1. Манипуляции в общении и их характеристика. 1 манипуляции в общении


Манипуляции в общении. Основы

манипуляции Манипуляции в общении — воздействие на собеседника с помощью речевых средств, для направления беседы в желательное русло и подведения собеседника (публики) к желательному для нас заключению и результату.

Термин манипуляция требует некоторого пояснения. Манипуляцией является лишь то воздействие, которое оставляет его цель за пределами передаваемой информации. То есть собеседник остается в неведении о реальных мотивах воздействия на него. Таким образом, открытое требование желаемого, шантаж и им подобные методы не относятся к манипулятивным воздействиям.

В процессе общения манипулятивного характера используются речевые приемы. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Но многие, в процессе овладения мастерством речевой коммуникации, забывают о том, что она представлена на вербальном и невербальном уровнях. В первый входят правильный подбор слов, стратегии аргументации, способность «играть словами» и т.д. Ко второму — жесты, мимика, поза, тембр голоса, движения и т.д.

Таким образом, манипуляции в общении, представляют собой воздействие на собеседника, посредством вербальных и невербальных компонентов речи, для направления беседы в желательное русло и подведения оппонента или публики к желательному для нас заключению и результату, оставляя цель этого воздействия скрытой от собеседника.

Существует несколько классов манипуляций в общении с собеседником:

•Подавляющая собеседника, бескомпромиссное манипулирование;

• Мягкая, вызывающая доверие и расположение собеседника;

• Использование стратегических элементов речи, таких как игры и стереотипы.

Первые два класса относятся к оформлению речи, то есть в них не имеет принципиального значения наполнение речи, имеет значение лишь правильность её преподнесения. Когда третий — создает необходимый текст, для того или иного типа собеседника. Естественно, что обеспечить максимальную эффективность воздействия может их сочетание.

Навыки скрытого подавления воли собеседника очень мало описаны в научной литературе и часто лишь немного затронуты в таких темах как: уверенное общение и уверенность в себе, но для освоения вышеуказанного класса воздействий, этого недостаточно. Здесь необходимо сформировать стойкий навык сочетания речевых компонентов (вербальных и невербальных) свойственных подавляющему воздействию.

Мягкая манера манипуляций в общении довольно подробно раскрыта в трудах по НЛП (нейролингвистическому программированию), коих на данный момент множество. И все же существуют некоторые нюансы, которые иногда бывает сложным найти даже в специализированной литературе. Например, при подстройке к собеседнику не стоит повторять его жестов, так как это вызывает неприятное ощущение, словно его дразнят.

Манипулирование оппонентом в общении с использованием его стереотипов и различного рода игр затрагивает огромный пласт психологических знаний. Здесь собраны множество вариаций опирающиеся на различные структуры личности и теорию игр. В этой связи, могут оказаться полезными труды Е.А. Личко и К. Леонгарда, Э. Берна и Г. Лебона… Первый взгляд на их работы может и не дать информации для манипуляций, но более углубленное их исследование позволит получить созвездие особенностей общения с теми или иными типами характеров, а так же в различных условиях.

Техники манипулирования посредством речевых аспектов коммуникации могут быть очень разнообразными. В данном контексте ограничимся лишь перечислениями некоторых из них: аргументация, псевдоаргументация, методика ККК, синусоидная голосовая модуляция, подстройка, якорение, техника да…но… и т.д.

Список литературы:

1. Антонов А.В. Манипуляции в общении — Статья из интернет ресурса.

2. Биркин А. А. Вербальный градиент сознания // Вестник восстановительной медицины. — 2005. — Т. 3, №13. — С. 60—61.

3. Биркин А.А. Код речи — СПБ Гиппократ 2007г. 408 с

4. Лебон Г. Психология народов и масс — М.: Академический проект, 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. А. А. Грузберга — Екатеринбург: ЛИТУР, 1999; Терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Games People Play»).

6. Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Personlichkeiten — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0.

