Мгту имени н.Э.Баумана Реферат по правоведению Вариант№3. 3 ветви власти


Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви власти

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов - это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.

Античный мир

Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.

Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.система сдержек и противовесов это

Развитие теории

Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.

Джон Локк

Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну - федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.законодательная и исполнительная власть

Шарль-Луи де Монтескье

Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.

шарль луи де монтескье

Основные положения теории

Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов структуры государства призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.

Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.понятие разделения властей

Конституция США

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.разделение властей на три ветви

Российская федерация

Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.судебная власть в российской федерации

Великобритания

Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и исполнительных органов. Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.система сдержек и противовесов это основа теории разделения властей

Франция

Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.

Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.

fb.ru

Мгту имени н.Э.Баумана Реферат по правоведению Вариант№3

Седавных А.П.

РК 5-52

Содержание

1. Ветви государственной власти в РФ 1

2. Принцип разделения властей. 1

2.1. Историческая справка. 1

2.2. Содержание и значение принципа разделения властей 1

2.3. Разделение властей в РФ 2

2.3.1. Законодательная власть. 2

2.3.2. Исполнительная власть. 4

2.3.3. Судебная власть 5

3. Федеративное устройство РФ 7

3.1. Конституционно-правовой статус РФ 8

3.2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ 11

3.3. Состав субъектов РФ 13

4. Разграничение предметов ведения РФ и её субъектов 15

4.1. Предметы ведения РФ 15

4.2. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ 17

5. Система местного самоуправления 21

5.1. Формирование органов местного самоуправления 21

5.1. Территориальные основы местного самоуправления в РФ. 24

6. Международные договоры 29

Ратификация (от лат. Ratus - утвержденный), - утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций. При ратификации оформляется специальный документ - ратификационная грамота. 29

Денонсация (от франц. Denouncer - объявлять, расторгать) (денонсирование), - в международном праве отказ одной из сторон международного договора от его исполнения; совершается в порядке и в сроки, предусмотренные обычно в самом договоре. 29

7. Пример двухстороннего международного договора РФ 29

8. Пример многостороннего международного договора РФ 29

9. Литература 29

1. Ветви государственной власти в рф

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

studfiles.net

Три ветви власти

Закон 19 декабря 2012

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей.

Ветви власти: виды, сущность, отличие, влияние друг на друга

Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга.

Законодательная власть – это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране.

Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу.

Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение.

Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах.

Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него.

Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными.

Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Три ветви власти: краткий обзорЗакон Три ветви власти: краткий обзор

Устройство любого современного государства можно уподобить раскидистому дереву. От основного ствола отходят три ветви власти, каждая из которых несёт определённую нагрузку, а все вместе они обеспечивают работу механиз...

Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви властиНовости и общество Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви власти

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столет...

Двоевластие – это равный статус у двух ветвей властиНовости и общество Двоевластие – это равный статус у двух ветвей власти

Двоевластие – это историческая реалия, случавшаяся на всех континентах во все времена. Но называлось она по-разному: диархия, дуумвират. Диархией был и принципат – специфическая форма ранней римской монарх...

Верховный Совет СССР - единение ветвей властиОбразование Верховный Совет СССР - единение ветвей власти

Верховный Совет СССР представлял собой высший орган государственного правления страны, объединявший в себе все ветви власти. Одноименный орган существовал и на первом этапе жизни независимой Российской Федерации в 199...

ВАЗ «Тарзан», или Три неудавшиеся попытки «въезда» на конвейер АвтоВАЗа Автомобили ВАЗ «Тарзан», или Три неудавшиеся попытки «въезда» на конвейер АвтоВАЗа

Вспомним слова Остапа Бендера:«Я – жертва стандарта». Если бы автомобиль ВАЗ «Тарзан» мог бы говорить, то в точности повторил бы слова «великого комбинатора». Его нет в ряду у...

ГАЗ-62 - один индекс, три автомобиляАвтомобили ГАЗ-62 - один индекс, три автомобиля

Если поинтересоваться историей советских полноприводных грузовиков, то выяснится крайне любопытный момент: под индексом ГАЗ-62 существовало три разных автомобиля. Разработка каждого из них выполнялась самостоятельно и...

Новый Nissan Pathfinder - власть над дорогойАвтомобили Новый Nissan Pathfinder - власть над дорогой

Хотите получить безраздельную власть над дорогой и незабываемое удовольствие от вождения? Тогда вашим верным другом должен стать новый Nissan Pathfinder – внедорожник, сделанный по последнему слову техники и обл...

