое судебное разбирательство также не является. И это, безусловно, касается не только заявителей из Калмыкии. Еще в середине прошлого года ко мне, например, обращалось множество людей из Красноярского края. И я разъяснял им, почему у них отсутствуют перспективы обращения в ЕСПЧ. Во всяком случае, применительно к тому, с чем они хотели в него обратиться.

Но тысячи людей пошли в Страсбург не сами. Их повели туда правозащитники, совершенно неверно интерпретировавшие Постановление ЕСПЧ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии (Klaus and Yuri Kiladze v. Georgia, жалоба N 7975/06) от 02 февраля 2010 года. И не просто неверно интерпретировавшие его, но и организовавшие кампанию по совершенно бессмысленному обращению с тысячами исков в российские суды, что якобы было направлено на исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты от вымышленных нарушений. Началось все, кажется, с публикации «Шаг первый» в «Элистинском курьере». Затем появился и целый пакет различных типовых исковых заявлений и апелляционных жалоб, сопровождавшийся инструкцией по их применению. Информацию активно распространяли СМИ.

О том же, в чем эти правозащитники ошиблись, прекрасно и весьма пророчески написал еще летом 2011 года Фуркат Тишаев в своей статье «Европейский Суд и советские политические репрессии: ловушка для потенциальных заявителей?», опубликованной в «EHRAC бюллетень» N 1(8) от 31 мая 2011 года. Это издание, которое не только доступно в интернете и весьма активно распространяется онлайн, но и в значительном количестве рассылается в бумажном виде в первую очередь именно правозащитникам.

И сейчас, когда ЕСПЧ прямо и явно высказался о неприемлемости подобных жалоб, в порядке исключения опубликовав соответствующий пресс-релиз (я не припомню другого подобного случая) и даже переведя его самостоятельно на русский язык, что также встречается не столь часто, эти же правозащитники продолжают активно публиковать теперь уже информацию о том, что полученные заявителями уведомления о неприемлемости их жалоб якобы являются поддельными. См., например, статьи «Репрессированные «атакуют» Страсбург»  в «Новой газете» и «Репрессированные народы «атакуют» Страсбург» на civitas.ru.

Пожалуйста, прекратите в очередной раз вводить в заблуждение жертв политических репрессий! Даже из благих намерений. Они уже достаточно пострадали!

europeancourt.ru