Понравился материал... Расскажите о нем друзьям!

antonovpsy.ru

1. Манипуляции в общении. Их нейтрализация. Техники общения, их характеристика, назначение

Похожие главы из других работ:

Влияние внешнего облика, манер, стиля поведения на деловое общение

1.2 Роль имиджа в деловом общении

Роль внешнего облика человека - имиджа - в коммуникации общепризнанна. В деловом общении имидж является необходимым атрибутом переговоров. "По одежке встречают", - гласит старая русская пословица, и смысл ее в данном случае в том...

Деловое общение

Современные взгляды на место этики в деловом общении

Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими...

Деловое общение и культура речи

2.1 Культура речи в деловом общении

Слово - один из важнейших элементов воздействия в процессе управления. Речь может вызывать положительные и отрицательные эмоции в результате меняется и настроение, и работоспособность. Интонация подчеркивает...

Приемы общения в туризме и деловом общении

1.1 Приемы общения в туризме и деловом общении

Общение - искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей...

Роль делового общения в современном менеджменте

3. Конфликты в деловом общении и пути их решения

Самая сложная в реальном общении, самая узловая в теории общения проблема конфликтов имеет, можно сказать, непреходящую значимость и для этического исследования, для этики общения. Рассматривая проблемы общения, можно убедиться в том...

Современные взгляды на место этики в деловом общении

1. Современные взгляды на место этики в деловом общении

Этика (от греч. ethos - привычка, обычай, нрав) - учение о морали и нравственности. В центре внимания этики - вопросы разграничения добра и зла, понимания ответственности, справедливости...

Современный этикет

Этикет в общении

Успехи делового человека в его финансовых делах, в бизнесе на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% от умения общаться с людьми. Д. Карнеги Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно...

Техники общения, их характеристика, назначение

3.3 Обратная связь. Ее роль в общении

Для определения понимания информации в процессе делового общения используют механизм обратной связи, который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она, помимо своего первоначального содержания, несет сведения о том...

Уважение личности в общении людей друг с другом

4. ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ

Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих...

Этика делового общения

Вопрос 4. Комплименты в деловом общении

Комплименты в деловом общении не должны касаться одежды или внешности сотрудника, а должны относиться непосредственно к его личностным и профессиональным качествам. Специфические требования к комплименту...

Этика деловых отношений

Коммуникативная культура в деловом общении

Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами...

Этика и культура делового общения

Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении

Противоречие весьма остро проявляется в деловом общении. С одной стороны, соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом с самим собой...

Этика и культура деловых отношений

5. Восприятие и понимание в деловом общении

Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:[ Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н...

Этикет и культура делового общения

3 Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении?

По моему мнению, нравственная позиция - оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков...

etic.bobrodobro.ru

Манипуляции в общении

Манипуляция в общении происходит постоянно, и, несмотря на негативный оттенок, присущий этому слову, не всегда является злом. В нашей статье мы рассмотрим наиболее типичные примеры манипуляций в общении между близкими людьми, в детско-родительских отношениях и в деловом общении.

Манипуляцией называют воздействие на партнера по общению с целью добиться от него желаемого. Причем это воздействие обязательно скрытое, когда собеседник говорит об одном, желая получить другое. Манипуляции в общении постоянно используются не только работниками торговли любого звена с целью получения прибыли. Осознанно или нет, каждый использует те или иные фразы, чтобы удержать близкого человека/вызвать в нем чувство вины/заставить согласиться с партнером. Вам кажется, что такие игры выше вашего достоинства, и что вы, как разумный человек, не поддаетесь на эти уловки? Вспомните, доводилось ли вам слышать/использовать такие фразы: «Только ты меня понимаешь», «Ты меня совсем не любишь!», «Если ты уйдешь, то я…». Арсенал неисчерпаем. Однако гораздо чаще манипуляции в общении выглядят менее зловеще и преследуют более мелкие цели. Никому не причинило вреда банальное «Никто не делает такой вкусный чай!».