Газ-51: собрано три миллиона машинАвтомобили Газ-51: собрано три миллиона машин

Грузовик ГАЗ-51, пожалуй, самая удачная машина за все время существования советского автопрома. С начала разработки в 1937 году и до последнего автомобиля, сошедшего с конвейера в 1975 году, было выпущено три с полови...

Система наведения ракеты «Гранит» не устарела за три десятилетияБизнес Система наведения ракеты «Гранит» не устарела за три десятилетия

Военная техника обычно устаревает достаточно быстро. Исключение составляют некоторые о...

«Три ущелья»: самая большая ГЭС в миреБизнес «Три ущелья»: самая большая ГЭС в мире

«Три ущелья» - это не просто самая большая ГЭС в мире, но и национальная китайская достопримечательность, привлекающая к себе множество туристов со всех уголков планеты. Крупнейшее гидросооружение, располо...

monateka.com

Теория разделения властей. Три «ветви» власти — контрольная работа



 

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. ТРИ «ВЕТВИ» ВЛАСТИ

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………....3

1. Теория разделения властей ………………………………………………. 4

2. Законодательная власть ………………………………………………….. 8

3. Исполнительная власть …………………………………………………... 9

4. Судебная власть …………………………………………………………. 10

Заключение ………………………………………………………………… 11

Список использованной литературы ……………………………………... 12                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Власть есть волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства. Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

Государственная власть распределяется между тремя органами власти:

1) законодательная власть. Она основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, контролирует их исполнение;

2) исполнительная власть. Ее осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой;

3) судебная власть. Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теория разделения властей

 

Разделение властей в демократическом государстве объективно проистекает из невозможности осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом.

Разделение власти возможно по вертикали и по горизонтали:

Вертикальное разделение – это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Существует два уровня разделения власти: общенациональный (или центральный) и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Так в США, Индии, России  имеет место федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

Горизонтальное разделение власти имеет место между элементами государственного управления на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя органами власти – законодательным, исполнительным и судебным.

В рационально устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов, представляющих различные ветви власти: законодательную, исполнительно-распорядительную, судебную. Политический опыт демократических стран показывает, что эти ветви власти не следует объединять в одном органе, целесообразно их разграничить, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, необходимо четко определить функции, компетенцию и ответственность каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий через поддержание динамичного равновесия в процессе преодоления противоречий.

Во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, тоталитаризма.

В-третьих, реализация принципа разделения властей позволяет гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество под углом зрения самоценности личности.

Идея разделения властей уходит в далекое прошлое. Так, размышляя о способах ограничения абсолютной власти короля и феодалов, Монтескье предложил разделить эту власть на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны иметь равные полномочия и быть независимы друг от друга. Сосредоточение власти в руках одного органа или лица, противоречит свободе личности, неизбежно ведет к злоупотреблениям и подрывает верховенство закона. Если суды будут не только судить, утверждал Монтескье, - но и законодательствовать, то «сама жизнь людей окажется жертвой произвола», соединение же трех властей в единое целое означало бы «ужасающий деспотизм». Теория разделения властей сыграла прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом, произволом монархов, феодалов и высшего духовенства.

Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1778г.), затем в конституционных актах Великой французской революции.

Пристальное внимание проблеме разделения властей уделяли философы и историки различных школ и направлений.

Четкое  методологическое обоснование  принципа разделения властей дано В.С. Соловьевым в работе «Оправдание добра. Нравственная философия.» «Ясно, что эти три различные власти законодательная, судебная и исполнительная – при всей необходимой раздельности (дифференциации), - подчеркивал он, - не могут быть разобщены (и тем не менее должны вступать в противоборство между собою), так как они имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу». Л.А. Тихомиров в работе «Монархическая государственность» (1904г.) оригинально истолковывает принцип разделения властей. Он пишет о трояком проявлении государственной власти: законодательном, судебном и исполнительном. Каждая власть – законодательная, судебная и исполнительная имеют смысл только как проявление одной и той же силы, которая в законодательстве устанавливает общую норму, а в суде и администрации применяет ее к частным случаям и приводит в исполнение.

В марксизме принцип разделения властей не был воспринят. В.И. Ленин считал, что опровержением теории разделения властей был опыт Парижской Коммуны, которую он назвал «работающей корпорацией», соединившей принятие законов с осуществлением их исполнения. Приветствовался разрыв с буржуазным парламентаризмом, что позволяло рабочему классу прямо и непосредственно выражать и диктовать свою волю, проводить в жизнь интересы пролетариата.

