Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План. План социально демографические проблемы современности план


демографическая проблема. Пути решения демографической проблемы

В сравнительно недавнем прошлом, еще до начала эры антибиотиков и при повсеместном распространении голода, человечество особенно не задумывалось о своей численности. И было отчего, так как постоянные войны и массовый голод уносили миллионы жизней.

Особенно показательной в этом плане оказались две Мировые войны, когда потери всех воевавших сторон превысили 70-80 миллионов человек. Историки считают, что погибло более 100 миллионов, так как действия японских милитаристов в Китае и по сей день не изучены в должной степени, хотя они убили огромное количество мирных жителей.

Сегодня другие глобальные проблемы. Демографическая проблема – одна из наиболее серьезных и важных среди них. Впрочем, не следует считать, будто бы резкое увеличение численности человечества началось исключительно в наши дни. В далеком прошлом также происходили резкие скачки численности населения отдельных стран, причем все эти процессы зачастую приводили к весьма серьезным последствиям в общемировом значении.

К чему приводит демографический взрыв?

Считается, что у резких всплесков численности населения все же есть положительная черта. Дело в том, что в этом случае целые страны «молодеют», снижаются затраты на медицину. Но на этом все хорошее заканчивается.

Резко возрастает количество попрошаек, многократно растут расходы на образование, количество выпускаемых из учебных заведений специалистов возрастает настолько, что страна попросту не может обеспечивать их трудоустройство. На рынке труда появляется огромное количество молодых и здоровых людей, которые готовы выполнять работу за весьма скромное вознаграждение. В результате стоимость их труда (и без того копеечная) падает до минимума. Начинается подъем преступности, грабежи и убийства быстро становятся «визитной карточкой» государства.

Комплексное видение проблемы

Из этого вытекают многие современные глобальные проблемы. Демографическая проблема зачастую лишь является отражением негативных процессов, происходящих в государстве. Неспособность общества занять новых граждан полезным трудом, неготовность гарантировать им жилье, питание и образование говорит о слабости внутренней политики.

Впрочем, не все так страшно. Если страна имеет тесные связи с международными партнерами и готовит высококлассных специалистов, то часть молодого поколения вполне может найти себя на трудовых рынках других государств. Кроме того, огромное значение имеют сезонные рабочие места, которые позволяют разгрузить внутренний трудовой рынок и несколько исправить демографические проблемы общества.

Различия в уровне жизни

Увы, но в этом случае важнейшую роль играет и уровень развития самого государства. Если в Европе бурный рост белого населения попросту невозможен из-за высоких цен на хорошее жилье и образование для детей, то для волны мигрантов из Африки и прочих стран «Третьего мира» такие мелочи не имеют значения.

Довольствуясь государственными пособиями, они легко могут ютиться в маленьких съемных квартирах, исправно производя все новых детей. В результате резко увеличивается количество нахлебников, сидящих на шее налогоплательщиков. Нарастает социальная напряженность, снижается уровень заработной платы, массово появляется безработица, так как на все «низовые» должности массово устраиваются мигранты, которые согласны работать за меньшую плату.

Вот причины демографической проблемы. «Первую скрипку» обязательно должно играть государство. Если оно самоустраняется от решения проблемы, то ничего хорошего не выходит.

Еще раз про социальную политику

Если рассматривать в комплексе все глобальные проблемы, демографическая проблема зачастую является предрасполагающим фактором, но отнюдь не причиной, приводящей ко всем вышеизложенным последствиям.

Основной первопричиной всех бед всегда является плохая социальная политика государства или же полное отсутствие таковой. Взять ту же Африку. Мировое сообщество выделяет огромные средства на приобретение средств контрацепции, но их рекламой практически никто не занимается, что и порождает демографические проблемы современного общества.

Кроме того, во многих регионах Центральной Африки население уже доведено до столь нищенского состояния, что большое количество детей, которые будут работать на поле или попрошайничать – единственное средство выживания для семьи. Подрастая, они пополняют ряды бесчисленных вооруженных формирований, которые продолжают загонять весь регион в еще больший хаос. Причина – отсутствие даже элементарной государственной поддержи социального оразвития, отсутствие любых источников официального дохода.