Манипуляции в общении могут быть растянуты во времени. Для постоянного удержания внимания объекта привязанности используются и напоминания о пережитом хорошем, и дорогие подарки, и перекладывание ответственности, и давление общественной морали…

Родители и дети

Тема манипуляции в детско-родительских отношениях может быть не столь животрепещущей, однако все мы захватили во взрослую жизнь определенный «багаж» из детства и часто продолжаем пользоваться приемами, усвоенными еще в семье. Манипуляции безобидны, когда их цель – накормить и вовремя искупать ребенка без вечернего скандала. Однако есть определенные «табу» для родителей, стремящихся вырастить уверенного в себе и окружающем мире человека. Это манипуляции на чувстве любви, страха, вины и неуверенности в себе («Если ты не будешь делать, как я говорю, отдам чужой тете»).

На работе

Манипуляции в деловом общении также широко распространены и опираются на тот же арсенал. Они используют чувство гордости, тщеславие человека; могут применяться и специальные тактики. Например, игнорирование, то есть умышленное невнимание. Такая тактика направлена на формирование чувства беспокойства, неуверенности себе. Может применяться и тактика побуждения, когда создается положительная мотивация для выполнения другим человеком своих задач.

Как бороться

Если вы считаете, что вами манипулируют, и вы не намерены дальше поддаваться, существует ряд рекомендаций, как этому противостоять. Прежде всего, доверяйте своей интуиции и опыту. Если вам кажется, что ваш партнер не совсем честен, скорее всего, у вас есть повод. Возможно, его выдает мимика, изменяющаяся интонация. И если вы догадываетесь, что у чемодана есть второе дно, подумайте, для чего все это. Неотъемлемая характеристика манипуляции в общении – наличие скрытого мотива. Если он вам уже ясен, вы можете прямо прервать неприятную вам игру, дав понять собеседнику, что разгадали его намерения. В случае с близкими и родными это может быть довольно болезненно и чревато разрывом отношений. Вы также можете использовать открывшуюся правду в своих целях, но для этого тоже нужно обладать холодной головой и тоже быть хоть немного манипулятором.

Психологи говорят о том, что манипуляции являются инструментом общения, а потому сами по себе не являются «хорошими» или «плохими». Важно, как они влияют на вашу жизнь и в какой степени вы можете им противостоять. Дополнительную информацию можно получить на специальных практикумах, тренингах, где отрабатываются навыки защиты от манипулирования. Тем, кто только начинает знакомиться с этой обширной темой, можно посоветовать ознакомиться с работами Э. Берна, который называет манипуляции «играми». Это психотерапевтический подход к проблеме. Среди тех, кто опирается на социальный подход, в первую очередь – отечественный автор А. П. Егидес, который предлагает понятный взгляд на манипуляции и способы противодействия им.

fb.ru

1. Манипуляции в общении и их характеристика

Научный редактор и главный консультант: ПАНКРАТОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,

профессор, руководитель программы

«Психология успеха и эффективного управления»,

ведущий специалист-консультант ряда PR-агентств

по управлению персоналом.

Рецензент:

Демидов Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент.

Панкратов В.Н.

Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. — 208 с. (Серия: Психология успеха и эффективного управления.)

Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит Институту Психотерапии. Все права

защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Эта книга для тех, кто хочет быть на шаг впереди остальных как в умении использовать и нейтрализовывать манипуляции в общении, так и в овладении искусством создавать особые доверительные взаимоотношения с людьми.

В книге анализируются три группы уловок-манипуляций: организационно-процедурные, логические и психологические, так называемые «хамские» приемы в общении. Предлагается механизм нейтрализации уловок-манипуляций в общении, рассматриваются приемы, стимулирующие общение, даются рекомендации по технике аргументации, анализируются приемы, позволяющие войти в доверие к собеседнику и бесконфликтно склонить его к своей точке зрения.

Знание механизма функционирования уловок-манипуляций в общении поможет деловому человеку эффективно нейтрализовать их, что позволит ему не стать объектом манипуляций со стороны окружающих.

