3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата. 3 ветви власти и их характеристика


Характеристика трех ветвей власти — Мегаобучалка

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения границ

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

 

- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ

- заместителей Председателя Правительства РФ

- федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

 

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

- управляет федеральной собственностью

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

- организует охрану собственности и общественного порядка

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- Высший Арбитражный Суд РФ

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

- система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

- не вступивших в силу международных договоров

- споры между федеральными органами власти

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

 

- споры между высшими гос. органами власти субъектов

- проверяет конституционность законов

- дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

- судья не может быть привлечен к административной ответственности

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

megaobuchalka.ru

2. Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям власть и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы, наряду с всенародно избранным президентом, обладают верховенством государственной  власти в стране, т.к. их власть является производной от народа.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти, носит производный характер, т.е. производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами.

Задачи органов исполнительной власти состоят, главным образом, в исполнении решений принятых носителями верховной власти - парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить,

Следовательно, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Судебная власть состоит из органов осуществляющих правосудие, которые, в демократическом правовом государстве играют особую роль в системе сдержек и противовесов при разделении властей.;, Особая, роль суда в. осуществлении государственной власти заключается в том, что он выступает как арбитр при разногласиях между государственными органами, реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, и среди всех государственных органов, только судебная власть наделена правом, отправлять правосудие. В этом гарантии независимости самого суда, а также гарантии прав и свобод граждан и демократической государственности в целом. – Отсюда такие признаки  судебной власти как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Билет №7

1.Теологическая теория:

Основоположниками данной теории являются Фома (Томазо) Аквинский, а также многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего.

Возникновение государства объясняется божественной волей. Государство - божественное творение, дарованное людям «свыше» и продолжающее процесс сотворения Богом мироздания. Законы изначально были переданы людям сверхъестественным путем от Бога через пророков и ангелов. Провозглашается незыблемость, вечность государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем и государство зависит от божественной воли, проявляющейся через церковь. Государственная власть обожествляется. Правитель наделяется властью не народом, а Богом для того, чтобы проводить божественную волю в государстве. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть - производна от нее.

2.

Билет №8

1.Патриархальная теория:

Основоположниками данной теории является Платон, Аристотель, Фильмер. Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства - отец нации вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства.

studfiles.net

2.2. Виды, типы и ветви власти

Власть

Виды власти

Ветви власти

Типы власти

Экономическая

Интегральная (основана на монополии в принятии решений и их реализации)

Законодательная

Социальная

Исполнительная

Духовно-информационная

Харизматическая (основана на обожествлении каких-либо качеств лидера)

Судебная

Политическая

Власть взаимодействия (основана на взаимодействии трех ветвей власти)

2.3. Особенности политической власти

2.4. Ресурсы, источники и назначение власти

Контрольные вопросы и задания.

  1. Что такое власть:

а) сфера проявления классовых интересов и классовой борьбы;

б) деятельность по согласованию частных интересов граждан;

в) система механизмов выработки общих целей и социальных идеалов;

г) подчинение воли одних людей воле других;

д) ограничение прав личности с целью сохранения целостности социальной системы?

  1. Что необходимо для возникновения властных отношений (условия):

а) группа индивидов;

б) неравенство между ними;

в) противоположность интересов?

  1. На каких источниках основывается:

а) власть вознаграждения;

б) власть принуждения;

в) нормативная власть;

г) власть знатока.

  1. На каком этапе развития общества возникают властные отношения:

а) в первобытнообщинном строе;

б) в рабовладельческом;

в) в феодальном;

г) в капиталистическом?

  1. В каком возрасте человек сталкивается с проявлением властных отношений:

а) в раннем детстве;

б) с 16-18 лет;

в) после устройства на работу;

г) в предпенсионном?

  1. Назовите виды, типы и ветви власти:

а) интегральная, харизматическая, власть взаимодействия;

б) законодательная, исполнительная, судебная;

в) экономическая, политическая, социальная, информационная.

  1. Под «легитимностью власти» в политологии понимается:

а) передача власти от одного ее субьекта к другому;

б) навязывание взглядов, политических установок одним субъектом другому;

в) проявление готовности граждан подчиняться воле руководителей, признание значительности их власти;

г) характер политического лидерства.

  1. Насилие, принуждение, убеждение, поощрение - это...

а) источники власти;

б) средства власти;

в) методы власти;

г) ресурсы власти.

3. Социальные субъекты политической деятельности.

План:

3.1. Классификация субъектов политики.

3.2. Сущность элит и причины элитарности общества.

3.3. Классические теории элит.

3.4. Политическое лидерство.

Основные понятия: субъект политики, политическая субъективность, элита, теории элит, элитарность общества, лидерство, политическое лидерство.

3.1. Классификация субъектов политики.

3.2. Сущность элит и причины элитарности общества.

3.3. Классические теории элит.

3.4. Политическое лидерство.

Политическое лидерство - лидерство, осуществ­ляемое в рамках политических отношений и поли­тической системы общества, в рамках политических отношений и политической системы общества, в рамках государства и других политических институтов

Лидерство как разновидность власти

Лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы

Лидерство как своего рода обмен или торг

Лидерство как управленческий статус

Типы лидеров и стили лидерства (типология М.Вебера)

Традиционное лидерство опирается на механизм тра­диций, ритуалов, силу при­вычки. Подчинение основа­но на вере в святость тради­ции и передачи власти по наследству. Право на гос­подство лидер приобретает благодаря своему происхо­ждению

Традиционное лидерство опирается на механизм тра­диций, ритуалов, силу при­вычки. Подчинение основа­но на вере в святость тради­ции и передачи власти по наследству. Право на гос­подство лидер приобретает благодаря своему происхо­ждению

Рационально- легальное лидерство опирается на законность порядка избрания лидера и передачи ему определенных властных полномочий. Полномочия лидера зафиксированы в нормативно-правовых актах.

Контрольные вопросы и задания

    1. Какие из нижеперечисленных объектов относятся к социальным субъектам политики:

а) судебные органы власти;

б) профсоюзы;

в) политические партии;

г) предпринимательские организации;

д) политические элиты?

    1. К первичным субъектам политики относятся:

а)государство;

б) политические партии;

в) личность;

г) этнические группы.

    1. Какое из приведенных ниже определений элиты является верным:

а) руководство политической партии;

б) правовая норма, определяющая положение человека в государстве;

в) высшие привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления;

г) засилье государства во всех сферах жизни общества?

    1. В чем заключаются причины элитарности общества:

а) в неравенстве между людьми;

б) в экономической необходимости;

в) в стремлении к власти?

    1. В каком обществе существует элита:

а) в социально дифференцированном;

б) в демократическом;

в) в социально однородном?

    1. Назовите основоположников классических теорий элит:

а) Т. Гоббс, Дж. Локк, III. Монтескье;

б) Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс;

г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

    1. Что показали классические концепции элит:

а) возможность разделения общества на элиту и массы;

б) возможность отождествления элиты и массы;

в) неизбежность отождествления элиты и массы;

г) неизбежность разделения общества на элиту и массу?

    1. К какому типу лидерства можно отнести тех, о ком говорят:

а) «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решает»;

б) «Талант руководителя зависит от его способности использовать интеллектуальный и организационный потенциал своих помощников без боязни потерять собственный авторитет»;

в) «Настоящий лидер всегда оставляет за собой право принять окончательное решение независимо от того, насколько он профессионально и глубоко знает обсуждаемый вопрос».

studfiles.net

Ветви власти и их характеристика в РФ

Поиск Лекций

Что можно отнести к вопросам местного значения?

Некоторые авторы выделяют основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в следующих сферах:

управления муниципальной собственностью;

бюджетно-финансовой деятельности;

здравоохранения и оказания медицинской помощи;

социальной защиты населения;

образования и культуры;

охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

охраны окружающей среды и природопользования;

жилищного строительства;

транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

коммунального и бытового обслуживания населения;

погребения и похоронного дела.

Вопросы местного значения различают в зависимости от степени участия государства в их регулировании.

. Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федеральными и региональными органами власти (в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).

. Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство).

. Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

ветви власти и их характеристика в РФ

1.Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, обороны страны и т.д.Органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной. Полномочия органов исполнительной власти выражаются прежде всего в том, что они в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. 2.Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Помимо законов палаты Федерального Собрания могут принимать постановления и по иным вопросам: об амнистии, о выдвижении обвинения и об отрешении Президента РФ от должности, о различного рода заявлениях, в том числе при реализации иных, кроме рассмотренных, полномочий, в частности при осуществлении межпарламентского сотрудничества.3.Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Второй признак – судебная власть принадлежит только судам.Третий признаксудебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Суд зависит только от закона.

Сове́т Федера́ции Федерального Собрания Российской Федерации (также неофициально СФ, Совфед, Сенат) — верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации.

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России.

Госуда́рственная Ду́ма Российской Федерации[1][2] (Госдума) — нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации,правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[3].

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспускаГосударственной думы[5][6].

Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

poisk-ru.ru

Ветви государственной власти и их соотношение.

Важный элемент правового государства помимо господства права – разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.

Принцип разделение властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрение логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является – Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов. Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия – третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий в споре в праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом – важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации – высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого решения.

studfiles.net

3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата. Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Похожие главы из других работ:

Взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации

3.2 Взаимодействия ветвей власти

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции...