Прочие опасности перенаселения

Известно, что уровень потребления современной цивилизации во много тысяч раз превышает уровень нормальных биологических потребностей человека. Даже беднейшие страны потребляют больше, чем они это делали пару сотен лет назад.

Разумеется, что при резком увеличении количества населения, общем обнищании большей его части и полной неспособности государственных структур установить над всем этим хоть какое-то подобие контроля лавинообразно возрастает нерациональное потребление ресурсов. Следствием этого становятся многократно увеличившиеся сливы токсичных отходов кустарных предприятий, горы мусора и полное пренебрежение хоть какими-то природоохранными мероприятиями.

К чему все это приводит?

В результате страна оказывается на грани экологической катастрофы, а население – на пороге голодной смерти. Думаете, современные демографические проблемы начались только в последние годы? В той же Африке еще с середины 60-х годов в целых провинциях люди начали страдать от нехватки питания. Западные медикаменты позволили повысить продолжительность жизни, но ее общий уклад оставался тем же.

Рождалось много детей, требовалось все больше земли для их пропитания. А земледелие там и по сей день ведется подсечно-огневым методом. В результате гектары плодородной почвы превращались в пустыни, подвергаясь ветровой эрозии и вымыванию.

Это все – глобальные проблемы. Демографическая проблема (как можно заметить) характерна для переходных культур, которые получили резкий доступ к благам современной цивилизации. Перестраиваться они не умеют или не хотят, в результате чего возникают жесткие социально-культурные противоречия, которые могут привести даже к войне.

Обратный пример

Впрочем, в нашем мире есть немало стран, в которых демографическая проблема представлена с совершенно противоположного ракурса. Речь идет о развитых государствах, в которых проблема как раз таки в том, что люди репродуктивного возраста не желают создавать семьи, не рожают детей.

В результате на место коренных народов приходят мигранты, которые зачастую способствуют полному уничтожению всей социокультурной составляющей того этноса, который до этого проживал на этой территории. Конечно, это не слишком жизнеутверждающий финал, но без активного вмешательства и участия государства подобную проблему решить не удастся.

Как может быть разрешена демографическая проблема?

Так каковы пути решения демографической проблемы? Способы решения логическим образом вытекают из причин явления. Во-первых, нужно в обязательном порядке повышать уровень жизни населения, улучшать медицинское его обслуживание. Известно, что в бедных странах матери зачастую вынуждены рожать много детей не только из-за традиций, но и по причине высокой младенческой смертности.

Если будет выживать каждый ребенок, будет меньше смысла рожать с десяток детей. К сожалению, в случае с теми же мигрантами в Европе хорошее медицинское обслуживание привело только к тому, что они стали рожать еще больше. Примерно то же самое наблюдается и в Гаити, где подавляющее число населения живет далеко за чертой бедности, но продолжает исправно рожать. Различные общественные организации выплачивают многим пособия, которых вполне хватает для выживания.

Медицина – превыше всего!

Следовательно, не нужно ограничиваться только лишь улучшением качества медицинского обслуживания. Необходимо предлагать материальное поощрение семьям, в которых не больше двух-трех детей, облагать их меньшими налогами, предлагать упрощенные схемы поступления в вузы детям из таких семей. Проще говоря, социально-демографические проблемы должны решаться комплексно.

Кроме того, крайне важна действенная социальная реклама о пользе контрацепции, подкрепляемая невысокой стоимостью таких препаратов. Нужно объяснять людям, что перенаселение влечет за собой плохие условия жизни для их детей, которые не смогут нормально жить в смоге крупных мегаполисов, лишенных зелени и чистого воздуха.

Как повысить рождаемость?

А каковы пути решения демографической проблемы, если бороться предстоит не с перенаселением, а с нехваткой этого самого населения? Как ни странно, но они практически те же. Рассмотрим их с позиций нашего государства.

Во-первых, чрезвычайно важно повысить уровень благосостояния населения. Многие молодые семьи не заводят ребенка только лишь из-за того, что не уверены в завтрашнем дне. Необходимо льготное жилье для молодых семей, налоговые льготы, значительно повышенные выплаты материальных пособий многодетным семьям.

Кроме прочего, в обязательном порядке следует предоставлять возможность получения льготных лекарственных средств и питания для детей. Так как стоит все это очень немало, многие молодые семьи просто истощают свои бюджеты, покупая все необходимое только на свои деньги. В этом же ряду стоит и снижение налогового бремени на молодые и многодетные семьи.