ISBN 5-89939-009-3

© Панкратов В.Н., 2000

© Изд-во Института Психотерапии, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Разновидности споров и их особенности

1.2. Характеристика уловок-манипуляций в общении

1.2.1. Организационно-процедурные уловки

1.2.2. Психологические уловки

1.2.3. Логические уловки

2. Механизм нейтрализации манипуляций в общении

2.1. Общие правила нейтрализации уловок-манипуляций

2.2. Логические ошибки и механизм их нейтрализации

2.2.1. Характеристика основных логических ошибок

2.2.2. Механизм нейтрализации логических ошибок

2.3. Логические доказательства и их основные правила

2.3.1. Значения понятия «доказательство»

2.3.2. Логическая структура доказательства

2.3.3. Виды доказательства

2.3.4. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении

2.4. Рекомендации по технике аргументации

2.5. Приемы, стимулирующие общение

2.6. Психотехнология создания доверительных взаимоотношений

2.6.1. Искусство профессионального слушания

2.6.2. Мастерство конструктивной критики

13 14 16

27

30 30 32 32 36

46 46 47 51

54 58 62

73 73 82

2.6.3. Искусство комплимента

2.6.4. Умение задавать вопросы

2.6.5. Искусство избегания конфликтогенов

2.6.6. Умение прекратить разговор, не обижая собеседника

2.6.7. «Мелочи», имеющие решающее значение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тесты «Познай себя»

Тест 1. Можно ли Вас назвать душой общества?

Тест 2. Хорошо ли Вы умеете слушать?

Тест 3. Насколько Вы контактны?

Тест 4. Каков Ваш стиль общения?

Тест 5. Как Вы относитесь к критике?

Тест 6. Агрессивны ли Вы?

Тест 7. Кто Вы? Капитан? Рулевой? Пассажир?

Тест 8. Каков Ваш самоконтроль в общении?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Проверим свои знания

Вопросы для самоконтроля Тестовые задания для самоконтроля Кроссворды

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Упражнение-аутотренинг «Распрямим проблемно-риторические вопросы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тестовое задание «Завершим мысль»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Тематика спецкурсов и бизнес-семинаров по программе «Психология успеха и эффективного управления»

87

96

104

111 113

122 123

125 126 129 133 135 139 143 145 147

149 149 154 168

173 177

182

ВВЕДЕНИЕ

Путь к успеху в общении с людьми, как подтверждает практика, прикрыт некой вуалью незнания. Незнания того,

• как читать мысли собеседника и располагать его к себе;

• как соглашаться с деловым партнером, тем самым программируя его желание сотрудничать с вами;

• как профессионально задавать вопросы, помня о том, что, если хочешь получить умный ответ, — спрашивай умно;

• как искусно преодолевать барьеры недопонимания, определять истинное, а не «деланное» психологическое состояние собеседника;

• как, используя язык жестов и телодвижений, понять больше, чем сказано, сказать больше, чем произнести;

• как умело критиковать окружающих, чтобы при этом им было приятно общаться с вами;

• как добиваться доверия новых партнеров, обретая надежную страховку от обмана;

• как соблюдать этикет и правила бонтона в деловых взаимоотношениях;

• как добиваться взаимопонимания с различными категориями людей и получать при этом удовольствие от процесса общения;

и еще множество вопросов «как...?», которые ставит перед собой стремящийся к успеху человек.

Ответы на эти многочисленные вопросы были отчасти даны в предыдущих книгах: «Психология успеха» (1997), «Психотехнология управления собой» (1998}, «Психология успешного взаимодействия» (1999), «Искусство управлять людьми» (1999) и др.

Цель же данного пособия — попытаться раскрыть механизм использования и нейтрализации уловок-манипуляций в общении, без которых практически невозможно представить общение современного человека, где бы он ни находился — на работе, с друзьями, в семье. Особое внимание в книге уделяется приемам достижения взаимопонимания в общении и созданию доверительных взаимоотношений с окружающими.

Глубоко убежден, что добиться успеха в общении с людьми и бесконфликтно склонить их к своей точке зрения совсем нетрудно. При, пожалуй, одном лишь условии: если знать — как. Как это делают профессионалы-коммуникаторы, люди, обладающие более совершенной коммуникативной культурой, об этом, уважаемый читатель, вы прочтете на страницах (а также «между строк») данного практического руководства.

Это пособие адресуется тем, кто, следуя правилу «нет предела совершенству», стремится повысить свою коммуникабельность, развить особую проницательность в общении и усовершенствовать свою коммуникативную культуру.

Книга предназначена для тех, кто понимает, что добиться успеха вне сферы человеческого общения невозможно.

С уважением Вячеслав Панкратов.

studfiles.net

по психологии Манипуляция в общении

ГОУ гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория»

Реферат по психологии

Манипуляция в общении

Решетникова Екатерина Александровна, 9 «А» класс.

Смирнова Ольга Михайловна

Москва 2009-2010

Содержание:

Введение к реферату.

Основная часть:

- анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования.

- особенности изучаемого феномена.

- краткое описание методических приёмов и способов психодиагностических процедур.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В современном мире человеку иногда приходится манипулировать, чтобы выжить. И существуют совершенно разные способы манипуляции. Все мы ежедневно прибегаем к манипуляции, возможно даже уже не замечая этого, на подсознании. Проблема в том, что существует огромная вероятность попасться в ловушку опытного манипулятора. Этот человек сможет убедить вас в том, что нужно именно ему, приведет все пути к своей лачуге, для своей же пользы. Иногда, нам удаётся распознать перед собой человека стоящего за такой целью и мы начинаем чувствовать раздражение. Это совершенно нормальная реакция. Но, трудность состоит в том, чтобы ловко уйти от этого воздействия на вас и при этом желательно остаться в тени. Опять же, вы будете манипулировать человеком в данном случае. Иногда получается и так, на манипуляцию отвечают манипуляцией. Главное чётко осознавать, что является реальностью и чего стоит остерегаться.

Люди воздействуют друг на друга разными способами. Одни опираются на человеческие слабости, личные проблемы, напирают на чувства людей. Такие люди манипуляторы. Манипулятор - это очень занятой человек. Он занят тем, что контролирует других, и поэтому не видит и не слышит многого из того, что происходит вокруг. Манипулирование незаметно делает его слепым. В результате он может хорошо и прочувствованно говорить о красоте заката, но у него не дрогнет душа, когда он увидит закат своими глазами. Он утрачивает способность по-настоящему переживать, по-настоящему радоваться. Он не всегда болен, но всегда слишком занят, чтобы жить нормально и полноценно. Так даёт определение манипуляторам Эверетт Шостром. Дэйл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и получить доверие людей» на примерах из жизни показывает, что манипуляторы очень успешные люди и добиваются очень многого. Он представляет читателям этот путь манипуляции самым эффективным, действенным. Эверетт Шостром соглашается с Карнеги в том, что без манипуляции никак не обойтись, но она может быть разной. В своей книге «Антикарнеги» Шостром противопоставляет манипулятору актуализатора. Наверно это даже по сути и не манипуляция, а уважение к окружающим, доверие. Киты, на которых "стоит" актуализатор, - это честность, осознанность, свобода и доверие.

Манипуляция встречается в различных отраслях, событиях, ситуациях. Часто можно заметить её в экономической сфере, сфере бизнеса, торговли и т.д. Также манипулятивные методы часто встречаются в учебном процессе и используются обеими сторонами: обучающими и обучающимися. Безусловно, всё это встречается и в семейно жизни, иначе никак. Очень часто происходят конфликты в семьях из-за непонимания, психологических атак родителей и детей друг на друга. Часто дети пытаются убедить родителей, что в школе всё хорошо и оснований для тревоги нет, при этом начинают переводить разговор на другую тему и стараются как можно меньше в дальнейшем упоминать о школе, если у них на самом деле большие проблемы.

Порой, манипуляция очень губительна. Всем людям свойственно манипулировать, но не всем дано устоять перед соблазном в очередной раз не начать разговор так, чтобы получить личную выгоду, подвергнуть собеседника под удар, «возвести себя на пьедестал». Но она порой бывает очень полезной и не губительной для окружающих. Порой, люди просто вынуждены вести себя таким образом, чтобы скрыть что-то или наоборот намекнуть, сделать акцент на определённой информации.