Государственный аппарат: структура и функции

Глава 3. Структура и функции государственного аппарата современного Российского государства

Представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства, главы субъектов Российской Федерации относятся к первичным государственным органам...

Деятельность Аппарата Народного собрания Республики Ингушетия

3. Функции Парламента в системе государственного управления

Парламент Республики Ингушетия осуществляет следующие функции: · принимает законы Республики Ингушетия и вносит в них изменения и дополнения; · вносит поправки в Конституцию Республики Ингушетия и принимает конституционные законы; ·...

Коммуникации в деятельности органов государственной власти

1.2 Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

В системе государственно управления коммуникации выполняют специфические функции, которые различные исследователи характеризуют по-разному. Так...

Коммуникации в системе государственного управления

Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции

В этой части своей работы я рассмотрю теоретический аспект изучаемой темы для того, чтобы понять её сущность, функции, роль и перспективы в жизни государства и общества. Мною рассмотрены, помимо основополагающих понятий и категорий...

Коммуникации в системе государственного управления

1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры

Теперь коснёмся функций коммуникации в системе государственного управления более системно. Опираясь на научную литературу по данной тематике...

Конституционно-правовой статус Президента РФ

1.2.Соотношение ветвей власти и Президента

В научных исследованиях иногда лишь констатируют, что он занимает место вне трех традиционных ветвей власти, иногда его относят к исполнительной власти. Последнее положение вызывает сомнения...

Механизм государства: понятие и структура

2.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей...

Особенности государственного управления

2. Органы особой компетенции в системе государственного управления. Выделите задачи, функции Комитета государственного контроля и системы прокуратуры в Республике Беларусь

Органы исполнительной власти особой компетенции учреждаются для осуществления преимущественно одной и той же функции государственного управления. К особой компетенции относятся органы, осуществляющие исполнительную, контрольно-надзорную...

Российская Федерация – демократическое государство с республиканской формой правления

2.4 Разделение ветвей государственной власти

Разделение ветвей государственной власти -- еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделения на законодательную...

Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ)

Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную...

Судебная власть и судебная система Российской Федерации

1. Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей государственной власти

Конституция российской Федерации предусматривает три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны...

Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления

1.5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА, ШТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса...

Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Глава II. Структура и функции государственного аппарата

Под структурой государственного аппарата понимаются его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.11 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби...

Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата

государственный аппарат власть В настоящее время нет единого мнения, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а, следовательно...

pravo.bobrodobro.ru

Право Р.Ф.

Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям власть и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы, наряду с всенародно избранным президентом, обладают верховенством государственной  власти в стране, т.к. их власть является производной от народа.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

L Однако первичным среди этих двух высших органов государственной власти является парламент, т.к. только он может принимать решения облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами. Парламент олицетворяет высшую законодательную власть. Название данной ветви власти «законодательная» вовсе не означает, что, кроме законодательной деятельности, парламент не выполняет никакой другой. Так, важной функцией законодательной власти является финансовая, которая практически воплощается в его конституционном праве ежегодно утверждать государственный бюджет. Парламент также наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов, осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отстранении от власти президента и других высших должностных лиц и т.д.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым парламентом — высшим представительным (законодательным) органом государства), который может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю, как, например, сенат (верхняя) и палату представителей (нижняя). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т. д.

Каждая из палат на весь срок своих полномочий образуют комитеты и комиссии (постоянные, временные, смешанные) которые являются рабочими подготовительными органами по различным направлениям деятельности палат. Их задача состоит, главным образом, в предварительном рассмотрении законопроектов.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, наделен правом издавать законы, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности путем импичмента.

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти, носит производный характер, т.е. производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами.

Задачи органов исполнительной власти состоят, главным образом, в исполнении решений принятых носителями верховной власти - парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить,

— направленные; исполнение:закона,.„@дцрда „их, название исполнительные, Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти во многих государствах мира постоянно повышается, и они не только исполняют решения принятые парламентом, но и сами, порой, направляют деятельность парламента.

Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками: - первый признак заключается в том, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

- другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования - армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность, которая выражается в отказе ему парламентом в доверии. Этот отказ оформляется при помощи специальной, законодательно закрепленной, парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, может инициировать досрочный роспуск парламента (нижней палаты) и добиться проведения внеочередных парламентских выборов.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Судебная власть состоит из органов осуществляющих правосудие, которые, в демократическом правовом государстве играют особую роль в системе сдержек и противовесов при разделении властей.;, Особая, роль суда в. осуществлении государственной власти заключается в том, что он выступает как арбитр при разногласиях между государственными органами, реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, и среди всех государственных органов, только судебная власть наделена правом, отправлять правосудие. В этом гарантии независимости самого суда, а также гарантии прав и свобод граждан и демократической государственности в целом. – Отсюда такие признаки  судебной власти как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

pravorf.narod.ru