Разумеется, не стоит забывать также о пропаганде семейных ценностей. В любом случае решение демографической проблемы обязательно должно быть комплексным, с обязательным учетом всех факторов, которые и приводят к нарушениям рождаемости.

fb.ru

Тема плана

ID: Тема плана: План:
11 Социализация индивида 1. Понятие социализации.2. Задача и функция социализации.3. Факторы социализации по А.Мудрикуа)мегафакторы б)макрофакторыв)мезофакторыг)микрофакторы4. Виды и агенты социализации:5. Механизмы социализацииа)Социально-психологические механизмы*Импринтинг*Экзистенциальный нажим**Подражание*Рефлексия*б)Социально-педагогические механизмы6. Факторы, способствующие успешной социализации.
37 Развитие общества 1.Признаки общества.2.Типы обществ.а)традиционноеб)индустриальноев)пост-индустриальное3.Эволюция общества,законы развития4.Социальный прогресс5.Формы прогрессаа)реформисткая*социальные реф.*полит.реф.*экономич.реф.б)революционная
48 ^ 1) Понятие о семье.2) Основные типы семейных отношений:а) кровнородственные;б) брачные.3) Основные этапы формирования семьи.4) Особенности семьи:а) семья как малая группа;б) семья как социальный институт.5) Основные типы семьи:а) патриархальная;б) партнерская.в) нуклеарная;г) поколенная.6) Функции семьи:а) досуговая;б) воспитательная;в) эмоционально-психологическая;г) хозяйственная;д) статусная и т.д.7) Особенности семьи в современном обществе.
49 ^ 1) Понятие общественных отношений:а) в широком смысле;б) в узком смысле.2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.3) Классификация общественных отношений по основным сферамжизни общества:а) экономические;б) социальные;в) политические;г) духовные.4) Содержание каждого вида общественных отношений.5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.
56 ^ 1 Понятие общества2. Основные функции общества3 Особенности общества как саморазвивающейся системы4. Типы обществаа)традиционноеб)индустриальноев)пост-индустриальное5.Основные подсистемы общества — сферы общественной жизниа) экономическаяб) социальнаяв) политическаяг) духовная
62 Формы государства 1. Что такое форма государства?2. Формы правления:а) монархияб) республика3. Форма государственного территориального устройства:а) унитарноеб) федеративноев) конфедеративное4. политические режимы:а) демократический б) авторитарныйв) тоталитарный
77 ^ 1) Угрозы и вызовы современного человечества2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.3) Особенности терроризма на современном этапе:а) наднациональный характер;б) использование современных электронных сетей и средств.4) Проявления террористической деятельности.5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
86 ^ 1) Основные глобальные проблемы человечества:а. проблема плохой экологииб. демографическая проблемав. диспропорция экономического развития ("богатый север-бедный юг")г. угроза 3 мировой войныд. международный терроризме. распространение алкоголизма и наркомании2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами3) Причины экологического кризиса:а. нерациональное распределение и использование ресурсовб. неприменение или недостаточное применение новых технологийв. отсутствие альтернативы природным ресурсамг. недостаточное количество мероприятий по защите экологиид. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты4) Проявления и последствия экологического кризиса:а. снижение качества жизни и здоровья населенияб. угроза экологической катастрофы5) Пути преодоления экологического кризиса:а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйстваб. защита и очистка окружающей средыв. международное экологическое сотрудничество
96 ^ 1.определиение "молодежь"2.особенности социального положения:-переходное положение-высочкий уровень мобильности-освоение новых соц.ролей-активный поиск своего места в жизни-благопиятные перспективы в профессиоальном и карьерном плане3.социально-псиологические качества молодежи-неустойчивость психики-внутренние противоречия-низкий уровен толерантности-стремление выделиться-спец.молод.субкультуры4.типы самодеятельности молодежи-агрессивная-социальная-эпотажная5.Неформальные молодежные группы и их признаки.
106 Этнос 1. Понятие этноса (Что такое этнос?)2. Виды этносов:А) родБ) племыВ) народностьГ) нации3. Национальные интересы4. Меж.ныциональные отношенияА) сотрудничествоБ) конфликт
131 ^ 1) Основные глобальные проблемы человечества:а. проблема плохой экологииб. демографическая проблемав. диспропорция экономического развития ("богатый север-бедный юг")г. угроза 3 мировой войныд. международный терроризме. распространение алкоголизма и наркомании2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами3) Причины экологического кризиса:а. нерациональное распределение и использование ресурсовб. неприменение или недостаточное применение новых технологийв. отсутствие альтернативы природным ресурсамг. недостаточное количество мероприятий по защите экологиид. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты4) Проявления и последствия экологического кризиса:а. снижение качества жизни и здоровья населенияб. угроза экологической катастрофы5) Пути преодоления экологического кризиса:а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйстваб. защита и очистка окружающей средыв. международное экологическое сотрудничество
141 Рынок как саморегулирующая система 1. Рынок и его роль в экономической жизни2. Современный рынок3. Становление рыночной экономики в России
150 Социальные статусы и роли 1.Понятие2.Статусный и ролевой набор3.Виды статусова)предписанный стат.б)достигаемый стат.4.Престиж и авторитет5.ролевой конфликта)межролевыеб)личностно ролевыев)внутреролевые6.Социализация личности7.Статусные символы
188 Социальный институт

1. Определение социального института2. основные комплексы социальных институтов:а) экономическиеб) политическиев) социальныег) институты, действующие в духовной области3. Ключевые социальные институты:а) семьяб) властьв) наследованиег) собственность4. Признаки социальных институтов5. Функции социальных институтов6. Роль социальных институтов в жизни общества

189 Многовариантность общественного развития 1. Пути общественного развитияа) революцияб) реформав) эволюция2. Стадии развития общества:а) доиндустриальнаяб)индустриальнаяв) постиндустриальная3. Понятия инновация, модернизация4. Подходы к изучению общественного развития:а) формационныйб) цивилизационный
190 Общество как сложная динамическая система 1. Понятие «общества»- в широком смысле- в узком смысле2. Подсистемы общества- экономическая- социальная- политическая- духовная3. Классификация обществ- письменные и дописьменные- традиционное, индустриальное, постиндустриальное- первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое4. Виды общественных отношений- материальные- духовные5. Роль межличностных отношений в мире
202 Типы обществ Классификация типов обществ2. По наличию письменности2.1. Письменные2.2. Дописьменные3. По уровню развития3.1. Развитые3.2. Развивающиеся3.3. Отсталые4 По К. Марксу (формации)4.1. Первобытное4.2. Рабовладельческое4.3. Феодальное4.4. Капиталистическое4.5. Коммунистическое5. По У. Ростоу5.1. Традиционное (аграрное)5.2. Переходное5.3. Стадия сдвига5.4. Стадия зрелости5.5. Общество высокого массового потребления6. По Д. Беллу, А. Тоффлеру6.1. Доиндустриальное6.2. Индустриальное6.3. Постиндустриальное
203 Глобализация 1. Понятие глобализация2. Основные причины2.1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному2.2. Переход от централизации экономики к децентрализации2.3. Переход от национальной экономики к мировой2.4. Переход от альтернативности выбора к его многообразию2.5. Использование новых коммуникационных технологий, в том числе интернет3. Основные направления проявления3.1. Глобализация финансовых рынков3.2. Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру3.3. Экономическая интеграция в рамках отдельных регионов3.4. Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах4. Последствия глобализации4.1. Позитивныеа. Стимулирующее влияние на экономикуб. Сближение государствв. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политикег. Возникновение социокультурного единства4.2. Негативныеа. Насаждение единого стандарта потребленияб. Создание препятствий для развития отечественного производствав. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных странг. Навязывание определенного образа жизнид. Оформление идеи соперничествае. Утрата специфических черт национальной культуры5. Роль и место глобализации в жизни общества
218 ^ 1)Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества2)Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами3)Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?4)Проявления и последствия «демографического взрыва»:•Массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья•Безработица•Проблемы ассимиляции приезжих5)Пути преодоления социально-демографических проблем:•Решение проблемы регулирования численности народонаселения•Осуществление продуманной демографической политики•Международное сотрудничество в решении социально- демографических проблем
220 ^ 1) Что такое социализация?2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализациюличности.3) Социализация через всю жизньа) от младенчества до молодостиб) освоение новых социальных ролей в зрелом возрастев) продолжается ли социализация в старости?4) Институты (агенты) социализации:а) значение семьи в первичной социализации;б) роль образования в социализации личности;в) какой опыт передают сверстники;г) СМИ как агенты социализации.5) Значение социализации для личности
223 ^ 1. Понятие социального гос-ва2. Признаки социального гос-ваа)демократическая организация гос. властиб)высокий нравственный уровень гражданв)социально ориентированная структура экономики3. Функции социального гос-ваа)охрана труда и здоровья людейб)сглаживание социального неравенствав)поощрение благотворительной деятельности4. Проблемы развития и совершенствования социального гос-ва
230 ^ 1.Различные подходы к проблеме познаваемости мираа)Признание познаваем.мира(обьективный ,субьективный)б)отрицание познаваем.мира(скептицизм,агностицизм)2.Формы чувств познания а)ощущениеб)восприятиев)представление3.Основные формы рационального познанияа)понятиеб)суждениев)умозаключение4.Познание как вид деятельностиа)житейскийб)научный
249 Общественный прогресс 1.Понятие "общественный прогресс"2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:а)французские просветителиб)религиозные чтения в)Платон,Аристотель,Вико,Тойбиг)современные исследователи 3.Критерии:а)уровень развития производительных силб)совершенствование нравственностив)прогресс науки и техникиг)развитие человеческого разумад)возрастание степени свободы4.Общественный прогресс и современное общество
250 Разделение властей в РФ или Теория разделения властей 1.Сущность принципа разделения властей.2. Разделение властей и их функции.2.Основные положения теор. разделения властей.3. Структра закнодат власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)а) Федеральное собрание РФб) органы законодательной власти субъектов РФ4. Структра исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)а) Президент РФб) Гос.Советв) органы исполнительной власти субъектов РФ*председатель Сов.министров*правительство**заместители председателя*министры*5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)а) конституционный суд РФб) Верховрный суд РФв) Высший Арбитражный суд РФг) пркуратура
254 ^

1)Понятие социальной мобильности2)Понятие вертикальной социальной мобильности3)Понятие "социальных лифтов" 4)Виды "социальных лифтов" по П.Сорокину:а)армияб)школав)церковь5)Другие виды вертикальной социальной мобильности:а)государствоб)правов)экономика6)Заключение7)Выводы

257 ^ 1) Понятие общества. 2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы. 2.1 Влияние природы на общество2.2 Влияние общества на природу3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.3.1 Сферы общественной жизни3.1.1 Экономическая3.1.2 Социальная3.1.3 Духовная3.1.4 Политическая4) Общественные отношения. 5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни
263 ^ 1) Социальная стратификация, понятие, основные критерии.2) Социальная мобильность, понятие, виды:а) горизонтальная;б) вертикальная восходящая;в) вертикальная нисходящая.3) Социальные "лифты":а) армия;б) церковь;в) школа.4) Маргинализация, понятие, предпосылки.5) Люмпенизация, понятие.6) Роль социальной мобильности в жизни общества.
270 ^ 1)социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.2)сущность "демографического взрыва" и его связь с другими глобальными проблемами.3)чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах.4)Проявления и последствия "демографического взрыва"а)массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;б)безработица;в)массовые миграции;г)проблемы ассимиляции приезжих;5)Пути преодоления социально-демографических проблем;а)решение проблемы регулирования численности народонаселения;б)осуществление продуманной демографической политики;в)международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
274 ^ 1) Понятие образования2) Цель образования3) Функции образования:а) экономическаяб) социальнаяв) культурная4) Система образования России:а) сеть образовательных учрежденийб) совокупность образовательных стандартов и программв) органы управления образованиемг) комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования5) Общие тенденции в развитии образования:а) демократизация системы образованияб) рост продолжительности образованияв) непрерывность образованияг) гуманизация образованияд) гуманитаризация образованияж) интернациализация процесса образованияз) компьютеризация процесса образования

www.userdocs.ru

Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План

1. Демографическая ситуация в Российской Федерации. Региональные демографические проблемы.

2. Динамика брачности и разводимости, кризисные периоды и факторы «риска» в браке.

3. Демографическая политика в РФ, ее основные направления.

4. Основные нормативно-правовые акты в области народонаселения по планированию семьи.

Основные понятия и положения курса

Демография — наука, изучающая население по полу, возрасту, занятиям и его движение (рождаемость, структура бракосочетания, смертность, миграция).

Развод – прекращение брака путем его расторжения. Порядок, условия и правовые последствия развода регулируются Семейным кодексом РФ. Особенно серьезными являются социально-педагогические последствия развода по отношению к детям разводимых семей.

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

Репродуктивная установка – психический регулятор поведения, предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей.

Репродуктивная мотивация (экономическая, социальная, психологическая) - выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки.

Понятие «демография», краткая характеристика. Факторы краткосрочного и долгосрочного характера, влияющие на демографическое поведение людей и состояние семьи. Новые тенденции в динамике основных демографических показателей в России: влияние социально-экономического кризиса на демографическую ситуацию. Проблема рождаемости и воспроизводства населения. Определение системы мер, воздействующих на неблагоприятные тенденции в области народонаселения.

Динамика уровня разводимости в мире и России в последние десятилетия. Степень компенсации разводов повторными браками. Перспективы изменения брачности и разводимости

Характеристика современных тенденций демографического развития семьи и их обусловленность изменениями в образе жизни (урбанизация, изменение положения женщин в обществе, семье, издержки социально-экономического развития). Изменения в структуре и динамике семей. Тенденция нуклеаризации семьи и снижение рождаемости. Сокращение среднего размера семьи.

Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План

1. Семейная структура населения Российской Федерации.

2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи.

3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи.

4. Социально-экономическое положение семьи в Мурманской области.

5. Пути решения социально-экономических проблем семьи.

Основные понятия и положения курса

Гарантии социальные – материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе.

Государственная политика – совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом.

Жизненное предназначение — изначально заданная природой жизненная направленность человека, проявляющаяся в его социально-профессиональной ориентации, склонности и способностях к определенным видам деятельности, в характере отношений к себе, людям и миру в целом.

Жизненный цикл семьи – семейный цикл, последовательность существенных в социальном и демографическом отношении состояний, в которых находится семья с момента её образования до тог, как она прекратит своё существование. Данное понятие введено в научный обиход в 1930-х годах, однако, единой схемы жизненных циклов семьи не существует. В зависимости от имеющегося материала схемы жизненных циклов бывают более или менее подробными. Обычно выделяются следующие фазы: до рождения детей, рост, сокращение, старение семьи. Иногда в фазе роста выделяются подфазы, зависящие от очередности рождения и возраста детей, а в фазе сокращения – подфазы, связанные с уходом взрослых детей из родительской семьи. В фазе сокращения семья, как правило, даёт начало другой нуклеарной семье (или семьям), что придаёт развитию семьи циклический характер. Границы фаз определяются наступлением тех или иных событий в жизни семьи, например: рождение первого ребёнка, рождение последнего ребёнка; вступление в брак первого ребёнка, смерть одного из супругов и пр.

Потребность – нужда человека в чем-либо, выступающая источником его активности.

Потребности социальные – род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям. Термин используется по отношению к тем, кто по причине какой-то немощи испытывает дополнительные потребности, удовлетворение которых обеспечивается со стороны специализированных органов или институтов.

Программа социальная – совокупность мероприятий (действий), необходимых для реализации плана социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Прожиточный минимум – уровень потребления, достаточный для выживания и поддержания нормального состояния здоровья отдельного человека или семьи.

Социальная защита - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Социальные ценности - рассматриваются в широком и узком смысле: в широком смысле – наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком смысле – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Экономическое воспитание — продуманная система педагогической деятельности, направленной на формирование экономического сознания учащихся.

Категории потребностей и их классификация. Факторы удовлетворения потребностей и роль важнейших из них: доходы населения и их распределение. Бюджет семьи. Определение бюджета семьи с учетом ее состава и социально-экономического положения.

Отсутствие необходимых условий для сочетания родителями трудовой деятельности с воспитанием детей. Сохранение традиционного разделения домашних обязанностей между мужчиной и женщиной.

Жилищная проблема современной семьи: ее состояние, тенденции, проблемы. Приватизация и ее последствия для малоимущих слоев населения. Жилищная проблема молодой семьи, семьи студенческой, многодетной. Меры государственной помощи семье. Законодательная и нормативная база.

studfiles.net