Манипуляция очень обширная тема для разговора и можно разбирать отдельную тему очень долго, наверное даже вечно, ведь манипуляция-это всё равно общение, а без него люди не могут существовать и в этой сфере постоянно происходит развитие.

Описание методических приёмов и способов психодиагностических процедур.

Психологическое воздействие- это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнёра по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие чаще всего- обмен информации, влияние или взаимовлияние, взаимодействие. Можно убедить своего партнёра по межличностному контакту в чём-то, сформулировать то, что вам выгодно в той или иной ситуации. Существует педагогическое, управленческое, идеологическое(и т.д.) воздействие. Часто встречается такое понятие - личное влияние. Интересное определение ему даёт В.М. Погольша, она интерпретирует его не как процесс, а как «способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим, либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только характер человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер». (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, с.155). Личное влияние может быть ненаправленным (например, влияние авторитетного человека) и направленным (совпадает с психологическим воздействием). Психологическое воздействие может быть направленно на других людей и на самого себя (самоубеждение, саморегуляция, самопрограммирование и т.д.). Далее идёт подразделение на уровень психики: на осознаваемый и неосознаваемый. Существует системный подход, он схож с психологическим воздействием.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия (субъект- один человек или группа). Эффективность воздействия зависит от многих факторов, таких как пол, возраст, социальный статус, материальные и информационные ресурсы и многое другое составляющее субъекта. Очень важна психологическая и профессиональная подготовка к оказанию воздействия на своего партнёра по общению. Субъект межличностного воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности - неуспешности воздействия; организует противодействие объекту и т.д. В объекте психологического воздействия часто выделяют предмет воздействия, то есть явление, на которые направленно психологическое воздействие. К ним относятся убеждения, мотивы, ценностные ориентации и пр. В группе людей - психологический климат, межгрупповая напряжённость и т.д. Объект - активный элемент системы, поэтому он перерабатывает предлагаемую информацию и может по-разному реагировать на неё, порой даже выступать в роли субъекта. Для объекта так же важны факторы как пол, возраст и т.д.

Процесс межличностного воздействия включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия- это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Есть два основных типа стратегий: монологический и диалогический (Балл, Бургин, 1994). Субъект воздействия, руководствующийся монологической стратегией, ведёт себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент - лишь объектом влияния.

Императивная стратегия, при ней желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом, на понимание и исполнение предписаний которого должна быть направлена активность реципиента. При манипулятивной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования субъектом воздействия активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении. В. М. Погольша определяет манипуляцию как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша(так же относится стремление поставить партнёра по общению в определённую зависимость). В целом, основным фактором сопротивления внешнему давлению м манипулированию является личностный потенциал, представляющий собой устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей(Куницына, Казаринова, Погольша, 2001).

В отличие от манипулятивной стратегии, диалогическая (развивающая) стратегия исходит из признания субъективной полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнёров и поэтому стремится абстрагироваться от всевозможных различий между ними.

К динамическим характеристикам воздействия относятся темп, паузы и общая атмосфера оказания влияния, их длительность и интенсивность. Высокий темп воздействия позволяет достичь большей эффективности, поскольку не оставляет реципиенту времени на осознанное обдумывание поступающей информации. Растянутость же сообщения может вызвать у реципиента негативные эмоции и положительный результат не будет достигнут. Длительность воздействия может быть разной и зависит от цели, с которой оно осуществляется. Интенсивность данного воздействия может быть «слабой» для конкретного реципиента и именно по этой причине не осознаваться, не переживаться им и не способствовать изменению поведения. При адекватной интенсивности, воздействие может более или мене фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения. Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными. Система аргументации может включать мировоззренческие доказательства, сведения, характеризующие образ жизни и т.д. Что же касается использования невербальных средств воздействия, то в целом они должны быть адекватны объекту, субъекту и условиям воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение(на уровне сознания), внушение, заражение и подражание(на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Убеждение применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их различна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоёмким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. Принуждение имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение(вторая применяется в управленческой или воспитательной практике, по сути здесь он совпадает с методом убеждения).

mirznanii.com