Ленин полагал, что парламентские институты все больше превращаются в пустые говорильни, за спиной которых усиливаются исполнительные структуры.

В подавляющем большинстве стран мира конституционно закреплено разделение властей, в том числе и в России. Но это вовсе не означает того, что в них повторяется одна и та же структура власти.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеет свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостной государственной власти необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учет имеющегося опыта, позволяет нам охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Законодательная власть

 

Она основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти – судебными и исполнительными. Носителем законодательной власти выступает парламент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исполнительная власть

 

По сравнению с законодательной властью она отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Функции исполнительной власти в России за последние годы существенно изменилась.

Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Отличительная черта этой власти состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно поднимает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого – нужны особые варианты. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет право присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, который имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Судебная власть

 

Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов. В Конституции РФ предусмотрена специальная глава о судебной власти.

В Конституции через высшие органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – обозначены основные контуры судебной системы.

В России активно обсуждаются проблемы, связанные с введением суда присяжных. По мнению его сторонников, этот суд представляет собой важную гарантию объективности и беспристрастности в осуществлении правосудия.

Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов. Исходя из того, что президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности РФ выстроена связка: президент – правительство – Федеральное собрание. Президент назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства.

В случае отклонения трех кандидатур президент получает право самостоятельно назначить председателя, распустить Думу и назначить новые выборы, президент принимает решения об отставке правительства, по предложению председателя правительства назначает и освобождает его заместителей и федеральных министров, представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ приказов преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

student.zoomru.ru

Три ветви власти Википедия

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

История[ | код]

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвёл свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

В каждом государстве есть три вида полномочий, законодательная власть, исполнительная власть вещей, которые зависят от закона наций, и исполнительная власть тех, которые зависят от гражданского права.

Во-первых, принц или магистрат в течение какого-то времени или навсегда принимает законы и исправляет или отменяет те, которые сделаны. Во-вторых, он делает мир или войну, отправляет или получает посольства, устанавливает безопасность, предотвращает вторжения. Третьим он наказывает преступления или судит о разных лицах. Это последнее будет называться силой суждения; а другой — просто исполнительная власть государства.

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Монтескьё утверждает, что каждая Власть должна выполнять свои собственные функции, здесь было достаточно ясно:

«Когда в одном и том же лице или в том же органе власти законодательная власть объединена с исполнительной властью, нет свободы; потому что можно опасаться, что тот же самый мо

ru-wiki.ru

Три ветви власти: краткий обзор

Устройство любого современного государства можно уподобить раскидистому дереву. От основного ствола отходят три ветви власти, каждая из которых несёт определённую нагрузку, а все вместе они обеспечивают работу механизмов государственного управления.

Впервые такая схема была предложена английским философом Джоном Локком в семнадцатом веке. Данная идея деления власти на связанные между собой ветви является характерной чертой правовых государств. Наиболее полное развитие она получила в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, который сформулировал понятие «3 ветви власти», с некоторыми изменениями дошедшее до наших дней.

Первой из этих ветвей, законодательной, принадлежит исключительное право принятия законов, она осуществляет свои функции через представительный орган власти – парламент, в который народ делегирует представителей посредством выборов. Законодательное собрание (один из синонимов парламента) является той единственной инстанцией в государстве, которая после тщательного рассмотрения на парламентских слушаниях принимает те или иные законы или поправки к ним.

Парламент, таким образом, олицетворяет собой законодательную ветвь государственного древа, вдобавок он регулирует финансовую сферу, утверждая предложенный правительством бюджет, решает массу других вопросов, относящихся к внешней и внутренней политике страны.

представительный орган власти

Помимо законодательной, три ветви власти подразделяются на исполнительную и судебную.

К органам исполнительной власти, прежде всего, относится правительственный кабинет во главе с премьер-министром. Правительство обеспечивает исполнение законов и иных законодательных актов. В регионах она осуществляется посредством местных органов исполнительной власти либо выборными органами местного самоуправления.

3 ветви властиПомимо законодательного и исполнительного компонентов, конструкция «три ветви власти» включает в себя и судебный.

Его характеризует в первую очередь правосудие - особенная государственная деятельность, призванная решать спорные вопросы в судебном порядке.

Судебная власть должна строго следить за соблюдением законности и реализацией правосудия в соответствии с нормами уголовно-процессуального и хозяйственного права. Этой цели служит, например, такой орган судебной власти, как прокуратура. Кроме того, судебные органы, в частности, Конституционный суд, выполняют функцию надзора за двумя другими ветвями власти в соответствии с важнейшим в структуре подлинно демократического государства принципом разделения властей.

Три ветви власти, будучи обособленными, должны не только взаимодействовать и дополнять друг друга, но и посредством так называемой системы сдерживания и противовесов постоянно находиться в рамках правового поля. Три ветви власти Этой же цели служит и пост президента страны - не только главы государства, но и гаранта конституционных прав граждан. Основным же в деятельности президента является согласование эффективной работы органов всех трёх ветвей власти в проведении основных направлений политики государства.

загрузка...

4responsible.ru

Три ветви власти Вики

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

История[ | код]

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвёл свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

В каждом государстве есть три вида полномочий, законодательная власть, исполнительная власть вещей, которые зависят от закона наций, и исполнительная власть тех, которые зависят от гражданского права.

Во-первых, принц или магистрат в течение какого-то времени или навсегда принимает законы и исправляет или отменяет те, которые сделаны. Во-вторых, он делает мир или войну, отправляет или получает посольства, устанавливает безопасность, предотвращает вторжения. Третьим он наказывает преступления или судит о разных лицах. Это последнее будет называться силой суждения; а другой — просто исполнительная власть государства.

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Монтескьё утверждает, что каждая Власть должна выполнять свои собственные функции, здесь было достаточно ясно:

«Когда в одном и том же лице или в том же органе власти законодательная власть объединена с исполнительной властью, нет свободы; потому что можно опасаться, что тот же самый монарх или сенат может сделать тиранические законы, чтобы их тиранически исполнять».

«Пока нет свободы, если сила судейства не отделена от законодательной власти исполнителя. Если бы он был присоединен к законодательной власти, власть над жизнью и свободой граждан была бы произвольной; поскольку судья будет законодателем. Если бы она присоединилась к исполнительной власти, судья мог обладать силой угнетателя».

«Все были бы потеряны, если бы один и тот же человек или один и тот же орган принципала, или дворяне, или людей осуществляли эти три полномочия: принятие законов, исполнение публичных резолюций и наказание за преступления или в отличие от людей».

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Если законодательная ветвь власти назначает исполнительную и судебную власть, как указывал Монтескьё, не будет разделения или разделения ее полномочий, поскольку полномочия на назначение несут в себе право отменить.

«Исполнительная власть должна быть в руках монарха, потому что эта ветвь власти, нуждающаяся в отправке, лучше управляется одним, а не многими: с другой стороны, независимо от законодательной власти, часто лучше регулируется чем один человек».

«Но, если бы не было монарха, и исполнительная власть должна быть предана определенному числу лиц, выбранных из законодательного органа, то был бы конец свободы, по разуму две державы были бы объединены; поскольку одни и те же люди иногда обладали бы и всегда могли бы обладать, доля в обоих».

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года[4]. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены должности Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран[ | код]

Германия[ | код]

Федеративная Республика Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундестаге, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе с федеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия[ | код]

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).[5]
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом), возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.[6]
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21 Высшего суда, и большого количества нижестоящих судов.[7]

Российская Федерация[ | код]

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве[ | код]
Схема власти в Российской Федерации.

Статья 10 Конституции Российской Федерации [8] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ [8], государственную власть осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган.

Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Суды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[9].

Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвёртой ветвью власти — «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

Действительно, у президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречат закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения, президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства».

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, функции которых определены в конституции[ | код]

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей:

  • Администрация президента РФ — обеспечивает деятельность президента РФ;
  • Полномочный представитель президента РФ — представляют президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ, а также в федеральных округах;
  • Органы прокуратуры РФ — генеральный прокурор назначается Советом Федерации и осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ — председатель Центрального банка РФ назначается Государственной Думой. Основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, — обеспечение роста экономического потенциала страны и стабильности, осуществление эмиссии денежных средств и организация их обращения;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина — Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.
Разделение властей в субъектах Российской Федерации[ | код]

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся мировые судьи, а также — в некоторых субъектах — конституционные (уставные) суды. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция[ | код]

  • Президент Республики Франция. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

Диссертационные исследования[ | код]

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
  • Краюшкина С. В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России:дисс... канд. политич. наук: 22.00.05. — М., 1998. — 205 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.

Книги[ | код]

на русском языке
  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: РОССПЭН, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8243-0452-1
  • Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 — ISBN 5-89194-171-6
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
  • Разделения властей теория // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юридическая литература, 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
на других языках

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru